Кошка с котятами (рассматривание картины).
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Ермакова Мария Викторовна

Кошка с котятами

(рассматривание картины).

 

Цель: формирование умения внимательно рассматривать персонажей сюжетной картины, отвечая на вопросы по ее содержанию.

 

Задачи: учить детей составлять по картине предложения из двух – трех слов; учить называть животных и их детенышей, повадки кошек; активизировать в речи слова, обозначающие действия животного; воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koshka_s_kotyatami.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Кошка с котятами

(рассматривание картины).

Цель: формирование умения внимательно рассматривать персонажей сюжетной картины, отвечая на вопросы по ее содержанию.

Задачи: учить детей составлять по картине предложения из двух – трех слов; учить называть животных и их детенышей, повадки кошек; активизировать в речи слова, обозначающие действия животного; воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Продолжительность: 15 минут.

Участники: дети второй младшей группы.

Оборудование и материалы: картина «Кошка с котятами» (Приложение 1).

Предварительная подготовка: чтение стихов о домашних животных (кошке); пение песенки «Серенькая кошечка»; загадывание загадок о животных, словесная игра: «Какой, какая, какое?»

Методы и приемы работы с детьми: Игровой, наглядный (показ), словесный (словесная игра, беседа, пояснение, вопросы).

Ход занятия:

1. Ребята, отгадайте загадку:

У порога плачет, коготки прячет, 
Тихо в комнату войдёт, 
Замурлычет, запоёт.  (Кошка)

А какая бывает кошка (мягкая, пушистая, игривая, добрая и т. д.)

Ребята, а чем кошка может нас порадовать? (поймать мышку)

А чем может она огорчить? (оцарапать, разлить молоко, укусить)

 Но всё же кошка больше добрая и ласковая. Многие художники любят кошек и пишут с них интересные картины. И одна из картин так мне понравилась, что я захотела показать её вам. Взгляните на эту картину (рассматривание картины детьми).

Кто изображен на картине? (кошка с котятами)

Сколько котят? (много)

Кошка какая? (большая, пушистая, полосатая)

Что делает кошка? (лежит, смотрит, что делают котята)

Какое имя можно дать кошке? (Машка) Котята какие? (маленькие, пушистые)

Что делает этот котенок? (играет с клубочками)

Какое имя можно ему дать? (Васька)

Что делает этот котенок? (лакает молоко)

Какое имя дадим ему? (Пушок)

Что делает третий котенок? (лежит около мамы, отдыхает вместе с ней)

Давайте ему придумаем имя? (Соня)

Как можно назвать всех, кто изображен на картине? (Кошачья семья)

Где же папа-кот? Давайте придумаем, где бы он мог быть (Ушел на охоту, спрятался в другой комнате)

А теперь подумайте, кто бы мог принести корзину с клубочками котятам? (Хозяйка, мама, бабушка)

Молодцы, ребята! А теперь поиграем.

(Физминутка).

Кошка очень хороша,

Ходит мягко, не спеша, Спокойная ходьба.

Сядет, умывается, Дети имитируют движения.

Лапкой вытирается.

Промочил котёнок лапки, Руки вперёд показывают лапки.

Сшили мы котёнку тапки. Наклоны вниз.

Только как надеть на лапки, Сгибают руки в локтях перед собой, пальцами

Если там торчат царапки? пальцами имитируют царапки.

А теперь давайте вернемся к картине, проходите на стульчики. Я предлагаю вам составить рассказ по картине «Кошка с котятками». А поможет вам вот эта подсказка. Обязательно нужно вспомнить, что рассказ состоит из трех частей: начало, середина, концовка. Рассказ о том, какая эта кошка, что она делает, о ком заботится, чем они любят играть, чем можно кормить кошку и котят, какую пользу приносит и почему или за что я люблю кошку. А я буду вам помогать.

На картине изображена ... (кошка с котятами). Кошка большая ... (пушистая, красивая). Рядом с ней ... (три котёнка). Они ... (маленькие, смешные). Одного котёнка зовут... (Васька). Он ...(играет с клубками). Другого ... (котёнка зовут Пушок). Он ... (лакает молоко). Третьего котёнка зовут ... (Соней). Соня уже наелась и ... (легла рядом с мамой). Папа-кот ушёл ... (гулять). Корзину с клубками принесла ... (хозяйка). Сейчас она вернётся и скажет ... ("Какие забавные котята!") Мне понравилась картина, потому что котята получились ... (смешные).

Затем вызвать 2-3 детей для составления закрепленного рассказа по картине.

 Мне очень понравились ваши рассказы. Вы все сегодня молодцы. А что вам запомнилось или понравилось на занятии? А чей рассказ вам понравился больше всего?

Физкультминутка.

