Рабочая программа внеурочной деятельности "Пластилинография" духовно- нравственного направления на 2023-2024 учебный год
рабочая программа (7 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими)
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового вида в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот вид представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.
Основной материал — пластилин, воздушный пластилин и самодельная пластичная масса с использованием клея пва, салфеток, крахмала и шпатлевки, основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.)
Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так - же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Рекомендации по организации работы в технике пластилинография:
- во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;
- твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком);
- предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка;
- устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;
- для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.
- чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.
Основные приёмы:
Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки.
1 .Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.
2.Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.
3.Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.
4.Заглаживание - требуется при изображении плоских и гладких поверхностей - выполняется кончиками пальцев.
5.Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.
6.Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.
7.Надавливание и раразвивать глазомер, творческое воображение и творческие способности; вызвать интерес к процессу деятельности.
- воспитывать аккуратность, терпение в процессе работы
змазывание - важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении. Основные направления размазывания - сверху вниз, слева направо.
Цель: всестороннее интеллектуальное и творческо-эстетическое развитие детей и мелкой моторики рук в процессе овладения приёмами нетрадиционной техники работы с пластилином, самозатвердевающей массой, используя воздушный пластилин.
Задачи:
Оучающие:
- учить детей передавать образ предметов, явлений окружающего мира, формировать эстетическое отношение к ним;
- познакомить со способами деятельности и приёмами пластилинографии: раскрашивание по трафарету, пластилиновая живопись;
- познакомить с использованием материалов пластилинографии;
-формировать умения самостоятельно определять замысел, сохранять его на протяжении всей работы.
Воспитывающие:
-воспитывать самостоятельность, трудолюбие, инициативность, взаимодействие в детском коллективе, сотворчеству;
- воспитывать способность адекватно оценивать результаты своей деятельности.
-воспитание культуры речевого общения
Развивающие:
- развивать у детей умения различать жанры изобразительного искусства;
- развивать в детях чувство композиции, чувство цвета.
- развивать мелкую моторику рук, зрительно – двигательную координацию, творческие способности, психические процессы.
Участники образовательного процесса: дети 7 класса 13 -15 лет, воспитатель.
Срок реализации Программы: 1 год.
Режим работы кружка: 2 раза в неделю
Ожидаемые образовательные результаты:
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Учить работать на заданном пространстве.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином и самозатвердевающей массой.
-Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать изобразительную деятельность детей.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Развивать интерес к коллективной работе.
Материалы:
- наборы пластилина, воздушного пластилина;
- стеки, доски, влажные салфетки;
- наборы плотного картона разного по форме, цвету, СД-диски, одноразовая посуда, разная по форме, величине, клей пва, крахмал;
- фото или иллюстрации с изображением различных композиций и предметов;
- различный бросовый материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по информатике и математике 2023-2024 учебный год
Рабочие программы по информатике...
Рабочая программа по географии 5 класс 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по новым ФООП 2023 (5 класс)...
Рабочая программа по астрономии 11 класс. 2023-2024 учебный год
На уроках астрономии учащиеся встречаются со всеми изучаемыми в курсе физики понятиями, явлениями, теориями и законами. Углубление этих знаний помогает учащимся осмыслить практическое применение &laqu...
Рабочая программа ФГОС по физической культуре 2023-2024 учебный год 1-4 класс
Рабочая программа ФГОС по физической культуре 2023-2024 учебный год 1-4 класс...
Рабочая программа ФГОС по физической культуре 2023-2024 учебный год 5-6 класс
Рабочая программа ФГОС по физической культуре 2023-2024 учебный год 5-6 класс...
Рабочая программа ФГОС по физической культуре 2023-2024 учебный год 7 класс
Рабочая программа ФГОС по физической культуре 2023-2024 учебный год 7 класс...
Рабочая программа ФГОС по физической культуре 2023-2024 учебный год 8 класс и календарно-тематическое планирование 2023-2024
Рабочая программа ФГОС по физической культуре 2023-2024 учебный год 8 класс и календарно-тематическое планирование 2023-2024...