Профессия "экскурсовод"
классный час (9 класс)

Нанушева Елена Владимировна

Материал для профориентационной беседы с учащимися старшей школы. 

Выберите себе работу по душе,

и  вам  не  придется   работать

ни  одного  дня  в  своей  жизни.

 Конфуций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл профориентационный материал50.99 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Краткая общеориентирующая характеристика

профессии «экскурсовод»…………………………………………..  2  -  5

  1. Описание трудовых действий функций экскурсовода,

содержание квалификации и требований к личным  качествам…  5  -  7

  1. Условия труда, режим труда и отдыха, образ жизни,

оплата труда, противопоказания…………………………………..   8  -  9

  1. Привлекательность профессии  экскурсовод и ее

отрицательные стороны……………………………………………   9  - 10

  1. Пути обучения данной профессии, продолжение образования…………………………………………………………  10 - 12
  2. Психограмма  экскурсовода  и педагога …………………..  12 - 13
  3. Заключение …………………………………………………... 14

Используемая литература и интернет ресурсы

Выберите себе работу по душе,

и  вам  не  придется   работать

ни  одного  дня  в  своей  жизни.

 Конфуций

         С этим изречением древнего мудреца трудно не согласиться. Ведь выбор профессии, одно из самых сложных принимаемых нами решений.  Но как выбрать свой путь? Кто-то еще в детстве решает, кем будет, а кто-то бесконечно ищет себя в совершенно противоположных сферах. Как же узнать, к чему действительно лежит душа, и чем хочется заниматься в жизни?      

         Всякая профессия представляет собой род трудовой деятельности, которая требует от человека определенных знаний и трудовых навыков. Приобретаются эти знания и навыки путем общего или специального образования и в ходе повседневной практической деятельности.

         Мне предстоит задача рассказать о такой замечательной профессии как экскурсовод.

  1. Краткая общеориентирующая характеристика профессии «экскурсовод»

         Термин “экскурсия” происходит от латинского “excursio”- поездка. Экскурсии зародились на основе поездок познавательного, образовательного, научного характера. История развития экскурсионной деятельности в России  насчитывает  около двухсот лет.

         Одним из первых организаторов и энтузиастов экскурсионной работы был декабрист И.Д.Якушенко. В 1830  году, находясь в ссылке в Петровске Забайкальского края, он составил учебник географии и  практиковал летние походы и экскурсии со своими воспитанниками с целью изучения растительного мира.

         Во второй половине XIX в. экскурсионное дело получило поддержку официальных властей, которые проводили экскурсии с целью изучения окружающей природы и по историческим местам.

         Активизация экскурсионной деятельности в XIX в. была связана с появлением ряда организаций, практиковавших экскурсионные походы. 

         В 1876 г. состоялась первая экскурсия в Крым, проведённая профессором геологии Н.А.Головкинским. С 1902 г. началась  подготовка руководителей экскурсий из числа школьных учителей.

         К концу 1915 г. существовало уже около 100 подобных организаций.. Они создавались в различных городах России: Екатеринодаре, Харькове, Ярославле, Москве и др.

         В 10-е годы XX в. в России начали издаваться три специальных журнала, посвящённых экскурсионному делу: “Экскурсионный вестник” в Москве, “Русский экскурсант” в Ярославле и “Школьные экскурсии и школьный музей” в Бендерах в Бессарабской губернии.

         Свершившаяся Великая Октябрьская социалистическая революция внесла коренные изменения во все стороны жизни России, в том числе и в развитие экскурсионного дела.

         Летом 1918 г. в Павловске профессор И.И.Полянский организовал курсы по естествознанию с большим числом практических занятий и экскурсий. А в  начале 20-х гг. уже стали проводиться конференции по вопросам экскурсионного дела. И уже  в 1921 г. были созданы три научно-исследовательских учреждения: Центральный музейно-экскурсионный институт в Москве; экскурсионный отдел Институте методов внешкольной работы; научно-исследовательский экскурсионный институт в Петрограде.

