Классный час на тему «Петр I –великий царь реформатор»
классный час (8 класс)

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

                                                А.С.Пушкин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petr_1.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Класс _8_ Дата проведения _12.09.2022 г._

Классный час на тему

«Петр I –великий царь реформатор»

Цель: создать условия для осознания учащимися образа Петра I, познакомить с реформами и преобразованиями Петра I в России.

Задачи:

- Расширить знания учащихся об образе Петра I.

- Развитие учебной мотивации.

- Воспитание любви к Родине.

Формирование УДД:

Личностные – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные – умение определять тему урока с помощью учителя.

Коммуникативные – слушать и понимать речь других, уметь формулировать свои мысли в устной форме.

Познавательные – уметь включать действие исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирование, моделирование изучаемого материала, находить ответы на вопросы, используя полученную информацию.

Ход классного часа

1. Организационный момент

- Послушайте строчки А.С. Пушкина:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О Петре -1, Великом)

- Мы будем говорить о неутомимом и энергичном царе, который за свою деятельность получил прозвание “Великий”.

- А как вы догадались? Какие слова вам помогли?

- Что бы вы хотели сегодня узнать о Петре 1?

2. Основная беседа

- Начнем с детства Петра. Перед вами листочки. Работать будете по группам. У каждой группы своё задание. Прочитайте сведения на листочках.

(1 группа знакомится с предсказанием)

Предсказание

1. Появление Петра на свет было связано с таинственным предсказанием. Два монаха предсказали царю Алексею, что у него родится сын Петр и что именно он из детей унаследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников. И вот в ночь на 30 мая 1672 года над Москвой на темном небе ярко-засияла большая звезда. В этот момент вторая жена Алексея Михайловича – Наталья Кирилловна, родила ему сына. Наутро люди говорили, что царский сын будет великим человеком, ибо Бог приветствует его появление на свет новой звездой. Маленького царевича назвали Петром. В честь святого Петра.

     Удары колоколов кремлевских соборов нарушили утреннюю тишину столицы. Веселый перезвон продолжался весь день. Так по традиции отмечалось прибавление семейства в царском роду.

(2 группа знакомится с жизнью маленького Петра)

Жизнь маленького Петра

2. До 7 лет Петр воспитывался среди женщин. Одни его кормили, другие – одевали, третьи с ним гуляли.  Мамки и няньки не могли уследить за Петрушей: только отвернуться, как его нет дома - убегал играть с дворовыми мальчишками.

К 5 годам в детской маленького царевича не было других игрушек, кроме военных. Из дворовых мальчишек сделал он "потешное войско", которое вскоре станет настоящим. На реке Яузе построил "потешный флот". Скоро Петр станет строить настоящие корабли. У его хором была устроена площадка, на которой стояли потешный шатер и изба, окруженные рогатками. Здесь из потешных пушек царевич стрелял пареной репой. Очень увлекало Петра военное дело. Детские забавы со временем переросли в серьезное увлечение.

Когда царевичу исполнилось 7 лет, по русской традиции дальше его воспитанием занимались мужчины. В «потешном войске» солдат учили осаде и штурму крепостей. Иностранные офицеры обучали Петра и его солдат артиллерийской науке. Со временем потеха превратилась во всестороннюю воинскую подготовку с освоением оружия и приемов боя, «потешные полки» - в грозную силу и верную опору юного царя. С них и началась новая регулярная армия. Из-за смерти отца Петр в годы обучения не получил тех знаний, которые обычно имели царевичи. Его образование было скромным.

- Итак, давайте проверим. Начнем с 1 группы, о каком предсказании вы прочитали? (ответы учеников)

-2 группа, что интересного и необычного вы узнали из жизни маленького Петра? (ответы учеников)

Годы царствования Петра

Петру было 4 года, когда умирает его отец Алексей. На место Алексея встал старший сын Федор. Однажды он упал, и по нему проехала повозка. У него была цинга. Несмотря на болезнь, он взял себя в руки и стал править страной. Он влюбляется, женится, его это вдохновляет, он воспрял. Но жена при родах умирает, ребенок тоже. Его здоровье подрывается, и он умирает. На троне он был 6 лет.

