ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Умники и умницы»
рабочая программа (старшая группа)

     Данная программа предусматривает интегративные задания, которые помогают снять напряжение, создают положительный эмоциональный фон, интерес, желание учиться. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей ребенка. Кроме того, во все занятия включены кинезиологические упражнения, которые направлены на  активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека: память, внимание, мышление, речь, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. В занятия включена коррегирующая гимнастика для глаз. Выполнение этой гимнастики поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

     На занятиях используется пособие О. Холодовой «Юным умникам и умницам» «За три месяца до школы». Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для дошкольников.На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_umniki_i_umnitsy._prodolzhenie.docx34.98 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО

Наименование образовательной организации МБОУ Гимназия им. Ф.К. Салманова

Название программы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Умники и умницы»

Социально-педагогическая (подготовка к школе).

Год разработки

2020

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа

Приказ МБОУ гимназии имени Ф.К.Салманова ГС-13-370/0 от 12.08.2020г.

Уровень программы

Стартовый

Информация о наличии рецензии

Нет

Цель

Развитие операций мышления, тренировка свойств внимания, аудиальной и визуальной памяти, формирование положительного отношения к школе.

Задачи

Образовательные:

  • Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, гибкость рук, ритмичность, развивать осязательное восприятие;
  • Формировать практические умения и навыки;
  • Обучать логическим приемам смысловых соотношений;
  • Формировать положительное отношение к школе.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • Развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
  • Развивать речь детей;
  • Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач;
  • Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.);
  • Воспитывать и развивать познавательные способности;
  • Воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Ожидаемые результаты освоения программы

  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту;
  • Свободно ориентироваться на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ);
  • Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
  • Свободно считать от 1 до 10 и обратно;
  • Выполнять счетные операции в пределах 10 (+, - 1, 2);
  • Различать гласные и согласные звуки;
  • Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов и так далее;
  • Определять количество и последовательность звуков в односложных словах;
  • знать и уметь рассказывать русские народные сказки;
  • Знать наизусть стихи для детей;
  • Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ;
  • Уметь составить свой рассказ по картинке, по серии картинок;
  • Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;
  • Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, вырезать по контуру предметы);
  • Уметь выполнять задание по образцу;
  • Сохранять хорошую осанку в положении сидя.

Срок реализации программы

1 год

Количество часов в неделю / год

1/32

Возраст обучающихся

5 – 6  лет

Формы занятий

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • подгрупповые.

Методическое обеспечение

  •  Юным умникам и умницам: «За три месяца до школы», рабочая тетрадь / О. Холодова. – 7-е изд., перераб. – М.: Росткнига, 2018г.;
  •  Электронное учебное пособие «Юным умникам и умницам»;
  •  Иллюстративный материал;
  •  Дидактический материал к занятиям;
  •  Методические рекомендации к проведению отдельных тем и занятий.
  •  Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с   информацией. Т.П.Хиленко. – М.: Просвещение, 2012г.

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

  • Рабочие места для детей;
  • Массажные мячики;
  • Бумага (белая, цветная);
  • Ножницы детские;
  • Карандаши (простые, цветные);
  • Рабочие тетради;
  • Мелкий материал (счетные палочки, прищепки, шнурки);
  • Наборы картинок в соответствии с тематикой;
  • Словари;
  • Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях;
  •  Слоговые и математические таблицы;
  •  Магнитная доска

  1. Пояснительная записка

о реализации учебно-тематического плана

на 2020/2021 учебный год

Дополнительная образовательная программа «Умники и умницы» составлена в соответствии с нормативно - правовой базой в области образования:

1. Федеральный уровень:

1.1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);

1.2. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 №761 «Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012-2020 годы»;

1.3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

1.4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №792-р «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»;

1.5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 №722-р «План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»;

1.6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

1.7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

1.8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;

1.9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

1.10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;

2. Региональный уровень:

2.1. Закон ХМАО-Югры от 01.07.2013 №68 «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре»;

2.2. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.09.2012 №357-п «Стратегия действия в интересах детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2012-2020 годы»;

2.3. Распоряжение Правительства ХМАО - Югры от 29.02.2013 №45-рп «О плане мероприятий («дорожной карте») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (с изменениями);

2.4. Постановление правительства ХМАО - Югры от 09.10.2013 №413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы»;

2.5. Приказ Департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры от 06.03.2014 № 229 «Концепция развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года».

3. Муниципальный уровень:

3.1.Постановление Администрации города от 16.05.2013 №3171 «О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2019 годы в городе Сургуте»;

3.2.Постановление Администрации города от 13.12.2013 №8993 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на 2014-2020 годы» (с изменениями);

3.3.Постановление Администрации города Сургута от 16.08.2011 №5315 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, а также дополнительного образования в муниципальных образовательных организациях».

Направленность дополнительной общеобразовательной программы Социально - педагогическая

Вид образовательной деятельности - Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, двигательная.

     Важность роли высокоразвитых познавательных процессов в достижении ребенком успеха в жизни признается и психологами и педагогами. Идея целенаправленного и систематического развития детей дошкольного возраста на специализированных занятиях является актуальной, так как она предполагает работу с детьми разного уровня развития и приводит к расширению познавательных возможностей всех детей.

     Цель программы: развитие операций мышления, тренировка свойств внимания, аудиальной и визуальной памяти, формирование положительного отношения к школе.

     Задачи программы:

Образовательные:

  • Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, гибкость рук, ритмичность, развивать осязательное восприятие;
  • Формировать практические умения и навыки;
  • Обучать логическим приемам смысловых соотношений;
  • Формировать положительное отношение к школе.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • Развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
  • Развивать речь детей;
  • Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач;
  • Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.);
  • Воспитывать и развивать познавательные способности;
  • Воспитывать усидчивость, целенаправленность.

    Психика ребенка – это целостный механизм, поэтому все психические процессы тесно связаны между собой, и развитие одного из них непосредственно влияет на все остальные.

    Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное  развитие в дошкольном детстве.

Актуальность выбора:

     В настоящее время развитию познавательных способностей отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Поэтому одна из основных задач педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку в полной мере проявлять свои способности, развить творческий потенциал, инициативу, самостоятельность. Успешная реализация этих задач зависит от сформированности познавательных интересов, которые возникают тогда, когда дети имеют возможность включиться в выполнение таких видов заданий, в которых могут достичь успеха и вместе с тем, чувствуют необходимость преодоления определенных препятствий при достижении цели.

     В организации процесса познания в старшем дошкольном возрасте особое внимание направлено на выяснение того, насколько активен ребенок в восприятии учебной задачи, организации учебных действий, направленных на решение, овладение элементами самоконтроля и самооценки.

     Данная программа предусматривает интегративные задания, которые помогают снять напряжение, создают положительный эмоциональный фон, интерес, желание учиться. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей ребенка. Кроме того, во все занятия включены кинезиологические упражнения, которые направлены на  активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека: память, внимание, мышление, речь, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. В занятия включена коррегирующая гимнастика для глаз. Выполнение этой гимнастики поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

     На занятиях используется пособие О. Холодовой «Юным умникам и умницам»

 «За три месяца до школы». Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

     Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

     На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

     На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью. Пособие  представляет собой сборник заданий для работы с детьми дошкольного возраста. Все пояснения к заданиям, даваемые воспитателем, постепенно сокращаются с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенного  задания.

     На занятиях создаются условия для сосредоточения детей, увлечения их логическими играми, успешного освоения их, что стимулирует познавательную активность.

Основные принципы распределения материала:

1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

2) принцип «спирали»: задания повторяются;

3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

4) увеличение объема материала;

5) наращивание темпа выполнения заданий;

6) смена разных видов деятельности.

 

Информационная справка об особенностях реализации УТП

в 2020/2021 учебном году:

Общий срок реализации исходной программы (количество лет)

1

Год обучения (первый, второй и т.д.)

1

Возраст воспитанников

5 – 6 лет

Количество воспитанников в группе в текущем учебном году

10 – 14  

Количество часов в неделю

1

Общее количество часов в год

32

Программа состоит из четырех модулей работы с детьми старшей группы детского сада:

1. Задание «Отвечайка», основной задачей которого является создание у дошкольников определенного положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы легкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции. Но, в то же время,  данные упражнения подготавливают детей к активной учебно-познавательной деятельности,  расширяют кругозор и способствуют развитию речи.

2. Задания «Выполняйка» помогут оценить уровень развития внимания, памяти, понять, насколько у ребенка развита логика, абстрактное мышление, определить уровень лексического запаса ребенка. Включены логически - поисковые задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы.

3. «Разминка», во время которой дети 2-3 минуты отдыхают, выполняя разминку для

пальчиков или гимнастику для глаз.

4. Задания «Нарисуйка» нацелены на развитие моторики, а также на умение воспринимать материал на слух, отражать услышанное графически, определяет готовность ребенка писать под диктовку. Программа предполагает  использование на каждом занятии упражнений для развития мелкой моторики руки, что стимулирует развитие интеллектуальных способностей. На занятиях практикуется методика «Графический диктант». Ее результаты скажутся на умении точно воспринимать инструкцию учителя, логически мыслить,  красиво и  аккуратно писать. В процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка,  аккуратность, фантазия. Графические диктанты – это способ развития речи, так как параллельно ребята отгадывают загадки, читают и заучивают  стихотворения, песенки, потешки.  Данное задание развивает при этом мелкую моторику кисти. Эту же задачу выполняет и штриховка фигур, которая еще и подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании.

Программа предполагает проведение 1 занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия: 30 минут. Общее количество учебных занятий в год — 32.

Формы проведения занятий:

  • Индивидуальные;
  • Групповые;
  • Подгрупповые.

Ожидаемые результаты к концу года:

  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту;
  • Свободно ориентироваться на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ);
  • Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
  • Свободно считать от 1 до 10 и обратно;
  • Выполнять счетные операции в пределах 10 (+, - 1, 2);
  • Различать гласные и согласные звуки;
  • Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов и так далее;
  • Определять количество и последовательность звуков в односложных словах;
  • знать и уметь рассказывать русские народные сказки;
  • Знать наизусть стихи для детей;
  • Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ;
  • Уметь составить свой рассказ по картинке, по серии картинок;
  • Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;
  • Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, вырезать по контуру предметы);
  • Уметь выполнять задание по образцу;
  • Сохранять хорошую осанку в положении сидя.
  • Овладение нормами этики поведения.

  1. Учебно-тематический план

на 2020/2021 учебный год

Модули

Количество часов

1.

«Отвечайка»

9

2.

«Выполняйка»

12

3.

«Разминка»

2

4

«Нарисуйка»

9

ИТОГО:  

32

Список литературы:

  1. Бортникова, Е.Ф. Мои первые прописи (для детей 5 – 6 лет). – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2017. – 32 с. – («Рабочая тетрадь»).
  2. Голубь, В.Т. Графические диктанты. – М.: ВАКО, 2006. – 144 с. – (Мастерская учителя).
  3. Нищева, Н.В. Блокнот логопеда. Секреты развития мелкой моторики. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. – 48 с., цв. ил. Носова Е.А.,  
  4. Непомнящая Р.Л.,  «Логика и математика для дошкольников» — пособие,  Санкт – Петербург, «Детство – пресс»,2002г;
  5. Юным умникам и умницам: «За три месяца до школы», рабочая тетрадь / О. Холодова. – 7-е изд., перераб. – М.: Росткнига, 2018г.
  6. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с   информацией. Т.П.Хиленко. – М.: Просвещение, 2012г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально–педагогической направленности «Умники и умницы»

Программа «Умники и умницы»  представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для воспитанников 5-7 лет и позволяет систематизировать у них знания, сформировать обобщенные спо...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Умники и умницы»

Пояснительная записка         Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа«Умники и умницы» имеет социально-педагогическую нап...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. Социально педагогической направленности «Умницы и умники»

СОДЕРЖАНИЕ   1.Пояснительная записка  …………………………………........................3  2. Содержан...

Конспект для детей подготовительной группы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Социально педагогической направленности «Умницы и умники» Занятие: «Знакомство со звуком [А]»

Конспект НОД для детей подготовительной группы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе cоциально педагогической направленности «Умницы и умники».Занятие: «Зна...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умники и умницы" 5-6 лет

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  социально-гуманитарной направленности "Умники и умницы" Возраст обучающихся: 5-6 лет  Срок реализации:...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умники и умницы" 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  социально-гуманитарной направленности "Умники и умницы" Возраст обучающихся: 6-7 лет  Срок реализации:...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умники и умницы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа .Старший дошкольный возраст....