       С  В 1936 г. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов создал Туристко-экскурсионное управление ВЦСПС, которое должно было стать ведущей организацией в стране по развитию туризма, экскурсионного дела и альпинизма.

         После Великой Отечественной войны развитие туризма и экскурсионной деятельности постепенно приобретало массовый характер.

         В 70-х гг. ХХ века профессия экскурсовода начала набирать свою популярность и занимать одно из лидирующих мест в отрасли мировой экономики. В 1985 году была проведена первая Международная конвенция экскурсоводов (Вена, Австрия), на которой была учреждена Всемирная федерация ассоциаций туристических гидов (WFTGA). Изначально в организацию входило лишь 15 стран с хорошо развитой туристической отраслью. И уже с  21 февраля 1990 года  начал отмечаться Всемирный день экскурсовода (International Tourist Guide Day). На сегодняшний день состав WFTGA увеличен до 70 государств.    

         Итак:

 Экскурсовод - профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания.

Основная деятельность: Оказание экскурсионных услуг  

Тип профессии по предмету труда: работа экскурсовода связана с контактами с людьми, что позволяет отнести профессию к типу «Человек – Человек».

Тип профессии по признаку цели: изыскательский.

Тип профессии по средствам труда: ручной.

Тип профессии по условиям труда: работа в «комнатных» условиях (при уличных экскурсиях  – вне помещения).  Работа протекает в условиях высокой коммуникативной нагрузки.

Класс профессии: творческий (по характеру труда профессия экскурсовода связана с поиском, созданием новых текстов, материалов, требует независимого оригинального мышления).

Профессии, связанные с туризмом и путешествиями пользуются большой популярностью. В этой сфере много разных направлений и специальностей. Работа экскурсовода соединяет в себе огромное количество профессий.  Вот некоторые из них:

Профессия

Краткое описание профессии

Возможное место работы и занимаемая должность

1

Гид-экскурсовод в городе

Проведение экскурсий для приезжих в город туристов, рассказ о его достопримечательностях, обзор на каждый посещаемый объект, организация питания  и  безопасность.

Туристические агентства, музеи,  экскурсионные объекты.

Перспективы карьерного роста - старший гид, экскурсовод-методист, научный сотрудник музея.

2

Менеджер гостеприимства

Работает в отелях и туристических комплексах. Размещает посетителей, отвечает за комфорт проживания туристов, решает возникшие у клиентов трудности, отвечает на жалобы и претензии.

Менеджер, топ-менеджер сети отелей, управляющий,  партнер.

Курорты, отели, санатории, круизные лайнеры и компании, развлекательные учреждения, муниципальные службы…

3

Археолог

Археолог — это человек, занимающийся раскопками в древних местах и изучающий найденные артефакты. Поиски древних останков могут совершаться на суше и под водой.

Археолог-полевик, археолог-антрополог, археолог-керамолог, археозоолог, морской археолог, археолог-исследователь,

Институты, университеты, НИИ, музеи, выставки, государственные учреждения, международные организации или частные компании.

4

Историк

Профессионал, специализирующийся на изучении прошлого. Он исследует и анализирует различные исторические источники, включая архивные документы, письменные свидетельства, артефакты и монументы, с целью понять и объяснить прошлое и его влияние на наше настоящее.

Институты, университеты, НИИ, научные и культурные учреждения, музеи, государственные общественные организации, медиа…

Экскурсовод, МНС, преподаватель, исследователь, зав.кафедрой, директор института, член  редакционных советов.

5

Музейный работник

Профессионал, который занимается организацией и управлением музейными коллекциями и выставками. Он работает в музеях, галереях, выставочных центрах и других культурных учреждениях.

Музеи, архивы, фонды, выставки, правительственные  организации, НПО и международные агентства.

Куратор музея, архивариус, хранитель фондов, музейный педагог, музейный экскурсовод и администратор, специалист по музейной технологии, музейный фотограф, экскурсовод.

6

Этнограф

Специалист, изучающий культуру и традиции народов мира.

Университеты и НИИ, правительственные  организации, НПО и международные агентства. Преподаватель или научный сотрудник; эксперт и консультант; научный руководитель и ученый-практик, экскурсовод.

2. Описание трудовых действий функций экскурсовода, содержание квалификации и требований к личным качествам, орудий и средств труда

         В практике советского экскурсоведения требования к экскурсоводу определялись «Должностной инструкцией экскурсовода туристско-экскурсионной организации», разработанной и утвержденной в 1977 г. К началу 90-х годов в экскурсионных учреждениях работало или сотрудничало на правах совместителей более 70 тысяч экскурсоводов. Экскурсовод стал центральной фигурой экскурсионного дела.

         В настоящее время Профессиональный стандарт работы экскурсовода определяется приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 декабря 2021 г. N 913н «Об утверждении профессионального стандарта «Экскурсовод (ГИД)» в соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266). Настоящий приказ вступил в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.

1. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Код

Общие трудовые функции

Трудовые функции

A

Вспомогательная деятельность по сопровождению при оказании экскурсионных услуг

Информационная и организационная поддержка экскурсовода (гида) при оказании экскурсионных услуг

Оказание помощи экскурсоводу (гиду) в процессе экскурсионного обслуживания

B

Вспомогательная деятельность по реализации экскурсионных услуг

Прием и обработка заказов на экскурсии

Проведение подготовительной работы по реализации заказа на проведение экскурсии

C

Организационное обеспечение оказания экскурсионных услуг

Организация экскурсий

Разработка программ экскурсионного обслуживания

D

Оказание экскурсионных услуг

Разработка экскурсий

Сопровождение туристов (экскурсантов) по маршруту экскурсии

Ознакомление туристов (экскурсантов) с объектами показа

Е

Организация экскурсионной деятельности

Определение концепции и стратегии развития экскурсионной организации

Организация деятельности по реализации экскурсионных услуг

Формирование и реализация кадровой политики экскурсионной организации

2.Обобщенная трудовая функция

Требования к образованию и обучению

Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или среднее профессиональное образование (непрофильное) - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области, соответствующей профилю работы экскурсовода (гида) или гида-переводчика или высшее образование - бакалавриат

или высшее образование (непрофильное) - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области, соответствующей профилю работы экскурсовода (гида) или гида-переводчика

Особые условия допуска к работе

Прохождение аттестации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о туристской деятельности

Другие характеристики

Свободно владеть иностранным языком (для гида-переводчика)

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации один раз в пять лет

  1. Трудовая функция

Трудовые действия

Учет и контроль количества туристов (экскурсантов) при оказании экскурсионных услуг

Обеспечение туристов (экскурсантов) информационными материалами

Оказание помощи экскурсоводу в использовании и демонстрации материалов "портфеля экскурсовода"

Контроль за соблюдением туристами (экскурсантами) правил поведения на маршруте экскурсии

Оказание помощи экскурсоводу (гиду) при обеспечении туристов (экскурсантов) входными билетами на посещаемые объекты показа

Необходимые умения

Использовать документы информационно-справочного характера, необходимые для оказания экскурсионных услуг

Налаживать взаимодействие с туристами (экскурсантами), со структурными подразделениями экскурсионных бюро

Соблюдать правила безопасности на маршруте экскурсии

Необходимые знания

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере туризма и экскурсионного дела

Особенности субъекта Российской Федерации (географические, историко-культурные, экономические и туристские)

Туристский потенциал населенного пункта (района)

Теоретические основы экскурсионной деятельности

Этика и культура межличностного общения

Правила оказания первой помощи и обеспечения безопасности, порядок действий в чрезвычайной ситуации

         Кроме профессиональных стандартов в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты следует учитывать:

  • очень важно владеть глубокими знаниями по экскурсионной тематике, иметь хорошо поставленный голос и широкую эрудицию. Необходимо интересно и увлекательно вести диалог с туристами, уметь раскрыть уникальность и художественную ценность экскурсионного объекта.
  • быстро находить общий язык с людьми, отличаться коммуникабельностью.
  • представителям профессии экскурсовод просто необходимо обладать талантом грамотно изъясняться и четко формулировать свои мысли.
  • необходимые личные качества: прекрасное воображение и умение мыслить образами, хорошая работоспособность, физическая и речевая выносливость. Артистизм и отменная память.

