"О Вере, о Подвиге, о Славе", Рабочая программа Курса внеурочной деятельности к предмету ОДНКНР, 5-6 класс
рабочая программа (5 класс)

Галина Алексеевна Кострыкина

Учебно- методический комплект для занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию детей «О Вере, о Подвиге, о Славе» рассчитана на  учащихся 5 - 6 классов общеобразовательных школ, либо на группу детей 9 – 12 лет воскресных школ. Срок реализации УМК - 1 год, 34часа (из расчета 1 час в неделю). УМК «О Вере, о Подвиге, о Славе»  состоит из учебного пособия для учащихся, которым пользуются дети на занятии и методического пособия для учителя (программы, тематического планирования). Учебное пособие состоит из двух частей: первая часть знакомит учащихся с христианскими добродетелями и нацелено на воспитание духовных и гражданско – патриотических качеств, вторая часть знакомит детей с понятием новомученики и раскрывает на историко –краеведческой основе житие новомучеников Борисоглебской и Воронежской епархии.

Методика преподавания данного курса предусматривает, как самостоятельную работу школьника, так и работу в группе. Поскольку оценки на занятиях внеурочной деятельности не выставляются, своеобразной системой отчета и контроля являются открытые мероприятия и творческие проекты. Данный курс реализует несколько направлений ФГОС НОО, а именно: духовно-нравственное развитие и воспитание детей, становление их гражданской идентичности, сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия. Данный учебно-методический комплект соответствует основным требованиям ФГОС, составлен с учетом возрастных и психологических особенностей детей 5-6 класса и направлен на формирование и развитие УУД, предметных, метапредметных и личностных результатов. Цели и задачи курса соответствуют требованиям ФГОС. Учебное пособие «О Вере, о Подвиге, о Славе» может использоваться  как дополнительный материал к урокам ОДНКНР (5-6кл.), так и самостоятельный комплекс для внеурочных занятий.

Результатом реализации курса деятельности «О Вере, о Подвиге, о Славе» является формирование у школьника мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций русского народа, уважении к ним, установлению духовной, творческой атмосферы в классе, воспитании благоразумных стремлений к добродетелям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Александровская средняя общеобразовательная школа

Таловского района Воронежской области

Утверждаю

Директор школы:   _________________О.И.Мироненко

Приказ №____ от________________________2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

духовно – нравственного  и гражданско – патриотического воспитания учащихся

«О ВЕРЕ, О ПОДВИГЕ, О СЛАВЕ»

5 - 6 класс, 34ч (1ч в неделю)

Срок реализации: 1 год

        Автор программы:

 Кострыкина Г.А.,

учитель начальных классов, ОДНКНР,

ВКК.

С. Александровка

2023- 2024 уч.год

Содержание

         

1

Пояснительная записка

3

2

Актуальность программы

3

3

Цели курса

4

4

Задачи

4

5

Описание места учебного предмета

4

6

Отличительная особенность

6

7

Планируемые результаты

6

8

Содержание программы

7

9

Календарно – тематический  план

8

10

Материально –техническое обеспечение

9

11

Формы контроля планируемых результатов освоения  программы внеурочной  деятельности    

10

12

Используемая литература.

11

Пояснительная записка:

        Программа курса внеурочной деятельности « О Вере, о Подвиге, о Славе» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и направлена на обеспечение достижения планируемых результатов.

Нормативно-правовой и документальной основой примерной программы внеурочной деятельности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся  являются:

                   1. Закон Российской Федерации «Об образовании»,

                   2. ФГОС второго поколения,

                   3.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания      

                        личности гражданина России.

Актуальность программы

         Актуальность заключается в использовании во внеурочной деятельности положительного опыта духовно-нравственного воспитания, накопленного в отечественной педагогике,  обогащающего систему формирования личности учащихся золотым фондом духовно-нравственных ценностей.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.  Результативность  воспитания   нравственных  начал  тем  выше,  чем   раньше  начинается систематическая  работа  по  формированию  этих  качеств  у  человека. Психологи установили, что именно младший и средний  школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. В.А. Сухомлинский говорил: «В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали».   Воспитывать нравственные качества личности  необходимо  через обращение к жизни и опыту своего народа. Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания. Каждое занятие по программе ориентировано на получение ребенком знаний по основам православия, воспитание чувства гордости за свою Родину и славные дела далеких предков, желание быть храбрыми, милосердными, сострадательными. При знакомстве с традициями, благочестивым укладом жизни православного народа у детей постепенно формируется тот нравственный идеал, который складывался веками и к которому должен стремиться каждый русский человек. И чем раньше произойдет встреча ребенка с этическими и эстетическими ценностями своего народа, тем быстрее будет его духовное возрастание.

Цель курса:

способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.

Задачи курса:

 Цель отражает требования российского законодательства к содержанию образования и ориентирована на решение  следующих задач:

•        духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимание значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;

•        приобщить младших школьников к нравственным устоям православной культуры;

•        помочь детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей Православия;

•        формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;

•        выработать этические принципы на основе традиций отечественной культуры;

•        создать условия для развития целостной духовно-нравственной личности;

•        показать на примере жизни святых моральные и духовные ценности жизни;

•        способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

•        создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

Описание места учебного предмета

         Данная программа может быть использована для организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательных и воскресных школ. Она предназначена для учащихся 5-6 классов. На изучение материала отводится 34 часа из расчета 1 час в

Программа внеурочной деятельности «О Вере, о Подвиге, о Славе» организована на основе принципов:

• принцип нравственной значимости и художественности материала;

•принцип привлекательности и доступности для детей;

•художественного творчества  (для раскрытия наибольшего количества содержательных элементов, способствующих решению образовательных задач).

•преемственности,

•последовательности,

•развития,творчества,

•концентричности

•личностно-ценностного соответствия.

Отличительная  особенность программы

Отличительной особенностью данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ  является то, что она углубляет и расширяет знания детей о родной стране, ее исторических корнях, основных христианских добродетелях, в качестве жизненного ориентира дается отсылка к известному историческому лицу. Уже в начале курса определяется позиция гражданина своей страны, причастного к ее прошлому и настоящему. Рассматривается такой исторический аспект как новомученики российские, с конкретной привязкой к Воронежской области.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные:

- осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства;

- развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия России;

- знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

- осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, трудолюбие и милосердие;

- умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

- как результат преданности и уважения к традициям своего народа - уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные

- развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

- любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

- умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

Предметные

- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

- знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев, воинов  и святых людей России;

- умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории;

- приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа;

- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

- приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

- формирование потребности в нравственном совершенствовании.

        В завершении изучения данного материала представленных тем

обучающий научится:

•        понимать значение ключевых слов:  человек, объекты окружающего мира, семья,  православный храм, икона, Россия, родина, история местного храма, а также православных храмов Таловского района;

•        рассказывать о своей семье, семейных праздниках, о родной стране, о своём селе, о храме;

•        уважительно относится к людям, которые исповедают православие,

•        оценивать нравственные поступки людей, исходя из понятий христианской этики: любви к ближнему, сострадания, заботы об окружающих.

•        осуществлять поиск и выделение необходимой информации, проявлять активность в решении познавательных задач;

•        интерес к новому содержанию и новым способам познания;

•        формулировать собственное мнение и позицию по обсуждаемому вопросу:

•        передавать в художественно- творческой деятельности свое эмоциональное отношения к своей семье, к окружающему миру;

•        описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, живописи, музыкальных произведений

Обучающийся получит возможность научиться:

•        понимать значение ключевых слов курса: благоверные князья, страстотерпцы, мученики, священномученики, преподобномученики и т.д.;

•        различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро – зло, трудолюбие – леность, красиво – некрасиво);

•        анализировать литературные источники для приобретения первоначальных знаний по православной культуре;

•        уважительно относиться к своему народу, людям, которые живут  рядом и исповедают православие, к России как государству, являющимся нашей Родиной;

•        описывать впечатления, возникающие от созерцания иконы праздника;

•        учитывать разные мнения и обосновывать свою точку зрения;

•        проявлять познавательную инициативу;

Материально – техническое обеспечение

Компьютер, Медиа проектор, радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных  выступлений, защиты творческих проектов

Музыкальный центр - даёт возможность

непосредственно включать в учебный процесс звуковые образы

окружающего мира.