Как у нашей кошки

Подросли ребята,

Подросли ребята,

Пушистые котята.

(Дети ставят руки на пояс, поворачиваются вправо,  влево, гладят себя по голове).

Спинки выгибают,

Хвостиком играют.

А у них на лапках острые царапки.

(Дети сидя на корточках, выгибают спину, показывают коготки)

Очень любят умываться,

Лапкой усики чесать,

И животик полизать.

Улеглись на бочок,

И свернулись все в клубок.

А потом прогнули спинки и залезли все в корзинки.

-Ребята, посмотрите, наша кошка растеряла котят, надо ей помочь. Садитесь за столы, будем котят искать.

 (Дети сидя за столом, выполняют пальчиковую гимнастику «Расскажу про кошку»)

Подставляй ладошку (вытягиваем руки вперёд ладошкой вверх)

Расскажу про кошку (гладим ладонь другой рукой)

Будем пальчики считать? (шевелим пальчиками)

Будем пальчики считать! (сжимаем пальчики в кулак и разжимаем)

Раз-два-три-четыре-пять! (поочерёдно загибаем пальчики на руке)

Вот - кулак, (сжимаем пальцы в кулак)

А вот ладошка. (разжимаем их)

На ладошку села кошка! (ставим на ладонь пальцы второй руки)

И крадётся потихоньку, («пробегают» пальчиками до плеча)

И крадётся потихоньку…(прячут кисть другой руки в подмышечную впадину)

Видно мышка там живёт.

-А сейчас вернем котят маме - кошке. ( Дети намазывают клеем силуэты котят и приклеивают на лист, рядом с кошкой).

-Ребята. Котята очень любят поиграть. А вы любите поиграть?

Давайте поиграем в игру «Кошка с котятами»

Воспитатель - «кошка», а дети – «котята». Воспитатель предлагает представить, что они маленькие котята.  Когда мама-кошка засыпает, котята разбегаются, бегают легко на носочках по группе, мяукают. Мама просыпается, не находит своих котят и кричит: «Мяу! Мяу! Да вот я ваша мама! Идите скорее ко мне!» Котята должны подойти к маме, произнеся «Мяу! Мяу!». Мама-кошка гладит каждого «котёнка» и говорит ему ласковые слова. (Игра проводится под музыку.)

Рисование «Полосатый кот»

Детям предлагается закончить рисунок - нарисовать коту полоски и раскрасить изображение цветными карандашами.

Дидактическая игра «Накорми кошку с котятами»

А знаете ли вы, чем питается кошка? (Ответы детей) Кошки любят мясо и рыбу, молоко, но едят и овощи тоже. Едят даже траву, она так и называется «кошачья трава» и помогает кошкам полечить животик. Увидев мышь, воробья или жука, кошки осторожно приближаются, пригнувшись к земле и прыгают, чтобы их поймать.
Ребята, выберете из этих продуктов те, которые с удовольствием съедят кошка с котятами.

Детям предлагаются выставленные на мольберте картинки из серии «продукты питания», из которых дети выбирают мясные, молочные продукты и рыбу. Воспитатель просит назвать продукт, выбранный для кошки.

