Игра как универсальное средство развития компетенций у детей м подростков.
статья

Статья предлагает практические педагогические  приемы для эффективного развития социальных и когнетивных компетенций. Рассматриваются проблемы столкновения реального и виртуального мира в жизни детей м подростков. Описываются игровые приемы, опробованные в познавательно-игровых программых различной тематичпеской направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта проведения  познавательно-игровых программ для подростков

«Деятельность — единственный путь к знанию».

Джордж Бернард Шоу

Стремительное развитие информационного поля, доступность цифровых технологий, активное использование Интернета и социальных сетей во всех сферах жизни человека определило необходимость новых подходов в решении педагогических проблем воспитания и развития личности ребенка.

Цифровой мир не только предоставил огромные возможности получения информации в реальном мире, но и стал  действенной альтернативой, его подменяющей. Риски информационного пространства для подростков обусловлены  тем, что они  практически всегда являются  пассивными его потребителями. Универсальных же ориентиров для отбора, оценки и «фильтрации» бесконечно разнообразной информации не существует, каждый ребенок оказывается перед необходимостью  постоянно соотносить реальный и виртуальный мир, при этом сталкиваясь с дефицитом практических возможностей получения реального социального и личностного опыта.

Большой энциклопедический словарь определяет опыт как  результат взаимодействия человека и мира. Виртуальный мир рассматривает человека в качестве «усредненной» личности, некой единицы потребления информации и развлечений, предлагая ему типовые шаблоны восприятия мира. Ребенок обретает привычку пассивного накопителя и пользователя. Легкий и простой поиск информации в Интернете вынуждает ребенка постоянно выступать в роли пассивного «накопителя» чужих знаний.

С одной стороны, цифровой мир, безусловно,  является частью реального, но, с другой стороны, он выступает в роли мощного конкурента реальному миру, ориентироваться в котором подростку гораздо опаснее и труднее.

        Робин Берман [1] в книге « Баловать нельзя контролировать. Как воспитать счастливого ребенка» пишет: « У подрастающего ребенка обязательно должны быть полноценные миры, кроме школы. Мир кружка, студии, дворовый мир, мир походов с родителями на байдарках, мир общения с животными, мир семейных досугов с настольными играми и так далее. У компьютерной вселенной должны быть конкуренты».

Воспитательные задачи, направленные на становление личности подростка, на его социализацию невозможно решить без актуализации его знаний и социального опыта. Педагогу необходимо создать условия для получения подростками практического личного опыта в осмыслении и решении вопросов, которые ставит перед каждым из них реальная жизнь, общество, семья.

Работая с подростками, мы осознаем, что существует противоречие между активным стремлением растущих людей к признанию их роли и значения и недостатком, а часто и отсутствием,  условий и возможностей утверждения личной социальной позиции. В связи с этим в познавательно-игровых программах Центра мы выбираем актуальные для ребят темы и используем активные формы взаимодействия с участниками. Продумывая различные виды деятельности, мы стараемся:

а) воспроизводить жизненные ситуации, опираясь на подростковый опыт и впечатления повседневной жизни;

б) дать возможность участникам использовать имеющиеся знания и умения в ходе практических действий в  течении программы;

в) предложить подростку проявить избирательное отношение к ценностям, постараться не только понять социальные явления и события, но и осознать их значимость лично для себя, наполнив их «своим» смыслом;

г) дать возможность ребятам реализовать способность к самооценке.

Необходимость актуализации знаний и социального опыта понимает любой педагог, но как практически решать эти задачи в сфере внешкольных мероприятий?

Создавая и реализуя игровые познавательные программы, мы используем подход, который близок к драматургии, мы хотим, чтобы участники игры стали действующими лицами  (по театральной терминологии -  актерами) предложенного действия - конкурса, конференции, дискуссии и т.д. Вспомним известную метафору, которую приписывают В. Шекспиру, хотя корни ее уходят далеко в античность: «Весь мир - театр, а люди в нем - актеры». В жизни мы постоянно «играем» разные социальные роли, и практический опыт социальной игры представляется нам очень важным для подростка.

