классный час "Общение и конфликты"
классный час (5 класс)

Формирование у детей качеств необходимых для межличностного общения. Умения находить способы разрешать конфликты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_.obshchenie_i_konflikty.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Общение и конфликты»

.

г.Ханты-Мансийск 2023г

              Тема: «Общение и конфликты».

Форма проведения: беседа с элементами тренинга.

Участники: 5 класс.

Цель: улучшить коллективные взаимоотношения, поднять класс на более высокий уровень сотрудничества и взаимопонимания.

Задачи:

• определить важные для дружбы нравственные качества и содействовать их формированию;

• изменить позиции отдельных обучающихся в системе межличностных отношений и улучить отношения в классе;

• развивать умения аргументировать свою точку зрения;

• воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу.

Оборудование: презентация, видеоролики, план-конспект.

Ребята, прежде чем сообщить вам тему сегодняшнего классного часа, я хочу рассказать вам отрывок из детской сказки В. Сутеева «Яблоко». Показ видеоролика.

«Бежит заяц по лесу. Вдруг видит: на яблоне висит красивое яблоко. Заяц решил его сорвать. Прыгал, прыгал, а достать не может. Видит, сидит на соседнем дереве ворона. Он попросил ее сорвать яблоко. Ворона яблоко сорвала, но не удержала. Упало яблоко на землю. Заяц наклонился, чтобы его поднять, а яблоко вдруг бросилось от него наутек. Оказывается, оно упало ёжику на иголки. Заяц кричит: «Отдай яблоко! Оно моё! Я его увидел!» Ворона кричит: «Нет, оно моё! Я его сорвала!» А ёжик отвечает: «Нет, оно моё! Я его поймал!»…

-Скажите, пожалуйста, что же произошло между героями сказки?

(Ответы ребят: спор, ссора, конфликт, скандал)

Правильно. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем вести разговор?

 (На слайде дана тема классного часа)

Ведущий: Тема нашего классного часа: «Общение и конфликты»

Ведущий: Давайте выполним упражнения.

2.Упражнения «Найди пару без слов» и «Разожми кулак»

Цель: показать участникам, что у них есть проблемы с общением.

Ведущий просит каждого из участников найти себе пару без слов и сесть вместе. Затем ведущий просит одного из двух зажать кулак, а второму даёт задание – сделать так, чтобы зажавший кулак его разжал. Обычно ребята начинают с силой разжимать руку. После определённой паузы ведущий подходит к одному из зажавших кулак и любезно просит его разжать кулак, демонстрируя участникам правильный подход к выполнению задачи.

Ведущий: Кому трудно было выполнять упражнения? Почему? Кому легко? Почему?

        Конфликт – это неизбежное явление социальной жизни. Как решить проблему, возникающих и назревающих конфликтов, как предотвратить их, как управлять им – вот вопрос, стоящий перед современным человеком, И сегодня мы постараемся найти пути мирного разрешения конфликта и восстановление дружеских взаимоотношений.

Основная часть.

1.Вступительное слово.

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому, что не все видят проблемы одинаково. Без конфликтов прожить невозможно, не найдётся ни одного человека, который бы сказал, что у него не было конфликтов. Но всё, же лучше, если вы не будете участниками конфликта.

- Какое определение вы могли бы дать понятию конфликт?

(Учащиеся высказывают своё мнение.)

А вот какое определение дается в толковом словаре:

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов.

Попробуйте назвать некоторые ассоциации, воспоминания, связанные со словом «конфликт».

(Ученики называют свои ассоциации : слезы, раздражение, обида, боль, крик, грубость, непонимание, порванная тетрадь, замечание в дневнике, вызов родителей в школу)

-Скажите, ребята, а в вашей жизни были конфликты? Можете привести примеры?

- С какими людьми вы обычно конфликтуете? Почему?

- Что чаще всего являлось для вас причиной конфликтов?

2. Статистика

Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. В каждом из вас бьёт ключ жизненных противоречий. Вам свойственно не совсем соглашаться, не всё принимать, быть чем-то неудовлетворёнными. В нашем классе тоже иногда происходят конфликты. Среди вас я провела опрос с одним вопросом: « Назовите причины конфликта , возникающие у нас в классе» с вариантами ответов :

 плохого поведения учащихся;

низкой успеваемости;

внешнего вида;

из-за плохого характера некоторых одноклассников.

40% - считают, что конфликт происходит из-за плохого поведения учащихся.

55% - считают, что конфликт происходит из-за плохого характера некоторых одноклассников.

5% - считает, что конфликты в нашем классе происходят из-за внешнего вида

- Скажите, а нужны ли конфликты?

Нет. Конфликты причиняют боль, приводят к ссорам, дракам.

- В чём же вред конфликтов?

Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.

Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.

В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.

- А можно ли избежать конфликт, зная его причины?

Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других. Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Для этого существует множество способов.

Доброжелательность .Стремление человека быть открытым другим людям. Это свойство сильного и благородного человека.

Установить причину конфликта, стараясь, услышать друг друга, и правильно понять друг друга.

Тактичность. Деликатное внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или, наоборот, вызвать у них раздражение, досаду, обиду.

Ребята, как вы думаете, конфликт может быть полезным? (Выслушиваются мнения детей).

Конфликт бывает разрушающим и конструктивным. При правильном обращении он может быть полезен – приводит к изменениям в отношениях. При неправильном – приводит к обиде, непониманию и даже к насилию.

