Главные вкладки

    Готовимся к мастер-классу
    учебно-методический материал на тему

    Cтепанова Лариса Николаевна

    Методические рекомендации к проведению мастер-класса

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Степанова Лариса Николаевна, старший воспитатель МБДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1» Воронежская обл, Новохоперский р-он.

    «Готовимся к мастер  – классу»

    Разрабатывая свой мастер-класс, всегда надо учитывать его целевую аудиторию (т.е. ответить на вопрос: «Для кого он предназначен?»).

    Более всего мастер-класс будет полезен для:

     - педагогов, которые хотели бы разработать свою концепцию, иметь собственную авторскую образовательную программу;

     - педагогов, которые хотели бы освоить новую оригинальную образовательную технологию, методику, приём и т.п.

     - педагогов, которые хотели бы повысить своё профессиональное мастерство в конкретном виде деятельности.

    Мастер-класс не является ни семинаром, ни тренингом, его время и возможности ограничены. Поэтому при его организации следует чётко продумать, что конкретно вы хотите предложить коллегам, что может заинтересовать их, чему вы их научите.

    Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

     
    1-й шаг. Презентация опыта педагога-мастера1 (до 10 минут).


    1.1. Изложение педагогического кредо, основополагающей идеи педагогической деятельности, профессиональных ценностей, приоритетов, перспектив.
    1.2. Описание системы педагогической деятельности. Характеристика сущности методики или технологии, которая показала себя эффективной в работе с обучающимися.
    1.3. Краткая характеристика обучающихся. Результаты педагогической диагностики.
    1.4. Доказательство результативности деятельности обучающихся, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии, методики.
    1.5. Описание достижений педагога-мастера, отраженных в различных формах профессионального признания. 
    1.6. Определение основных приемов работы, которые педагог-мастер будет демонстрировать слушателям.


    2-й шаг. Практическая иллюстрация опыта педагога-мастера (до 20 минут). 
    2.1. Педагог-мастер проводит фрагмент занятия или мероприятия с обучающимися, демонстрируя приемы эффективной работы.
    2.2. Педагог-мастер анализирует показанный фрагмент занятия или мероприятия.
    2.3. Слушатели исполняют роль экспертов-аналитиков, присутствующих на открытом занятии.


    3-й шаг. Рефлексия (до 10 минут).


    3.1. Обсуждение слушателями представленного опыта в форме пресс-конференции (вопросов в адрес педагога-мастера).
    3.2. Проведение дискуссии: выделение основополагающих аспектов представленного опыта, оценка возможности его переноса, сопоставление собственного опыта с представленным.
    3.3. Подведение итогов мастер-класса (педагог-мастер). 
    Результатом проведения мастер-класса является выделение и присвоение слушателями наиболее ценных аспектов опыта педагога-мастера, с целью встраивания их в собственную концепцию педагогической деятельности и последующего практического использования.

    Методические рекомендации

    по организации и проведению мастер-класса

    Определение.

         Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.

         Мастер-класс - (от английского masterclassmaster – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

        Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Очевидно, таким образом, что мастер-классы не показывают, а проводят. Мастер-класс проводит эксперт в определённой дисциплине для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете.

    Тематика мастер-классов включает в себя:

    • обзор актуальных проблем и технологий,
    • различные аспекты и приемы использования технологий,
    • авторские методы применения технологий на практике и др.

    Задачи мастер-класса:

    • передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
    • совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
    • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
    • оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

    В ходе мастер-класса участники:

    • изучают разработки по теме мастер-класса;
    • участвуют в обсуждении полученных результатов;
    • задают вопросы, получают консультации;
    • предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
    • высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

    Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера.

    Требования к организации и проведению мастер-класса:

    Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников). Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы.

    Алгоритм технологии мастер-класса.

    1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером:
    • кратко характеризуются основные идеи технологии;
    • описываются достижения в работе;
    • доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;
    • определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.
    1. Представление системы учебных занятий:
    • описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;
    • определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.
    1. Проведение имитационной игры:
    • учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;
    • слушатели одновременно играют две роли: учащихся  и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
    1. Моделирование:
    • учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;
    • мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;
    • мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия
    1. Рефлексия:
    • проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

    Литература:

    1. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. -2005. – № 2.
    2. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно-методическое пособие. – М. :АПКиППРО, 2006. – 168 с.
    3. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М. : НИИ школьных технологий, 2005.-224 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

    Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

    Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

    Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

    Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

    Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

    Мастер класс на тему: «Готовим пальчики к письму»

         Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики.   ...

    «Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

    Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

    Мастер-класс для родителей «Готовим детей к школе»

    Цель.Повысить компетентность родителей в подготовке детей к школе.Задачи.1. Раскрыть перед родителями важность работы по обучению детей грамоте как одному из условий успешного обучения в школе.2. Овла...