Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Вокальный кружок"
рабочая программа

Агапова Ирина Юрьевна

Программа «Вокальный кружок» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся начального общего образования, разного возраста, имеющих разные стартовые способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vokalnogo_kruzhka_fgos_ii.docx199.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 ИМ.А.А.ИВАСЕНКО»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Вокальный кружок»

художественной направленности  

Возраст обучающихся: 8-10 лет

Срок реализации: 18 месяцев

                                                                                             Автор-составитель:

                                                                                   Агапова Ирина Юрьевна,

                                                                       педагог дополнительного образования

г. Нефтеюганск, 2022г.

Составлена на основе Примерной  рабочей  программы  по воспитанию для общеобразовательных организаций, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию

(протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22).

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Вокальный кружок» разработана в соответствии:

  • с требованиями ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373;
  • порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115;
  • уставом школы, утверждённым распоряжением администрации города Нефтеюганска от 17.04.2017 года № 149 – р (с изменениями);
  • на основе типовых  программ, М.И.Белоусенко «Постановка певческого голоса», Д.А.Огороднова «Музыкально-певческое воспитание детей».

Программа «Вокальный кружок» предназначена для организации
внеурочной деятельности обучающихся начального общего образования, разного возраста, имеющих разные стартовые способности. В данных условиях программа вокального кружка – это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков.

Занятия проводятся преимущественно во второй половине дня. Частота и регулярность занятий — по 1часу 1раз в неделю. Всего 36 часов в год. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 8-10 лет. В объединение дети принимаются на свободной основе. Программа предусматривает использование групповой формы учебной работы. Наполняемость групп – 10-12 человек.

Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.

Творческий отчёт проводится в конце года (отчётный концерт)
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях.

Целью программы является развитие музыкальной культуры обучающихся как части их духовной культуры через коллективную исполнительскую деятельность — пение в ансамбле.

В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач:

  • формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины мира, приобретение разнообразного опыта восприятия музыкальных произведений;
  • развитие эмоционального интеллекта, общих и специальных музыкальных способностей обучающихся (формирование навыков певческой установки, вокальной артикуляции, вокально-хоровые навыков);
  • формирование чувства коллективизма, сопричастности к
    общему творческому делу, ответственности за общий результат;
  • получение обучающимися опыта публичных выступлений, формирование активной социальной позиции, участие в творческой и культурной жизни школы, района, города, страны;

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Вокальный кружок»

Личностные результаты:

  • научатся проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
  • овладеют навыками сотрудничества и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе творческой деятельности, умением обсуждать и анализировать свою и работу товарищей;
  • через постановочную работу приобретут опыт культурного поведения на сцене и в зрительном зале.

Метапредметные результаты:

  • приобретут опыт самостоятельной мыслительной деятельности, выстраивания событийного ряда;
  • научатся рассуждать и делать выводы, формулировать и выражать свою мысль, определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения;
  • овладеют умением использовать речевое дыхание и правильную артикуляцию, произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; ориентироваться в пространстве, создавать пластические импровизации под музыку разного характера;
  • научатся работать над сценическим образом, свободно держаться на сцене.

Предметные результаты

1 год освоения курса

Обучающиеся научатся:

  • чисто интонировать, петь на дыхании;
  • понимать дирижёрские жесты и следовать им;
  • петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы;
  • исполнять музыку эмоционально выразительно, создавать в
    совместном пении музыкальный образ, передавая чувства,
    настроения, художественное содержание;

2 год освоения курса

Обучающиеся научатся:

  • петь чистым естественным звуком, легко, нежно, звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки;
  • петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;
  • понимать дирижёрские жесты и следовать им;
  • петь под фонограмму в ансамбле и соло;
  • обращать внимание на точность интонирования, громкость и манеру пения, слушать себя и ансамбль во время пения;
  • уметь вести себя в коллективе и на сцене;

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Большинство занятий в течение учебного года носит репетиционный характер и состоит из комбинированной вокально-хоровой работы по партиям и совместной певческой деятельности всего коллектива. Каждое занятие включает в себя:

1. Работу над певческой установкой, правильным дыханием,
дикцией, артикуляцией.

2. Упражнения для развития интонационного и ритмического
слуха.

