Ермакова Мария Викторовна

Ермакова Мария Викторовна

"сайт воспитателя детского сада"

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом мес­те — родители и педагоги.

Профессия: воспитатель

Профессиональные интересы: обучение детей составлению творческих рассказов по картине при помощи игровых приемов

Увлечения: вокал

Регион: Кемеровская область

Населенный пункт: г.Кемерово

Место работы: МАДОУ №33 "Детский сад общеразвивающего вида"

К педагогическому делу надо призывать, как к делу “морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознатель­ное призвание и предчувствуют в нем свое удовле­творение, понимая общую народную надобность. Д. И. Менделеев
Менделеев Д.И.

О себе

Увы, не нам решать, что создано судьбою,

Открою Вам друзья секрет, зачем пришла я на этот свет:

Летели годы, дни бежали и появилась на свет Маша!

Спасибо, маме с папой говорю,

За это я их благодарю!

      Росла в семье я не одна: сестра есть у меня, еще сестра.

       Не скучно было, я скажу: друг друга не давали мы в беду.

Признаюсь честно вам и прямо: ходить я в детский сад не очень-то любила,

И здесь надежду затаила: певицей стать мечтала и школу никогда не пропускала.

        Нигде в общественной работе не обходилось без меня,

         Весь день какие-то заботы...так юность вот моя прошла.

         Но мечта заветная о детях покоя Маше не дала.

Конечно, трудно, но усилье, рвенье

Терпение и труд все перетрут

Нелегкое ушло в забвенье

Диплом вот на руки дают.

     И вот, казалось бы Свобода!

      Я взрослая, я вышла на дорогу,

        Куда пойти, кому нужна?

       Теперь, я отвечаю за себя.

Иду, несу в руках диплом,

Смотрю и вижу: там, за домом не детский сад ли?

Ах, точно, вот и дети!

      Стал детский сад для меня судьбою

       Не совсем безоблачной, простой.

        Только человек чего-то стоит,

         Коль ребенка вскормит добротой!

Шум детей кого-то раздражает,

Вызывая дискомфорт,

Только воспитатель понимает,

Гомон малышей-Земли комфорт!

    Каждый день мы видим их глазенки, милые, лучистые порой,

    Пусть растут мальчишки и девчонки, прибавляя годы нам с тобой.

     Мысли о делах всегда со мною,

      Спать ли я  ложусь или встаю,

       Только ни за что не променяю

         Трудную прфессию мою!

В дошкольном образовании работаю с 2010 года, защитила  первую квалификационную категорию.Прошла: курсы професстональной переподготовки по специальности "Дошкольная педагогика и психология",2011 год;  курсы повышения квалификации: по программе: "Теория и практика дошкольного образования", 2011 год. Имею два высших образования: библиотекарь- библиограф и педагог-психолог дошкольного образования.Работаю по призванию

