Открытое занятие по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Ермакова Мария Викторовна

Пословицы – это настоящее богатство,  оставленное нам в наследство народом. В них отражен большой опыт жизни многих поколений. Они нас воспитывают, учат жить. Пословицы кратки, но богаты смыслом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_poslovitsam.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по самообразованию

«Пословица недаром молвится»

Подготовительная группа «А»

Задачи:

Обобщить у детей знание пословиц;

Развивать интерес к пословицам, потребность в их употреблении;

Воспитывать любовь к речи, обратить внимание на ее красоту, выразительность и точность;

Вовлекать детей в совместную игру, творческую деятельность

Предварительная работа:

Заучивание пословиц;

Приготовление костюмов и аксессуаров к инсценировке;

Дети совместно с родителями  рисуют иллюстрации к пословицам

Оформление:

 На центральной стене зала изображены солнце, плетень, поющий петух, подсолнухи;

На левой стороне - выставка иллюстраций к пословицам и плакаты:

« Пословица - всем делам помощница», «Пословица недаром молвится»

Ход занятия:

Звучит русская народная мелодия

Воспитатель:   Добрый день! Мы приветствуем наших дорогих детей, воспитателей и гостей. Собрались мы на речевой праздник. Много можно сказать о русском языке, но наша встреча сегодня посвящена пословицам. В этой шкатулке  необычные жетоны (достает и показывает жетон в форме сердечка). Их вы будете получать за смекалку, за знание пословиц.

Разминка

Дети отвечают на вопросы и поговорки и получат жетоны.

  1. Кто придумал пословицы?  (Народ)
  2. Когда появились  пословицы и поговорки? ( Давно, в стародавние времена).
  3. Кто собирал и записывал пословицы и поговорки? (Ученые, поэты, писатели и люди, любившие и изучавшие русский язык)
  4.  О чем говорят пословицы?  ( О добре и зле, об уме и глупости, о правде и лжи, о труде и лени, о дружбе, о Родине, о жизни)
  5.  Почему вам нравятся пословицы? ( Они умные, складные, красивые)

Воспитатель:    Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин высоко ценил пословицы. Он говорил так: «Какой толк в каждой пословице нашей! Что за золото!»

Пословицы – это настоящее богатство,  оставленное нам в наследство народом. В них отражен большой опыт жизни многих поколений. Они нас воспитывают, учат жить. Пословицы кратки, но богаты смыслом.

                                                 

                                               

   Конкурс 1.

«Доскажи словечко»

Воспитатель:  Давайте проверим, хорошо ли вы знаете русские пословицы. Я прочитаю  начало пословицы, а вы закончите ее одним словом.

 Вопросы задаются по очереди каждой команде. За ответы жюри раздает жетоны.

  1. Не спеши языком, торопись…. (Делом)
  2. Сначала подумай, потом …..(Говори)
  3. Сумел взять – сумей….(Отдать)
  4. Пилу точат, чтобы стала острее, а человека учат, чтобы стал….( Умнее)
  5. О дереве судят по плодам, а о человеке по ….(Делам)
  6. Терпенье и труд, все ….(Перетрут)

Конкурс 2.

«Продолжи пословицу»

Воспитатель:  Теперь я буду читать только первую половину пословицы, ее начало. А вы вспомните конец пословицы доскажите ее.

Дружно не грузно - …. (А врозь хоть брось)

Большой говорун -  …..(Плохой помощник)

Кто зря сердит -….. (У того голова болит)

Едет Емеля -  …..(Да ждать его неделю)

Конкурс 3.

«Вспомни пословицу с этим словом»

Каждой команде вручается конверт со словом. Дети читают доставшееся им слово, называют пословицу с ним и объясняют ее смысл.

  1. Любишь.      (Любишь кататься, люби и саночки возить.)
  2. Утро.     (Утро вечера мудренее.)

«Домашнее задание»

Воспитатель:  Пришло время проверить, как вы выполнили домашнее задание. Сейчас каждая команда «покажет» пословицу, а другая команда - соперников попытается ее угадать.

На фоне русской народной мелодии инсценируют пословицу. Жюри оценивает.

  1. Дерево живет корнями, а человек - друзьями.
  2. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Конкурс 4.

Загадки

Воспитатель загадывает загадки по пословицам, а команды по очереди отгадывают их.

1.То, без чего не вынешь рыбку из пруда.   (Труд)

2. У жадины его  невозможно выпросить даже зимой.    (Снег)

3. Его всякое дело боится. ( Мастер)

4.  Если оно вылетит – его уже не поймаешь.  (Слово)

                                                        «Перепутаница»

Воспитатель:  К нам  на праздник приехала иностранка.

Звучит музыка. Входит гостья в шляпе и черных очках – «иностранка».

Воспитатель:  Проходите, гостья дорогая. Мы рады видеть Вас у себя в гостях.

«Иностранка» здоровается, говорит с акцентом.

Иностранка: Здравствуйте!  (ЧАО, Гутен Так, Хэлло!) Вы речь ведете о пословицах? Мне тоже нравятся русские пословицы. Я их быстро выучила. Например:  «Что с возу упало, того не вырубишь топором.»

Воспитатель:  Ой-0ой-ой! Ребята, вы поняли что произошло?

                            Наша гостья перепутала все пословицы! Давайте ей поможем, назовем пословицы правильно.

