Главные вкладки

    ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
    методическая разработка на тему

    Ермакова Мария Викторовна

    Методические рекомендации

    по организации и проведению мастер-класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-_klass_konsultatsiya.docx44.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ

    Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

     
    1-й шаг. Презентация опыта педагога-мастера1 (до 10 минут).


    1.1. Изложение педагогического кредо, основополагающей идеи педагогической деятельности, профессиональных ценностей, приоритетов, перспектив.
    1.2. Описание системы педагогической деятельности. Характеристика сущности методики или технологии, которая показала себя эффективной в работе с обучающимися.
    1.3. Краткая характеристика обучающихся. Результаты педагогической диагностики.
    1.4. Доказательство результативности деятельности обучающихся, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии, методики.
    1.5. Описание достижений педагога-мастера, отраженных в различных формах профессионального признания.
    1.6. Определение основных приемов работы, которые педагог-мастер будет демонстрировать слушателям.


    2-й шаг. Практическая иллюстрация опыта педагога-мастера (до 20 минут). 
    2.1. Педагог-мастер проводит фрагмент занятия или мероприятия с обучающимися, демонстрируя приемы эффективной работы.
    2.2. Педагог-мастер анализирует показанный фрагмент занятия или мероприятия.
    2.3. Слушатели исполняют роль экспертов-аналитиков, присутствующих на открытом занятии.
    3-й шаг. Рефлексия (до 10 минут).


    3.1. Обсуждение слушателями представленного опыта в форме пресс-конференции (вопросов в адрес педагога-мастера).
    3.2. Проведение дискуссии: выделение основополагающих аспектов представленного опыта, оценка возможности его переноса, сопоставление собственного опыта с представленным.
    3.3. Подведение итогов мастер-класса (педагог-мастер).
    Результатом проведения мастер-класса является выделение и присвоение слушателями наиболее ценных аспектов опыта педагога-мастера, с целью встраивания их в собственную концепцию педагогической деятельности и последующего практического использования.

    Как подготовить педагога к проведению мастер-класса :Основной принцип мастер-класса – Я знаю, как это делать, и я покажу вам.

    Методические рекомендации

    по организации и проведению мастер-класса

    Определение.

         Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.

         Мастер-класс - (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

        Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Очевидно, таким образом, что мастер-классы не показывают, а проводят. Мастер-класс проводит эксперт в определённой дисциплине для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете.

    Тематика мастер-классов включает в себя:

    • обзор актуальных проблем и технологий,
    • различные аспекты и приемы использования технологий,
    • авторские методы применения технологий на практике и др.

    Задачи мастер-класса:

    • передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
    • совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
    • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
    • оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

    В ходе мастер-класса участники:

    • изучают разработки по теме мастер-класса;
    • участвуют в обсуждении полученных результатов;
    • задают вопросы, получают консультации;
    • предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
    • высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

    Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера.

    Требования к организации и проведению мастер-класса:

    Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников). Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы.

    Алгоритм технологии мастер-класса.

    1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером:
    • кратко характеризуются основные идеи технологии;
    • описываются достижения в работе;
    • доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;
    • определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.
    1. Представление системы учебных занятий:
    • описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;
    • определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.
    1. Проведение имитационной игры:
    • учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;
    • слушатели одновременно играют две роли: учащихся  и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
    1. Моделирование:
    • учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;
    • мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;
    • мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия
    1. Рефлексия:
    • проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

    Мастер-класс и учитель года.

          С 1996 года во втором туре финала конкурса «Учитель года России» присутствует задание, называемое мастер-класс, который проводиться на сцене и в качестве  учеников выступают взрослые. Появление этого задания задало новый формат проведения финальной части конкурса, стало его фирменным знаком. Большое жюри с удовольствием несколько дней наблюдает и оценивает это действо, в котором учитель пытается в очень ограниченное время продемонстрировать существо своего педагогического подхода, показать особенности своей методики и обучить на сцене взрослых (чаще всего преподавателей не его предмета).

            Были годы, когда тему мастер-класса задавал какой-нибудь емкий афоризм, который давался финалистам за день до его проведения. Это позволяло посмотреть то, как какую-то серьезную проблему решают преподаватели разных предметов. Была попытка провести мастер-класс и как введение в свой предмет.

           В последние годы предполагается новый формат мастер-класса: показать выход преподаваемого предмета на МЕТА- уровень (уровень общекультурных обобщений и мировоззренческих обобщений). Эта задача, конечно, требует другое педагогическое мышление, но, как говорят: дорогу осилит идущий.