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

100 книг, которые должен прочитать каждый

Русский вариант

1. Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1532–1553).
2. Мигель де Сервантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»(1605–1615).
3. Даниель Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719).
4. Джонатан Свифт. «Путешествия Лемюэла Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» (1726).
5. Аббат Прево. «История кавалера де Грие и Манон Леско» (1731).
6. Иоганн Вольфганг Гёте. «Страдания молодого Вертера»(1774).
7. Лоренс Стерн. «Жизнь и убеждения Тристрама Шенди» (1759—1767).
8. Шодерло де Лакло. «Опасные связи» (1782).
9. Маркиз де Сад. «120 дней Содома» (1785).
10. Ян Потоцкий. «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1804).
11. Мэри Шелли. «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818).
12. Чарльз Мэтьюрин. «Мельмот-скиталец» (1820).
13. Оноре де Бальзак. «Шагреневая кожа» (1831).
14. Виктор Гюго. «Собор Парижской Богоматери» (1831).
15. Стендаль. «Красное и черное »(1830–1831).
16. Александр Пушкин. «Евгений Онегин» (1823–1833).
17. Альфред де Мюссе. «Исповедь сына века» (1836).
18. Чарльз Диккенс. «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837).
19. Михаил Лермонтов. «Герой нашего времени» (1840).
20. Николай Гоголь. «Мертвые души »(1842).
21. Александр Дюма. «Три мушкетера» (1844).
22. Уильям Теккерей. «Ярмарка тщеславия»(1846).
23. Герман Мелвилл. «Моби Дик» (1851).
24. Гюстав Флобер. «Мадам Бовари» (1856).
25. Иван Гончаров. «Обломов» (1859).
26. Иван Тургенев. «Отцы и дети» (1862).
27. Майн Рид. «Всадник без головы» (1865).
28. Федор Достоевский. «Преступление и наказание» (1866).
29. Лев Толстой. «Война и мир» (1867–1869).
30. Федор Достоевский. «Идиот» (1868–1869).
31. Леопольд фон Захер-Мазох. «Венера в мехах» (1870).
32. Федор Достоевский. «Бесы» (1871–1872).
33.Марк Твен.«Приключения Тома Сойера» (1876)/«Приключения Гекльберри Финна» (1884).
34. Лев Толстой. «Анна Каренина» (1878).
35. Федор Достоевский. «Братья Карамазовы» (1879–1880)
36. Михаил Салтыков-Щедрин.«Господа Головлевы» (1880–1883).
37. Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея» (1891)
38. Герберт Уэллс. «Машина времени» (1895).
39. Брэм Стокер. «Дракула» (1897).
40. Джек Лондон. «Морской волк »(1904)
41. Федор Сологуб. «Мелкий бес »(1905).
42. Андрей Белый. «Петербург» (1913–1914).
43. Густав Майринк. «Голем» (1914).
44. Евгений Замятин. «Мы» (1921).
45. Джеймс Джойс. «Улисс» (1922).
46. Илья Эренбург. «Необычайные похождения Хулио Хуренито» (1922).
47. Ярослав Гашек. «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны»(1921–1923).
48. Михаил Булгаков. «Белая гвардия» (1924).
49. Томас Манн. «Волшебная гора» (1924).
50. Франц Кафка. «Процесс» (1925).
51. Фрэнсис Скотт Фицджеральд. «Великий Гэтсби» (1925).
52. Александр Грин. «Бегущая по волнам» (1928).
53. Илья Ильф, Евгений Петров. «Двенадцать стульев» (1928).
54. Андрей Платонов. «Чевенгур» (1927–1929).
55. Уильям Фолкнер. «Шум и ярость» (1929).
56. Эрнест Хемингуэй. «Прощай, оружие!» (1929).
57. Луи Фердинанд Селин. «Путешествие на край ночи» (1932).
58. Олдос Хаксли. «О, дивный новый мир» (1932).
59. Лао Шэ. «Записки о Кошачьем городе» (1933).
60. Генри Миллер. «Тропик Рака» (1934).
61. Максим Горький. «Жизнь Клима Самгина» (1925–1936).
62. Маргарет Митчелл. «Унесенные ветром» (1936).
63. Эрих Мария Ремарк. «Три товарища» (1936–1937).
64. Владимир Набоков. «Дар» (1938–1939).
65. Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита» (1929–1940).
66. Михаил Шолохов. «Тихий Дон» (1927–1940).
67. Роберт Музиль. «Человек без свойств» (1930–1943).
68. Герман Гессе. «Игра в бисер» (1943).
69. Вениамин Каверин. «Два капитана» (1938–1944).
70. Борис Виан. «Пена дней» (1946).
71. Томас Манн. «Доктор Фаустус» (1947).
72. Альбер Камю. «Чума» (1947).
73. Джордж Оруэлл. «1984» (1949).
74. Джером Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи» (1951).
75. Рей Брэдбери. «451 по Фаренгейту» (1953).
76. Джон Р. Р. Толкин. «Властелин колец» (1954–1955).
77. Владимир Набоков. «Лолита» (1955; 1967, русская версия).
78. Борис Пастернак. «Доктор Живаго» (1945–1955).
79. Джек Керуак. «На дороге» (1957).
80. Уильям Берроуз. «Голый завтрак» (1959).
81. Витольд Гомбрович. «Порнография» (1960).
82. Кобо Абэ. «Женщина в песках» (1962).
83. Хулио Кортасар. «Игра в классики» (1963).
84. Николай Носов. «Незнайка на Луне» (1964–1965).
85. Джон Фаулз. «Волхв» (1965).
86. Габриэль Гарсиа Маркес. «Сто лет одиночества» (1967)
87. Филип К. Дик. «Снятся ли роботам электроовцы» (1968).
88. Юрий Мамлеев. «Шатуны» (1968).
89. Александр Солженицын. «В круге первом» (1968).
90. Курт Воннегут. «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» (1969).
91. Венедикт Ерофеев. «Москва–Петушки» (1970).
92. Саша Соколов. «Школа для дураков» (1976).
93. Андрей Битов. «Пушкинский дом» (1971).
94. Эдуард Лимонов. «Это я – Эдичка» (1979).
95. Василий Аксенов. «Остров Крым» (1979).
96. Милан Кундера. «Невыносимая легкость бытия» (1984).
97. Владимир Войнович. «Москва 2042» (1987).
98. Владимир Сорокин. «Роман» (1994).
99. Виктор Пелевин. «Чапаев и Пустота» (1996).
100. Владимир Сорокин. «Голубое сало» (1999).