3.Условия труда, режим труда и отдыха, образ жизни, оплата труда, противопоказания.

         Нормы экскурсионной нагрузки и труда экскурсовода определяются письмом Министерства культуры Российской Федерации от 6 мая 1993 года № 01-132/16-25. Для расчета оплаты внештатным экскурсоводам и штатным экскурсоводам на сдельной заработной плате за основу рекомендуется брать среднемесячный суммарный показатель экскурсионной работы 101,6 академических часа. Министерство культуры Российской Федерации рекомендует при установлении норм экскурсионной и лекционной работы за единицу расчета принимать 45 минут - один академический (экскурсионный, лекционный) час. Годовые нормы экскурсионной и лекционной деятельности рекомендуется определять из расчета 11 месяцев. 

         Зарплата экскурсовода, конечно, зависит от региона и места работы.  Так что заработок экскурсоводов в России имеет очень большой диапазон. От 10-12 тысяч рублей и до 200 тысяч рублей в месяц. И первый самый важный фактор – это туристический поток. В лидерах по высокому заработку Москва, Петербург и областные центры, Краснодарский край, Крым и Татарстан, то есть те регионы и города, куда в основном тянутся туристы. Золотое кольцо, Краснодарский край, Крым, Алтай, Кавказ и другие регионы России в высокий сезон наполняются таким мощным потоком туристов, что экскурсовод сможет легко заработать там  30-40 тысяч рублей в месяц. В среднем по стране доход экскурсоводов составляет 30-35 тысяч рублей. В высокий туристический сезон (обычно лето и новогодние праздники) в Москве и Санкт-Петербурге можно заработать до 80 тысяч рублей и больше. Доход складывается из тарифа за день работы: в среднем это около двух тысяч рублей в день, плюс чаевые.

         Самые высокооплачиваемые вакансии – это экскурсоводы на круизных лайнерах или в хорошо распиаренных интерактивных музеях. На лайнерах можно легко зарабатывать от 90 тыс. рублей в месяц + чаевые.

          Экскурсоводу важно быть хорошим психологом, уметь чувствовать публику, с которой ему предстоит работать. Но также имеются и психологические противопоказания при данной профессии.

         Уровень проведения экскурсии, эффективность восприятия материала экскурсантами зависят от психического состояния личности экскурсовода, которое проявляется в повышении или понижении активности (внимание, эмоции, воля) и находится в прямой зависимости от конкретных условий жизни и труда, микроклимата в коллективе, состояния здоровья, атмосферных процессов (погода, давление и др.).

         При обращении экскурсовода к аудитории равно недопустимы как состояние вялости, неуверенности, так и повышенная возбудимость, раздражительность, напряженность в голосе, мимике, жестах. Восприятие материалов на экскурсии основано на сочетании трех видов психических процессов: познавательных (ощущение, представление, мышление, воображение); эмоциональных (переживания); волевых (усилия для сохранения внимания, работы памяти и др.). Эти психические процессы тесно связаны между собой и определяются свойствами личности экскурсовода, его психическим состоянием.

         Существуют и медицинские противопоказания в работе экскурсоводов:

  • заболевания опорно-двигательного аппарата; варикозное расширение вен; суставные заболевания;
  • заболевания нервной системы;
  • хронические инфекционные заболевания;
  • заболевания органов зрения и слуха;
  • выраженные дефекты речи;
  • психические нарушения;
  • заболевания легких и сердца, которые могут приводить к одышке;
  • высокое артериальное давление;
  • кожно-венерические заболевания;
  • вредные привычки.

