Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Профориентация» cоциальное направление «Клуб экспертов выбора профессий»
рабочая программа (5 класс)

Дмитриенко Татьяна Александровна

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов.

Данная программа, разработана для учащихся 5 классов МБОУ «Лицей №6» города Рубцовска.

Программа имеет социально-педагогическую направленность.

            Содержание курса представляет важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека.

            Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутри личностных и социально-профессиональных потребностей.

  Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды и формы работ с игровыми элементами, практические занятия, беседа.

            Цель программы: способствовать созданию условий для раннего  профессионального самоопределения обучающихся в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой с учетом социокультурной и экономической ситуации в стране.

            Задачи программы:

            Формировать у обучающихся знания об отраслях профессий, об организации производства. Учить ориентироваться в мире профессий и в способах получения профессионального образования. Оказание помощи в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей. Поддержание мотивации обучающихся к осуществлению трудовой деятельности.

Характеристика курса

В соответствии требованиям ФГОС в основе реализации программы  лежит системно-деятельностный подход,  который обеспечивает: развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Также на занятиях активно используются различные источники информации, в том числе информационные пространства сети Интернет, что позволяет организовать учебное сотрудничество различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).   

Основное  содержание  занятий  представляет  собой  совокупность  игровых упражнений, решение проблемных ситуаций,   направленных  на  решение задач  данной программы.

Приоритет  отдается  многофункциональным  техникам,  направленным  одновременно  и  на  развитие  познавательных  процессов,  на  развитие личностных качеств, приобретение конструктивного опыта совместной деятельности,    приобретение опыта регуляции собственных эмоциональных состояний.

            Реализация программы предлагает использовать формы и методы, предполагающие как индивидуальные, так и коллективные занятия с учащимися. Большинство заданий носит интерактивный, игровой характер, выполняя их, обучающиеся могут проявить свои творческие, организационные способности.

            Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о труде и профессиях (знание и уважение трудовых традиций своей семьи, знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека и т.п.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями (в урочной, внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями профессионального знания и положительного повседневного опыта.

            Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к труду, как базовой ценности общества, ценностного отношения к профессиональной и социально значимой деятельности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной профсоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их ценить (или отвергает).

            Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественно полезного действия, формирование у подростка социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественно полезном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных профессиональных и социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

            С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают эффекты профориентации:

• на первом уровне профориентация приближена к обучению, при этом предметом профориентирования как учения являются не столько теоретические знания, сколько знания о ценностях;

• на втором уровне профориентация осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных профессионально ориентированных поступков;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в профессионально ориентированной, социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта трудового творческого сотрудничества и общественно полезного труда.

            Таким образом, знания о труде как о ценности переводятся в реально действующие, осознанные мотивы трудового поведения, его значение присваивается обучающимися и становится их личностным смыслом.

 Режим занятий

Программа рассчитана на 2022-2023 учебный год, 34 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40-45 минут.

Возрастная группа: программа ориентирована на  учащихся 5-х классов МБОУ «Лицей №6»

            Формы контроля:

1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.

2. По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу – творческое эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать».

3. В рамках курса предполагается организовать проектную деятельность учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

 внеурочной деятельности по курсу

 «Профориентация»

cоциальное направление

МБОУ «Лицей №6» город Рубцовск

«Клуб экспертов выбора профессий»

(коммуникативная деятельность)

Срок реализации программы 2022-2023 учебный год

Курс 34 часов 1 час в неделю

Составитель: социальный педагог

Дмитриенко Татьяна Александровна

г.Рубцовск, 2022

Пояснительная записка

        Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов.

Данная программа, разработана для учащихся 5 классов МБОУ «Лицей №6» города Рубцовска.

Программа имеет социально-педагогическую направленность.

        Содержание курса представляет важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека.

        Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутри личностных и социально-профессиональных потребностей.

        Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды и формы работ с игровыми элементами, практические занятия, беседа.

        Цель программы: способствовать созданию условий для раннего  профессионального самоопределения обучающихся в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой с учетом социокультурной и экономической ситуации в стране.

        Задачи программы:

        Формировать у обучающихся знания об отраслях профессий, об организации производства. Учить ориентироваться в мире профессий и в способах получения профессионального образования. Оказание помощи в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей. Поддержание мотивации обучающихся к осуществлению трудовой деятельности.

Характеристика курса

В соответствии требованиям ФГОС в основе реализации программы  лежит системно-деятельностный подход,  который обеспечивает: развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Также на занятиях активно используются различные источники информации, в том числе информационные пространства сети Интернет, что позволяет организовать учебное сотрудничество различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).   

Основное  содержание  занятий  представляет  собой  совокупность  игровых упражнений, решение проблемных ситуаций,   направленных  на  решение задач  данной программы.

Приоритет  отдается  многофункциональным  техникам,  направленным  одновременно  и  на  развитие  познавательных  процессов,  на  развитие личностных качеств, приобретение конструктивного опыта совместной деятельности,    приобретение опыта регуляции собственных эмоциональных состояний.