Английский вариант

Классика.
Гомер. «Илиада» и «Одиссея»
Энтони Троллоп. «Барсетширские хроники»
Джейн Остин. «Гордость и предубеждение»
Джонатан Свифт. «Приключения Гулливера»
Шарлотта Бронте. «Джен Эйр»
Лев Толстой. «Война и мир»
Чарльз Диккенс. «Дэвид Копперфильд»
Уильям Тэккерей. «Ярмарка тщеславия»
Гюстав Флобер. «Мадам Бовари»
Джордж Элиот. «Миддлмарч»

Поэзия.
Вильям Шекспир. Сонеты
Данте. «Божественная комедия»
Джеффри Чосер. «Кентерберийские рассказы»
Вильям Вордсворт. «Прелюдия»
Джон Китс. Оды
Томас Элиот. «Бесплодная земля»
Джон Мильтон. «Потерянный рай»
Уильям Блейк. «Песни невинности» и «Песни опыта»
Уильям Батлер Йитс. Избранное
Тед Хьюз. Избранное

Беллетристика.
Генри Джеймс. «Женский портрет»
Марсель Пруст. «В поисках потерянного времени»
Джеймс Джойс. «Улисс»
Эрнест Хемингуэй. «По ком звонит колокол»
Ивлин Во. Трилогия Sword of Honour: «Вооруженные люди», «Офицеры и джентльмены» и «Безоговорочная капитуляция»
Мюриэл Спарк. «Баллада о предместье»
Джон Апдайк. Серия романов о «Кролике»
Габриэль Гарсия Маркес. «Сто лет одиночества»
Тони Моррисон. «Любимица»
Филип Рот. «Запятнанная репутация»

Романтическая литература.
Дафна дю Морье. «Ребекка»
Томас Мэлори. «Смерть короля Артура»
Шодерло де Лакло. «Опасные связи»
Роберт Грейвз. «Я, Клавдий»
Мэри Рено. Трилогия об Александре Македонском
Патрик О`Брайен. Master and commander («Шкипер и командир», «Хозяин морей», «Командир и штурман»)
Маргарет Митчелл. «Унесенные ветром»
Борис Пастернак. «Доктор Живаго»
Томас Харди. «Тесс из рода д`Эбервиллей»
Джин Плейди (Элеонор Виктория Хибберт). Плантагенеты

Детская литература.
Артур Рэнсом. «Ласточки и Амазонки»
Клайв Стейплс Льюис. «Лев, колдунья и платяной шкаф»
Джон Толкиен. «Властелин колец»
Филип Пулман. «Его темные начала»
Жан де Брюнофф. «Бабар»
Эдит Несбит. «Дети железной дороги»
Алан Александр Милн. Винни-Пух
Джоан К. Роулинг. Гарри Поттер
Кеннет Грэм. «Ветер в ивах»
Роберт Льюис Стивенсон. «Остров сокровищ»

Фантастика.
Мэри Шелли. «Франкенштейн»
Жюль Верн. «20 тысяч лье под водой»
Герберт Уэллс. «Машина времени»
Олдос Хаксли. «О дивный новый мир»
Джордж Оруэлл. «1984″
Джон Уиндэм. «День триффидов»
Айзек Азимов. «Основания»
Артур Кларк. «2001: Одиссея Один»
Филип Дик. «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»
Уильям Гибсон. «Нейромантик»

Детективы.
Патрисия Хайсмит. «Талантливый мистер Рипли»
Дэшиел Хэммет. «Мальтийский сокол»
Сэр Артур Конан Дойл. Приключения Шерлока Холмса.
Рэймонд Чандлер. «Глубокий сон»
Джон ле Карре. «Лудильщик, точильщик, сапожник, шпион»
Томас Харрис. «Красный дракон»
Агата Кристи. «Убийство в Восточном экспрессе»
Эдгар Аллан По. «Убийства на улице Морг»
Уилки Коллинз. «Женщина в белом»
Элмор Леонард. «Наповал»