  1. Привлекательность профессии экскурсовод и ее отрицательные стороны

Преимущества профессии экскурсовода:

  • Хорошая заработная плата.
  • Наличие гибкого графика работы.
  • Возможность работать на себя. Правда для этого требуется наличие не только высшего образования, но и лицензии.
  • Актуальность, престижность, востребованность профессии.
  • Отсутствие монотонности и однообразия.
  • Общение с большой массой людей, а также превосходная возможность посетить разные страны и континенты.
  • Возможность творческой реализации.
  • Языковая практика.
  • Открытие своего туристического бизнеса.
  • Получение смежной профессии.
  • Представители данной профессии могут самостоятельно планировать маршруты экскурсий и корректировать экскурсионные программы. Их работа напрочь лишена рутины и скуки.

         Вместе с тем профессия экскурсовода имеет и несколько минусов, таких как:

  • Наличие высокой степени ответственности.
  • Частая перегрузка нервной системы и голосовых связок.
  • Ввиду того, что довольно часто экскурсоводы вынуждены из-за отсутствия свободного времени питаться сухомяткой, у них возникают проблемы с желудком.
  • Наличие высокой конкуренции.
  • Наличие отменного здоровья, физической выносливости, так как экскурсовод большую часть своего рабочего времени проводит на ногах.
  • Сезонность работы. Однако это не касается экскурсоводов, работающих в музеях.
  • Непредсказуемость условий труда.
  • Зависимость доходов от состояния здоровья.
  • Зависимость от ограничений в пандемии.

  1. Пути обучения данной профессии, продолжения образования.

         Получить образование, которое позволит работать экскурсоводом, можно в колледжах или в вузах с гуманитарным профилем: культурология, история, лингвистика и иностранные языки. Еще один вариант — это учебные заведения, в которых есть специальности, связанные с туризмом: «Сервис и туризм», «Гостиничный бизнес», «Туризм и гостеприимство».

         Для экскурсоводов также есть краткосрочные курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Наименование учебного учреждения

Юридический адрес, телефон, эл.почта

Наименование полученной специальности

Условия получения образования

Высшие учебные заведения

1

СПб Гуманитарный университет профсоюзов.

192238, СПб, ул. Фучика, д.15

8(800)333-52-02

info@gup.ru

Менеджмент организаций социально-культурной сферы

Очный, платно и бюджет, бакалавриат

2

Государственный университет речного и морского флота им. Адмирала С.О.Макарова

СПб, Двинская ул., д.5/7,

8(812)748-97-12

https://gumrf.ru/

Круизный туризм на морском и речном транспорте

Очный, заочно,

бакалавриат, платно, бюджет

3

Балтийская академия туризма и предпринимательства

СПб, ул.Петрозаводская, д.13, лит.А,

8(812)235-41-09

http://batp.ru

Туризм

Очный, заочный, бакалавриат, платно,

 бюджет

4

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва)

41221, Московская обл., Городской округ Пушкинский, дп. Черкизово, ул. Главная, 99

8(495)940-83-00

Pguts.ru

Государственное регулирование сферы туризма

Очный, магистратура, бюджет, платно

Экономика впечатлений в экскурсионной индустрии

5

Казанский (Приволжский) федеральный университет

420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 35, каб. 114, 115, 211

8(800)234-92-75

priem@kpfu.ru

Международный туризм

Очно, магистратура, бюджет

Организация и технологии международного и внутреннего туризма

Очно, магистратура, бюджет, платно

Средние-специальные учебные заведения

6

СПб колледж туризма

СПб, пер.Антоненко, д.8, лит.А,

8(812)576-20-19,

k-obr.spb.ru

Туризм и гостеприимство

Очная, на базе 9 и 11 классов, бюджет

7

Российский колледж традиционной культуры

СПб, Дальневосточный пр., д.51, 8(812)446-41-71

rktk.org

Туризм и гостеприимство; сервис и туризм

Очно, на базе 9 классов, бюджет

8

Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»