         Реализация программы предлагает использовать формы и методы, предполагающие как индивидуальные, так и коллективные занятия с учащимися. Большинство заданий носит интерактивный, игровой характер, выполняя их, обучающиеся могут проявить свои творческие, организационные способности.

        Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о труде и профессиях (знание и уважение трудовых традиций своей семьи, знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека и т.п.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями (в урочной, внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями профессионального знания и положительного повседневного опыта.

        Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к труду, как базовой ценности общества, ценностного отношения к профессиональной и социально значимой деятельности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной профсоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их ценить (или отвергает).

        Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественно полезного действия, формирование у подростка социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественно полезном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных профессиональных и социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

        С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают эффекты профориентации:

• на первом уровне профориентация приближена к обучению, при этом предметом профориентирования как учения являются не столько теоретические знания, сколько знания о ценностях;

• на втором уровне профориентация осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных профессионально ориентированных поступков;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в профессионально ориентированной, социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта трудового творческого сотрудничества и общественно полезного труда.

        Таким образом, знания о труде как о ценности переводятся в реально действующие, осознанные мотивы трудового поведения, его значение присваивается обучающимися и становится их личностным смыслом.

 Режим занятий

Программа рассчитана на 2022-2023 учебный год, 34 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40-45 минут.

Возрастная группа: программа ориентирована на  учащихся 5-х классов МБОУ «Лицей №6»

        Формы контроля:

1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.

2. По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу – творческое эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать».

3. В рамках курса предполагается организовать проектную деятельность учащихся.

Методическое обеспечение учебного курса:

        1.Агеева, И. Д. Парад профессий: весѐлые познавательные игры для учащихся / И. Д. Агеева // Последний звонок.- 2007.- № 7.- С. 3-8.

        2.Береснева, Н. В. Классный час "В поисках своего призвания / Н. В. Береснева // Последний звонок.- 2008.- № 8.- С. 11- 12.

        3.Бякова, Н. В. Групповая профориентационная игра "Путь в профессию" / Н. В. Бякова // Воспитание школьников.- 2011.- № 1.- С. 49-56.- Библиогр. в конце ст.

        4.Мухаметова, А. М. Разработка программы элективного курса по психологии "Путешествие в мир профессий" / А. М. Мухаметова // Воспитание школьников.- 2010.- № 10.- С. 42-50.- Библиогр. в конце ст. В помощь школьному психологу: пояснительная записка к программе, тематическое планирование курса.  

        5.Филимонова, О.Г. Как научиться выбирать профессию?: Программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 5-х классов

        6.Шорыгина, Т. А. Экономика: доступно о науке / Т. А. Шорыгина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.- 2010.- № 9.- С. 45-50.- Продолжение. Начало см. №№ 3, 4 , 6, 8 / 2010. Беседа (с контрольными вопросами) о том, что такое профессия? Когда возникло разделение труда, какие бывают профессии и как узнать, какую из них выбрать?

        

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности

«Клуб экспертов выбора профессий»

2022-2023 учебный год

п/п

Тема

Основная деятельность

Деятельность обучающихся

дата

По плану

По факту

Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности (4 ч.)

1 ч.

Начало пути

Знакомство участников программы. Игры и упражнения, помогающие познакомиться. Примеры профессиональных судеб известных учёных, писателей, изобретателей, артистов Развилки на профессиональном пути.

Участие в играх, помогающих познакомиться, снять напряжение, установить доверительную атмосферу (например, «Никто не знает, что я…».

Участие в беседе об особенностях современного рынка труда в России. В Том числе об отраслях, которые сегодня испытывают дефицит кадров (сельскоехозяйство, металлургия, информаци-онныетехнологии, химическая промышленность), о низкой доле наукоёмких,  технологичных отраслей.

07.09.22

1 ч.

Алгоритм поиска профессии: пять шагов осознанного выбора.

14.09.22

1 ч.

Что значит профессия для человека?

21.09.22

1 ч.

Знакомство и просмотр фильма «Человеческие возможности». Аналитическая беседа с учащимися по увиденному материалу.

28.09.22

Раздел 2. Готовность к профессиональному выбору (14 ч.)

1 ч.

«Кто принимает решение?»

Вербальная и не вербальная коммуникация и их роль в профессиональной жизни человека. Устная  и  письменная  речь.  Нужно ли профессионалу быть грамотным? Общение как умение не только высказывать свои мысли, но и слушать чужие.

Участие в беседе о том, что влияет на здоровье человека. Обсуждение причин разной продолжительности жизни человека в разных странах. Выяснение отличий физического и психического здоровья. Игра «Самая опасная для здоровья профессия».

05.10.22

1 ч.

Мои личные профессиональные планы. Сочинение – рассуждение «Самая нужная профессия».

12.10.22

1 ч.

Встреча с интересной личностью.

19.10.22

1 ч.

Человек и профессиональная деятельность.

26.10.22

2 ч.

Мир профессий.

09.11.22

16.11.22

1 ч.

Классификация профессий по Климову. Отвечаем на вопросник Климова.

23.11.22

2 ч.

Экскурсия на предприятия нашего района.

30.11.22

07.12.22

1 ч.

Формула выбора профессии. Знакомство с биографиями людей успешной карьеры: Гейтс Билл, Дисней Уолт, Шанель Коко, Федоров Святослав Николаевич.

14.11.22

1 ч.

Выбор будущей профессиональной сферы. Известные люди региона. Сочинение-рассуждение: «Если бы я был президентом…».

21.11.22

1 ч.

«Профессия – это действие!»

28.11.22

2 ч.

Практическая работа с методиками: «Визитка», «Тебе подходят профессии», «Узнай профессию».

11.01.23

18.01.23

Раздел 3. Самоисследование (4 ч.)

2 ч.

Исследование личных особенностей и способностей. Сочинение «… - это призвание!».

Способность к самопознанию как особенность человека. Способы получения знаний о себе «Я» в зеркале «другого». Понимание себя как одно из условий успешного профессионального самоопределения.

Составление перечня вопросов школьному психологу на тему «Как узнать себя и что потом с этим делать?». Участие в блиц-интервью со школьным психологом. Обсуждение связи психологических особенностей личности и будущей профессии. Прохождение (пожеланию) нескольких онлайн-тестов.

25.01.23

01.02.23

1 ч.

Определение своего профессионального типа личности. Тест «Профессиональный тип личности».

08.02.23

1 ч.

Встреча с интересной личностью.

15.02.23

Раздел 4. Современный рынок труда (9 ч.)

1 ч.

«Как устроен рынок труда?»

Ориентация на собственное будущее как залог сегодняшних успехов. Построение траектории собственной жизни. Сегодняшние успехи и достижения.

Участие в беседе о важности наличия мечты, о возможностях и преградах по пути следования за мечтой, о потенциале образа будущего для совершения действий в настоящем. Умение выделять современные и престижные профессии.

22.02.23

2 ч.

Кем работают мои родные. Кем работают мои родители? Профессии моего рода.

01.03.23

15.03.23

2 ч.

Экскурсия на предприятия нашего района.

22.03.23

05.04.23

1 ч.

Ранняя профессиональная деятельность.

12.04.23

1 ч.

Составление памятки «Не допустим ошибок при выборе профессии!».

19.04.23

1 ч.

Просмотр видеоролика «Типичные ошибки». Аналитическая беседа с учащимися после просмотра.

26.04.23

1 ч.

Составление памятки «Не допустим ошибок при выборе профессии!».

03.05.23

Раздел 5. Рефлексия (3 ч.)

2 ч.

«Мой выбор»

Итоги изучения курса внеурочной деятельности «Клуб экспертов выбора профессий». Основные эмоции, знания, выводы, сомнения, открытия.

Участие в рефлексии: каждый обучающийся продолжает предложенные педагогом фразы: «Мои главные эмоции вовремя занятий…», «Мои главные открытия за это время…»,  «Мои сомнения связаны с тем, что…», «Я хочу в будущем…», «Хочу сказать спасибо…»,  «Самое интересное занятие курса…».

10.05.23

17.05.23

1 ч.

Творческий проект "Моя будущая профессия".

24.05.23

Итого:

34 часов

Социальный педагог                                                          Дмитриенко Т.А.

р.т  5-68-59


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа проектной деятельности по английскому языку для 10-11 классов "Выбор профессии".

Программа предназначена для систематизации знаний по английскому языку, знакомства учащихся с различными профессиями, помощи в решении задач профессионального самоопределения и для приобщения учащихся...

клуб "Старшеклассник" "Здоровье и твой выбор профессии"

Данное мероприятие поможет обучающимся сформировать реальное представление о возможностях приложения своих профессиональных намерений с учетом состояния здоровья; поможет определить свою профессиональ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в 6 классеосновной школы спортивно-оздоровительного направления клуба «Чемпион» Тема: «Формирование культуры здоровья»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельностив 6 классеосновной школыспортивно-оздоровительного направления клуба «Чемпион» Тема: «Формирование культуры здоровья»...

Рабочая программа по элективному курсу «Профориентация и социальная компетентность» для учащихся 9 класса заместителя директора по воспитательной работе Сураевой Марии Николаевны

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих документов: - Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования,  утв...

рабочая программа внеурочной деятельности "Мой выбор профессии"

Рабочая программа рассчитана на 34 часов. Работа прошла экспертизу и получила высокую оценку экспертной группы, соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС, заняла 2 место в XIII Международном педаг...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности социального направления Клуб «Найди и реализуй себя»

Курс «Найди и реализуй себя» изучается на уровне среднего общего образования в качестве внеурочной деятельности.Курс «Найди и реализуй себя» обращен к старшим школьни...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Клуб любителей английского языка.Talking»

Рабочая программа внеурочной деятельности с тематическим планировнием по английскому языку 6 класс...