Книги, изменившие мир.
Карл Маркс. «Капитал»
Том Пэйн. «Права человека»
Жан-Жак Руссо. «Общественный договор»
Алексис Токвиль. «Демократия в Америке»
Карл фон Клаузевиц. «О войне»
Никколо Макиавелли. «Государь»
Томас Гоббс. «Левиафан»
Зигмунд Фрейд. «Толкование сновидений»
Чарльз Дарвин. «Происхождение видов…»
Дени Дидро. Энциклопедия

Книги, которые изменили вас.
Роберт Пирсиг. «Дзен и искусство ухода за мотоциклом»
Ричард Бах. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
Дуглас Адамс. «Автостопом по Млечному Пути»
Малкольм Гладуэлл. «Переломный момент»
Наоми Вульф. «Миф о красоте»
Делия Смит. Вегетарианская коллекция
Питер Мэйл. «Год в Провансе»
Дэйв Пельцер (Dave Pelzer). «Ребенок, о котором говорили «оно»
Линн Трасс. «Казнить нельзя помиловать. Бескомпромиссный подход к пунктуации» (Eats, Shoots & Leaves)
Бен Шотт. «Оригинальная всячина Шотта»

История.
Эдуард Гиббон. «Упадок и падение Римской империи».
Уинстон Черчилль. «История народов, говорящих на английском языке»
Стивен Рансимен. «История крестовых походов»
Геродот. «История»
Фукидид. «История» (Пелопоннеской войны)
Томас Лоуренс. «Семь столпов мудрости»
Англо-саксонские хроники.
Орландо Файджес. «Трагедия народа»
Симон Шама. «Граждане: хроника Французской революции»
Дж.П.Тейлор. «Вторая мировая война»

Жизнеописания.
Блаженный Августин. «Исповедь».
Светоний. «Жизнь двенадцати цезарей»
Джорджо Вазари. «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»
Леви Примо. «Человек ли это?»
Зигфрид Сассун. «Воспоминания охотника на лис»
Литтон Стрэчи. «Выдающиеся викторианцы».
Элизабет Гэскелл. «Жизнь Шарлотты Бронте»
Роберт Грейвз. «Прости-прощай всему тому»
Джеймс Босуэлл. «Жизнь Сэмюэла Джонсона»
Алан Кларк. «Дневники»Дискуссия в журнале

 

 

Мой взгляд на мир

У каждого человека свой путь и своя судьба. Мой путь к профессии  воспитателя был не совсем обычным. По воле судьбы я работала  библиотекарем.

Когда я пришла работать в детский сад, я нигде и никогда не получала такого удовольствия и такой радости от работы, как в детском саду. Я не нашла ничего лучше и правильнее, чем пройти переподготовку  на  курсах профессиональной переподготовки в КРИПК и ПРО  по специальности "Дошкольная педагогика и  психология". Можно сказать так сложились обстоятельства моей жизни, или судьба решила показать мне правильную дорогу, по которой надо следовать. В результате в тридцать два года, я пришла в профессию воспитателя, и хотя стаж моей работы в детском саду составляет всего несколько лет, я понимаю, что это именно та работа, ради которой следует жить!

Свет своего душевного тепла на протяжении 5 лет я дарю тем, кто не умеет лукавить и притворяться,  чьи помыслы чисты и неприхотливы,  им моим воспитанникам.  Профессия воспитателя  – особая по своей сущности, значимости и противоречивости.  Её особенность  состоит, прежде всего,  в том, что объектом и продуктом  труда является самый уникальный продукт природы – личность  ребенка. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях.

      Воспитатель это  и педагог, и психолог, и доктор… Потому, что дети, приходя в детский сад, хотят, чтобы их здесь всегда очень ждали,  крепко  любили, понимали,  хотят чувствовать себя уверенными, защищёнными.

      Воспитатель  – это певец, музыкант, актёр, фокусник... Потому, что все дети  любят  слушать сказки и колыбельные песни перед сном, смотреть представления и хотят сами участвовать в них.

       Воспитатель  – это экскурсовод, исследователь, ботаник и биолог, энциклопедист... Потому, что дети с удовольствием гуляют, наблюдают, экспериментируют, думают и  любят  задавать много вопросов.