3. Вокальные упражнения на развитие, совершенствование
певческих навыков: интонационной точности, подвижности голоса, расширения его диапазона.

4. Разучивание новых произведений.

5. Повторение и творческая интерпретация произведений,
выученных ранее.

6. Подготовка концертной программы для выступлений вокального коллектива.

1 год освоения курса

№ п/п

Содержание  занятий

Формы организации познавательной деятельности

Виды деятельности

1

Инструктаж по ТБ. Певческая установка.

Беседа, практическая работа

Знакомство с правилами техники безопасности. Певческая установка сидя.

2

Посадка певца, положение корпуса, головы.

Беседа, практическая работа

Освоение разных видов певческой установки: посадка певца, положение корпуса, головы.

3

Навыки пения сидя и стоя.

Беседа, практическая работа

Освоение навыков пения сидя и стоя.

4

Певческое дыхание.

Беседа, практическая работа

Знакомство с видами певческого дыхания. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.

5

Музыкальный звук.

Беседа, практическая работа

Освоение естественного, свободного звука без крика и напряжения (форсировки).

6

Высота звука.

Беседа, практическая работа

Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).

7

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

практическая работа, работа в парах

Освоение умения петь в штрихах легато, нон-легато. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада). Устойчивое интонирование одноголосого пения при несложном аккомпанементе.  

8

Мягкая атака звука.

Беседа, практическая работа

Освоение преимущественно мягкой атаки звука.

9

Работа над дикцией и артикуляцией.

практическая работа, работа в парах

Согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).

10

Формирование чувства ансамбля.

Беседа, практическая работа

Выработка умения петь в ансамбле: ритмическом, тембральном, дикционном, темповом.

11

Выработка активного унисона.

Беседа, практическая работа

Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.  

12

Формирование сценической культуры.

Беседа, практическая работа

Пантомимические упражнения для развития артистических способностей детей, комплекс движений по ритмике.

13

Работа с фонограммой.

Беседа, практическая работа

Пение под фонограмму – заключительный этап предварительной работы.

2 год освоения курса

№ п/п

Содержание  занятий

Формы организации познавательной деятельности

Виды деятельности

1

Инструктаж по ТБ. Певческая установка.

Беседа, практическая работа

Повторение  правил техники безопасности. Певческая установка сидя, стоя

2

Певческое дыхание.

Беседа, практическая работа

Отработка различного характера дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое; короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных.

Смена дыхания в процессе пения.

3

Цезуры

Беседа, практическая работа

Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

4

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

практическая работа, работа в парах

Отработка умения петь фальцетом, умения использовать грудной регистр в пении. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.  

5

Пение нон легато и легато.

Беседа, практическая работа

Отработка пения нон- легато и легато. Ровное звучания во всем диапазоне детского голоса, умение использовать головной и грудной регистры.

6

Работа над дикцией и артикуляцией.

практическая работа, работа в парах

Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое проговаривание согласных.

7

Формирование чувства ансамбля.

Беседа, практическая работа

Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм).

8

Навыки пения двухголосия с аккомпанементом.

практическая работа, работа в парах

Освоение навыков пения двухголосия с аккомпанементом.

9

Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

практическая работа, работа в парах

Отработка навыков двухголосного пения acapella

10

Формирование сценической культуры.

Беседа, практическая работа

Отработка выразительного эмоционально окрашенного пения в ансамбле: ритмическом, тембральном, дикционном, темповом.

11

Работа с фонограммой.

практическая работа

Отработка устойчивого интонирования одноголосого пения при сложном аккомпанементе, при пении под фонограмму.

12

Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

Беседа, практическая работа, работа в парах, индивидуальная работа

Освоение умений согласовывать пение с ритмическими движениями, развитие артистических способностей.


Тематическое планирование

1 год

№ п/п

Тема/раздел

кол-во часов

деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

1. Работа над певческой установкой и дыханием. (5 часов)

1

Инструктаж по ТБ. Певческая установка.

1

  • установление доверительных отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

2

Посадка певца, положение корпуса, головы.

1

3

Навыки пения сидя и стоя.

1

4

Певческое дыхание.

1

5

Певческое дыхание.

1

2. Музыкальный звук. (8 часов)

6

Музыкальный звук.

