Мастер класс на тему: «Готовим пальчики к письму»
методическая разработка (старшая группа) по теме

Ерохина Елена Николаевна

       Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики. 

    

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk.docx20.55 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.91 МБ

Предварительный просмотр:

РАЙОННЫЙ МАСТЕР КЛАСС

Мастер класс на тему:

«Готовим пальчики к письму»

Номинация: «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности»

Подготовила:  Ерохина Е.Н.

воспитатель МКДОУ д/с «Рябинка»

Тайшет, 2016

       ФГОС дошкольного образования направлен на решение таких задач как:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни и их развития.          

      Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни  должно начинаться в детском саду.

       Большое влияние на укрепление здоровья ребенка оказывают игры и упражнения на развитие мелкой моторики. Ведь истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. Поэтому пальчиковые игры тяжело переоценить: они развивают ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу головного мозга. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает овладение навыками письма.

       Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память, внимание и связная речь.

       Актуальность развития мелкой моторики детей состоит в том, что у детей  дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики, отсюда общая неготовность большинства детей к письму и нарушения речевого развития.

      Неподготовленность к письму может привести к возникновению негативного отношения к учёбе. Именно поэтому уже в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для развития ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение.

     Начиная работу по подготовке детей к письму основное внимание я обращаю на формирование правильной осанки при письме: учу детей ровно сидеть, держать ручку, самостоятельно работать и ориентироваться на листе.

Особое внимание я уделяю упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки.

 

    Пальчиковая гимнастика - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Очень полезно каждое занятие по подготовке к письму начинать с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, для успешного выполнения детьми разнообразных  упражнений. Пальчиковые игры улучшают настроение, очень хорошо влияют на развитие мелкой моторики, на оздоровление и нормализацию общего тонуса организма.

А сейчас я хочу предложить вам немного размять пальчики,  улучшить настроение и выполнить пальчиковую гимнастику.

Выполняется пальчиковая гимнастика «У жирафов».

   Оздоровительное и тонизирующее действие оказывают игры с крупой, бусинками, пуговицами и мелкими камешками. 

      Шнуровки, игры со счетными палочками, игры с живым песком, работа с пластилином также очень полезны для развития  моторики рук ребенка.

      Рисование – занятие очень любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать карандашом или кистью. Можно рисовать на песке, на снегу, на воде, на запотевшем окне. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой или делать отпечатки кусочками скомканной бумаги или ваты. Рисование способствует развитию согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.

      В образовательной деятельности, подготавливая руку к письму,  активно использую такие упражнения, как  графические диктанты, штриховки, рисование линий и узоров по точкам, по контурам, лабиринты, развивая тем самым точные,  координированные движения руки.

      Пособие для развития мелкой моторики рук «Матрешки»

Чтоб научить детей застегивать пуговицы, замки, завязывать шнурки и бантики, я изготовила вот такое пособие. Эти куклы не только помогают учиться застегивать пуговицы, замки, завязывать шнурки и бантики, но и развивают мелкую моторику рук, а также активно используются в образовательном процессе и детьми при организации различных игр.

     Одним из методов развития мелкой моторики и подготовки руки к письму является работа с бумагой. Я использую технику торцевания. Это техника изготовления объемных картин и поделок из бумаги, при которой с помощью наклеивания на шаблон или основу скрученных кусочков бумаги – торцовочек, создаются объемные махровые композиции, картины, мозаики.

 

      Существует два вида торцевания: на бумаге (торцовочки приклеиваются на бумагу), и на пластине (торцовками выкладывается основа на пластилине). Торцевание бывает контурное, т.е. торцовки выкладываются по контуру, не заполняя внутреннее пространство и плоскостное, т.е. торцовки располагаются по всей поверхности заготовки.

 

      Для изготовления поделок в технике торцевания необходимы следующие материалы: гофрированная бумага или салфетки; пластилин или клей; ножницы; стержни от шариковых ручек или ватные палочки  или кисточки с тупым концом (я использую деревянные палочки); и основа бумага, картон,  пластилин или пенопласт для создания объемных поделок.

      Этапы работы: из гофрированной бумаги или салфеток вырезают небольшой квадратик, размером от 1 -1,5 см; на середину квадратика ставят стержень или палочку и плотно скручивают бумагу вокруг стержня. Получается торцовка. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают на заготовку и только тогда вынимают стержень. Каждую последующую торцовку приклеивают рядом с предыдущей, так чтоб не оставалось промежутков.

   Когда вы знакомите детей с данной техникой, лучше использовать салфетки, так как они мягче, чем гофрированная бумага и детям легче будет научиться скручивать торцовку и конечно лучше начать работу с пластилина, и только когда дети достаточно хорошо освоят эту технику, можно предложить им поработать с клеем.

