Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы. Развитие связной речи дошкольников в условиях реализации ФГОС. Тема: «Занятие о хлебе»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: сформировать у старших дошкольников представление о хлебе как о главном продукте питания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_hlebe.docx511.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы. Развитие связной речи дошкольников в условиях реализации ФГОС.

Тема: «Занятие о хлебе»

Форма проведения: совместная деятельность.

Цель: сформировать у старших дошкольников представление о хлебе как о главном продукте питания.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить воспитанников с процессами выращивания колоса, перемалывания колосьев в муку, а также выпекания хлеба;
  • сформировать представление детей о злаках. Учить анализировать, сравнивать, обобщать, подводить итог. Работать над совершенствованием диалогической формы речи воспитателя с детьми. Стремиться к тому, чтобы занятие прошло весело, с положительными эмоциями, двигательной активностью.

Развивающие: развивать мелкую мускулатуру рук, сенсорные навыки, умение поддержать беседу; активизировать словарь старших дошкольников; поощрять стремление детей высказывать свое виденье ситуации.  

Воспитательные: воспитывать уважение к труду пекарей, работников с/х предприятий; желание бережно относиться к хлебу.

Интегрируемые образовательные области: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Физическая культура».

Словарная работа: познакомить со следующими словами: жито, злаки; активизировать в речи: колосья, зерновые, гречневая, пшеница, рисовая, рожь, овсяная.

Предварительная работа: разучить поговорки, пословицы и стихи о хлебе, читать отрывок из произведения «Вот какой, каравай», «Петушок и два мышонка», «Кто в поле главный»,  «Земля на зёрнышке стоит», «Песня пахаря», сказки «Мальчик с пальчик», «Жерновцы», «Мужик и медведь»,  «Лёгкий хлеб»; задействовать ребят в оформлении хлебного мини-музея.

Оборудование и материалы:  ржаные и пшеничные колоски, увеличительные стекла, ржаные и белые хлебные ломтики, маски-шапочки колосков, гречневая, рисовая, овсяная крупа в  тканевых мешочках и прозрачных пакетах, картинки с изображением хлеба выбранных народов мира, цветочные горшки с землей, песком, опилками, пшеничные зернышки. Ход занятия

(Дети и воспитатель стали в круг).

Воспитатель:

-Доброе утро - улыбчивым лицам!

И пусть каждый станет добрым, доверчивым,

Чтоб доброе утро длилось до вечера!

Пожелайте друг другу хорошего дня и улыбнитесь.

Воспитатель:  Я загадаю Вам загадку, а вы отгадайте её.

                                    Загадки про музей

В нем предметы старины

До сих пор сохранены,

Любознательный народ

Поглазеть на них идет.

Ответ: Музей

Воспитатель:   Какие Вы молодцы . Ребята, а кто из Вас был в  музее?  А в каком  музее Вы были?

Как надо вести себя  в музее?

Ребята, сейчас мы с вами совершим экскурсию по нашему хлебному музею. Его экспонаты помогут вам узнать много интересного и нового об этом важном продукте питания.

      Колосок похож на дом,

      Много разных комнат в нем.

      Есть в каждой комнате зерно,

      Спелой зрелостью полно.

Я предлагаю вам ребята рассмотреть через увеличительное стекло  ржаные и  пшеничные  зерна

 Воспитатель: Чем отличаются эти злаки?

Дети: Зерно пшеницы толще, чем зерно ржи. Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи — длинные.

Воспитатель:Из ржи получают муку темную, пекут черный ржаной хлеб, а из пшеничной муки пекут белый хлеб и булочки.)

Как же называется колос ржи? Какой? (ржаной колос).

Как называют муку из ржаных зерен – какая? (ржаная мука).

Как называют муку из пшеничных зерен – какая? (пшеничная мука).

Как вы думаете, ребята, как называется хлеб, который выпечен из пшеничной муки? (Пшеничный белый). А, если мука ржаная? (черный, ржаной).

Ребята, в старину  на Руси рожь называлась житом. Вслушайтесь, как звучит это слово – «жито»! Как вы считаете, почему люди так называли рожь? (воспитанники высказывают свои идеи). Слово «жито» очень напоминает слово «жить», правда? Хлеб является главным продуктом питания. Он должен быть в рационе людей каждый день, недаром ведь говорят: «Без хлеба нет и обеда».

А кто нибудь  из вас знает пословицы о хлебе?