После смерти Фёдора остается 16-летний брат Иван, но он болен и физически и духовно, был умственно-отсталым. Кому править? Остаются совершеннолетняя сестра Софья и 10-летний Пётр.  Женщинам в то время править было нельзя. Петр подавал большие надежды, но был несовершеннолетним.  И всё же его провозглашают царем. Это не понравилось Софье. Она добилась, чтобы Ивана тоже провозгласили царем. Были провозглашены два царя, но правила всеми делами Софья до совершеннолетия Петра.

Петру исполнилось 17 лет, и он хочет править Россией, но Софья не хотела отдавать власть. Она подговорила стрельцов - царево войско, и пока Петр был в Голландии и осваивал западные науки, они устроили бунт. Рассвирепел Петр, примчался в Россию и казнил заговорщиков. А Софью заточил в монастырь, где она и провела остаток дней. Все поняли: в России появился новый царь, настоящий царь!

Россия в то время переживала трудный момент в своей истории: она очень сильно отстала в своём развитии от стран Европы. В России почти не было инженеров и учёных, армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было.

С юных лет Пётр проявлял интерес к наукам и заграничному образу жизни. Он  первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. Там он понял, какой он хочет видеть свою страну. По возвращению из Европы, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Поднял Россию на дыбы! Когда он поехал в Европу, он неловко себя чувствовал среди иностранцев. Он чувствовал, что ему не хватает образования.

 Молодой царь хорошо понимал, что для решения реформ России нужны были образованные люди. «Я в учении нуждаюсь и в учителях», - вырезал Пётр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других.

Он приглашал учителей из Европы, отправлял наших в Европу учиться.

Во время путешествия в Европу молодой Пётр трудился плотником на верфях Голландии и Англии, чтобы самому постичь все премудрости корабельного дела. Царь – простой мастеровой – это было в диковинку, и толпы зевак сходились, чтобы посмотреть на него.

Реформы (преобразования)

- Что же нового внес в жизнь страны Пётр 1? Какие реформы были в стране благодаря Петру? Скажите, а может быть вам знакомы какие-то преобразования Петра?

- Их было много. Они коснулись всех сфер. Всю свою жизнь царь неустанно заботился о своём Отечестве.

- Давайте посмотрим! Военная реформа - мощная армия и флот. Экономические преобразования - расширение торговли. Церковная реформа – подчинение церкви государству. Реформа в области государственного управления. Государственная служба. Реформы в области культуры и быта. Санкт – Петербург .

- 16 мая 1703 года Пётр заложил на берегах Невы крепость, которую назвал Санкт-Петербургом, что означает «Святого Петра крепость». Царь назвал город не в свою честь. Город носит имя ангела-хранителя царя – святого апостола Петра. Город строили тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России, а ещё пленные шведы. Места здесь были болотистые, сырые.  Люди порой работали, стоя по пояс в воде. Они умирали сотнями и тысячами, здесь их и хоронили. Царь Пётр работал вместе со всеми. Для него важно было только благо и польза народа. В Санкт-Петербурге стоит Медный всадник– самый известный памятник Петру I.

3. Подведение итогов

- Почему Петра назвали Великим?

- Одним из главных достижений Петра стало значительное расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, которая длилась 21 год. Победа в этой войне дала России выход к Балтийскому морю, открыла путь в Европу. В 1721 году Сенат за эту победу и выдающиеся заслуги присвоил царю титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства.

4. Рефлексия

- А сейчас, ребята, подумайте о том, какой человек был Пётр? Какой царь? Какие преобразования сделал в России?

- На листочках по своим группам составьте «Синквейн» на тему Петр 1.

- Спасибо за совместную работу! На этом занятие закончено. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Дети и Великая Отечественная война"

Классный час по теме "Дети и Великая Отечественная война" Цель: Формирование у школьников патриотической позиции. Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечест...

Классный час на тему: « Пионеры – герои Великой Отечественной войны»

Мало кто из современных детей знает кто такие пионеры, но буквально 30-40 лет назад, о том кто такие пионеры, знали все дети нашей страны. Более того практически все дети были пионерами.Кто такой пион...

Классный час на тему " Комсомольцы - герои Великой Отечественной войны"

В данной разработке раскрывается деятельность членой подпольной организации "Молодая гвардия", героизм комсомольцев в годы Великой Отечественной войны....

Кейс по истории в 10 классе по теме: «Петр Первый: злой гений или великий реформатор?»

Данный кейс (проблемная ситуация) используется на уроке-практикуме по истории России в 10 классе. На уроке предусмотрена групповая работа по документам. К кейсу прилагается ридер с отрывками из истори...