Проект «Сказочная нейрогимнастика с элементами йоги»
проект по психологии (средняя группа)

Юрицина Наталья Викторовна

В последнее время особое внимание в психолого-педагогической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста.

Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской,                   Т. В. Ахутиной).

Нейрогимнастика — это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_neyrogmnastika_s_elementami_yogi.docx207.62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №69

комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

 

 

 

Проект «Сказочная нейрогимнастика с элементами йоги»

Тип проекта: исследовательско-творческий

Средняя группа №9

Продолжительность проекта: краткосрочный (продолжительность проекта -2 месяца)

 

Автор-составитель:

Педагог-психолог Юрицина Н.В

Воспитатель гр.№9 Иванова Н.В.

Воспитатель гр.№9 Талатина Е.Е.

 

 

 

Санкт-Петербург 2024 г.

Основная часть проекта

 

Постановка проблемы.

В   системе   дошкольного   образования    наблюдаются значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование инновационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.

Результативность работы с каждым отдельным ребенком всегда разная. С одним ребенком процесс коррекции идет достаточно легко, эффективно, а у другого ребенка происходит «застревание» на различных этапах психолого-педагогической работы. Эффективной работа педагога-психолога будет тогда, когда будет выстроена дифференцированно, с учётом логики развития мозговых структур. Успех коррекционно-развивающей работы с детьми также во многом зависит от комплексного подхода к коррекции.

В последнее время особое внимание в психолого-педагогической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста.

Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской,                   Т. В. Ахутиной).

Нейрогимнастика — это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции).

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.

 Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга, нейрогимнастика) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.

 Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте.

Нейрогимнастика и кинезиологические игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Кинезиологические игры и задания оказывают благотворное влияния на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, процессов восприятия, пространственных представлений и процессов саморегуляции. Во время регулярных занятий происходит стабилизация эмоционального фона, раскрытие внутреннего потенциала ребёнка, повышение уровня самооценки.

 Цель проекта: Через использование комплексов кинезиологических упражнений и нейрогимнстаики с элементами йоги создать условия для формирования правильного речевого и психомоторного развития у детей среднего дошкольного возраста.

 

Задачи:

 

Развивающие:

  • Развитие высших психических функций;
  • Обеспечение и регуляция энергетического базиса, на котором строится психическое развитие;
  • Развитие и стабилизация межполушарного взаимодействия;
  • Обеспечение регуляции, программирования и контроля над протеканием психической деятельности;
  • Проанализировать передовой педагогический опыт по использованию кинезиологических и нейропсихологических упражнений в практике работы с детьми;
  • Определить эффективность использования кинезиологических упражнений и нейрогимнастики при работе с детьми среднего дошкольного возраста;
  •  Сформировать комплексы кинезиологических упражнений и нейрогимнастики с элементами йоги для коррекционной работы с детьми среднего дошкольного возраста;
  • Внедрить комплексы нейрогимнастики и кинезиоупражнений в коррекционно-развивающую работу с детьми.

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к другим людям.

 

Работа с родителями:

  • познакомить родителей с предстоящим проектом, в форме индивидуальных бесед и консультационного материала по проблеме;
  • предложить родителям принять участие в реализации данного проекта (подбор наглядного материала, просмотр мультфильмов, беседы с детьми), мастер-класс.

Принципы в использовании здоровьесберегающих технологий: 

  • Принцип сознательности и активности - нацеливает на формирование у детей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
  • Принцип активности - предполагает у учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
  • Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.
  • Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
  • Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.
  • Принцип непрерывности выражает закономерности построения оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

 

Методы и формы работы: телесно-ориентированные психотехники, нейрогимнастика, беседа, игротерапия, релаксация.

 

Ожидаемые результаты: 

 

  • Развитие координации движений и чувства равновесия;
  • Развитие способности концентрировать внимание;
  • Уменьшение частоты проявлений гиперактивности и гипоактивности;
  • Повышение иммунитета;
  • снижение психоэмоционального напряжения;
  • дети чаще выражают положительные эмоции;
  • дети легче адаптируются в коллективе, обществе.

Продукт проекта: детско-родительский мастер-класс «Нейрогимнастика с элементами йоги»

 

Этапы работы над проектом

 

 

План-график мероприятий

 

 

 

Мероприятие

Цель

Сроки проведения

Ответственный

Выход документа

I этап

Предварительный

1.Постановка целей и задач, определение актуальности и значимости проекта, разработка плана мероприятий по реализации проекта

Подготовка к реализации проекта

 

2-я неделя февраля

Педагог-психолог, воспитатели

2. Подбор и изучение методической и художественной литературы, подбор мультфильмов и иллюстраций, картинок по тематике проекта.

Методическое и теоретическое обоснование проекта

2-я неделя февраля

Педагог-психолог, воспитатели

3. Разработка бесед и подвижных игр по тематике проекта.

Психолого-педагогическое оснащение проекта

 2-я неделя февраля

Педагог-психолог, воспитатели

4.Разработка рекомендаций для родителей по тематике проекта:

- индивидуальных;

- в группе ВКонтакте педагога-психолога ГБДОУ №69

Психолого-педагогическое, информационное сопровождение участников образовательного процесса

3-я неделя февраля

Педагог-психолог, воспитатели

5.Составление каталога игр и сказок по тематике проекта для использования в дальнейшем в группе

Пополнение банка данных, развивающих игр группы ДОУ

3-я неделя февраля

Педагог-психолог, воспитатели

II этап Основной

  1. Занятие №1

Беседа о страхе. Рисуночная терапия

Диагностика и коррекция страхов: отражение наиболее ярких страхов в рисунке

4-я неделя ноября

Педагог-психолог

  1. Чтение, обсуждение «Сказки о страхе» Е.Серовой

Беседа-обсуждение сказки, идентификация ребенка с главным героем

4-я неделя ноября

Воспитатель Завьялова Н.А.

  1. Занятие №2

Рисуночная терапия (позитивное изменение рисунка «Чего я боюсь»)

Показать собственные возможности в преодолении страхов

5-я неделя ноября

Педагог-психолог

  1. Чтение, обсуждение сказки Е.Ульевой «Что ты чувствуешь? Страх»

Беседа-обсуждение сказки, формулирование детьми упражнений для борьбы со страхом

5-я неделя ноября

Воспитатель Андрианова М.А.

III этап
заключительный

  1. Детско-родительский мастер-класс «Нейрогимнастика с элементами йоги»

Снятие оставшихся страхов

1-я неделя декабря

Педагог-психолог, воспитатели

 

 

Приложения

 

  1. Занятие №1

Беседа о страхе. Рисуночная терапия (Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет, стр.57-63)

  1. Чтение, обсуждение «Сказки о страхе» Е.Серовой (Е.Серова Сказка о страхе, СПб, 2016. – 16с.)
  2. Занятие №2

Рисуночная терапия (позитивное изменение рисунка «Чего я боюсь») , (Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет, стр.112-114)

  1. Чтение, обсуждение сказки Е.Ульевой «Что ты чувствуешь? Страх» (стр.16-17)
  2. Детско-родительский мастер-класс по лепке из глины «Преодолеваем страхи»  (Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет, стр.119-124).

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Болсунова Е.Б. Сказочная гимнастика с элементами йоги. – М.: ВАКО, 2016.-32с.
  2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2017. — 264 с.
  3. Голдберг Э. Управляющий мозг. Москва, 2003.
  4. Деннисон П., Деннисон Г. Образовательная кинестетика для детей. Москва, 1998.
  5. Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.
  6. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис-пресс, 2015.
  7. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
  8. Пьянова Л.А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого развития и оздоровления детей дошкольного возраста // Сборник «Образование и психологическое здоровье» в сетевом издании «Региональный социопсихологический центр». – М., 2018.
  9. Пьянова Л.А., Чаплыгина А.А. Использование балансировочной подушки и нейрогимнастики в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи // Сборник материалов Регионального Фестиваля педагогических идей «Дошкольное образование: опыт и перспективы», ч. 1. 2019.
  10. Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
  11. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика». – Ростов н/Д.: Феникс, 2019.
  12. Шанина Т.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учеб. пособие. М., 1999.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия с элементами йоги для детей подготовительной группы с участием родителей «Волшебные превращения»

«Волшебные превращения»  (занятие проводится под тихую музыку «звуки природы»)  Цель: Способствовать созданию в семье условий для реализации потребности детей в физической активности; ф...

Комплекс гимнастики с элементами йоги

Комплекс гимнастики в стихах...

Конспект Физкультурного занятия с ИКТ и элементами йоги

Развитие психических процессов детей и приобщение их к физической культуре...

Артикуляционная гимнастика с элементами нейрогимнастики - как элемент правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ.

Мне хотелось бы поделиться с вами различными современными методами и приёмами, которые повышают эффективность коррекционно-развивающего процесса....

Конспект оздоровительного занятия с элементами йоги «Путешествие в Його - ландию»

Йога – прекрасный вид двигательной активности, который удовлетворит потребность детей в данных направлениях. Она актуальна при работе с детьми с гиперактивностью, беспокойством, стресс...

Творческий проект «Литературный калейдоскоп» с элементами нетрадиционной техники рисования (рисование сказочного героя ватными палочками)

АктуальностьВ последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эп...