Доклад на МО: "Содержание и методика работы воспитателя ГПД по формированию и сплоченности детского коллектива». 11.01.2023 год
учебно-методический материал

       Основой создания, укрепления и развития коллектива учащихся является их совместная деятельность, направленная на достижение общих целей: учение, общественно полезная работа, производительный труд, деятельность по художественному творчеству, спорту и т.д. Всякая деятельность является объективным фактором формирования коллектива.

      Коллектив функционирует только в процессе деятельности, которая является потребностью каждого ребенка. Он не может нормально жить и развиваться, если не удовлетворяются его потребности, например в движении, в игре, в знаниях, в общении с другими людьми. Неудовлетворенные физические и духовные потребности оказывают на организм ребенка, на его чувства и мысли глубокое влияние, в частности это приводит к снижению работоспособности, к повышению возбудимости или, наоборот, к апатии.

      Ребенка обычно влечет к другому человеку, к группе людей, к коллективу, способному удовлетворить его потребности. Умеренно удовлетворенная потребность, например потребность детей в игре, является основой для возникновения новых потребностей: быть с товарищами, в коллективе, приобрести какие-то навыки и умения, чтобы лучше играть.

      В укреплении коллективистических связей и развитии коллективистических отношений большое значение имеет совместное проведение досуга. Он приобщает школьников к коллективным переживаниям, действиям, помогает им лучше познакомиться с духовным миром друг друга.

      Планируя работу коллектива, приходится думать над тем, как увлечь общей деятельностью детей. А для этого очень важно учитывать их интересы.

     Формирование детского коллектива - значимая задача  начальной школы, от успешного решения которой будет завесить психологический комфорт учеников, влияющий в итоге на формирование учебной мотивации, успешность проживания школьной жизни. Младшие школьники учатся работать в группе, развивают коммуникативные навыки, взаимодействуют в коллективе. Именно внеурочная деятельность позволяет создать условия для постижения духовно-нравственных ценностей ребёнком, способствует сплочению всего коллектива. Необходимость формирования детского коллектива во внеурочной деятельности отмечается в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

      Как отмечает Ш.А. Амонашвили, внеурочная деятельность – составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся.

    Внеурочная деятельность организуется для развития детей в различных направлениях, для удовлетворения их потребностей в досуге.

      Важной задачей  является правильно организовать систему внеурочной деятельности, способствующей формированию детского коллектива, таким образом, чтобы максимально развить коммуникативные потребности и способности каждого ученика. Конечно, воспитать сплочённый коллектив можно и в другой любой детальности, но мы убеждены, что наиболее продуктивно это в осуществляется в свободное от обучения время.

      Во внеурочной деятельности значимо создать условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формировать познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки, обеспечить становление основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества. Во внеурочной деятельности важно создать своеобразную эмоционально наполненную среду увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений.

      В такой деятельности возможно решение следующих задач:

-  расширение общекультурного кругозора;

- формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;

- участие в общественно значимых делах;

- помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;

- формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;

- включение в личностно значимые творческие виды деятельности;

      Для решения, обозначенных выше задач важно грамотно определить спектр форм и методов внеклассной работы.

      Например, одна из распространённых форм игровая. 

 Данная форма способствует тому, что дети, применяя различные роли не только развивают творческие способности, фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль, а учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

      К следующей форме внеурочной деятельности можно отнести кружок- добровольное объединение учащихся, проявляющих повышенный интерес к определенной области знаний и стремящихся заниматься практической деятельностью. Данная форма деятельности способствует проявлению самостоятельности и способности детей к общей работе. Кружок может быть нацелен на общий вид деятельности, посредством этого детей объединяет общий интерес.

      Также можно применить в качестве формирования детского коллектива такую форму как клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению. Клуб даёт возможность детям на основе одинаковых интересов взаимодействовать друг с другом, включает способ общего коллективного дела.

      На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции – это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

           Традиции – проявление чести детского коллектива, и в этом их особая красота. Они вызывают в детях чувство гордости за свой коллектив.

      Конечно же, форм и методов внеурочной деятельности существует множество, но данные формы ориентированы на сплочение всего коллектива на основе общих интересов.

     Подводя итог, изложенного выше,  отметим, что создание сплочённого коллектива, его развития и совершенствования является главным направлением в деятельности ГПД.

     Очень важно подобрать те формы, которые позволят объединить  коллектив в единое целое.

     В свободное время от занятий дети достаточно раскрепощены, проявляют инициативу, ведут себя активно и энергично. Именно внеурочная деятельность, отличающаяся свободой времени в отличие от урочной деятельности позволяет в полной мере реализовать данный аспект.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Совместная работа классного руководителя с родительским комитетом по сплочению детского коллектива"

Данная статья может быть использована на родительских конференциях и в качестве методического пособия для начинающих педагогов....

Педагогические технологии, используемые педагогом по формированию и сплочению детского коллектива в системе дополнительного образования(доклад)

Из опыта работы,а также ссылаясь на основные приемы в педагогике,представлен доклад, в котором описываются основные технологии по сплочению коллектива в системе дополнительного образования....

Доклад на тему: «РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ И СПЛОЧЕНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.»

Перспективы развития нашей страны во многом определяются тем, каким вырастет подрастающее поколение. Формирование личности происходит не только в семье, детском саду, в школе. Большую роль в социально...

Тематическое занятие с элементами тренинга на формирование навыков взаимодействия в группе и сплочение детского коллектива

Тематическое занятие с элементами тренинга,направлено на формирование навыков взаимодействия в группе и сплочение детского коллектива....

Сказкотерапия - метод формирования сплоченного детского коллектива

Проведение классного меропрития поможет в сплочении коллектива...

Методический материал классному руководителю: "Игра как одно из эффективных средств формирования и сплочения детского коллектива в классе".

Цель данной стать помочь молодому классному руководителю объединить детей в классе для совместного решения поставленных задач и развить у детей умение выражать симпатию и уважение друг к другу....