Содержание программы

5-6 класс, 1 час в неделю , 34 часа.

Часть I. О Вере, о Подвиге, о Славе (11ч) Жизнь. Житие. Кто такие святые? Смирение. Вера. Усердие и терпение. Любовь и милосердие.Добро - добродетель вошедшая в привычку. Мужество. Отвага. Честь. Жизнь ратными подвигами полна. Что значит быть  христианином? Подвиг христианский и житейский. Мученики – добровольно пострадавшие за веру христову.        Экскурсия (2ч). Проект (2ч). Творческий отчет (1ч)

Часть II. Новомученики и исповедники воронежской земли xx века ( 12ч) Священномученик Тихон (Никоноров).Священномученик Петр Зверев. Священномученик Захария (Лобов). Священномученик Александр Архангельский. Священномученик Александр Лебедев.        Священномученик Александр Орлов. Священномученик Данил Алферов. Священномученик Исмаил Базилевский. Священномученик Федор Богоявленский. Священномученик Феодосий Болдырев. Преподобномученик Антипа (Кириллов). Преподобномученица Пелагея (Жидко). Экскурсия (2ч). Проект (2ч). Творческий отчет (1ч). Резерв (1ч)                                                                  

Календарно – тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата проведения

Примечание

Часть 1.

14ч

1

Жизнь. Житие. Кто такие святые?

1

2

Смирение.

1

3

Вера.

1

4

 Усердие и терпение.

1

5

Виртуальная экскурсия в Св. Алексеево Акатов женский монастырь

1

Экскурсия на усмотрение учителя (виртуальная или реальная поездка)

6

Любовь и милосердие.

1

7

Добро - добродетель вошедшая в привычку.

1

8

Мужество. Отвага. Честь.

1

9

Жизнь ратными подвигами полна.

1

10-11

Проект

2

12

Что значит быть  христианином?

1

13

Подвиг христианский и житейский.

1

14

Экскурсия в Дивеевский монастырь (виртуальная)

1

Экскурсия на усмотрение учителя (виртуальная или реальная поездка)

15

Творческий отчет

1

Часть 2.

19ч.

16

Мученики – добровольно пострадавшие за веру христову.

17

Экскурсия по храмам Борисоглебской епархии (виртуальная)

1

Экскурсия на усмотрение учителя (виртуальная или реальная поездка)

18

Священномученик Тихон (Никоноров)

1

19

Священномученик Петр Зверев

1

20

 Священномученик Захария (Лобов)

1

21

 Священномученик Александр Архангельский

1

22

Священномученик Александр Лебедев

1

23

Священномученик Александр Орлов                                                                            

1

24

Экскурсия по храмам Борисоглебской епархии (виртуальная)

1

Экскурсия на усмотрение учителя (виртуальная или реальная поездка)

25

Священномученик Данил Алферов                                                                                

1

26

Священномученик Исмаил Базилевский                                                                      

1

27-28

Проект

2

29

Священномученик Федор Богоявленский                                                                    

1

30

Священномученик Феодосий Болдырев                                                                        

1

31

 Преподобномученик Антипа (Кириллов)                                                                    

1

32

Преподобномученица Пелагея (Жидко)                                                                        

1

33-34

Творческий отчет

2

Резерв

1

Материально – техническое обеспечение программы:

Компьютер, Медиа проектор, радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных  выступлений, защиты творческих проектов

Музыкальный центр - даёт возможность

непосредственно включать в учебный процесс звуковые образы

окружающего мира.

Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов  -     http:// scool- collection.edu. ru

Всемирная история в интернете                             -      http:// www.hrono.ru

История стран и цивилизаций                                -     http: // www. istorya. ru

Библиотека античной литературы                           -     http:// сyrill.newma.ru

Коллекция: мировая художественная культура     -     http:// artclassic.edu.ru

- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

- печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.