В познавательно-игровых программах мы используем прием, который мы назвали «ситуация».

         Прием «Ситуация»

В программе «www.geroi.spb.ru», посвященной жизни и творчеству выдающихся петербуржцев разной национальности  - фотографу Карлу Булле, поэту Иосифу Бродскому и певцу Виктору Цою, при анализе темы одиночества в поэзии И. Бродского, участники получают задание придумать и проиграть ситуации, в которых человек испытывает чувство одиночества. Ребята придумывают сюжет и представляют конкретные сценки из их жизни по предложенным ситуациям, а именно: «Когда тебя перестало интересовать то, что предлагает общество»; «Когда тебя не поняли»; «Когда ты стал не нужен». В процессе подготовки показа эта тема перестает быть чужой, она ложится на знакомые личные обстоятельства, и после показа обсуждение возможностей выхода из кризиса одиночества становится близким и актуальным.

В драматургии есть понятие «исходное событие» - это ряд событий, которые предопределили сюжет действия, без него действие не может начаться. Личный опыт детей и  подростков является для нас исходным событием, той ситуацией, которая ложится в основу конкурсных заданий.

В программе «Подземные параллели» о Петербургском метро мы предлагаем участникам разыграть возможные ситуации, например, «Бесхозная сумка», «Задымление в вагоне», «На рельсы упал ваш телефон», при этом задача сценки - продемонстрировать максимально безопасное поведение в данных ситуациях.  Когда участники готовят и представляют свои сценки, мы убеждаемся, что пассивная информация о правилах безопасности не «работает» если не становится личной, а в случае ее проигрывания ребята получают навык осознанного действия, понимают опасность неправильных поступков. Эффективность совместного с участниками обсуждения и анализа ситуаций  после их проигрывания очевидно очень высока за счет их повышенной заинтересованности и причастности. Такой формат актуализирует имеющийся опыт, знания, развивает навыки взаимодействия и позволяет «чужие правила сделать «своими», осмыслить последствия ошибок.

Прием «До и После» 

Этот прием мы  широко используем в ходе познавательно-игровых программ.

Этап «До».

Участникам предлагается вопрос или тема для формирования своих ответов, предположений и гипотез. В качестве примера приведем задание из программы «Этно-мозаика», темой которой является многонациональность России. Задача команд («Историк», «Археолог» и «Этнограф») - создать определение понятий «Федерация» и «Народ». Важно, чтобы была соблюдена смысловая логика появления таких заданий, обоснована актуальность темы. В нашем примере  задания  обусловлены тем, что в названии страны есть слово «Федерация» (это закреплено статьей Конституции), среди 85 субьектов, объединенных в Российскую Федерацию,  22 республики,  и данные статистики показывают, что население практически всех субъектов многонационально. Таким образом,  определение понятий - это не абстрактное знание, а осознание реальных жизненных условий, в которых существует каждый из нас.

Формы таких заданий могут быть разные - составление определения с использованием заданных слов, расшифровка аббревиатур, произвольная гипотеза, продолжение фразы и так далее. Так, определение федерации  команды составляют в форме свободной гипотезы  и далее сверяем гипотезы со статьей Конституции,  в которой говорится о составе Федерации и ее субъектах. Определение же этноса предлагается создать, продолжив начальную фразу - цитату из энциклопедии: «Этнос – это сложившаяся в течение многих поколений общность людей, которая обладает следующими  общими постоянными особенностями:___________».

Важно предупредить участников, что понятие «ошибка»  в задании не существует, предположения могут быть самыми разными, главное - их обосновать. Вспомним высказывание Альберта Эйнштейна: "Кто никогда не совершал ошибок, тот никогда не брался за что-то новое».

Этап «После».

