Детская научно-практическая конференция тема "Из истории детских обязанностей"
проект (5 класс)

Цель: Выяснить различия в обязанностях детей xix века и в настоящее время, сравнить их, выяснить, почему в разные времена обязанности детей разные.

Собрать информацию об обязанностях детей xix века и об обязанностях детей в настоящее время. Выявить на основании данных опроса основные обязанности детей и причины, побуждающие выполнять эти обязанности. Сравнить обязанности детей прошлого времени и в настоящее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_masha_malika.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.  Здравствуйте, мы ученицы 5 класса Николюк Мария и Райимкулова Малика готовы представить свою работу «Из истории детских обязанностей»

       Слайд.2 Ни для кого уже не секрет, что дети 21 века значительно отличаются от своих предшественников.  Скорее всего, родители  хотят, чтобы нам  жилось лучше, чем им, и освобождают нас  от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить "лучше" - это значит жить, ничего не делая.

     Самой основной обязанностью детей настоящего времени является обучение в школе. И мы задумались, было ли так всегда. Чем занимались наши сверстники в далеком прошлом, какие у них были обязанности в семье? И нужны ли обязанности вообще? Как чудеса технического прогресса изменили отношение к обязанностям в семье.

    Слайд.3 Мы попытались понять, что означает слово «обязанности». Обязанность – это совокупность дел, поручений, возложенных на кого-либо и обязательных для выполнения;

    В другом источнике обязанность — в широком значении синоним долга. То есть, обязанности – это какие – либо дела, поручения, которые мы обязаны  выполнять.

Слайд4. Самыми главными обязанностями детей 19 века были выполнение всех домашних и хозяйственных дел. Даже от простого перечисления их обычных ежедневных дел у любого современного подростка может случиться нервный срыв.

   Слайд 5, Воспитание детей в большинстве семей на Руси было трудовым. В русской деревне работу полагалось распределять  в зависимости от пола ребенка. При этом воспитание строилось таким образом, что ребенок точно знал свои обязанности, и родителям не приходилось напоминать о них ребенку.

Слайд 6  . С раннего детства ребенка приучали к выполнению незначительных домашних работ и поручений родителей. Стремясь походить на своих постоянно занятых трудом родителей, видя с их стороны доброжелательное отношение к попыткам научиться делу, слушая приятную похвалу в свой адрес, дети не могли себе представить, что можно не работать, не уметь прясть, шить, наколоть дров, прибить оторвавшуюся доску, не помочь отцу или матери.

       Слайд7. В детской среде считалось позором, если о двенадцатилетней девочке скажут, что она «непряха» (не умеющая прясть), а о мальчике десяти лет, — что он «только и может гонять бабки» (то есть играть). Лет с семи мальчика брали работать в поле, в его обязанности входило: пахать, косить, бороновать землю.

 Слайд8. Девочки присматривали за младшими братьями и сёстрами, помогали матери по хозяйству, учились у неё прясть пряжу, ткать полотно, шить одежду. «Маленькое дело лучше большого безделья» — такого принципа строго придерживались родители в воспитании детей больше века назад.

Слайд 9. Помимо обязанностей по дому, детей учили грамоте – это тоже считалось обязанностью родителей.

Если родители видели, что их ребенок проявляет способности к учебе, они отдавали его «в учение» к какому-нибудь мудрому человеку, книжнику.

Слайд10. Также нам было интересно узнать, какие обязанности были в прошлом, у детей ханты и манси. В каждой семье девочки должны были уметь готовить еду, заниматься рукоделием, а если понадобится, должны были уметь выделывать шкуры, рубить дрова, собирать и разбирать чум. Мальчиков учили охоте, рыбалке, ставить капканы и силки, ремонтировать лодки, нарты.

Слайд11. Постепенно,  обязанности детей поменяли свои приоритеты.  В Советском союзе на первое место выходит учёба. Но приучение детей к помощи, к обязанностям не утратило своей силы.