                                «Что с возу упало- то пропало»  (Поправляет первая команда).

Иностранка: « Не плюй в колодец, вылетит не поймаешь»

    «Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться» (Поправляет вторая команда).

Иностранка: Спасибо вам, друзья! Теперь я постараюсь говорить пословицы правильно.

        

Конкурс 6.

  «В селе Пословицыно»

Воспитатель:  Есть на свете маленькое село. Называется Пословицыно.

Звучит музыка «Во саду ли , в огороде…»

Дети –артисты занимают места, садятся на лавочку около дома.

Воспитатель:  В селе Пословицыно живет славный народ. У него без пословицы речь не молвится, как без углов дом не строится. Не любят они лентяев, смеются над ними, говорят : «Люди- хлеб убирать, а они- на солнышке лежать».

Сценка «Ленивица»

Действующие лица: Матушка, Ульяна (ее дочка), вторая девочка (сестра Ульяны), хор.

Из терема выходят две девочки. Одна из них Ульяна. Она садится на завалинку, зевает и начинает дремать.

2-я девочка: Проснулась Ульяна не поздно, не рано. До обеда проспала, да обедать стала.  Наелась, поклонилась да опять повалилась.

Матушка: (выглядывает из окна)

Ульяна, сходи за водицей на речку!

Ульяна: Да лень мне, дрема одолела…

2-я девочка: Вот лодырь!

Матушка: (выглядывает из окна)

Ульяна, иди киселя хлебать!

Ульяна: (поднимаясь)  Раз матушка велит – надо идти. Где моя большая ложка? Без меня не начинайте!

Хор на завалинке:

Хорошо лентяю жить, совсем не о чем тужить.

Он избы не прибирает, как испечь калач не знает.

С зарей рано не встает, с косой в поле не идет.

А уж как за стол идти, ложку знает где найти.

Ульяна:  Ой-ой! Не надо про меня петь!

Все хором:   Хочешь есть калачи – не сиди на печи!

Воспитатель:  Какие пословицы народ сказал Ульяне?

Много трудились в селе Пословицыно, но и веселится не забывали. Недаром в пословице говорится : «Делу – время, а потехе –час».  Когда кончалась работа, собирались у околицы и стар и млад, смешили друг друга небывальщиной и неслыхальщиной.

Сценка « Фома и Ерема»

Действующие лица: Фома, Ерема и девочки.

Фома и Ерема: Здрасьте, а вот и мы оба , Фома и Ерема.

Фома: Голоса услыхали, к вам прибежали.

Ерема: Мы ребята удалые..

Фома: Мы ребята озорные…

Ерема: Голосом пляшем, ногами поем.

Фома: В общем и в целом, прекрасно живем!

Ерема: А, ну Фома, присядем у ворот да потешим народ.

Фома: Нынче мы вам расскажем в лицах веселые небылицы.

(Садятся)

Ерема: (толкает Фому) : Начинай.

Фома: Нет, ты начинай.

Оба: Вместе мы начнем, а вы подпевайте.

Фома и Ерема, играют на балалайке, исполняют небылицы.

          Фома:   На дубу коза пасется,

              В бане парится медведь

Все:      Здорово,здорово у ворот Егорова.

               А у наших, у ворот все идет наоборот.

Ерема:  Рано утром вечерком, поздно на рассвете

        Баба ехала верхом в ситцевой карете.

Все:      Здорово,здорово у ворот Егорова.

               А у наших, у ворот все идет наоборот.

          Фома:   А наш дедушка Иван посадил кота в карман.

        Котик плачет и рыдает, громко дедушку ругает.

Все:      Здорово,здорово у ворот Егорова.

               А у наших, у ворот все идет наоборот.

1-я девочка:  На заборе чепуха жарила варенье.

              Куры съели петуха в одно воскресенье.

        Все:      Здорово,здорово у ворот Егорова.

               А у наших, у ворот все идет наоборот.

2-я девочка: Сидит ежик на березе, новая рубашка

        На головке сапожок, на ноге фуражка.

        Все:      Здорово,здорово у ворот Егорова.

               А у наших, у ворот все идет наоборот.

3-я девочка: Сидит заяц на заборе в алюминиевых штанах.

        А кому какое дело, может заяц – космонавт.

Все:      Здорово, здорово у ворот Егорова.

               А у наших, у ворот все идет наоборот.

4-я девочка:   По реке плывет корова, обгоняет пароход.

        На рогах сидит ворона и соломинкой гребет.

Все:      Здорово, здорово у ворот Егорова.

               А у наших, у ворот все идет наоборот.

Воспитатель:  Вот так- весело и дружно живет народ в селе Пословицыно.

Конкурс 5.

Аукцион

Воспитатель:  А сейчас  мы проведем аукцион! Его правила очень просты:

Кто пословиц больше знает,

Тот награду получает.

                           Молодцы, ребята! Вы все дружны с пословицами и хорошо их знаете. Но давайте посмотрим, кто же справился с заданиями лучше всего?

Слово жюри


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи .Открытое занятие по развитию речи "В гости к мишке" младшая группа

Дети входят в группу  обращают  внимание на  паравозик. Дети рассматривают  паравозик, воспитатель читает стихотворение про  паравозик. Воспитатель предлагает поехать   в...

Открытое занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»

Открытое  занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...