      Техника торцевания способствует не только развитию мелкой моторики, но и развитию воображения, мышления, фантазии, усидчивости, аккуратности. Эту технику дети осваивают очень быстро, она помогает научиться правильно держать карандаш, во время работы пальчики получают очень хороший массаж, а в результате получаются замечательные работы, что очень положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей.

      Сейчас я предлагаю вам сделать торцевание по контуру.

Выполняется торцевание по контуру.

     Сегодня я познакомила вас с некоторыми методами, которые я использую для подготовки  руки  к письму, одним из которых является техника торцевания. Данная техника полезна не только воспитателям, но и учителям и является хорошим помощником в образовательном процессе и в свободное время. Работы, выполненные в технике торцевания, прекрасно подойдут для украшения подарков и даже помещений.

      Сколько прекрасных, ярких и объемных композиций может создать ребенок, да и взрослый, освоив основные приемы данной техники.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовим пальчики к письму

Слайд 2

Неподготовленность к письму может привести к возникновению негативного отношения к учебе.

Слайд 3

Начиная работу по подготовке детей к письму основное внимание обращаю на : - формирование правильной осанки при письме; - умение правильно держать ручку; - ориентировка на листе бумаги; - игры и упражнения на развитие мелкой моторики.

Слайд 4

Пальчиковая гимнастика – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок или стихотворений при помощи пальцев.

Слайд 5

Пальчиковая гимнастика

Слайд 6

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками оказывают тонизирующее и оздоровительное действие

Слайд 7

Шнуровки, игры со счетными палочками, игры с живым песком, работа с пластилином очень полезны для развития моторики рук ребенка

Слайд 9

Рисование – занятие очень любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать карандашом или кистью. Можно рисовать на песке, на снегу, на воде, на запотевшем окне. Очень полезно рисовать пальцами, ладошкой, палочкой или делать отпечатки кусочком скомканной бумаги или ваты.

Слайд 10

Рисование способствует развитию согласованных действий двигательного и зрительного анализаторов и укреплению двигательного аппарата пишущей руки

Слайд 11

Рисование положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка

Слайд 12

Графические диктанты, штриховки, рисование по контурам и точкам, лабиринты - развивают точные, координированные движения руки

Слайд 13

Пособие для развития мелкой моторики рук «Матрёшки»

Слайд 14

Работа с бумагой в технике торцевание

Слайд 15

Существует два вида торцевания: - на бумаге; - на пластилине Торцевание бывает: - контурное; - плоскостное

Слайд 16

Материалы: - гофрированная бумага или салфетки; - пластилин или клей; - ножницы; - бумага, картон или пенопласт; - стержень от шариковой ручки, ватные палочки, кисточки с тупым концом .

Слайд 17

Этапы работы: - вырезаем квадратик, размером 1-1,5 см; - на середину квадрата ставим стержень и плотно скручиваем бумагу вокруг стержня; - торцовку приклеиваем на заготовку и вынимаем стержень; - каждую последующую торцовку приклеиваем рядом с предыдущей так, чтоб не оставалось промежутков.

Слайд 18

Техника торцевания способствует: - развитию мелкой моторики; - развитию воображения, мышления, фантазии; - развитию усидчивости и аккуратности; - развитию умения правильно держать карандаш.

Слайд 19

Наши работы

Слайд 20

Наши работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по теме "Тренируем пальчики - развиваем речь"

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется рука, а не мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»...

Готовим пальчики к письму.

рекомендации для родителей детей подготовительной к школе группы.как подготовить руку ребенка к письму....

Методическая разработка "Готовим пальчики к письму. Самые эффективные "помощники" в успешном освоении письма".

Игры на развитие тактильного восприятияТренируют чувствительность пальцев рук, помогая им научиться определять такие качества предметов, как твёрдость и мягкость, форма и вес, температура и текстура. ...

Консультация для родителей "Учите, играя. Готовим пальчики к письму с помощью лего-конструирования"

Консультация поможет родителям подготовить руку ребёнка к письму с помощью любимого детьми конструктора....

Готовим пальчики к письму

Материал для воспитателей и родителей...

Дополнительная общеразвивающая программа по обучению грамоте «ГОТОВИМ ПАЛЬЧИКИ К ПИСЬМУ» для детей старшего дошкольного возраста (стартовый уровень)

Главная задача дошкольного обучения - научить детейучиться развивать их умственные способности, не стремясьпри этом к обилию знаний.В.Ф. Одоевский.Пояснительная записка      О...

Мастер-класс для родителей Готовим руку ребёнка к письму

laquo;Карандаш - массажер» для развития мелкой моторики детей с нарушениями речи  Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи...