Разработка сценария интерактивной игры по станциям: «Ожившая картина» по картине Бориса Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина»
материал по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ермакова Мария Викторовна

 «Ожившая картина» по картине Бориса Кустодиева

«Портрет Федора Шаляпина»

Цель игры: создать оптимальные условия для развития коммуникативных, творческих, артистических способностей обучающихся, для демонстрации эмоционально-чувственного отношения к «оживлению» сцен картины. Использование эффективных современных технологий развивающего общения для формирования творческого потенциала каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_interaktivnoy_igry.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка сценария интерактивной игры по станциям:

 «Ожившая картина» по картине Бориса Кустодиева

«Портрет Федора Шаляпина»

Цель игры: создать оптимальные условия для развития коммуникативных, творческих, артистических способностей обучающихся, для демонстрации эмоционально-чувственного отношения к «оживлению» сцен картины. Использование эффективных современных технологий развивающего общения для формирования творческого потенциала каждого ребенка.

Задачи:

  1. Передать обучающимся инициативу в организации своей игровой деятельности для максимального развития творческого потенциала.
  2. Формировать умение взаимодействовать в коллективе, развивать коммуникативные навыки.
  3.  Развивать творческую фантазию, память, связную речь.
  4. Способствовать развитию самостоятельного проявления в различных видах художественной, музыкальной и игровой деятельности.
  5. Способствовать развитию коллективного взаимодействия, организаторской и творческой деятельности обучающихся.
  6. Формировать навыкивладения различными видами мышления и творческого воображения, способами преодоления барьеров, препятствий.
  7. Прививать   интерес и любовь к русскому народному творчеству.
  8. Обобщить представления о характерных особенностях быта России восемнадцатого века.

Предварительная работа.

Познакомить учащихся с творчеством художника Бориса Кустодиева. Биография.                                                                                                         Познакомить с особенностями жизни и становлением великого русского певца Фёдора Шаляпина.

Создать условия для самостоятельного деления участников игры на четыре команды, выбрать капитанов, придумать название команд.                                                                                          Провести инструктаж с капитанами команд, ведущими на станциях, координаторами.                           Подготовить маршрутные листы, реквизит, награды для участников игры.                                 Подобрать музыкальное сопровождение, мультимедийное сопровождение.                                                                                                             Подготовить станции для проведения игры.

Возникновение идеи.

Еще в прошлом учебном году на нашем отделении дополнительного образования родилась традиция проведения объединенных праздников для обучающихся всех объединений. Эта традиция понравилась, прижилась и получила в этом году новую окраску. Возникла идея придать праздникам интерактивный характер. С этой целью был подготовлен мастер класс по обучению педагогов разных объединений новым формам работы с детьми. Также было проведено два «мозговых штурма». Так родился наш новый проект. Мы назвали его «Творческая мастерская» по проведению интерактивной игры по станциям «Оживи картину».А картину выбрали Бориса Кустодиева «Портрет Фёдора Шаляпина». Выбор картины также не случаен. Коллективом педагогов всех объединений, работающих на нашем отделении дополнительного образования с красивым названием «Северное Сияние», мы весело и познавательно проводим праздник Масленицы. А вот окунуться в историю почувствовать себя частичкой этой истории и русских традиций через погружение в яркий образ, ребята могут именно в игровой форме! Вместе объединились фольклорная студия, театральная, студия оригами, изостудия, ткачество и прикладное творчество и объединение социально- педагогической направленности «Совершенная память». Общая концепция проекта и его разработка осуществлялась в максимальном соответствии с теоретическими и практическими навыками курса «Детская одаренность», как итог прохождения курка повышения квалификации.

Разработка проекта.

Главная задача была создать максимально благоприятную среду для развития воспитанников и раскрытия их творческих возможностей. Мне всегда была симпатична модель коллективной формы обучения. В своей практике я не раз его применяла эти методы, но в малых группах, а не для большого коллектива обучающихся. Постольку, отделение дополнительного образования посещают не все обучающиеся начальной школы, а игру мы запланировали провести для обучающихся двух третьих классов в полном составе (так как я работаю в этих классах в рамках внеурочной деятельности), то те ребята, которые уже прозанимались в различных кружках и студиях, объединялись в командах с ребятами, которые не имели практики занятий в объединениях. Так у них появлялась возможность поделиться своими умениями и способностями со своими товарищами. Так же появлялась отличная возможность предоставить ребятам самостоятельность, проявить свои организаторские и творческие способности, самостоятельно выбрать лидеров.

В объединении «Совершенная память» ребята учатся развивать внимание, мышление, память на основе звристических методов. Главное условие развития памяти – оживление пяти чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания). На своих занятиях мы не раз оживляли различные предметы, явления, сочиняли различные истории для сохранения полезной и нужной информации, во время игрового действия у ребят появлялась возможность прожить, проиграть, оживить заданные образы на деле. А для эмоционального настроя и отклика души выбрала образ птицы загадки, птицы мечты Жар – птицы. Картинкой этой птицы оформила маршрутные листы, капитаны команд перед выходом на маршруты получили сделанные в технике квилинг перышки Жар – птицы, по окончании игры жюри вручало по расписанному пёрышку наиболее отличившимся игрокам. А главное, о этой загадочной птице упоминалось в детских воспоминаниях самого Фёдора Шаляпина.

Подготовка к игре проходила в несколько этапов.

На первом этапе нужно было познакомить ребят с жизнью и творчеством этих великих людей, дать максимум информации о детстве, особенностях жизненного пути, мечтах и стремлениях этих замечательных мастеров. Что привело их к успеху и известности – вызвать эмоциональный отклик. А биография художника Кустодиева вызвала неподдельны интерес. Ребята с интересом рассматривали картины мастера на тему масленицы, искали знакомые повторяющиеся сюжеты на полотнах. Удивлены были историей преодоления, художника, прикованного к креслу, тем более, что рассказ о художнике совпал с началом параолимпийских игр. Любовались картинами, наполненными радостью, праздником, любовью к жизни. Педагогам объединений так же подготовили информацию о наших героях.

На втором этапе, который был приурочен к празднованию масленицы, на всех объединениях звучала народная тематика. Народные мотивы в рисунках, песнях, танцах, постановках.

На третьем этапе происходило деление по командам. Двум классам были вручены приглашения на участие в игре по станциям «Оживи картину».  Проговорены условия распределения по командам: равное количество мальчиков и девочек. Каждая команда должна была выбрать капитана, подготовить девиз.

И на последнем четвертом подготовительном этапе вручение маршрутных листов, оглашение условий проведения игры, представление команд, координаторов и педагогов объединений, работающих на четырех станциях:

Сценаристы – выстраивание сюжета оживающего эпизода, определенного для каждой команды, роли игроков.

Художники-оформители – подготовка декораторских элементов, элементов костюмов.

Звукорежиссёры -  работа с живым звуком.

Постановщики – конкретные действия каждого персонажа картины и определение места расположения в пространстве картины.

Педагоги объединений активно включились в подготовительную работу по подготовке реквизита, помещений для проведения своих этапов, украшения зала.

Обращение к участникам игры.

Добрый день!

Коллектив педагогов и руководителей отделения дополнительного образования «Северное Сияние» приветствуют вас и поздравляют с участием в увлекательной игре - путешествии.

С начала учебного года мы с вами учились оживлять нашу память, создавали яркие, запоминающиеся образы самыми различными способами и сегодня у вас есть прекрасная возможность применить свои умения на деле.

Наша игра называется «Оживи картину». Мы познакомились с жизнью двух выдающихся мастеров, воспевающих своим творчеством свой народ, свою историю, культуру. Нам с вами они оставили яркие, незабываемые образы, а мы сегодня их попробуем ОЖИВИТЬ, окунёмся в историю России и примерим на себя различные роли.

Художник Борис Кустодиев написал картину «Фёдор Шаляпин», на которой изобразил не просто выдающегося, известного всему миру певца, а передал в ней настроение народного гуляния.

У нас есть четыре команды. Капитаны, представьте пожалуйста свои команды.

Прошу капитанов получить МАРШРУТНЫЕ листы

Каждой команде вместе с координаторами нужно будет пройти по маршруту и побывать на станциях с очень говорящими названиями:

- Звукорежиссеры. На этой станции вы будете работать с живым звуком с помощью Екатерины Александровны.

- Сценаристы. Здесь вам нужно будет выстроить сценарий ожившей картины, помогать вам будет Анна Анатольевна.

- Художники-декораторы. На этой станции вам нужно за минимальное время создать элементы, которые зрительно оживят вашу картину. На этой станции вы будете творить с помощью Екатерины Тимофеевны.

- Постановщики. Здесь нужно будет определить место и роль каждого участника команды. Здесь вы будете сотрудничать с Светланой Дмитриевной.

На каждой станции вы, вместе с педагогами, сможете предложенные вам образы сделать ярче, разнообразнее, придадите им законченный вид. В финале вы представите жюри и зрителям свои работы.

На каждой станции вы работаете только 10 минут! На переход со станции на станцию у вас всего 2 минуты.

За временем будут наблюдать наши координаторы – это: Марина Валентиновна, Светлана Борисовна, Екатерина Дмитриевна и Арина Юрьевна.

С их помощью на каждой станции нужно будет зафиксировать время начала и окончания работы.

Вместе с Маршрутными Листами капитаны получают путеводное перо легендарной Жар-птицы. Пусть эти пёрышки помогут вам творчески, с настроением, фантазией и мастерством пройти все испытания и выйти из них победителями!

И перед вашим творческим поиском, я прочитаю маленький фрагмент из воспоминаний Фёдора Шаляпина.

Настройтесь на мысли, чувства, характер этого человека с детства впитавшего в себя народные истоки и широту русской души.

«Я помню себя пяти лет. Темным вечером я сижу на полатях. Жена мельника, Кирилловна, моя мать и две-три соседки прядут пряжу в полутемной комнате, освещенной неровным, неярким светом лучины. Лучина воткнута в железное держальце - светец; отгорающие угли падают в ушат с водой, и шипят, и вздыхают, а по стенам ползают тени, точно кто-то невидимый развешивает таинственную кисею. Дождь шумит за окнами; в трубе вздыхает ветер.Прядут женщины, тихонько рассказывают друг другу разные истории. Вслед за рассказами женщины, под жужжание веретен, начинали петь песни о белых пушистых снегах, о девичьей тоске и о лучинушке, жалуясь, что она неясно горит. А она и в самом деле неясно горела. Под грустные слова песни душа моя тихонько грезила о чем-то, я, то летал над землею на огненном коне, мчался по полям среди пушистых снегов, а то воображал жар-птицу, как она рано утром вылетает из золотой клетки на простор синего неба – огненная, сказочная птица, птица – МЕЧТА».

Удачи вам, и прекрасных творческих находок! В добрый путь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интерактивной игры по станциям "Радуга дружбы"

Игра посвящена Международному дню толерантности....

Сценарий интерактивной игры по ПДД "Островок безопасности"

Сценарий игры по ПДД в увлекательной форме для детей старшей, подготовительной группы...

Сценарий интерактивной игры "Путешествие в страну Игралию с Клёпой и Ириской"

Данный сценарий разработан для детей дошкольного возраста и может быть использован как развлечени я в досуговой деятельности....

Методическая разработка совместной интерактивной игры- путешествия взрослых и детей «Путешествие в библиотеку».

. Интерактивная игра – путешествие проводится совместно с родителями. Идея игры - путешествия проста – дети с родителями, перемещаясь по точкам и выполняя различные задания, закрепляю...

Сценарий интерактивной игры «Волшебница осень»

В разработке представлен материал для проведения игры, посвященной празднику осени....

Сценарий интерактивной игры

В данном документе представлен сценарий к проектированию интерактивной игры для детей дошкольного возраста....

Методическая разработка. Развивающая интерактивная игра- презентация для детей младшего дошкольного возраста "Домашние животные и птицы. Их детеныши"

Одним из средств поддержания и развития познавательного интереса на ранних стадиях его становления является игра. Интерактивные игры-презентации способствуют развитию внимания и усидчивости детей. Реа...