        Воспитатель  – это архитектор, конструктор, художник, скульптор… Потому, что дети всегда готовы созидать.

         Воспитатель для детей – это человек, который всё знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймёт и поможет в трудную минуту. Для этого воспитателю необходимо быть жизнерадостным, если сердиться, то не долго, избегать скуки, поэтому необходимо разумно чередовать обучение, отдых, игры, чтобы дети не скучали. Всегда должен оставаться интересным для своих детей. Важно не стать скучным взрослым, уметь учиться у детей их видению мира, их наивности. А как важно уметь вместе смеяться, думать и чувствовать! Я твердо убеждена, что в основе профессии воспитателя должна лежать любовь к детям, взаимопонимание и сотрудничество, умение в каждом ребенке увидеть хорошее, помочь поверить в свои силы, для каждого найти добрые слова.

         Мое кредо: идти в ногу со временем, использовать различные инновации,  быть творческой, реализовывать себя в разных направлениях, помогать развиваться детям и активно сотрудничать с родителями.

       Я думаю, профессия воспитателя - одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. И хотя это огромный труд и постоянное самосовершенствование, но гораздо важнее результат, который видишь каждый день. Сияющие глаза малышей  приходящих в детский сад, их открытые и беззащитные сердца, их любовь, которой дети с огромной радостью делятся с воспитателями, для меня это и есть самая большая награда и подтверждение в правильности выбора профессии. Профессии – Воспитателя!

      Быть воспитателем - значит быть самодостаточной женщиной, ведь главное в женщине - материнство. Рядом с детьми ощущаешь себя всегда юной, весёлой и энергичной. Хочется верить, что вкладывая частицу своей души в каждого ребёнка, я делаю мир добрее. В наших руках - будущее детей, а значит будущее России. Моя педагогическая философия - незаконченный трактат. Я ещё не поставила точку, я продолжаю работать над собой, оставаясь в любимой профессии... 

Мои достижения

Областные  семинары:

 «Формирование толерантного сознания у дошкольников в современных условиях», ноябрь 2014 г., на котором показала   открытое мероприятие по развитию речи в средней группе  «Дружба начинается с улыбки»,

«Психолого - педагогическое сопровождение игровой деятельности детей дошкольного возраста в ДОО», октябрь, 2015 г., на котором провела Мастер-класс для педагогов «Игровые приемы при составлении творческих рассказов по картине». Приняла участие в семинаре «Проблема обеспечения приемственности образования и  эмоционального благополучия детей в условиях реализации ФГОС ДО на примере программы «Ступеньки детства»», апрель 2015 г.  (Сертификат).

«Методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов в условиях перехода на ФГОС ДО», март, 2016 г., на котором  представила презентацию «Портфолио педагога» в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС. (Сертификат).

 

XI Международная   научная  конференция студентов и молодых ученых «Образование, наука, инновации- вклад молодых исследователей», где показала Мастер- класс «Игровые приемы при составлении творческого рассказа  по картине» в КемГУ   апрель, 2016 г. (Благодарственное письмо).

 Участвует в конкурсах различных уровней:  Городской конкурс «Педагог дошкольной образовательной организации», февраль 2016 г., Лауреат 2-ой степени; Всероссийский заочный конкурс «Призвание- воспитатель»,  Новосибирск, 2016 г., серебряная медаль;  Международная Олимпиада для педагогов «Мастер-класс как инструмент реализации ФГОС», ноябрь 2016 г., 3 место; Международный конкурс на интернет - проекте «Pedstrana» в номинации  «Новогодняя открытка» заняла 1 место, декабрь 2015 г.; Международный   конкурс «Страна детства», 1 место, июль 2015 г.; Международный творческий конкурс «Парад талантов», 1 место, июль 2015 г.; Международный конкурс «Новогодний бум» в номинации «Оформление ДОУ», 1 место, февраль 2015 г.; имеет Сертификат  Интернационального  интеллектуального конкурса «Fireflai»:  «Новый Год 2015»; «Мамин день», 2014 г. В районном конкурсе «Театр своими руками» заняла 2 место, февраль 2014 г. ; Общероссийский конкурс информационно  методического центра»  «Эврика» «Мир вокруг нас!»   в номинации «Лучшая разработка НОД»  заняла 3  место, июнь 2013 г.; В смотре - конкурсе «Лучшая разработка проекта сюжетно- ролевой игры 21 века» с проектом «Библиотека «Улыбка» заняла 3 место. Является инициатором сотрудничества с библиотекой им. Гоголя г. Кемерово, куда с воспитанниками ходят на экскурсии, принимают участие в мастер-классах и различных играх. Ее воспитанники участвовали  в Международном детском литературном  конкурсе чтецов в номинации «Чтение стихотворений А.Барто»: Михайлов Данил диплом 1 степени; Лобатнев Артем диплом 2 степени, 2014 г.

