Консультация для родителей «Общение детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры».
консультация (средняя группа)

Ермакова Мария Викторовна

Актуальность проблемы.

 

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка.

 

·         В игре дети познают смысл человеческой деятельности, начинают ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Ребёнок начинает осознавать своё место в системе человеческих отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_mart_syuzhetno-rolevaya_igra.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Общение детей дошкольного возраста

в процессе сюжетно-ролевой игры».

Актуальность проблемы.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка.

  • В игре дети познают смысл человеческой деятельности, начинают ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Ребёнок начинает осознавать своё место в системе человеческих отношений.
  • Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребёнка.
  • В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других.
  • Игра способствует развитию произвольного поведения ребёнка.
  • В развитой сюжетно-ролевой игре у детей формируется творческое воображение.
  • Игра способствует становлению произвольной памяти, внимания и мышления.
  • Игра создаёт реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребёнку для успешного перехода к учебной деятельности.

Согласно концепции детской игры Д.Б.Эльконина, ролевая игра является «выражением возрастающей связи ребёнка с обществом – особой связи, характерной для дошкольного возраста». В игре выражается такое стремление ребёнка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребёнка. Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берут на себя дети. Роль является основной единицей развитой формы игры, а игровое действие является способом осуществления роли. Например, роль шофёра или продавца невозможно выполнять без реальных игровых действий.

Наши дошкольники, к сожалению, проводят много времени у экранов телевизоров, поэтому лучше знакомы с жизнью иностранных героев и предпочитают брать на себя их роли, а не производственные или профессиональные (врача, повара, учителя). Однако это не меняет сути игры: при всём многообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание – деятельность людей, их поступки и отношения.                                                                                                        

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребёнка.

Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны.

Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включится в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему ещё недоступно, кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности.

Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольного возраста.

Понятие «игра» в русском языке многозначно. Ролевая игра, или творческая игра, появляется в дошкольном возрасте. Игра – это деятельность детей, в которой они берут на себя «взрослые» роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Ребёнок, выбирая определённую роль, имеет и соответствующий этой роли образ – доктора, водителя, мамы, дочки. Из этого образа вытекают игровые действия ребёнка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или весёлой, ласковой и нежной. Образ проигрывается и запоминается. Почти все ролевые игры детей наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.

Игра берёт свои истоки из предметно-манипулятивной деятельности ребёнка в период раннего детства. Сначала ребёнок поглощён предметом и действиями с ним. Когда он овладеет действием, то начинает осознавать, что действует сам, как и взрослый. Он и раньше подражал взрослому, но не замечал этого. Нам известно, что в дошкольном возрасте внимание переносится с предмета на человека, благодаря чему, взрослый и его действия становятся для ребёнка образцом для подражания. На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр, один из них: образно – ролевая игра.

Мы наблюдаем, как ребёнок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Обязательное условие для развёртывания такой игры – яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Образно – ролевая игра является источником сюжетно-ролевой игры, которая ярко проявляется с середины дошкольного возраста.

В каждой игре имеются свои игровые средства: участвующие в ней дети, куклы, игрушки и предметы. Их подбор и сочетание различны для младших и старших дошкольников. В младшем возрасте игра может состоять из однообразных повторяющихся действий, а состав участников может быть ограничен одним - двумя детьми. Например, трёхлетний ребёнок может «готовить обед» и пригласить на обед «гостью» или «готовить обед» для своей дочки-куклы. Игровые условия детей старшего дошкольного возраста могут включать большое количество участников игры.

Каждый участник может иметь несколько дополнительных предметов и игрушек для более полного раскрытия своего образа. В ходе игры иногда складывается сложная схема перехода игрушек и предметов от одного участника к другому, в зависимости от развития игрового сюжета.

Игра начинается с договора. Старшие дети договариваются о начале игровой деятельности, выбирают сюжет, распределяют между собой роли и выстраивают свои действия в соответствии с выбранной ролью. Взяв на себя роль, ребёнок начинает понимать и принимать ролевые права и обязанности. Например, «врач», если он лечит больного, должен быть уважаемым человеком, он может потребовать, чтобы «пациент» выполнял его указания.

В сюжетно-ролевой игре дети отражают окружающий мир и его многообразие. Они могут воспроизводить сцены из семейной жизни, из взаимоотношений взрослых, трудовой деятельности и т.д. По мере взросления ребёнка, усложняются сюжеты игр. Например, игра в «дочки-матери» в 3-4 года может продолжаться 10-15 минут, а в 5-6 лет – 50 минут. Наряду с разнообразием сюжетов, увеличивается и длительность игры. Игровой сюжет чаще всего не планируется ребёнком младшего возраста, а возникает ситуативно, в зависимости от того, какой предмет попал ему в данный момент в руки. Игра же у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли.

Склонность к игровой деятельности присуща не всем детям и зависит от темперамента. Поэтому, чтобы научить детей играть в традиционные сюжетные игры, старайтесь придерживаться следующих принципов:

  • Начать играть с ребёнком самим, рассказать, как играли вы, ваши родители, в какие игры.
  • Придумать или пригласить посредника – куклу, партнёра по игре.
  • Поощрять в ребёнке все проявления инициативы и фантазии: новые слова, образы, ассоциации, новые роли.
  • Использовать театрализованные представления, сочетающие элементы кукольного театра или театра масок (для застенчивых детей важно, что не видно их лица)
  • Не привлекать в игру ребёнка вопреки его желанию, важно, чтобы ему было комфортно.

Игра – одно из сложных и спорных понятий философии и психологии: до сих пор ведутся споры о том, для чего она нужна, какие задачи выполняет. Но именно в игре создаётся нечто новое, чего не было раньше. Это относится и к играм детей. То, что «проиграно», превращается затем в реальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Объект исследования: социализация детей дошкольного возрастаПредмет исследования: методика проведения  сюжетно-ролевых игр способствующих  социализации детей дошкольного возраста.Цель и...

Практико-значимый проект «Развитие эмоций у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры »

Практико-значимый проект«Развитие эмоций у детей среднего дошкольного возрастав процессе сюжетно-ролевой игры »...

Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста в процесс сюжетно-ролевой игры»

Аналитический отчётЗа межаттестационный периодс 2011 по 2013 учебный год...

Проблема организации диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры

Проблема организации диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры...

Статья "Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр", 2019 г.

СтатьяРазвитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр...

Методическая разработка «Общение детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры»

Предисловие. Уважаемые педагоги дошкольных образовательных учреждений! Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребёнка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи р...