Игры с клубочками

Воспитатель заходит с детьми в зал, обращает внимание на стоящий на столе мешочек.
Мешочек чудесный хочу вам показать, 
А что в нём интересного, хотите узнать?
- Как вы думаете, что там может быть? Потрогайте мешочек, может быть, тогда мы догадаемся. Ощупывают мешок, высказывают свои предположения. Попробуем развязать и посмотрим. Воспитатель достает из мешочка большой Клубок на резинке. Да это же клубок-колобок здесь спрятался! Вот проказник! Играет клубочком.
Вот клубок – прыгун забавный
Видите, какой он славный.
Он не любит тех, кто плачет, 
Любит тех, кто быстро скачет.
- А вы умеете прыгать, как клубок-колобок? Покажите! Дети прыгают на месте, вокруг себя. Молодцы!
- Ребята, клубок-колобок сказал мне, что у него есть много друзей-клубочков, которые живут в волшебном городе, и он приглашает нас к ним в гости. Пойдем?
Прыг-скок, прыг-скок, 
В гости нас ведет клубок.
Дети с воспитателем подходят к одному из столов. В корзинке лежат разноцветные клубки.
- Посмотрите, сколько в корзине клубочков. Берите, кому, какой нравится. Погладьте их. Гладит клубок приговаривая:
Клубочек-клубок,
Мы гладим твой бок.
Рукой аккуратно
Нам гладить приятно.
Вам приятно гладить клубочки? Почему? (Они мягкие, приятные на ощупь).
- Ребята, а у вас в руках клубочки одинаковые или разные? Чем они отличаются?
Правильно, они разного цвета. У меня клубочек красный по цвету, как земляника. А у тебя какой? Опрашивает всех детей. Найдите клубок такой же по цвету. Дети выбирают ребенка с клубком одинакового цвета, встают парами.
А вы хотите с клубочками поиграть,
Их по полу покатать?
Катают клубки по полу.
- Хорошо катятся клубочки? Почему? (Они круглые по форме, как мячик). А чем ещё можно покатать клубочки? (Пальчиком, ладошкой, локтем, коленом).
Ох, наши клубочки расшалились, 
По всему залу раскатились.
Как бы не заблудились!
-Давайте их обратно в корзинку соберем. Ставит корзинку около стола с горкой.
С горки крутой
Катитесь, клубочки, к себе домой.
Дети прокатывают клубок с горки, который падает в корзинку.
- Все клубочки вернулись в свою корзиночку. А клубок-колобок зовет нас к другим своим друзьям. До свидания, разноцветные клубочки.
Прыг-скок, прыг-скок, 
Дальше нас ведет клубок.
Дети с воспитателем подходят к столу с двумя корзинками, в которых лежат клубки разные по весу.
- Эти клубки различаются по весу. Воспитатель предлагает взять один клубок и покачать его на ладошке. Легкий. Легкий.
Воспитатель предлагает взять другой клубок и покачать его на ладошке.
- Тяжелый. Тяжелый.
Воспитатель предлагает детям выполнить задания. Поднимите вверх легкий клубок. Спрячьте за спину тяжелый клубок. Покатайте ладошкой легкий. Положите в корзинку тяжелый. Дайте мне легкий.
Воспитатель дает каждому ребенку клубки. Желтый клубок, какой по весу?
Зеленый клубок, какой по весу?
Положите клубки по своим домикам-корзинкам. И отправимся дальше! До свидания легкий и тяжелые клубочки!
Прыг-скок, прыг-скок, 
Дальше нас ведет клубок.
Подходят к столу с материалами для экспериментирования.
- Ребята, а эти клубочки очень любят играть с водой. Потрогайте их. Какие клубки по влажности? Сухие или мокрые? Давайте их аккуратно опустим в воду и посмотрим, что же будет. Посмотрите, они плавают, как кораблики. Подуйте на них. Ой, клубочки начали тонуть. Почему они тонут? (Они намокли, стали тяжелые). Правильно, сухие клубочки плавают, как кораблики, а мокрые – тонут. Спасайте скорее клубочки, вынимайте их из воды.
-Вы не расстраивайтесь клубочки, что не можете долго плавать. Мы вам сейчас другое дело найдем. Научи мокрые клубочки рисовать. Посмотрите, какие замечательные следы они оставляют на ткани. Воспитатель раскладывает на полу тканевый коврик и клубком оставляет следы. Дети рисуют на ткани.
-Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебный город клубочков. Давайте мы их всех подружим, соберем на одну полянку. Воспитатель разворачивает на полу коврик – «полянку». Несите сюда все клубочки – и большие и маленькие, и легкие и тяжелые, и сухие и мокрые. Дети приносят все клубки на коврик – «полянку». Вот какая красивая полянка получилась! Давайте полюбуемся на неё!
На зеленой полянке собрались все клубки, 
Друг другу улыбнулись, посмотри:
Легкие – тяжелые, мокрые – сухие, 
Большие и маленькие… все яркие, цветные!
Ребята, клубочкам тоже понравилось с вами играть. Клубок-попрыгун приготовил вам подарки. Маленьких прыгунов. Выбирайте.
Дети из мешочка достают клубки на резинке, играют. Воспитатель обговаривает с детьми, какой клубок по цвету, размеру, весу они взяли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование целостной картины мира. Рассматривание картины "Кошка с котятами" (2 мл. группа).

Тема: Рассматривание картины "Кошка с котятами".Цели:  Учить рассматривать картину, называть персонажей, их действия, понимать причинно-следственно связи.Уточнить знание названий детены...

Не скучные выходные 1. Рассматривание картины "Кошка с котятами" и составление описательного рассказа. Лепка."Кошка".(Рекомендации для родителей о том, как заниматься с детьми среднего возраста в домашних условиях.)

В связи с ситуацией в стране, наши с вами выходные несколько затянулись! Почти все вы собрались дома, поближе к родным стенам, чтобы отдохнуть от работы, суеты, вечной спешки! Чтобы вспомнили о своем ...

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» НОД Формирование целостной картины мира тема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами» во второй младшей группе.

Конспект ООД по образовательной области«Познавательное развитие»НОД  Формирование целостной картины миратема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»во второй мла...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Кошка с котятами» (рассматривание картины)

Развитие свзной речи дошкольников средствами ознакомления с окружающим....