г. Москва, Шипиловский пр., д. 37, корп. 1

collegetsaritsyno.mskobr.ru

8(495)391-23-33

Туризм и гостеприимство

Очно, заочно, бюджет, платно, на базе 9 и 11 классов

9

Волгоградский технологический колледж

400107, г. Волгоград, проспект Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, дом 83

8(844)36-63-14

Vtk_portal@volganet.ru

Туризм и гостеприимство

Бюджет, очно, на базе 9 классов; платно

Профессиональная переподготовка

10

СПб институт культурных программ

СПб, Рубинштейна ул., д.8,

8(812)570-65-92

spbicp.ru

Экскурсовод (ГИД)

Очная, наличие высшего образования, срок обучения 4 мес., платно

11

ООО «Городской центр ХХI век»

СПб, наб.к. Грибоедова, д.10, оф.18,

8(812)383-93-53

21vek-courses.ru

Экскурсовод всех направлений; гиды-переводчики на основных европейских и редких языках; экскурсоводы-сопровождающие по Крыму

Обучение очно, заочно, on-line.

Платно, 4 мес., наличие высшего и среднего специального образования

12

АНО ДПО «Северо-Западная Академия дополнительного профессионального образования и профессионального обучения»

СПб, ул.Тамбовская, д.8, лит.Б,

8(812)448-64-27

adpo-edu.ru

ГИД-экскурсовод

Дистанционно, платно, 3 месяца, наличие высшего и среднего специального образования

13

АНО «Профессиональный стандарт»

410065, г. Саратов, проспект им. 50 лет Октября, д. 93Г

8(800) 234-17-06

https://экскурсовод-гид.профессиональный-стандарт.рф/

Экскурсовод  (ГИД)

Дистанционное обучение 3 мес. (520час.), платно

  1. Психограмма  экскурсовода  и педагога

Название профессионально важных качеств

Оценка уровня развития ПВК В баллах

1

2

3

4

1

Зрительное восприятие

ЭП

2

Слуховое восприятие

ЭП

3

Осязательное восприятие

ЭП

4

Память (мнемические действия)

ЭП

5

Воображение (имажинитивные действия)

ЭП

6

Технический интеллект

Э

П

7

Словесно-логический интеллект

ЭП

8

Социальный интеллект, организаторские способности

ЭП

9

Общительность (интерперсональные действия)

ЭП

10

Внимательность (действия внешнего контроля)

ЭП

11

Эмоционально-волевая регуляция (самоконтроль)

ЭП

12

Психомоторика (двигательные действия)

П

Э

13

Педагогический такт

ЭП

         Профессии педагога и экскурсовода очень похожи. Правильно организованное общение экскурсовода и экскурсантов является основой такого педагогического процесса, как экскурсия.

         Экскурсовод, проводящий экскурсию, на практике воплощает в жизнь все четыре стороны педагогики: воспитание, образование, обучение, развитие.

         И у педагога и у экскурсовода главная цель  — знакомство ее участников с новой информацией, получение новых знаний и навыков. Следовательно, профессионально важные качества этих специальностей во многом совпадают.

         Для того чтобы экскурсия была эффективной, экскурсовод должен обладать многими качествами, в первую очередь качествами хорошего педагога. Это и зрительное восприятие, и слуховое, отличная память и воображение,   словесно-логический  и социальный интеллект, общительность и внимательность, эмоционально-волевая регуляция (самоконтроль).

         Важное значение в профессии как экскурсовода, так и педагога имеет педагогический такт. Экскурсовод, как и педагог, должны отвечать нравственным и моральным требованиям, предъявляемым к их личности. Важным качеством становится соблюдение педагогического такта, проявляющееся в уважительном отношении к экскурсантам.

         Осязательное восприятие необходимы педагогу и экскурсоводу лишь для ряда элементов работы.

         Технический интеллект для экскурсовода имеет среднюю степень важности, за исключением технических экскурсий. Ну, а педагогу технический интеллект необходим для преподавания многих предметов.

         Психомоторика (двигательные действия) в большей степени присуща экскурсоводу. У педагога психомоторика связана  только с некоторыми элементами профессиональной деятельности.

         На экскурсии внимание экскурсантов приковано к экскурсоводу. Они замечают все: и внешний вид, и правильность речи, и уровень знаний, и умение общаться с людьми, и чисто профессиональные качества по методике ведения экскурсии. Такая работа вполне сравнима с работой педагогов.

  1. Заключение

Уже сейчас на смену стандартным турам и экскурсиям приходят индивидуальные программы, ведь нынешние туристы довольно искушенные, им хочется чего-то необычного. Экскурсоводов частично заменят виртуальные гиды и туристические приложения, которые можно установить в своем смартфоне. С их помощью легко сориентироваться на местности, узнать необходимую информацию и при этом не зависеть от жесткого расписания и других участников тургруппы.

Людям всегда будут интересны путешествия, архитектурные памятники, достопримечательности, музеи и произведения искусства. Однако без комментариев грамотного и харизматичного специалиста знакомство с историческим и культурным наследием выходит однобоким. Поэтому талантливые экскурсоводы с уникальными авторскими программами всегда будут востребованы, а их труд останется достойно оплачиваемым. Тем не менее, специалисты должны быть в курсе инноваций, чтобы их не сменили виртуальные гиды и Искусственный интеллект.

         Но это вовсе не значит, что профессия экскурсовод скоро уйдет в прошлое. Скорее, она изменится. Актуальными станут специалисты по разработке тур-навигаторов и интеллектуальных туристических систем. Появятся и новые профессии, например бренд-менеджер пространств, режиссер индивидуальных туров. Чтобы не остаться без работы лет через десять, экскурсоводам придется развиваться и следить за технологиями и новыми трендами в туристической отрасли.

          Сейчас все больше туристов предпочитают путешествовать самостоятельно, прочитав информацию о достопримечательностях в интернете, но часто информация эта искажена или вообще недостоверна. Экскурсовод же всегда расскажет самое интересное об объекте посещения и ответит на вопросы, ведь в основе его рассказа — работа с историческими источниками.

         Экскурсовод— одна из самых интересных работ в мире. Остаются в этой профессии люди, которые действительно любят свою работу и, самое главное, людей. На протяжении всего дня экскурсовод делится своими знаниями и эмоция с людьми, а вечером, если людям понравилось, они возвращают эти эмоции втройне, благодаря за прекрасный день.

Используемая литература и интернет ресурсы

  1. Марченко Л.С., Моя будущая профессия. Пособие для юных экскурсоводов. Петропавловск-Камчатский, Камчптпресс, 2017.
  2. https://dasreda.ru/media/for-managers/splochennost-kollektiva
  3. Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. – Издательство РГУ, Р.-н.-Д., 1988 г. статья взята с сайта https://excursovod-ru.livejournal.com/7004.html?ysclid=lr9207vrd2853546689.
  4. Шаповал Г.Ф. История туризма. Пособие. – Экоперспектива, Минск, 1999 г.. Статья взята с сайта http://oxy-vtljvtnbz.blogspot.com/
  5. https://studopedia.ru/26_3956_pedagogicheskie-kachestva-ekskursovoda.html?ysclid=lt5pcgctki898687461
  6. https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=418241&ysclid=lt5uy6dvov14129646
  7. https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/ehkskursovod/?ysclid=lt5v0wlmjn155024879
  8. https://spb.postupi.online/professiya/ekskursovod/vuzi/?ysclid=lt5v2naiun502150947
  9. https://zaochnik.ru/blog/top-10-professiy-v-sfere-turizma-i-puteshestviy/?ysclid=lt5v45uofj216354147
  10. https://gsz.gov.by/popr/professiogramms/528?ysclid=lt5v604nps838697612