Это представление понятий в подготовленном формате презентации или цитирования источников, видеофрагментов и сравнение и обсуждение (анализ) предложенных участниками идей.

Подчеркнем, что прием «До и После» актуализирует знания и позволяет приблизить абстрактные понятия к реальной жизни, к личному опыту.

Такое начало мы называем «зачином» (по театральной и литературной терминологии)  -  отдельным  микро-действием, предваряющим основную часть программы.  

Следующие разделы тематически  связаны с понятиями «язык», «традиция и культура», «национальный костюм», «вера (религия)», «политика национального согласия», которые ребята использовали для определения понятия «народ» (этнос).

Прием «Конфликт».

В драматургии конфликт - основа любой пьесы, зерно любого сюжета. В педагогике прием обострения темы позволяет вовлечь подростка в поиск решения проблемы, в определение своего личного к ней отношения.

Психолог Диана Хорсанд-Мавроматис [3] отмечает: «Основная проблема подросткового возраста – появляющееся ощущение взрослости и желание перейти от детских форм поведения ко взрослым, от игр к настоящей деятельности. Происходит «перестройка» отношений подростка с семьей и окружением, подростки стремятся к обособлению и независимости. Это совершенно не предполагает полный и абсолютный разрыв, хотя на какой-то период может казаться, что это именно так. Просто у ребенка появляются собственные взгляды на многое».

В познавательной программе «Этно-экспедиция» национальный вопрос представлен как острая социально-политическая проблема, которая актуальна абсолютно для всех, и отношение к ней у каждого очень личное.

Мы рассматриваем историю и традиции национальных праздников, демонстрируем разнообразную подборку видео в разделе программы, названном «Этно-календарь». Перед участниками программы стоит задача отметить общие общечеловеческие гуманитарные ценности, которые исповедуют разные народы, разные конфессии. Мы обсуждаем природу агрессии и экстремизма в национальном вопросе, которая основана на невежестве и страхе, нерешенных экономических и социальных проблемах, политической спекуляции. Когда подростки анализируют видео праздников, снятых в документальном формате,  в том числе на улицах Санкт-Петербурга, им становится очевидно, что, несмотря на большое различие в датах, формах и истории происхождения праздников, в основе традиций  разных народов лежат традиции духовного очищения, покаяния, любви к близким, поддержки слабых,  стремления к следованию нравственным установкам, добру.

Мы уверены, что подростку не следует пытаться представить реальную жизнь в упрощенном виде, напротив, сложность и многогранность дает перспективу каждому искать  свой путь.

Как найти национальное согласие в Петербурге, где на данный момент проживает более 150 национальностей? В процессе обсуждения этого вопроса в программе  мы подчеркиваем, что  решение этой проблемы и многих других, с ней связанных, может быть разным и зависит от  позиции каждого жителя нашего города.

Сверхзадача.

Театральный термин, введенный  К.С.Станиславским  для обозначения главной цели, ради которой создается пьеса или спектакль, а в нашем случае -  познавательно-игровая программа. Главная цель  программы «Стоп-дизлайк» для учащихся 8-9 классов  - найти инструменты бесконфликтного общения, исследовать разницу между буллингом и конфликтом. Принципиально важно то, что информация не дается в виде готового для пассивного потребления «продукта», а является предметом выбора, обсуждения, дискуссии.

Прием « Конкурирующие гипотезы или группы»

Это эффективный прием, когда какое-либо утверждение, предположение мы можем отнести  к одной из противопоставленных групп. Здесь уместно использовать прием «Согласен - не согласен».

Например, исследуя разницу между буллингом и конфликтом, подростки анализируют перечень видов эмоциональных состояний участников, определяя их в группу «Конфликт» или в группу «Буллинг». В итоге в результате обсуждения и анализа подростки  делают вывод, что в случае конфликта обе стороны испытывают негативные эмоции, а в случае буллинга негативные эмоции испытывает только его жертва. После обсуждения разных аспектов очевидным становится тот важный  факт, что  на жертве буллинга вины нет, а причины всегда имеются у буллеров.

Прием «Переводчик»

В программе «Стоп дизлайк» команды получают высказывание конфликтного характера  - в психологии такой тип называют «Ты-сообщение» -  и переводят его в «Я - сообщение», которое строится на основе описания своих чувств, указания причины этих чувств и высказывания  своего пожелания. Например, высказывание: «Ты мог бы помолчать?» превращается в просьбу: «Я бы хотел, чтобы одновременно со мной никто не говорил».

Прием «Реклама». 

В практике общения очень важно уметь увидеть позитивное и отметить особенности другого человека или группы людей. Сегодня информационное поле наполнено негативными комментариями агрессивного характера.

Писатель и психолог Екатерина Мурашева [2] пишет: «Нам кажется, если находящийся рядом человек поступает правильно, это можно и не замечать. А вот когда он хотя бы частично неправ, следует тотчас указать на это. Получается, что мы часто живем в атмосфере скрытого и явного недовольства друг другом».

В программе «Стоп дизлайк» участники создают и озвучивают «рекламу» достоинств соперников. Условие - нельзя употреблять общие слова, необходимы конкретные достоинства.  Это очень непростое задание, но оно демонстрирует, как важно научиться выражать положительную оценку действий других людей, какой положительный результат люди получают от позитивного общения.

Марк Твен иронично заметил, что «подросток — существо, превосходно осведомленное обо всем том, чему его не учили в школе». Формат игровых познавательных программ предоставляет возможность обсуждать актуальные темы и с помощью творческого подбора педагогических  приемов максимально использует личный опыт ребенка, демонстрирует заинтересованность нас, взрослых, в решении реальных проблем, с которыми  сталкивается подросток в реальной жизни.

Виртуальный мир не самоценен, он лишь один из инструментов постижения реального мира, в котором подросток пробует найти свой счастливый путь, а мы, педагоги, должны помочь ему приобрести необходимый практический опыт.

Список литературы:

  1. Берман Робин.  Баловать нельзя контролировать. Как воспитать счастливого ребенка - Москва, Издательство «Альпина Паблишер», 2014 г.
  2. Мурашова Екатерина. Ваш (не)удобный ребёнок - Москва, «Самокат»,  2021 г.
  3. Хорсанд-Мавроматис Диана. 20 самых глупых ошибок, которые совершают родители -  Петербург, Издательство «Сова, АСТ», 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на знакомство, для сплочения коллектива детей и подростков

Данный материал используется в работе педагогов-организаторов и вожатых, которые работают в летний период в  загородных детских лагерях отдыха. Коллекция игр подобрана мною для разного возраста д...

Возможности игры в развитии жизненной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья

Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее.  В Концепции Специального Федерального государственного стандарта большое внимание удел...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГОВ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ».

Метапредметные требования к результатам обучения были утверждены  ФГОС и составляют основу реформирования системы образования. Метапредметный подход к системе обучения стал занимать ключевые пози...

Формирование социальных компетенций у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру на внеклассных занятиях

Совершенно ясно, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями значительно отличается от процесса социализации прочих учащихся. И он всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность...

ТРИЗ как инструмент формирования универсальных учебных действий у детей и подростков

Современная ТРИЗ-педагогика предлагает системно разработанные методы и приемы, направленные на формирование у детей и подростков универсальных учебных действий, в первую очередь, познавательной и...

Дидактическая игра как средстворазвития познавательной деятельности детей с ОВЗ

Обобщение педагогического опыта. Дидактическая игра - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учаться. Применение различных игровых методик имеет большое значение в развитии познавательного инте...

консультация для воспитателей Сюжетно – ролевые игры 21 века в развитии коммуникативной компетенции у детей с ОВЗ

Материал предназначен для воспитателей и специалистов, работающих с дошкольниками, имеющими различные нарушения в развитии....