Сценки о стилях общения (подготовить заранее).

Учитель: Как вы думаете, можно ли управлять конфликтом? ( Ответы детей).

С помощью правильного общения. Необходимо уметь правильно говорить и правильно слушать друг друга. Также необходимо искать компромисс ( соглашение на основе взаимных уступок).

. Компромисс – это взаимные уступки обеих сторон. Механизм действия этого способа: «прежде, чем что – либо получить, нужно чем – то поступиться». Умение идти на взаимные уступки – очень важное умение.

Способность признать свою ошибку. Умение слушать и слышать друг друга.

Быть справедливым. Улыбка.

Игра «Авария»

Цель: показать ребятам, что все мы разные, и каждый воспринимает информацию по-своему. Вторая задача – профилактика сплетен, которые разрушают отношения.

Ход игры: попросите 3 ребят выйти из аудитории. Они не должны слышать то, что будет читать ведущий. Прочитайте оставшимся участникам краткую историю. Чтение этой истории должно занять 2-3 минуты. В истории должно быть много ярких подробностей. Попросите зайти в комнату одного из троих ребят, стоящих за дверями. Пусть один участник из аудитории перескажет историю вошедшему. Он должен её выслушать и как можно подробнее рассказать второму, который тоже входит в комнату. Второй участник как можно подробнее должен пересказать её третьему, вошедшему в комнату после него, а затем, тот пересказывает эту историю всему классу. В конце ещё раз зачитывается история.

Ведущий: Давайте сделаем выводы. А бывают ли подобные ситуации в нашей жизни? В этот момент дать ребятам высказаться.

История. Она есть на слайде.

На одном из перекрёстков города произошла авария, в которой столкнулись красный «Мерседес», чёрный «запорожец» и велосипедист. Никто не погиб, но 3 человека были серьёзно травмированы. Водитель красной машины, который и создал аварийную ситуацию, сломал руку. Водитель чёрной машины и его пассажиры получили травмы головы. Велосипедист был единственным, кто не получил каких-либо ранений. Однако велосипед был полностью сломан. Полиция прибыла через несколько минут после аварии. За ней приехала «скорая» и даже журналисты, которые рассказали про аварию в газете.

Учитель: Ребята, послушайте внимательно стихотворение Николая Красильникова «Ссора» и проанализируйте ситуацию, которая описана в стихотворении.

Семенов прислал мне записку: "Корова",
А я написала: "Семенов — козел!"
Он — новое слово, я — новое слово.
Но тут к нам учитель как раз подошел.
Пал Палыч ругал нас не очень сурово,
Но только сказал, выходя за порог:
— Как только в людей превратитесь вы снова,
Тогда приходите опять на урок!

Анализ конфликтной ситуации:

Описание конфликта. Какая проблема послужила "толчком" к возникновению конфликта?

Участники конфликта: действия одной стороны конфликта, действия другой стороны конфликта.

В чем суть конфликта? Можно ли было остановить перерастание проблемы в конфликт? В какой момент? Что помешало остановить перерастание проблемы в конфликт?

Какой способ разрешения конфликта вы считаете наиболее эффективным в данной ситуации и почему? Компромисс. Показ видеоролика «Все оставляет свой след» Обсуждение.

Игра «Золотое» правило общения».

Цель: запомнить «золотое» правило общения.

Ход игры: разделить участников на 2 команды. Ведущий выдаёт каждой команде пазл с фразой «Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними» и панно. Команды соревнуются в складывании фразы на скорость.

Рекомендации: части фразы (пазл) можно напечатать на клейкой разноцветной (или золотой) бумаге или на бумаге с разноцветным скотчем, панно можно обклеить золотой бумагой. Это упражнение должно быть творческим и красивым.

Ведущий: Вы сегодня на занятии были молодцы, хотелось бы отметить всех.

IV. Закрепление материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классное родительское собрание "Конфликты. Возможно ли их избежать?"

Родительское собрание для учащихся 10-11 классов предполагает совместное участие родителей и учащихся.  Оно помогает погрузить подростков   и родителей  в среду позитивного...

Классный час-тренинг «Конфликты в нашей жизни».

Цели классного часа: Познавательная:1.      Учащиеся должны усвоить сущность понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», развить навыки предупреждения конфликта.Ра...

Классный час "Причины конфликтов и пути их устранения"

В основу классного часа положен мультфильм Гарри Бардина "Конфликт", что позволяет активизировать детей к диалогу, высказыванию своих предположений, мнений. В конспекте даётся гиперссылка на сайт, отк...

Классный час "Предупреждение конфликтов в детском коллективе"

Усвоение сущности понятий  «конфликт», «конфликтная ситуация»; изучение способов выхода из конфликта; формирование позитивного отношения к своему здоровью, к  людям, желание овладеть навыкам...

Методическая разработка семинара для классных руководителей "Педагогический конфликт и способы его упреждения"

Данный семинар направлен на то, чтобы каждый классный руководитель имел представление о конфликтах, а главное о способах его упреждения. Своевременные профилактические меры должны положительно влиять ...

Методическая разработка семинара для классных руководителей "Педагогический конфликт и способы его упреждения"

Данный семинар напрвлен на то, чтобы познакомить классных  руководителей с основными  теоретическими понятиями  по теории конфликтаи ознакомить со способами упреждения конфликтов. Своев...

Классный час "Межличностный конфликт"

Материал  для  классного  часа...