    Смысл мастер-класса.

         Мастер своего дела, известные действующие специалисты, делятся со слушателями какой-либо уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими.

         Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего специалиста, так и на восприимчивости слушателя.

         Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».

    Мастер-класс – это двусторонний процесс, и отношения «преподаватель – слушатель» являются абсолютно необходимыми. Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому слушателю – вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения.

          Форма работы мастер-класса в сильнейшей степени зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности.

    Возможная модель проведения мастер-класса.

    Этапы работы мастер-класса

    Содержание этапа

    Деятельность участников

    Подготовительно-организационный: 

    Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной).

    Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия

    Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.

    Основная часть. 
    Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.

    Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями.

    Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного.

    Афиширование - представление выполненных работ.
    Заключительное слово.

    Анализ ситуации по критериям:

    • овладение общеинтеллектуальными способами деятельности;
    • развитие способности к рефлексии;
    • развитие коммуникативной культуры.

    Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.

    Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе

    Критерии качества подготовки и проведения мастер – класса


    Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии.

    Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.

    Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

    Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

    Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

    Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

    Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
    Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры),
    Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта

    Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

    Позиция Мастера


    Учитель - Мастер проводит урок со слушателями, демонстрируя приёмы эффективной работы с учащимися.


    Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.

    Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

    Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.


    Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определённый стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю, темперамент и др. Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несёт идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства.


    Особо следует обратить внимание на:

    • речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи)
    • мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице;
    • пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведение участников);
    • умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;
    • искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;
    • педагогическую импровизацию: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;
    • психологическую зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»;
    • коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;
    • чувство времени.

    Рекомендации по подготовке мастер-класса (А.В.Заруба, кандидат пед. наук, учитель года России -1992)

    1. Выберите  ведущую педагогическую идею, которую вы хотите продемонстрировать на мастер-классе и свяжите ее с темой.

    2. Определите цели и задачи в связи с темой, которые вы хотите достигнуть на мастер-классе.

    3. Придумайте проблему, вопрос, парадокс, вводящие в вашу тему занятия и представляющие интерес для «учащихся».

    4. Подберите технические средства (минимально) и различные формы работы к данным целям и задачам.

    5. Придумайте неожиданные предметы или открытия в обычном удивительного, которые раскрывают ведущую педагогическую идею.

    6. Включите фантазию, придумайте интересный замысел мастер-класса.

    7. Составьте подробный план занятия.

    8. Тщательно проверьте технику и работу микрофонов перед началом мастер-класс.

    9. Расставьте стулья, столы и доску так, как вам нужно.

    10.  Когда все готово – дайте команду организаторам, что можно начинать.

    Рекомендации по проведению мастер-класса (А.В.Заруба, кандидат пед. наук, учитель года России -1992)

    1. Старайтесь говорить не громко и не тихо, но внятно и с разными интонациями (не монотонно).

    2. Сами говорите только в микрофон, чтобы слышали все в зале. Контролируйте силу своего голоса и голоса учеников по звуку в колонках.

    3. Нельзя весь мастер-класс читать лекцию

    4. Не превращайте мастер-класс только в игру. Одна форма работы на мастер-классе неприемлема.

    5. Проявляйте специфику предмета (иногда к концу урока зрителям и жюри не понятен предмет преподавания).

    6. Это урок не для профессионалов данного направления. Задача - прояснить сложное, затронуть общечеловеческие проблемы, которые волнуют всех.

    7. Используйте новые информационные технологии, только если они органично входят в идею вашего урока.

    8. Здоровьесбережение должно стать не надуманным, а органичным элементом урока.

    9. Старайтесь показывать не только себя, но и учеников.

    10.  Не бойтесь задавать трудные вопросы.

    11.  Проведите в конце краткий анализ занятия «с учениками».

    Основные элементы,  методические приемы технологии проведения мастер-класса.

    Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими приемами являются индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания, рефлексия.

    Индукция. Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания - чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное.

    Проблемная ситуация характеризует определенное психическое - вопросное состояние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; нужно представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и  через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией).

    Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников.

    Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Если у педагога вообще нет потребности в развитии, то одного индуктора недостаточно, нужна серия мотивационных приемов мастерских по формированию данной потребности. Существуют и другие, не менее значимые потребности: быть личностью, потребность в самоутверждении, общении,  самовыражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте и др. Мастер в процессе мастер-класса должен стремиться реализовать все эти потребности, но приоритет отдается развитию потребности саморазвития.