 

Моё портфолио

Тема самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через обучение творческому рассказыванию по картине»

Ермакова Мария Викторовна
Опубликовано 28.11.2013 - 11:42 - Ермакова Мария Викторовна

Консультация для родителей «Обучение творческому рассказыванию»

Обучение монологической речи начинается со средней группы через обучение, прежде всего рассказыванию. Чтобы дети овладели грамотной речью, связными формами высказываний я поставила перед собой задачу: обучать детей родному языку. Это одна из важнейших задач личностного развития детей дошкольного возраста. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в период развития. Чем раньше начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Обучение творческому рассказыванию необходима и интересна для детей и родителей, потому что наши воспитанники пойдут в школу. В школе дети пишут диктанты, сочинения. Овладев речью , дети легко справятся с домашним заданием.

Рассказывание играет большую роль в нравственном развитии ребенка. Побуждая включать в повествовании факты, которые характеризуют взаимоотношения с друзьями.

При обучении рассказыванию формируются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, творческое воображение.

Система обучения творческому рассказыванию рассчитана на три года (средняя, старшая, подготовительная к школе группы) . В средней группе дети обучаются, прежде всего, описательным рассказам, постепенным переходом к небольшим сюжетным повествованиям. Старшие дошкольники упражняются в придумывании рассказов на предложенную или самостоятельно выбранную тему, по литературному образцу в двух вариантах: заменить героев, сохраняя сюжет произведения, или заменить сюжет, сохраняя героев произведения.

В подготовительной к школе группе дети упражняются в сочинениях по картине, изображающей пейзаж, и придумывании сказок с использованием отдельных выразительных средств данного жанра.

В средней группе обучаются рассказам по игрушкам, картинам и пересказу литературных произведений. Если ребенок научился хорошо описывать предметы и игрушки, надо научить его составлять повествовательный текст, придумывая интересный сюжет, активно вовлекая их в совместное рассказывание и игру-драматизацию. Фонетические и грамматические упражнения могут легко и естественно перейти в составление совместного рассказа в контексте выбранной темы.

С целью активизации деятельности детей на занятиях использую приемы мотивации:

1). " Научить Незнайку придумывать сказки ", " Рассказать кукле Тане, какая она красивая, нарядная ", " Расскажите Медвежонку, что ему собираются подарить в день рождения ", " Петрушка просит детей научить его рассказывать. Благодарит за хорошее повествование ".

2). " Ваши рассказы запишем в красивый альбом, вечером его будут смотреть мамы, папы ", " Лучшие рассказы услышат малыши ".

Работоспособность детей пятого года жизни под влиянием специальных мотивационных установок изменяется на протяжении учебного года. На первых занятиях внимание детей привлекаю с помощью игрушек, игровых элементов. Данные приемы вызывают речевую активность дошкольников, желание выполнить указание воспитателя. Ответы детей чаще всего одно и двух -словные. Например: у меня в руке игрушка - Петушок. " Здравствуйте, дети, садитесь ", - говорит Петушок. Ребята быстро садятся на стулья и обмениваются впечатлениями: " Петушок! ", " Желтенький! ", " Крылышками машет! ".

" Как тебя зовут? " - спрашивает Петушок девочку и берет ее за руку. Ребенок с улыбкой отвечает.

Появление кукольного персонажа позволяет мне создать радостное настроение, сосредоточить их внимание на главном персонаже и целенаправленно провести его рассматривание.

" Кто к нам пришел? " - спрашиваю я. Ребенок, до руки которого дотрагивается кукла отвечает: " Петя ", " Хороший Петушок, желтый "; " Петушок - золотой гребешок "; " Хорошенький Петушок, пушистенький ", - при этом также ласково гладит куклу.

Ответы детей, отражающие внешние особенности персонажа, я обобщаю через ответы игрушки:

" Ко-ко-ко! Какие красивые слова вы про меня сказали. Спасибо! Только непонятно, какого я цвета? "

Дети отвечают: " Желтого. Весь, весь желтый "; " И красного "; " Желтого, а наверху красного ".

" Неужели я красного цвета? - удивляется Петушок. - Разве мой клюв красного цвета? "

" Желтенький, а бородка и гребешок красные ", - уточняют дети.

" Да, Петя, - говорю я, - сам ты весь желтый, пушистый, а гребешок и бородка (здесь я делаю паузу, чтобы дать возможность высказаться детям) . красные ".

Создав эмоционально положительное отношение к персонажу, я продолжаю занятие:

" Чем смотрит петушок на вас? - Глазками - Какого цвета глазки? - Черного - Можно их сравнить с бусинками? - Да ".

Выделив характерные особенности персонажа, я подвожу детей к более сложной задаче - последовательному описание игрушки.

" Петушок хочет, чтобы вы по порядку описали его. Он слушает, даже голову наклонил ".

Ребенок ласково гладит игрушку и рассказывает: " Это петушок. А глазки у него как бусинки. Хорошенький, пушистенький. Гребешок у него красного цвета, а сам он и хвостик желтенькие ".

" Петушок очень доволен твоим рассказом. Ты описала его последовательно, по порядку. Кто еще хотел бы описать петушка? Это ему приятно ".

Аналогично можно рассматривать и описать зайчика, белку.

Мотивационные установки способствуют формированию интереса к рассказыванию и появлению одного - двух вариантов повествования. Например:

I вариант. " Куклу зовут Катя. Катя веселая. У нее голубые глаза и розовые щечки. У Кати светлые короткие волосы. Катя пошла на праздник. Надела платьице с белыми горошками. Платье красивое и нарядное. На ноги надела белые туфельки. Взяла с собой красные, желтые, синие шары. Настроение у нее было веселое, потому что на празднике всегда весело ".

II вариант. " У куклы Оли сегодня праздник. Она побежала покупать шарики и цветы. Кукла Оля надела красное платье с белыми горошками, а на платье есть белая полоска. Кукла Оля веселая, у нее веселые глазки, голубые с длинными ресницами. Оля улыбается. Ей весело на празднике ".

В средней группе дети учатся составлять небольшие рассказы по картине и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины) . Например:

Картина " Собака со щенятами " (из серии " Домашние животные ", автор С. А. Веретенникова) .

Я вывешиваю картину " Собака со щенятами ". После того, как дети в течение 2 -3 минут рассмотрели ее, спрашиваю: " Кто нарисован на этой картине? (Собака со щенятами) . Что делает собака? Кто лежит около собаки? Что делают щенята? (Один щенок лежит около мамы - собаки, другой стоит и смотрит на воробьев) . Какой щенок вам больше нравится? Расскажите про него. Теперь расскажите про другого щенка. (При необходимости, я подсказываю начало фразы: " Это щенок. "; " У него ушки. "; " Глазки. "; " Нос. "; " Лапы у щенка. "; " Хвост. ") .

Щенки маленькие, а их мама - собака. (большая, лохматая) .

Что в лапах у собаки? (Кость.)

Куда смотрят собака и щенки? (На воробьев.)

Где живут собаки? (В конуре.)

Кто принес еду собакам? Кто построил для них конуру? (Хозяин.)

Кто хочет рассказать о собаке со щенятами?

Ответив на вопросы по содержанию картины, дети рассказывают о своей собаке (или о той, которую они видели) : какая она, что делает, как с хозяином, какая у нее кличка.

Такие упражнения подводят детей к рассказыванию по нескольким сюжетным картинкам: один ребенок рассказывает начало истории, другой продолжает развивать сюжет по следующей картинке, а третий заканчивает изложение. Воспитатель помогает детям рассказывать при переходе от одной картинки к другой, предлагая слова - связки (" и вот тогда ", " вдруг ", " в это время ") . Такие приемы закрепляют у детей представление о структуре связного рассказа (начало-середина-конец.) и развивают у них умение выстраивать сюжет.

Обучение рассказыванию должно предшествовать обучение грамматически правильной речи, ознакомление с художественной литературой.

 

Литература.

1. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития. М. ; Педагогический университет " Первое сентября ", 2010.

2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования " От рождения до школы ", под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. ; Мозаика - Синтез, 2012.

 

 

Мои публикации:

Здоровый образ жизни
Конструирование, ручной труд
Математика
Материалы для родителей
Развитие речи
Разное
Управление ДОУ

Работы детей:

Добавить грамоту в портфолио