Формы контроля  планируемых  результатов освоения  программы внеурочной деятельности

           Программа внеурочной деятельности предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в усвоении содержания данной Программы; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения. Социально одобряемая модель поведения может быть выработана только в результате вовлечения учащихся в практику. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов  каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, исследовательские работы учащихся.

Подобная организация учета  компетенции для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого учащегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый учащийся будет значимым участником

Используемая литература

Образовательные сайты:

1. http://easyen.ru/современный учительский портал

http://ifmir.info/budd.htm

http://www.pravoslavie.ru/

http://www.muslim.ru

http://www.buddhism.ru

http://www.feor.ru

http://www.proshkolu.ru/tag/37017/

http://annaellada.narod.ru/интересные

http://ludmilafed.rusedu.net/post/1774/11013

http://wikikurgan.orbitel.ru

2. Борисоглебская епархия. Официальный сайт [Электронный ресурс]. —  

    URL: http://b-eparhia.ru

3. Воронежская митрополия. Официальный сайт [Электронный ресурс]. —

    URL: https://www.vob-eparhia.ru

4. Дамаскин (Орловский), Архимандрит. Жития новомучеников и

    исповедников российских ХХ века [Электронный ресурс] / Архимандрит

    Дамаскин (Орловский). — URL: https://www.fond.ru

5. Древо. Открытая православная энциклопедия [Электронный ресурс]. —

    URL: https://drevo-info.ru

6. Живой журнал собора Воронежских святых [Электронный ресурс]. —

    URL: https://sobor-voronezh.livejournal.com

7. За Христа пострадавшие: гонения на Русскую Православную Церковь

    1917— 1956 гг. — Москва : ПСТГУ, 1997. — С. 232.

8. История Русской Православной Церкви. От восстановления

    Патриаршества до наших дней. Т. 1 / ред. М. Б. Данилушкин. — Санкт-

    Петербург : Воскресение, 1997. — С. 14.

9. Обращение комиссии по отделению Церкви от государства по г.

    Борисоглебску к населению города и уезда. 1918 г. // Борисоглебский

    историко-художественный му- зей (БИХМ). Вспомогательный фонд. — Д.

    № 5967. — Л. 1.

10. О порядке использования бывших церковный зданий : инструкция

     Народного комиссариата юстиции внутр. и финансов РСФСР № 155 от 28

     июля 1923 г. // Государ- ственный архив Тамбовской губернии (ГАТО). —

     Ф. Р-409. — Оп. 2. — Д. 69. — Л. 213.

11. Отчет по обследованию дел отделения Церкви от государства от 7 мая

      1919 г. // Государственный архив Тамбовской области (ГАТО). — Ф. Р-6.

       — Оп. 1. — Д. 89. — Л. 4.

  1. Прославленные святые: Жития святых и жизнеописания подвижников  

      благочестия Воронежско-Липецкой епархии. — Воронеж, 2003.

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности предмет ОБЖ для 5 класса.

Предлагаю Вашему вниманию разработку Рабочей программы по внеурочной работе предмет  ОБЖ для 5 класса.Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельност...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Профильный лингвистический лагерь "Влюбляйся в английский" (Fall in Love with English) разработана для занятий с учащимися 5-9 классов проявляющий особы...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастер IT" в 5 классе

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастер IT" в 5 классе...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Лаборатория юного химика" 8 класс (ФГОС)

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися, интересующимися исследовательской деятельностью и направлена на формирование у них умения поставить цель и организов...

Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности «Мы – исследователи» 5 класс

Проект – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. Рабочая программа  курса внеурочной проектной деятельности «Мы – и...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение математических задач» 7 класс

Одним из направлений в обучении математики является расширение кругозора, повышение мотивации учения и самообучения. Это возможно только при условии учёта индивидуальных особенностей ребёнка и его спо...

Рабочая программа по внеурочной работе, предмет ИЗО 5-6 классы

Программа «Мастерская изящных искусств» включает изучение видов и жанров, художественного языка в процесс се бесед об искусстве, индивидуального и коллективного художественного творче...