Была  выпущена серия   плакатов именно на тему детских обязанностей.

  Слайд12.. Данные плакаты  учили детей, что очень  важно уметь делать всё самому, принося при этом пользу не только своим близким, но и своей стране, всему   обществу в целом. 

Слайд13,14. В то время были очень популярны  трудовые субботники, сбор макулатуры, дежурство по классу, по столовой, тимуровские команды, когда дети по собственному желанию помогали пожилым людям.

  Слайд15.    В наше время требований к ребенку немного. Он как минимум должен, хорошо учиться. Помогать родителям приветствуется, но не считается обязательным во многих семьях.  Какие же обязанности есть у детей в наше время? Мы попытались  узнать это в практической части нашего исследования.

Слайд16. С этой целью мы использовали анкету «Обязанности детей в прошлом и настоящем».  В опросе приняли участие  ученики 5-9 классов. А также нам было важно узнать мнение взрослых по этой теме. Результаты опроса представлены в диаграммах на экране.

Слайд17. Из анкет обучающихся можно сделать вывод, что опрошенные не знают, какие обязанности были у детей в 19 веке. Большая часть обучающихся считают, что у современных детей должны быть обязанности, они дисциплинируют, помогают адаптироваться к взрослой жизни. Все дети назвали самой главной своей обязанностью – учебу в школе и выполнение бытовых дел.

Слайд18. Так как, мы проживаем в интернате, нам было интересно узнать, что побуждает детей выполнять свои обязанности. Выяснилось, что большая часть опрошенных занимается уборкой комнаты, выполнением домашних заданий, только после напоминания воспитателей.

Слайд19. Опрошенные нами взрослые считают, что у детей обязательно должны быть обязанности. Они приучают к ответственности, организованности, ребенок должен чувствовать свою причастность к семье.

Слайд 20.Таким образом, мы видим работа, выполняемая детьми в 19 веке, была гораздо сложнее, дети раньше взрослели, на их плечи ложилось много домашних и хозяйственных дел, не свойственных детям настоящего времени.

Слайд 21.Гипотеза - обязанности детей зависят от времени, в котором они живут, подтвердилась. Это связано со стремительным развитием нашего общества, науки и техники. Чудеса технического прогресса избавили от необходимости заготавливать дрова, менять лучину, стирать и полоскать бельё на речке, и вместе с тем, избавили и от многих домашних обязанностей. Высвободившееся время можно тратить на интеллектуальное, творческое и спортивное развитие.

Работа над данным проектом была интересна, так как мы узнали, как жили наши ровесники много лет назад.

Слайд 22.  Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

научно-практическая ученическая конференция "На вешенской земле"

Конференция региональной направленности  знакомсит с историей малой Родины, природой ее окружающей, с картинами художников, которые изображали красоту родного края. В материале представлен сценар...

научно-практическая ученическая конференция "И отблеск твой горит и ныне...", посвященная М.В. Ломоносову

Сценарий конференции расчитан на 8-11 классы. мероприятие было подготовлено к 300-летию Ломоносова...

Методическая разработка научно-практической студенческой конференции с элементами художественного творчества «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи, моей страны»

Основная цель данной работы состояла в побуждении студентов к изучению истории своей семьи в трагический период жизни нашей страны – Великой Отечественной войны. На Руси как древней, так и современной...

Сценарий открытия детской научно-практической конференции "Семья - прошлое, настоящее и будущее"

Данная разработка направлена на формирование духовно-нравственных качеств подрастающего поколения....

Детская научно-практическая конференция тема "Чудеса нашего округа"

В данном материале можно познакомиться с интересными и значимыми объектами, которые находятся на территории ХМАО-Югры. И эти объекты обязательно нужно посетить туристам....

Детская научно-практическая конференция тема "Все люди добры от природы: правда или миф?"

Существуют разные мнения относительно того, добр или зол человек по своей природе. одни считают, что человек по природе добр, другие, что он зол, третьи - что не добр и не зол. Цель проекта: выяс...