Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста в процесс сюжетно-ролевой игры»
материал по теме

Блескова Елена Анатольевна

Аналитический отчёт

За межаттестационный период

с 2011 по 2013 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл att_otchyot_syuzhetno-rolevaya_igra.docx78.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

№1 «Алёнушка»

Аналитический отчёт

За межаттестационный период

с 2011 по 2013 учебный год

Тема: «Развитие речи детей дошкольного

возраста  в процесс сюжетно-ролевой игры»

Составитель: Блескова

Елена Анатольевна

Должность: воспитатель

г. Туринск

2013 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Аналитическая часть………………………………………….…...….6

1.1. Развитие речи детей дошкольного возраста…………………….……..….6

1.2. Сущность и особенности сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………….8

1.3. Исходная диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….12

1.4. Выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей старшей группы ……………………………………………………………….………….14

1.5. Система работы по речевому развитию в процессе сюжетно – ролевой игры……………………………………………………………………………..16

1.5.1. Работа с детьми……………………………………….…………………16

1.5.2. Работа с родителями…………………………………..………………..21

1.5.3. Работа с педагогами………………………………………….…………22

Глава 2. Проектная часть……………………………………….…….…….…23

Заключение………………………………………………………..….…….…..25

Литература……….…………………………………………….………………26

Приложение………………………………………………………………….…27


Введение

Ребенок рождается, не умея говорить. В процессе своего развития он должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться устной, а затем письменной  речью. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого результата, поэтому необходим дифференцированный и индивидуальный подход, направленный на освоение ребенком языка.

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики. Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения в детском саду предусматривает значительное увеличение активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи .

 Актуальность проблемы очевидна, так как современному обществу нужны грамотные, гармонически развитые личности. Необходимым условием умственного, эстетического и нравственного развития является полноценное владение родным языком.

Дошкольный возраст - чрезвычайно важный этап в жизни ребёнка. Именно в дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, что невозможно без владения устной речью: словарным запасом,  лексической стороной, грамматическим строем речи,  связной, диалогической и монологической речью.

            Наиболее благоприятной ситуацией для развития речи в дошкольном возрасте является игра. Это основной вид деятельности дошкольника. Она  оказывает большое влияние на развитие речи, поскольку сама игровая ситуация требует от каждого ребёнка, включённого в неё, определённой способности к коммуникации и использования средств родного языка.                    

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра-это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. В процессе игры у дошкольников происходит становление и развитие всех сторон речи, необходимых для дальнейшего школьного обучения.

Новизна. В настоящее время наблюдается реформирование Российской педагогики, в том числе и дошкольной. Как уже говорилось выше, ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра. Поэтому в настоящее время внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения игровой технологии является очень своевременным.

Актуальность исследования  и проблема определили выбор темы: «Развитие речи  детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры».  Определила объект, предмет и цель исследования.

Объектом исследования является педагогический процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, направленный на развитие речи в ходе сюжетно-ролевой игры.

Предмет  исследования: развитие  речи   детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.

Цель исследования: создание условий для речевого развития.

В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать педагогическую и методическую литературу по данной теме.

2. Подобрать диагностический и методический инструментарий по данной теме.

 3. Разработать  педагогические проекты по развитию речи у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.

4. Проанализировать эффективность используемой педагогической технологии на развитие речи  детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.

Это позволило мне сформулировать гипотезу: если использовать сюжетно-ролевую игру в педагогическом процессе, то эффективность развития речи  детей старшего дошкольного возраста может быть существенно повышена.

Методы исследования определялись в соответствии  с целью, гипотезой и задачами работы.

теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение.

эмпирические методы: изучение педагогической, психологической литературы, изучение результатов диагностики развития речи детей, беседа, изучение и обобщение педагогического опыта.


Глава 1. Аналитическая часть.

  1. Развитие речи детей дошкольного возраста.

Становясь более самостоятельными, дети дошкольного возраста выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Речевое развитие детей дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей. В системе дошкольного образования развитие речи занимает ведущее место.

Теоретическим фундаментом сложившейся системы работы по развитию речи в отечественной дошкольной педагогике являются представления о закономерностях речевого развития дошкольников, сформированные в трудах Л.С. Выготского,  Д.Б. Эльконина,  А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаровича.

Проблема речевого развития детей изучались также в секторе дошкольного воспитания НИИ школ РСФСР под руководством                  Г.М Ляминой. Педагогические исследования стали основой выработки речевых нормативов для детей разных возрастных групп. В исследованиях, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания (ныне Институт дошкольного образования и семейного воспитания Российской Академии образования), выделяются три основных направления разработки педагогических проблем развития речи дошкольников:

1) структурное (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического);

2) функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения);

3) когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи).

В законе «Об образовании» статья 64 говорится, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе и на развитие речи. 

В основной общеобразовательной программе детского сада разработанной на основе комплексной программы «Детство» под редакцией  В.И. Логиновой, рассматриваются основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.

В соответствии с условиями реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования развитие речи осуществляется в педагогической работе по освоению образовательной области «Коммуникация», цель которой заключается в овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

– развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи, диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

– практическое овладение воспитанниками нормами речи.

_  интеграция с другими образовательными областями   «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» и в ходе самостоятельной и совместной с взрослыми образовательной деятельности.

Традиционная форма организации образовательного процесса утратила свое значение, акцент со знаний, умений и навыков перенесён на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, которые наиболее осуществимы в ходе основного вида деятельности детей дошкольного возраста – игре.

В ходе игры выстраиваются  взаимоотношения дошкольника со сверстниками и взрослыми, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок,  выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.

Исходя из того, что задача развития речи детей в дошкольном возрасте является наиболее значимой, а ведущим видом деятельности исследователями в области педагогики  признана игра, то отсюда следует необходимость анализа игровой деятельности и ее роли в развитии речи детей дошкольного возраста.

  1. Сущность и особенности сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста

Дошкольное детство - достаточно большой отрезок жизни ребёнка. В этот период игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.

Дошкольный возраст - это период овладения социальным пространством человеческих отношений не только через общение со взрослыми, но и через игровые и реальные отношения со сверстниками. В это время рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Игровая деятельность на протяжении дошкольного возраста не остаётся неизменной. Анализ педагогической литературы позволяет выделяются следующие основные направления развития игровой деятельности на протяжении дошкольного возраста:

  • изменение количества участников и взаимоотношений между ними;
  • обогащение игровых действий;        
  • развитие содержания сюжетной игры;
  • расширение тематики игр;
  • изменение требований к игрушке.

Играя, ребенок не только развлекается, но и развивается. Во время сюжетно-ролевой игры происходит развитие познавательных, личностных и поведенческих процессов.

Дети играют большую часть времени. За период дошкольного детства игра проходит значительный путь развития.

Известный психолог Д.Б. Эльконин предлагал выделять 4 уровня (этапа) развития сюжетно - ролевой игры, связанные с динамикой обозначенных компонентов.

Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами.  Они осуществляются в определённой последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и

часто повторяются. Роли ещё не обозначаются. На первом этапе сюжетно - ролевой игры дошкольники охотно играют с взрослыми. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет - заменитель, ранее использованный в игре.

Второй этап. Как и на первом уровне, основное содержание игры - действия с предметом. Однако теперь эти действия развёртываются более полно и последовательно, в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения играющих кратковременны. Основные сюжеты бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же - любимые. В этой объединяются 2 - 3 человека.

Третий этап. Основное содержание игры - по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленные на установление разнообразных контактов с партнёрами по игре. Роли чётко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность определяется ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемещается с параллельным действием партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесённых с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают в играх не только быт, но и труд взрослых, яркие общественные явления.

Четвёртый этап. Основное содержание игры - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная; она определяется  не  только  непосредственным,  но и  опосредованным  опытом

детей (обыгрывание сцен из литературных произведений, кинофильмов, телепередач). Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения участников устойчивы. Они строятся на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры данного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существует продолжительное время. В игре теперь чётко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда его изготовления (игрушек - самоделок). Требования соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на поступки и ролевое поведение участников. Количество вовлечённых в игру дошкольников увеличивается до 5-6 человек.

На четвёртом этапе, то есть к старшему дошкольному возрасту начинают довольно ярко проявляться индивидуальные особенности игровой деятельности в целом и игрового творчества каждого ребёнка.

Солнцева О.А. выделяет три уровня игрового творчества:

- У детей – «сочинителей» творческие проявления связаны, прежде всего, с созданием игровых сюжетов, для них характерно осуществление игры в речевом плане и воображении. Такие дети рано переходят к игре - фантазированию.

- Дети – «исполнители» проявляют игровое творчество в реализации замыслов при создании образов игровых персонажей, используя для этого разнообразные средства: мимику, жесты, речевую интонацию, комментирующую и оценочную речь.

- Дети – «режиссеры» максимально проявляют себя в игровом организационном общении, выступая посредниками в разрешении спорных ситуаций и конфликтов, «дирижируя» замыслами партнёров по игровой деятельности, способствуя их согласованию.

Необходимо учитывать, что представленное выше распределение  по

уровням носит несколько условный характер. Эти уровни отражают общее развитие сюжетно - ролевой игры, однако в конкретной возрастной группе смежные уровни, как правило, сосуществуют.

На протяжении всего дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра оказывает значительное влияние на развитие речи ребёнка. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенной способности к коммуникации.

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры.

Таким образом, в процессе игровой деятельности детьми приобретается первый опыт взаимодействия. В начальных формах игрового партнерства создаются особые условия для овладения коммуникативной функцией речи, складываются предпосылки для эффективного развития речи.

  1. Исходная диагностика  уровня  развития  речи  детей среднего дошкольного возраста

С целью получения информации о реальном состоянии уровня  развития речи  детей среднего дошкольного возраста, подобрала методики диагностирования детей по речевому развитию.

В сентябре 2011 года провела  исходную  диагностику речевого развития в средней группе.  В исследовании  приняли участие 23 ребёнка

средней группы из них 9 мальчиков, 14  девочек в возрасте от 5 до 6 лет. Дети посещают детский сад со второй группы раннего возраста.

В качестве диагностических методик  развития  речи  детей среднего возраста были использованы, методики, рекомендованные программой «Детство»:

1. Метод определения уровня сформированности словаря: беседа с детьми с использованием картинок (В.И. Яшина) (Приложение 1)

2. Метод исследования грамматического строя речи: беседа (А.М. Бородич) (Приложение 2)

3. Метод определения уровня звуковой культуры речи (Г.А. Урунтаева,    Ю.А. Афонькина). Дидактическое упражнение «Назови что видишь» (Приложение 3)

4. Методы диагностики уровня развития связной речи:

4.1. Беседа по вопросам (О.С. Ушакова)

4.2. Дидактическое упражнение «Составь рассказ»  (О.И. Соловьева) (Приложение 4)

Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду осуществлялась  в ходе проведения бесед, дидактических упражнений. Обследовала словарный запас, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, связную речь.

На основе проведённой диагностики,  выявила уровень развития речи  детей  старшего дошкольного возраста на начальном этапе работы.

В процессе обследования словарного запаса детей были получены следующие результаты: наибольшее затруднение вызвали первое задание (классификация понятий) и второе задание (подбор синонимов). При классификации понятий дети не всегда могли правильно дать подробное определение понятий и отобрать соответствующие картинки, а при подборе синонимов проблемы возникли со словами: хмурый, трусливый, смеяться, старый. Данные обследования словаря детей отражены в таблице 1 (приложение 1).

После выполнения всех трех заданий был получен следующий результат:

высокий уровень -– 28% (7 детей)

средний уровень -– 56% (13 детей)

низкий уровень -– 16% (3 ребёнка)

        В процессе обследования грамматического строя речи были получены следующие результаты.                

Исходя, из анализа ответов на вопросы высокий уровень составил - 22% (5 детей) группы, средний уровень – 46% (12 детей), низкий уровень – 32% (6 детей). Данные обследования грамматического строя речи детей отражены в таблице 2 (приложение 2).

Анализ звуковой культуры речи показал, что у 28% (7 детей) группы звукопроизношение соответствует высокому уровню, дети все звуки произносят четко, не сокращают и не упрощают слоговую структуру, не замещают, без ошибок определяют место звука в слове. Средний уровень – 34% (7 детей)- упрощают и замещают звуки, еще не сформирован в  произношении звук «р», без ошибок определяют место звука в начале слова, допускают ошибки при определении звука в середине или в конце слова. Большое количество ошибок допускают– 38% (10 детей), что соответствует низкому уровню звукопроизношения.

Анализ результатов диагностического упражнения показал, что 28% (7 детей) детей хорошо выполнили задания, к началу учебного года у них сформировано умение рассказывать по серии сюжетных картинок и составлять самостоятельное связное высказывание; 56% (13 детей)- испытывают затруднения при составлении рассказа по сюжетной картине; предложения, как правило, простые; 16% (3 ребёнка) обладают малым словарным запасом, не могут без активной помощи взрослого справиться с заданием.

Анализ диагностики   показал, что на высоком  уровне развития речи находятся – 28% ( 7 детей), на среднем - 48%(11 детей), на  низком – 24% (5 детей).

         В соответствии с выявленным уровнем речевого развития,  наметила дальнейшую работу по её совершенствованию - речевое развитие в процессе сюжетно-ролевой игры. Осуществляла в непосредственно-образовательной деятельности, в совместной образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности.

  1. Выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей старшей группы.

Для изучения уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей средней группы были использованы следующие методы: индивидуальные беседы, наблюдения, ситуации.

Была проведена беседа с детьми с целью выявления отношения детей к игре, их предпочтения в выборе тематики игры и партнёра по игре.

  • На  вопрос  «В какие игры ты любишь играть в детском саду?»

82% девочек ответили «Дочки-матери»

16% «Парикмахерская», «Больница»

2% «Магазин»

Среди мальчиков был получен следующий результат:

35% предпочитают играть в «Солдатиков».

55% «Транспорт»

10% конструктор

  • На вопрос «В какие игры ты играешь дома?»

55% детей ответили, что предпочитают играть в компьютерные игры

35% «Дочки-матери», «Транспорт», «Стройка», «Магазин».

  • На вопрос «С кем ты играешь в детском саду?»

Девочки преимущественно выбирали девочек, а мальчики играли с  мальчиками.

  • На вопрос «С кем ты играешь дома?»

75% детей ответили, что партнёром для игр выбирают сверстников

20% назвали партнёрами по играм своих братьев и сестёр

5 % играют самостоятельно.