Воспитатель: А какой хлеб нам дают в обед? ( белый и черный хлеб)

А из какой муки белых хлеб готовится?  

Дети: из пшеничной муки готовится пшеничный белый хлеб

А из какой муки черный хлеб готовится?

Дети: из  ржаной муки готовится чёрный хлеб

 .Из зерен злаковых растений люди научились не только выпекать ароматный и вкусный хлеб, но научились готовить каши.

Воспитатель: А какие каши Вы знаете?

Игра «Из чего же сварили кашу?» Какую кашу  варят из гречки? (гречневую). Из риса – (рисовую). Из овса – (овсяную) и т.д.

Пальчиковая гимнастика

Каша во поле росла                       (поочередно соединить все пальцы)

И в тарелку к нам пришла

Всех друзей мы угостим                (раскрыть ладони)

По тарелке дадим                            (поочередно загибать пальцы)

Зайцу и лисичке

Птичке – невеличке

Матрешке и кошке

Каждому по ложке                           (развести руки в стороны)

Воспитатель: Ребята рассмотрите пожалуйста внимательно в тарелочках  крупы. ( гречневую, рисовую, овсяную)

Чем они отличаются друг от друга? ( цвет , форма)

Игра «Угадай на ощупь». Дети поочередно на ощупь определяют и называют крупы, которые находятся в тканевых мешочках. В разных странах готовят и употребляют в пищу разнообразные, порой удивительные блюда. Но хлеб – продукт, который едят люди во всем мире. (Демонстрируются иллюстрации с изображением разных видов хлебобулочных изделий). Паляницу выпекают на Украине (см. рис. 1),  лепешки – в Узбекистане (см. рис. 2), лаваш – в Армении (см. рис. 3), багет – во Франции (см. рис. 4), галеты – в Италии) (см. рис. 5)

http://camoblood.ru/wp-content/uploads/2016/11/Hleb-5.jpg

Рис. 1. Украинская паляница

http://www.zavtrakdoma.ru/files/lepeshka-uzbekskaya.jpg

Рис. 2. Узбекские лепешки

http://www.sonnik-online.net/uploads/resize/570/300/w/uploads/61/61656bdeaef1f9494d01898e470b3ae3.jpg

Рис. 3. Армянский лаваш

http://blog.minceurmoinscher.com/wp-content/uploads/que-mettre-sur-son-pain.jpg

Рис. 4. Французский багет

http://rerecept.ru/wp-content/uploads/2016/01/recept-italyanskih-galet-720x340.jpg

Рис. 4. Итальянские галеты

Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену  никогда не бросят кусок хлеба. Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже будете хорошо, бережно относиться к хлебу, беречь его, ценить, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково «батюшка», «кормилец».

А сейчас Вы ребята можете попробовать хлеб на вкус?  

Ребята, хотели бы вы сами попробовать  вырастить  злаки? Сейчас мы с Вами перейдем к практической деятельности. Проведем эксперимент. Посадим зерна пшеницы в три горшочка – с песком, опилками и землей, в какой емкости быстрее и дружнее прорастут зерна. Дети выполняют задание.

 Вот и закончилось  наша экскурсия. Чем она вам запомнилась? Куда бы вы ещё хотели отправиться на экскурсию?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи для детей старшей группы по теме: "В гостях у зимушки"

Открытое занятие по развитию речи для детей старшей группы по теме:  "В гостях у зимушки" является звеном в системе работы воспитателя по методической теме. Цель занятия: обобщить и системат...

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей 2 группы раннего возраста (с 2 до 3 лет) Тема: «Игрушки»

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей 2 группы раннего возраста с 2 до 3 лет. Тема: "Игрушки"....

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей 2 группы раннего возраста (с 2 до 3 лет) Тема: «Игрушки»

Продолжать знакомить детей со стихами А.Барто. Побуждать понимать речь взрослого и активно реагировать на неё. Развивать речевую активность, рассказывать стихи вместе с воспитателем....

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей ранней группы На тему: «В гости к зайчику»

Цель: всестороннее развитие детей раннего возраста.Задачи по образовательным областям:Социально-коммуникативное развитие: воспитывать заботу и любовь к животным. Продолжать знакомить детей с элементар...

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы: "Домашние животные" с использованием ИКТ технологий

Цель: систематизировать представления детей о домашних животныхЗадачи: Образовательные: Закрепить знания детей о названиях домашних животных и обобщающего понятия «Домашние животные». Прод...