    Если подобного интереса нет, Мастеру необходимо направить действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы участники сами окрыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы - необходимое средство для стимулирования интереса.

    Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

    Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастер-класса – групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может проектировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.

    Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию. Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчете были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, дает им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.

    Афиширование - представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними.

    Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова «озарение», «инсайт», «понимание». Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв - это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях ученых, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.

    Рефлексия - последний и обязательный этап - отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Алгоритм мастер-класса, автор Г.Русских.

    Мастер-класс - одна из форм эффективного профессионального, активного обучения.

    М.М. Поташник, характеризуя мастер-класс, отмечает, что этот вид профессионального объединения в определенной школе, который предполагает сильную, обладающую признанным авторитетом фигуру Мастера и группу учителей-учеников и дает следующее определение: мастер-класс - ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача мастером ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего - путем прямого и комментированного показа приемов работы.
           При разработке технологии проведения мастер-класса мы использовали положения, разработанные В.В. Сериковым в концепции личностно-ориентированного образования, в которой развитие личностного уровня индивида рассматривается как специальная функция обучения и, соответственно, цель воспитания состоит в том, чтобы создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций субъекта образовательного процесса.

    Условия в концепции личностно-ориентированного образования рассматриваются как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, способствующих достижению более высоких результатов.

    Условия результативной работы «учеников» мастер-класса: 

    • мотивация осознанной деятельности всех участников, принимающих участие в работе мастер-класса;
    • повышение уровня теоретической и методической подготовки участников;
    • готовность «учеников» и Мастера к развитию собственной преобразующей деятельности на научной основе;
    • рефлексия деятельности «учеников» и Мастера в процессе собственной практики.

    Учитель-Мастер представляет собственную систему работы, предполагающую комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу; действия взаимосвязаны между собой, оригинальны и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач. Признаками системы работы учителя являются целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на учащихся с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики.

    Несмотря на общие признаки системы работы педагогов-Мастеров, каждый мастер-класс обладает яркими отличительными чертами.

    Объясняется этот феномен тем, что у каждого Мастера, открывающего мастер-класс, сложился свой собственный стиль творческой педагогической деятельности.

    Индивидуальный стиль педагогической деятельности как совокупность индивидуально-личностных характеристик учителя проявляется при отборе содержания, форм, методов организации педагогической деятельности, в процессе рефлексии и оценки собственных достижений и неудач.

    Положительный результат обучения в работе мастер-класса, как мы считаем, состоит в том, что активный учитель использует механизм обучения, с помощью которого он анализирует свой педагогический опыт и находит способы обновления своей профессиональной потенции. Пассивный учитель, выполняя определенный алгоритм действий, включается в активную познавательную деятельность.

    Активизация познавательной деятельности всех участников работы мастер-класса обеспечивается тем, что эта форма обучения является средством создания трех типов условий: 

    1) обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;

    2) стимулируется познавательный интерес и отрабатываются умения по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;

    3) осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживаются позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого учителя.

    При соблюдении перечисленных условий и их динамическом взаимодействии, по мнению Т.И. Шамовой, достигается активизация познавательной деятельности.

    Реализация перечисленных условий предполагает диагностику личностных качеств учителя. Цель диагностики - выявление уровня готовности учителя к профессиональной деятельности в современной развивающейся школе. Определение уровня готовности происходит в процессе сравнения выявленных качеств с теми, которые приняты учителями как эталон. Анализ дает возможность определить степень отклонения своих личностных качеств от эталонного представления. Оценка своих трудностей и недостатков позволяет учителю откорректировать свои действия, определить пути профессионального саморазвития.

    Следовательно, при обучении на занятиях мастер-класса реализуется исследовательский подход, который предполагает выполнение системы заданий исследовательского характера в процессе учебного познания, использование методов соответствующей науки.

    Мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы слушателей предполагает в процессе работы профессионального объединении использование эмпирических методов исследования: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности Мастера и школьников, тестирование, разработку дидактических материалов для опытно-экспериментальной работы в собственной педагогической деятельности.

    Особое значение в работе мастер-класса приобретает наблюдение как наиболее информативный метод исследования.

    Научность педагогического наблюдения обеспечивается соблюдением следующих основных требований: 

    • наблюдение проводится по заранее продуманному плану с четко поставленной целью;
    • в плане детализируются все вопросы, по которым необходимо получить конкретные ответы в процессе анализа результатов наблюдения;
    • количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены в плане;
    • наблюдатель обязан тщательно предусмотреть возможности появления ошибок наблюдений и по возможности предупредить их.