В ходе наблюдения было выявлено следующее. Тематика сюжетно-ролевых игр девочек: «Семья», «Магазин», «Больница»; мальчиков: «Гараж», «Стройка». Смешанная тематика отсутствует, девочки и мальчики не организовывали общих сюжетных игр. Содержание игр на одну и ту же тематику не претерпело значительных изменений, не зафиксировано ни одной новой сюжетной линии. Другими словами, обнаружено одно и то же содержание игры, что снижает её воспитательный потенциал. В процессе организации игр дети были достаточно самостоятельны, все игры возникали по их инициативе. Вмешательство требовалось лишь при возникновении конфликтов. Конфликты возникали по поводу затруднений в распределении ролей, выборе атрибутов, так же возникали конфликтные ситуации, когда ребёнок не хотел считаться с общезаданными  правилами или его не устраивал какой-либо участник игры. Численность играющих групп от 3 до 5 человек. Из 23 детей 4 ребёнка не проявляли интереса к сюжетным играм, предпочитали другие виды деятельности (рисование, конструирование).

Анализ наблюдений, бесед, ситуаций показал, что сюжетно-ролевые игры детей старшего возраста характеризуются низким уровнем развития,  однообразны по содержанию и тематике. Дома дети большую часть времени проводят за компьютером, а не с игрушками. Партнёрами для игр преимущественно выбирают ровесников.

  1.  Речевое развитие  в процессе

сюжетно-ролевой игры

1.5.1. Работа с детьми

Для полноценного развития  речи создала в группе условия для организации сюжетно-ролевых игр с учётом педагогических, гигиенических и эстетических требований. Оформила: «Салон красоты», «Супермаркет», «Больница» и оснастила их необходимыми атрибутами, в соответствии с возрастными особенностями.

Обогатила  развивающую предметно-пространственную среду с учётом практического и игрового опыта детей, изготовила ширмы для сюжетно-ролевых игр: «Автосервис», «Школа искусств», «Поликлиника», «Пикник».

Расширила  тематику игрушек,  подобрала их по принципу разной степени обобщенности образа. Например: посуда из пластмассы, из дерева, из папье-маше и др.

Обеспечила динамичность среды в соответствии с игровым замыслом, периодически вносила новое оборудование для организации игр:  «Зоопарк», «Офис», «Космическая станция»  и др.

Вместо старых милицейских фуражек внесла камуфляжную форму, что позволило разнообразить сюжет игры. Дети с удовольствием обыгрывали новые атрибуты. Они организовывали сюжетно-ролевые игры в «Спасателей», «МЧС», «ДПС».

Обогащению жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями окружающей действительности способствовали: посещение музея, библиотеки, прогулки в природу, экскурсии на стройку, на почту, в аптеку,  наблюдения, беседы, обсуждения способствовало развитию сюжетно-ролевых игр.  Заинтересовавшая информация о людях, событиях, профессиях являлась движущей силой для развития нового сюжетного содержания игры. Так появились в группе игры: «Банк», «Почта»,  «Ателье», «Аптека», «Автосалон».

Изучив труды Р.И.Жуковской Д,В. Менджерицкой по организации подхода к руководству сюжетно-ролевыми играми детей, применила их на практике.

В руководство играми включила следующие компоненты:

  • обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;
  • обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;
  • своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;
  • активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
  • умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе.

Благодаря взаимосвязи всех компонентов, игра с первых ее этапов организовывалась как самостоятельная деятельность детей. Постепенно она становилась все наиболее творческой и саморазвивающейся.

Таким образом, руководство самостоятельной деятельностью детей в сюжетно-ролевых  играх способствовало  расширению тематики этих игр, обогащению содержания,  овладению детьми ролевым поведением, умением жить в детском коллективе, развитию кругозора и речи детей.

В мае 2013года была проведена итоговая диагностика по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Обследовала словарный запас. Грамматический строй речи, звуковую культуру речи, связную речь.

В процессе обследования словарного запаса детей были получены следующие результаты: наибольшее затруднение вызвали первое задание (классификация понятий) и второе задание (подбор синонимов). При классификации понятий дети не всегда могли правильно дать подробное определение понятий и отобрать соответствующие картинки, а при подборе синонимов проблемы возникли со словами: хмурый, трусливый, смеяться, старый. Данные обследования словаря детей отражены в таблице

После выполнения всех трех заданий был получен следующий результат:

высокий уровень -– 56% (13 детей),

средний уровень -– 34% (8 детей),

низкий уровень -– 10% (2 ребёнка)

        В процессе обследования грамматического строя речи были получены следующие результаты.                

Исходя, из анализа ответов на вопросы высокий уровень составил - 72% (17 детей) группы, средний уровень – 22% (5детей), низкий уровень –6% (1 ребёнок).

Анализ звуковой культуры речи показал, что у 67%(16 детей) группы звукопроизношение соответствует высокому уровню, дети все звуки произносят четко, не сокращают и не упрощают слоговую структуру, не замещают, без ошибок определяют место звука в слове. Средний уровень –23%(5детей)- упрощают и замещают звуки, еще не сформирован в  произношении звук «р», без ошибок определяют место звука в начале слова, допускают ошибки при определении звука в середине или в конце слова. Большое количество ошибок допускают–10% (2 ребёнка), что соответствует низкому уровню звукопроизношения.

Анализ результатов диагностического упражнения показал, что 60% (14 детей) хорошо выполнили задания, к началу учебного года у них сформировано умение рассказывать по серии сюжетных картинок и составлять самостоятельное связное высказывание; 30% (7 детей) испытывают затруднения при составлении рассказа по сюжетной картине; предложения, как правило, простые; 10%(2 ребёнка) детей обладают малым словарным запасом, не могут без активной помощи взрослого справиться с заданием.

На  май  2013  года на основе диагностики выявила следующий уровень развития речи детей: высокий уровень  у 64 % детей группы, средний уровень –27% , низкий уровень 9%.

Анализ результатов диагностики показал, что за  2011-2013 учебные года  степень уровня высокого развития увеличился на 36% (с 28% до 64%), также наблюдается изменение показателей среднего уровня речевого развития на 21% ( с 48% до 27%).    

Снизились показатели низкого уровня на 15% (с 24% до 9%). На низком уровне остались дети с нарушениями речевого аппарата, нуждающиеся в коррекционной работе учителя-логопеда.

В конце года провела итоговую диагностику сюжетно-ролевой игры. Использовала те же методы, что при исходной диагностике: наблюдение, индивидуальные беседы, ситуации. Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой показало, что у детей возникла установка на придумывание новой, интересной ситуации. Они  играли не просто в «Больницу», а  развивали сюжеты сходные «Поликлиника», «Кабинет хирурга» и др. Самой любимой игрой среди девочек по-прежнему осталась «Семья».  В своих играх отводили роли для мальчиков. Обогащение сюжетов игр способствовало введению дополнительных ситуаций которые переходили плавно в другие сюжеты: «Дом»,  «Такси», « Поликлиника», «Аптека», «Магазин».

Мальчики предпочитали играть в «Транспорт», но это уже были разные виды «Поезд», «Самолёт», «Такси». Они брали с собой в игру девочек. Девочки исполняли роли пассажиров, контролёров, стюардесс и т.д.

Число играющих групп осталось прежним 3-5 человек, но в игре возросла инициатива всех участников, дети стали меньше зависеть от активности одного ребёнка - лидера. Умение прислушиваться к партнёрам, -привело к уменьшению конфликтов в игре.

Анализ ответов на вопрос:

  • «В какие игры ты любишь  играть в детском саду?», показал заметное отличие от исходной диагностики.

Среди девочек популярны игры:

 60% «Семья», «Дочки-матери»

15% «Салон красоты», «Парикмахерская»

15% «Школа», «Супермаркет»

 10%«Ателье», «Поликлинника»

Среди мальчиков:

65% «Такси», «Транспорт»

25% «Пожарные», «ДПС»

10% «Стройка», «Автосервис»

  • На вопрос «В какие игры ты любишь играть дома?»

70% играют в дома в сюжетно-ролевые игры

Девочки отдавали предпочтение играм  в «Семью», «Салон красоты», а

мальчик  охотно играли дома в «Транспорт», «Спасатели»,

30% детей предпочитают игрушкам компьютерные игры и игровые приставки.

Произошли значительные изменения в ответах на вопрос «С кем ты любишь играть в детском саду?». Девочки для совместных игр стали выбирать мальчиков, а мальчики в свою очередь приглашали для игр девочек.

На вопрос «С кем ты играешь дома?», дети называли не только партнёров-ровесников, но и взрослых.

Из выше изложенного следует, что сюжетно-ролевая игра дошкольников необходимый базис, в рамках которого происходит разностороннее развитие ребёнка-дошкольника, в том числе формирование и совершенствование его речевой активности.

                                   1.5.2.Работа с родителями.

При реализации работы по теме: «Развитие речи  детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры».

 Предложила родителям заполнить анонимную анкету с целью выявления отношения родителей к играм детей. В анкетировании участвовало 23 родителя. Анализ анкет показал следующее. Родители, в основном понимают  значение игры в жизни ребёнка. («Игра развивает детей умственно», «средство его самовыражения»). По возможности сами принимают участие в играх детей (20%), но некоторые отмечают, что у них не хватает времени играть с ребёнком (80%). Инициатором совместной игры чаще выступает сам ребёнок (75%). Совместные игры в большинстве своём развивающие и спортивные. В сюжетных играх родители участие не принимают. Многие содержательно раскрывают важность совместной игры с ребёнком, акцентируя внимание на том, что совместная игра их сплачивает, взрослый является примером для ребёнка. В своих ответах отмечают, что игра, безусловно, влияет на общее развитие ребёнка.

Проанализировав  анкеты,  разработала план работы с родителями.

Формы работы:

  • оформила родительский уголок «Особенности развития речи детей 5-6 лет»
  • консультации на темы: «Развитие речи детей в процессе игровой деятельности», «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников» и др.
  • Беседы на темы: «Чему учить в сюжетно-ролевой игре», «В какие игры играть дома» и др.
  • родительское собрание на тему: «Игра и игрушка в жизни ребёнка».

-    интегрированное занятие с использованием компьютерных технологий «Космическое путешествие».

-   день открытых дверей  «Играя,   говорим».

Таким образом, успешность решения задач обучения и развития ребенка в процессе игровой деятельности во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективностью взаимодействия детского сада и семьи.

1.5.3. Работа с педагогами.

Поделилась опытом работы с педагогами детского сада:  

- на педагогическом совете « Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте», «Что значит развивать речь ребёнка»

- консультация на темы: «Педагогические принципы организации сюжетной игры», «Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребёнка со сверстниками».

 - «Картотека сюжетно - ролевых игр» для разных возрастных групп, «Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста».

-  практикум «Примерный набор игровых материалов», «Развитие речи в игре».

- мастер-класс «Мобильные ширмы для сюжетно-ролевой игры», «Вторая жизнь  вещей».

-  взаимодействие с учителем-логопедом проходило через  проведение консультаций «Пальчиковая гимнастика», «Что значит развивать речь ребёнка». Индивидуальные занятия, упражнения.

Проходил круглый стол с использованием мультимедиа «Организация игровой среды в группе», «Руководство сюжетно-ролевой игрой» .

Для педагогического сообщества города и района проведены:

        -   презентация «Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребёнка со сверстниками» 2011г.

        -   консультация  «Ребёнок познаёт мир через игрушки» - 2012г.

-   участвовала в работе круглого стола « О чём говорят любимые игрушки ребёнка» -2012г.

         - провела  практикум «Развитие речи средствами сюжетно-ролевой игры» - 2013г.


Глава 2. Проектная часть

Использование  сюжетно-ролевой  игры в педагогическом процессе повысило уровень развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Улучшению качества учебно-воспитательной работы способствовало:

  • Применение педагогических технологий: личностно-ориентированного,   индивидуального и дифференцированного подхода, игровые , интегрированные
  • Установление  взаимодействия с родителями.
  • Повышение уровня профессиональной компетентности в организации и проведения сюжетно-ролевых игр и организация образовательного процесса для развития и обогащения речи детей.        

Самоанализ профессиональной деятельности в межаттестационный период позволяет сделать следующие выводы: совершенствование методической подготовки по данной теме сказалось на улучшении воспитательно-образовательной работы с детьми по развитию и обогащению речи детей, активизации работы с родителями.    

Спланированная работа по развитию речи детей в процессе сюжетно-ролевой игры способствовала:

  • обогащению игровых умений и навыков.
  • развитию кругозора
  • развитию личностных качеств  (доброта, взаимопомощь, сострадание и др.)
  • развитию умения игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
  • развитию свободного общения со взрослыми и детьми
  • развитию всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности
  • практическому овладению нормами речи (освоение речевого этикета)

Систематизация наглядно-дидактического материала, создание картотек, содействовало повышению качества образовательного процесса.

Таким образом, воспитательные и развивающие возможности сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовывать их. Необходимым условием для достижения наилучших результатов в работе является взаимодействие с семьями воспитанников и всеми субъектами педагогического процесса.

Существуют и другие действенные способы развития речи у дошкольников. На предстоящий межаттестационный период планирую работу по теме: «Театр - как средство формирования речи детей дошкольного возраста».

Для этого планирую:

  • Разработать и  реализовать проект по театральной деятельности.
  • Изучить и внедрить в образовательный процесс, опыт педагогов, по театрализованной деятельности, способствовало формированию речи детей дошкольного  возраста.


Заключение

Считаю, что моя профессиональная деятельность в межаттестационный период имела теоретическую и практическую значимость.

Теоретическая:

         - была разработана рабочая программа, проект по развитию речи в процессе сюжетно-ролевой игры.

         -  подобраны  методы диагностирования детей.

Практическая: Реализованная  в образовательном процессе с детьми рабочая программа и проект  могут быть использован в данном учреждении.


Литература

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: изд. центр «Академия», 2000. – 400с.
  2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: изд. центр «Академия», 1999. – 158с.
  3. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4.
  4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М.Бородич. – М.: Просвещение, 1981.-236с.
  5. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст] / В.В.Гербова.-М.: Просвещение, 2003. - 175с.
  6. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] / Э.П.Короткова .– М.: Просвещение,- 2004.-398с.
  7. Методика развития речи детей дошкольного  возраста/ Л.П.Федоренко, Г.А,Фомичева, В.К.Лотарев, А.П. Николаичева. - М.: Просвещение, 1984. - 240 с.
  8. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. С. 76.
  9. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 2000. – 223с.
  10. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., «Просвещение», 1972. -  225 с.
  11. Ушакова, О.С. Программа развития речи дошкольников. – 2е изд. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 59 с.
  12. Федеральные государственные требования к дошкольному образованию. М.: УЦ Перспектива. 2011. – 52 с.
  13. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.[Текст] / Под ред. В.В.Гербовой. – М.: Просвещение, 1981.-234с.

Приложение

№1  Метод определения уровня сформированности словаря: беседа с детьми с использованием картинок (В.И. Яшина)

Цель: обследование словаря детей.

Задание №1. Классификация понятий

Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, фруктов, овощей, транспорта, игрушек. Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки, например с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильных выборов картинок, каждый верный выбор оценивается одним баллом. Высшая оценка - 30 баллов.

Задание № 2. Подбор синонимов

Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову слово, близкое по смыслу. Всего предъявляется 10 слов (хмурый, веселый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).

Высшая оценка - 10 баллов.

1 балл - если подобранное слово является синонимом названного;

0 баллов - если подобранное слово не соответствует семантическому полю заданного.

Задание № 3. Подбор определений

Проводится в форме игры в слова. Предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: платье, береза, девочка, яблоко, лиса («Платье. Какое оно? Как про него можно сказать? Каким оно может быть`?»).

Высшая оценка - 10 баллов;

2 балла - если придумано более 3 слов;

1 балл - если придумано менее 3 слов;

0 баллов – если ответ отсутствует или не соответствует семантическому полю предъявляемого слова.

Параметры оценки:

После выполнения всех трех заданий подсчитывается суммарная оценка.

Высшая оценка - 50 баллов - соответствует высокому уровню, 32-49 баллов – среднему, менее 32 баллов - низкому уровню развития словаря детей.

Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом:

1 балл – низкий уровень развития словаря;

2 балла - средний уровень развития словаря;

3 балла – высокий уровень развития словаря.


№2  Метод исследования грамматического строя речи

Цель: определение уровня грамматического строя речи

           1.Составление и называние  целого предмета из его частей.

Назови по картинкам части тела: голова, ноги, руки, нос, грудь, шея и др. Назови по картинкам части одежды: рукав, воротник, пуговица.

Назови по картинкам части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье.

Назови по картинкам части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина.

Цель: Развитие высших психических функции мышления – внимания, анализ и синтез частей и целого.

Материал:  предметные картинки

Критерии: ребенок правильно называет и показывает части целого – 3 балла; допускает 1 – 2 ошибки – 2 балла; допускает 3 и более ошибки – 1 балл.

2.  Назови, какой формы предметы: круглый, овальный, треугольный, квадратный, прямоугольный и т.д.

Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.

Материал:  предметные картинки

Критерии: ребенок правильно называет формы предметов  – 3 балла; допускает 1 – 2 ошибки – 2 балла; допускает 3 и более ошибки – 1 балл.

3. Много чего? Шар – шаров, стол - …, дом - …, береза - …, чашка - …, книга - …, дерево - …, лист - …, стул - …, мяч - …, ключ - …, карандаш…

Цель: Выявить умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного  числа.

Материал: картинки с изображением  названных предметов

Критерии: ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла; допускает одну ошибку – 2 балла; допускает 2 ошибки – 1 балл

4. Как назвать маленький предмет? Стол, мяч, дом, кровать, береза, кукла, ложка, шкаф, миска.

Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Материал:  предметные картинки

Критерии: ребенок правильно назвал все предметы  – 3 балла;               допускает одну ошибку – 2 балла; допускает 2 ошибки – 1 балл

5. Назови,  чьи это предметы. Хвост зайца –…;                                   Лапа медведя  - …; Шерсть волка - …

Цель: Умение образовывать притяжательных прилагательных от существительных.  /Чей? Чья? /

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно называет  – 3 балла; допускает одну ошибку – 2 балла; допускает 2 ошибки – 1 балл.

6.Закончи предложение: Мы поехали в зоопарк /на чем?/ (метро)

                            Моя сестра учится играть /на чем?/ (на пианино)

Цель: Умение пользоваться несклоняемыми существительными.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно заканчивает предложение  – 3 балла;                 допускает одну ошибку – 2 балла; допускает 2 ошибки – 1 балл.

7.Найди, покажи и расскажи. Где мама – белка и ее бельчата.

Цель: Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами  – 3 балла; допускает одну ошибку – 2 балла; допускает 2 ошибки – 1 балл

8.Посмотри внимательно на картинки. Назови профессии тех, кто на ней изображен.

Цель: выявить знания детей о труде взрослых.

Материал: картинки с изображением строителя, продавца, учителя.

Критерии: ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами  – 3 балла; допускает одну ошибку – 2 балла; допускает 2 ошибки – 1 балл

9.Расскажи, где находится котенок.

Цель: Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов: В, НА, ЗА, ПОД – 3 балла; допускает одну ошибку – 2 балла; допускает 2 ошибки – 1 балл.

10. Закончи предложение: Один дом, два…; Одна кукла, две …; Один шар, два …; Один жук, два …

Цель: умение детьми согласовывать существительные с числительными.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно  – 3 балла; допускает одну ошибку – 2 балла; допускает 2 ошибки – 1 балл.

Инструкция к проведению:

Перед каждым заданием  на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.

1. Перед ребенком кладут карточки с изображением целого предмета и отдельных фрагментов, ребенку предлагается подобрать и назвать  части к целому.

2. Перед ребенком кладут поочередно карточки с  изображением различных предметов и предлагают  назвать части из которых состоит .

3. Перед ребенком кладут поочередно карточки с  изображением различных предметов и предлагают  ответить на вопрос.

4. Ребенку предлагается рассмотреть карточки и назвать изображенные на них предметы ласково.

5.Перед ребенком кладут карточки с изображением животных и частей тела, и предлагают назвать, чьи это части.

6.Предложить ребенку закончить предложение.

7.Перед ребенком кладут карточки с изображением белки и бельчат, просят ребенка сказать, куда спрятались бельчата от мамы белки.

8.Попросить ребенка перечислить профессии на карточках и ответить на вопрос «Кто чем, занимается?»

9.Перед ребенком кладут карточки, просят ребенка рассказать, где находится котенок.

10.Предложить ребенку закончить предложение по картинке.

Параметры оценки:

24 – 30 баллов – высокий уровень

14 – 23 баллов  - средний уровень

13 и менее баллов – низкий уровень

Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом: 1 балл – низкий уровень развития словаря; 2 балла - средний уровень развития словаря; 3 балла – высокий уровень развития словаря.

№ 3. Метод определения уровня звуковой культуры речи

Цель: выявить состояние звукопроизношения.

Дидактическое упражнение «Назови что видишь»

Материал: предметные картинки.

Ход. Для проверки правильности звукопроизношения детей просят самостоятельно назвать приведенные им картинки. Самостоятельность их называния важна потому, что при повторении этих же самых слов вслед за взрослым ребенок часто произносит звуки более отчетливо, что может привести к неправильному заключению о состоянии его звукопроизношения.

Картинки подобраны на наиболее сложные по артикуляции звуки, к числу которых относятся свистящие (С, Сь, З, Зь, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), а также звуки (Р, Рь, Л, Ль, Й). Каждый из этих звуков находится в трех положениях в слове: в начале, в середине и в конце, что позволяет составить более точное представление о правильности его произношения ребенком.

Параметры оценки:

Правильное произношение оценивается в 1 балл, неправильное в 0 баллов.

13 баллов - все звуки произносит четко, не сокращает и не упрощает слоговую структуру, не замещает; 10-12 баллов - упрощает и замещает звуки, еще не сформировавшиеся в его произношении «р»; 0-9 баллов - не произносит звуки «р», смычные, щелевые.

Выводы об уровне развития:

13 - баллов -  высокий уровень;

10-12 баллов - средний уровень;  0-9 баллов - низкий уровень.

Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом:

1 балл – низкий уровень развития словаря;

2 балла - средний уровень развития словаря;

3 балла – высокий уровень развития словаря.

Рис. 3. Результат диагностики уровня звуковой культуры речи

Методы диагностики уровня развития связной речи

4.1. Метод беседы по вопросам

Цель: изучение уровня последовательно и логично рассказывать о  событиях, явлении, отвечать на вопросы.

Ход: беседа по вопросам:

- Где ты живешь? (В какой стране, в каком городе?)

- Как называется улица, на которой ты живешь?

- Сколько этажей в вашем доме?

- На каком этаже вы живете?

- С кем ты живешь?

- Какая самая любимая вещь в твоем доме?

- Какие интересные книги есть в вашем доме?

Параметры оценки:

Высокий уровень (3 балла) – ребенок отвечает на вопросы, аргументируя ответ; последовательно и логично рассказывает о факте, событии из личного опыта.

Средний уровень (2 балла) – ребенок отвечает охотно на вопросы педагога, часто пользуется простыми предложениями; не всегда может аргументировать свой ответ.

Низкий уровень (1 балл) – не на все вопросы знает ответ; не аргументирует свой ответ.

Результаты беседы с детьми

4.2. Метод дидактического упражнения «Составь рассказ»

Цель: выявить умение составлять рассказы по плану, из личного опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действий.

Ход: дидактическое упражнение проводится с использованием сюжетной картины («Пробуждение природы весной»), набором картин с фабульным развитием действия:

  1. появился росток из почвы;
  2. появились листья, и росток тянется вверх;
  3. появился первый бутон;
  4. цветок распустился.

Задание выполняется в следующей последовательности:

  1. Составь рассказ по сюжетной картине.
  2. Разложи картинки так, чтобы можно было составить связный последовательный рассказ.

Примерные вопросы и задания:

- Посмотри, в нашей группе тоже есть комнатные растения.

- Как называется это растение?

- Что мы делали с самого начала с почвой, как сажали, поливали, как протирали листочки, рыхлили землю, опрыскивали?

Параметры оценки:

3 балла – ребенок легко составляет по плану рассказ из личного опыта, по сюжетной картине, набору картин с фабульным развитием действия. Пользуется сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

2 балла – ребенок составляет рассказ по набору картин с фабульным развитием действия; испытывает затруднения при составлении рассказа по сюжетной картине; предложения, как правило, простые.

1 балл – ребенок не может без активной помощи взрослого справиться с заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков и коррекция речи детей в процессе сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра является для дошкольников школой развития реальных взаимоотношений, формирования навыков общения, коммуникативных умений со сверстниками и взрослыми....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Развитие речи детей в процессе общения и игры

Одним из важнейших условий развития речи ребенка, является включение его в социальную среду.   Язык возникает из потребности человека в общении с другими людьми. Социальные связи влияют как ...

Развитие речи детей в процессе общения и игры

Одним из важнейших условий развития речи ребенка, является включение его в социальную среду.   Язык возникает из потребности человека в общении с другими людьми. Социальные связи влияют как ...

Развитие речи детей в процессе общения и игры

Одним из важнейших условий развития речи ребенка, является включение его в социальную среду.   Язык возникает из потребности человека в общении с другими людьми. Социальные связи влияют как ...