1

  • побуждение школьников соблюдать общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации, согласно Устава школы, и правилам внутреннего распорядка школы;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через проявление человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих задач для решения.

7

Музыкальный звук.

1

8

Высота звука.

1

9

Высота звука.

1

10

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

1

11

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

1

12

Мягкая атака звука.

1

13

Мягкая атака звука.

1

3. Дикция и артикуляция. (5 часа)

14

Работа над дикцией и артикуляцией.

1

  • установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально комфортной среды;
  • использование информации, затрагивающей важные социальные,
    нравственные, этические вопросы;
  • применение интерактивных форм работы, стимулирующих
    познавательную мотивацию обучающихся.

15

Работа над дикцией и артикуляцией.

1

16

Работа над дикцией и артикуляцией.

1

17

Работа над дикцией и артикуляцией.

1

18

Работа над дикцией и артикуляцией.

1

4.  Чувство ансамбля. . (9 часов)

19

Формирование чувства ансамбля.

1

  • включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия;
  • инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
    личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам, произведениям
    художественной литературы и искусства.

20

Выработка активного унисона.

1

21

Выработка активного унисона.

1

22

Выработка активного унисона.

1

23

Выработка активного унисона.

1

24

Выработка активного унисона.

1

25

Выработка активного унисона.

1

26

Выработка активного унисона.

1

27

Выработка активного унисона.

1

5.  Сценическая культура. Работа с фонограммой . (9 часов)

28

Формирование сценической культуры.

1

  • применение групповой работы или работы в парах, которая учит школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
  • применение на занятиях дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;

29

Формирование сценической культуры.

1

30

Работа с фонограммой.

1

31

Работа с фонограммой.

1

32

Работа с фонограммой.

1

33

Работа с фонограммой.

1

34

Работа с фонограммой.

1

35

Итоговая аттестация

1

36

Итоговое занятие

1

Итого:

36

2 год

№ п/п

Тема/раздел

кол-во часов

деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

1. Работа над певческой установкой и дыханием. (5 часов)

1

Инструктаж по ТБ. Певческая установка.

1

  • установление доверительных отношений между учителем и учениками, способствующих привлечению внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

2

Певческое дыхание.

1

3

Певческое дыхание.

1

4

Цезуры

1

5

Цезуры

1

2. Музыкальный звук. (8 часов)

6

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

1

привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых предметов, явлений, событий через:

  • демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
  • обращение внимания на ярких деятелей культуры, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и
    мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;

7

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

1

8

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

1

9

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

1

10

Пение нон легато и легато.

1

11

Пение нон легато и легато.

1

12

Пение нон легато и легато.

1

13

Пение нон легато и легато.

1

3. Дикция и артикуляция. (5 часа)

14

Работа над дикцией и артикуляцией.

1

  • использование воспитательных возможностей содержания курса для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов,
    проблемных ситуаций для обсуждения.

15

Работа над дикцией и артикуляцией.

1

16

Работа над дикцией и артикуляцией.

1

17

Работа над дикцией и артикуляцией.

1

18

Работа над дикцией и артикуляцией.

1

4.  Чувство ансамбля. (9 часов)

19

Формирование чувства ансамбля.

1

  • применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;
  • инициирование и поддержка деятельности школьников в
    форме включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

20

Формирование чувства ансамбля.

1

21

Формирование чувства ансамбля.

1

22

Навыки пения двухголосия с аккомпанементом.

1

23

Навыки пения двухголосия с аккомпанементом.

1

24

Навыки пения двухголосия с аккомпанементом.

1

25

Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

1

26

Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

1

27

Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

1

5. Сценическая культура. Работа с фонограммой. (9 часов)

28

Формирование сценической культуры.

1

  • включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
    обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в коллективе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия;
  • применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся.

29

Работа с фонограммой.

1

30

Работа с фонограммой.

1

31

Работа с фонограммой.

1

32

Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

1

33

Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

1

34

Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

1

35

 Итоговая аттестация

1

36

Итоговое занятие

1

Итого:

36


Список литературы

  1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001.
  2. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.
  3. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997
  4. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
  5. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998.
  6. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000.
  7. Белоусенко М.И. «Постановка певческого голоса, 2006г;
  8. Огороднова Д. «Музыкально-певческое воспитание детей».

Календарно - тематическое планирование

1 год обучения

№ п/п

Тема/раздел

кол-во часов

Дата

план

факт

1. Работа над певческой установкой и дыханием. (5 часов)

Инструктаж по ТБ. Певческая установка.

1

Посадка певца, положение корпуса, головы.

1

Навыки пения сидя и стоя.

1

Певческое дыхание.

1

Певческое дыхание.

1

2. Музыкальный звук. (8 часов)

Музыкальный звук.

1

Музыкальный звук.

1

Высота звука.

1

Высота звука.

1

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

1

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

1

Мягкая атака звука.

1

Мягкая атака звука.

1

3. Дикция и артикуляция. (5 часа)

Работа над дикцией и артикуляцией.

1

Работа над дикцией и артикуляцией.

1

Работа над дикцией и артикуляцией.

1

Работа над дикцией и артикуляцией.

1

Работа над дикцией и артикуляцией.

1

4.  Чувство ансамбля. . (9 часов)

Формирование чувства ансамбля.

1

Выработка активного унисона.

1

Выработка активного унисона.

1

Выработка активного унисона.

1

Выработка активного унисона.

1

Выработка активного унисона.

1

Выработка активного унисона.

1

Выработка активного унисона.

1

Выработка активного унисона.

1

5.  Сценическая культура. Работа с фонограммой . (9 часов)

Формирование сценической культуры.

1

Формирование сценической культуры.

1

Работа с фонограммой.

1

Работа с фонограммой.

1

Работа с фонограммой.

1

Работа с фонограммой.

1

Работа с фонограммой.

1

Итоговая аттестация

1

Итоговое занятие

1

Итого:

36


Календарно - тематическое планирование

2 год обучения

№ п/п

Тема/раздел

кол-во часов

Дата

план

факт

1. Работа над певческой установкой и дыханием. (5 часов)

Инструктаж по ТБ. Певческая установка.

1

Певческое дыхание.

1

Певческое дыхание.

1

Цезуры

1

Цезуры

1

2. Музыкальный звук. (8 часов)

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

1

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

1

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

1

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

1

Пение нон  легато и легато.

1

Пение нон  легато и легато.

1

Пение нон  легато и легато.

1

Пение нон  легато и легато.

1

3. Дикция и артикуляция. (5 часа)

Работа над дикцией и артикуляцией.

1

Работа над дикцией и артикуляцией.

1

Работа над дикцией и артикуляцией.

1

Работа над дикцией и артикуляцией.

1

Работа над дикцией и артикуляцией.

1

4.  Чувство ансамбля. . (9 часов)

Формирование чувства ансамбля.

1

Формирование чувства ансамбля.

1

Формирование чувства ансамбля.

1

Навыки пения двухголосия с аккомпанементом.

1

Навыки пения двухголосия с аккомпанементом.

1

Навыки пения двухголосия с аккомпанементом.

1

Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

1

Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

1

Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

1

5.  Сценическая культура. Работа с фонограммой . (9 часов)

Формирование сценической культуры.

1

Работа с фонограммой.

1

Работа с фонограммой.

1

Работа с фонограммой.

1

Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

1

Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

1

Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

1

 Итоговая аттестация

1

Итоговое занятие

1

Итого:

36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС. Вокальный кружок «Весёлые нотки».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Вокальный кружок «Весёлые нотки»   4 годасрок реализации программы 7-11 летвозраст обучающихся...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кружок «Игротека »

 Современный волейбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовленности игроков. Для достижения высоких результатов современная волейбольная команда берёт на своё вооруже...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружок "Вязание крючком"

Вязание крючком очень разнообразно и по технике выполнения, и по назначению. Появившись как способ изготовления предметов одежды и отделки к ней, оно постепенно взяло на себя и задачи по оформлению ин...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности кружок "Здоровячок"

Пояснительная записка  Рабочая программа  курса внеурочной деятельности физкультурного кружка «ЗДОРОВЯЧОК»  разработана на основе Комплексной программы физического восп...

Программа курса внеурочной деятельности кружок "Настольный теннис"

Программа объединения дополнительного образования " Настольный теннис" физкультурно- спортивного направления предназначена для проведения спортивной работы в системе внеурочной деятельности ...