    Процесс педагогического наблюдения осуществляются поэтапно. 

    Этапы:

    1) выбор объекта и определение цели;

    2) составление плана;

    3) подготовка документов (бланков протоколов, инструкций и т.д.);

    4) сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы);

    5) обработка и оформление результатов наблюдения;

    6) анализ результатов;

    7) выводы наблюдения.

    Как известно, педагогическая технология представляет собой структуру, которая включает следующее взаимосвязанные блоки:

    • цель научной идеи
    • последовательные действия учителя и ученика
    • критерии оценки
    • качественно новый результат.


    Рассмотрим каждый из блоков на примере технологии подготовки и проведения мастер-класса.

    Цель - создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором

    а) приобретается опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика;

    б) формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

    Основные научные идеи - деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.

    Последовательность действий - пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера.

    Критерии оценки - новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).

    Качественно новый результат - умение моделировать деятельность в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.

    Пошаговый алгоритм технологии мастер-класса. 

    1-й шаг. Презентация опыта мастера.

    1.1. Краткая характеристика учащихся экспериментального класса, обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся.

    1.2. Краткое обоснование основных идей технологии, которая эффективна в работе с экспериментальным классом.

    1.3. Описание достижений в опыте работы Мастера, который зафиксирован в городском информационном центре.

    1.4. Доказательство результативности деятельности учащихся, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.

    1.5. Определение проблем и перспектив в работе учителя.

    2-й шаг. Представление системы уроков.

    2.1. Описание системы уроков в режиме эффективной педагогической технологии.

    2.2. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.

    3-й шаг. Имитационная игра.

    3.1. Учитель-Мастер проводит урок со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися.

    3.2. Слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом уроке.

    4-й шаг. Моделирование.

    4.1. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии урока мастера (Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею).

    4.2. Обсуждение авторских моделей урока.

    5-й шаг. Рефлексия.

    5.1. Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.

    Достижение целей в работе мастер-класса определяется в соответствии с поставленной целью. Результатом совместной деятельности является модель урока, которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

    Таким образом, учитель-Мастер раскрывает «ученикам» авторскую систему учебно-воспитательной работы по своему предмету. Мастер-класс отражает умение Мастера проектировать успешную деятельность школьников, создает условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыта.

    Алгоритм мастер-класса, автор Н.И. Ведерникова

    Структура проведения «Мастер-класса»:

    1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера 

    • Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем
    • Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)
    • Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера
    • Описание системы уроков (занятий) в режиме  эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом

    2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий) 

    • Рассказ педагога о проекте занятия
    • Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться
    • Краткая характеристика результативности используемой технологии
    • Вопросы педагогу по изложенному проекту

    3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)

    4. Моделирование

    • самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
    • обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями

    5. Рефлексия 

    • Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей
    • Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям

    Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся Мастером в зависимости от того, что он будет показывать.

    Варианты:

    • 1) Показ программы деятельности,  элективного курса, факультатива и т.п.
    • 2) Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог
    • 3) Показ отдельных методов работы
    • 4) Показ инновационных моментов деятельности

    Формы: 

    • Лекция
    • Практическое занятие
    • Интегрированное (лекционно-практическое) занятие

    Результатом «мастер-класса» является модель урока (занятия), которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

    Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности проведения "Мастер – класса" (информация для заведующих и воспитателей детских садов).

    (Информация для заведующих и воспитателей  детских садов).  Воспитателю необходимо постоянно учиться, друг у друга. И лучше побудителям для этого должен стать взаимообмен профессиональным оп...

    Технология подготовки и проведения мастер-класса

    Мастер-класс - одна из эффективных форм диссеминации собственного педагогического опыта, семинар для отработки практических навыков по различным методикам и  технологиям с целью повышения професс...

    Методические рекомендации по проведению мастер- класса

    В презентации представлены методические рекомендации для воспитателей ДОУ по проведению мастер- класса...

    Презентация. Проведение мастер-класса. Логические игры в детском саду.

    Презентация мастер-класса "Логические игры". Игра "Колумбово яйцо"...

    Готовимся к мастер-классу

    Методические рекомендации к проведению мастер-класса...

    Алгоритм подготовки мастер-класса для педагогов.

    Алгоритм подготовки мастер-класса для педагогов....

    Проведение мастер-класса на тему: «Использование биоэнергопластики при проведении артикуляционной гимнастики»

    Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэто...