Дополнительная общеразвивающая программа по обучению грамоте «ГОТОВИМ ПАЛЬЧИКИ К ПИСЬМУ» для детей старшего дошкольного возраста (стартовый уровень)
рабочая программа по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Мятлева Ольга Александровна

Главная задача дошкольного обучения - научить детей

учиться развивать их умственные способности, не стремясь

при этом к обилию знаний.

В.Ф. Одоевский.

Пояснительная записка

      Одной из недостаточно решенных проблем в теории и практике обучения младших школьников является проблема формирования навыка письма. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.

Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а так же хорошо развитого зрительного восприятия  и произвольного внимания.

Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль. Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовым для овладения навыками письма в школе.

        Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Поэтому одним из принципов обучения дошкольников является принцип наглядности. Известный психолог Л.С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на « зону ближайшего развития». Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием того, что ребенок обладает особой  чувствительностью ко определенного рода внешним воздействиям. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.

Разработка   рабочей   программы  обусловлена:

В соответствии с требованиям ФГОС

•  Отбор  оборудования,  учебно-методических  и  игровых  материалов

осуществляю на основе СанПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО(Приказ Минобрнауки  России от 17.10.2013г. No1155)

• Введение в действие Федерального закона « Об образовании в Российской

федерации» и  Федерального  государственного  образовательного  стандарта

дошкольного  образования  предполагает  наличие  у  воспитателей  ДОО

компетенций,  необходимых  для  успешного  использования    ииновационных педагогических  технологий  творческого  развития  ребенка  в  образовательном процессе.

• Положение о кружковой работе

• Приказ об организации кружковой работы ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №49 «Ладушки»

 

Дополнительная общеразвивающая программа  по обучению грамоте

«ГОТОВИМ ПАЛЬЧИКИ К ПИСЬМУ»

для детей старшего дошкольного возраста

(стартовый уровень)

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 2 год

Автор составитель программы:

Мятлева О.А.

учитель-логопед высшей категории

Содержание

Пояснительная записка

1. Направленность программы

2. Цель и  задачи программы:

2.1.Уровень освоения программы

2.2 Актуальность программы

2.3 Новизна программы

2.4 Отличительные особенности программы

2.5 Адресат программы

2.6 Объём и сроки освоения программы

2.7Формы организации образовательного процесса

3.  Содержание программы

4.  Планируемые результаты

5.  Способы определения их результативности

6.   Методы обучения и воспитания.

7.   Средства для реализации программы.

8.  Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов.

9.   Календарный учебный план.

10.  Список литературы

Главная задача дошкольного обучения - научить детей

учиться развивать их умственные способности, не стремясь

при этом к обилию знаний.

В.Ф. Одоевский.

Пояснительная записка

      Одной из недостаточно решенных проблем в теории и практике обучения младших школьников является проблема формирования навыка письма. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.

Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а так же хорошо развитого зрительного восприятия  и произвольного внимания.

Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль. Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовым для овладения навыками письма в школе.

        Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Поэтому одним из принципов обучения дошкольников является принцип наглядности. Известный психолог Л.С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на « зону ближайшего развития». Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием того, что ребенок обладает особой  чувствительностью ко определенного рода внешним воздействиям. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.

Разработка   рабочей   программы  обусловлена:

В соответствии с требованиям ФГОС

•  Отбор  оборудования,  учебно-методических  и  игровых  материалов

осуществляю на основе СанПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО(Приказ Минобрнауки  России от 17.10.2013г. No1155)

• Введение в действие Федерального закона « Об образовании в Российской

федерации» и  Федерального  государственного  образовательного  стандарта

дошкольного  образования  предполагает  наличие  у  воспитателей  ДОО

компетенций,  необходимых  для  успешного  использования    ииновационных педагогических  технологий  творческого  развития  ребенка  в  образовательном процессе.

• Положение о кружковой работе

• Приказ об организации кружковой работы ДОУ

1. Направленность программы

Социально-педагогическая.

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям.

Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму – один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

2.Цель и  задачи программы:

  Цель программы: Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе.

- Развитие мелкой моторики руки ребенка.

- Развитие слухового внимания.

- Развитие графического воспроизведения.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Обучающие:

-Развитие тонкокоординированных движений рук.

- Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.

- Расширять словарный запас детей.

Развивающие:

- Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных координации.

-Развивать понимание речи, работать над расширением, уточнением и активизацией словаря.

- Развитие слухового внимания.

- Развивать мелкую моторику.

Воспитательная:

 -Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.

-Воспитывать умение работать.

-Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

- Воспитывать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим.

- Воспитывать организованность и самостоятельность.

2.1. Уровень освоения программы

Уровень освоения программы – стартовый. Он предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для усвоения содержания программы.

2.2.  Актуальность программы

«История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы - считал известный русский психолог Л.С. Выготский.

Письмо-это сложный навык, включающий выполнение тонких  координированных движений руки. Техника письма требует слаженной

работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого  зрительного восприятия и произвольного внимания.

Вопрос  подготовки  дошкольников  к овладению письмом является частью

проблемы подготовки  к  обучению  в  школе,  которая    с  каждым  годом,  в  свете  изменения содержания школьных программ,  становятся все  актуальнее. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Учителя  отмечают,  что  первоклассники  часто  испытывают  серьезные

трудности  в овладении навыков письма. Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут  ориентироваться  в тетради, при рисовании ,закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе.

Подготовка  к  письму  является  одним  из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучения.  Это вязано с  психофизиологическими особенности 5-7летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим развивать  механизмы, необходимые для

овладения письмом, создавать условия для накопления  ребенком двигательного и практического опыта, развития  навыков ручной  умелости.

 

2.3. Новизна программы

Новизна состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов как на занятиях по развитию речи так и на занятиях по математике, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, не выделяя при этом обучение письму в отдельную деятельность Вышесказанное прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.

 

2.4. Отличительные особенности программы.

Обучение — является основной движущей силой развития личности ребенка.
Обучение не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка. Поэтому в нашем кружке метод практических заданий является ведущим. Мы предоставит детям систему увлекательных игр и упражнений, которые будут способствовать формированию запаса знаний, умений и навыков. Впоследствии, они станут базой для дальнейшего обучения в школе. Программа  разработана  с  учетом  возрастных,  психологических  особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему.

При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями,  координация движений руки при письме,

соблюдение   гигиенических правил письма; графические навыки.

Учитывается  ведущая  игровая  деятельность  дошкольников.  Все  задания,

упражнения  представлены  в  виде  игр.  Это  позволяет  в  доступной

детям  форме выстроить  процесс  обучения,  поддержать  их  интерес  к  занятиям  и  легче  освоить сложные умения и навыки.

Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует  графические  навыки,  разовьет    зрительно-моторные  координации,  и  в  дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

Выполнение  разнообразных  пальчиковых  игр,  графических  заданий  и  тренингов способствует не только совершенствованию тонко

координированных движений пальцев  и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи. 

2.5. Адресат программы

Программа адресована обучающимся 5-7 лет (группы по 10 человек). Набор детей осуществляется свободным доступом, на основании заявлений родителей.

Особенности детей данной возрастной группы

•Функциональное  несовершенство  руки  ребенка.  Не  закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений  пальцев.  Наблюдается  неполная  амплитуда  движений  и  быстрая утомляемость.

•Несформированность навыка работы с пишущим предметом, когда маленький ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда(карандаша, кисточки, ручки  и  др.)  а  на  точке  соприкосновения  пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки.

•Неправильная  поза  при  рисовании  и  письме – это  приводит  к  быстрому

утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор.

•Низкая  способность  к  произвольной  регуляции  движений,  несовершенство зрительно-моторной  координации,  чем объясняется недостаточная  точность  и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.

 2.6. Объём и сроки реализации программы

 Дополнительная  общеобразовательная программа  рассчитана на 2 года обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю, 4 раза в месяц.

2.7. Формы организации образовательного процесса.

        Основной формой обучения является занятие . Форма обучения – очная, индивидуально-групповая.

Форма организации учебного занятия – беседа, практическое занятие, открытое занятие.

 Режим занятий: 1 занятие в неделю по 25- 30 минут.4 занятия в месяц. Занятия начинаются в сентябре и заканчиваются в мае.

     Занятия  организовывается во время свободной деятельности детей, после обеденного сна. Продолжительность занятий -25-30 минут, что соответствует санитарным нормам и правилам охраны жизни и здоровья.

3.Содержание учебного плана.

    Занятия  включают в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированную наглядным материалом, дидактические игры, упражнения, рисование, фонематические упражнения, упражнения для развития моторики. Каждое занятие включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.

  Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний и навыков детей в области программы. Дидактический материал по обучению грамоте является уникальным  средством развития  ребёнка по всем направлениям, способствует духовному становлению детей через соответствующие их возрасту развитие моторики и сенсорики. Дети действуют с материалами самостоятельно, в свойственном им темпе, на собственном опыте учатся понимать окружающий мир.

Все занятия проходят в быстром темпе, эмоционально, с максимальной активацией детей. Физкультминутка , как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий широко применяется в работе с детьми по данной программе.

Рисование по клеточкам по слуховому восприятию.

Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.

На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке, совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой.

В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие пространственные ориентиры и они свободно воспринимают слуховые задания. Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю по 25- 30 минут.

Подготовка руки к письму.

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Овладение строчкой.

Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.

Пальчиковая гимнастика.

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с "пальчиковых игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 - 7 минут.

Графические упражнения. Штриховка.

Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма. 

4. Планируемые результаты

К концу обучения дети должны знать и уметь:

Знать

Уметь

1. Гигиенические правила письма.

1. Сохранять правильную посадку и положение рук при письме.

2.Правильное расположение тетради и карандаша при письме.

2.Правильно держать ручку , карандаш. Ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.

3. Правила штриховки и дорисовки.

3.Выполнять штриховку соблюдая правила.

4. Правила работы с тетрадью.

4. Ориентироваться в тетради, на строке, на странице.

5. Правила работы с ножницами.

5. Правильно держать ножницы и работать с ними.

Совершенствование  у детей:

-мелкой моторики руки (гимнастическое развитие, зрительно - моторная координация, развитие техники рисунка, овладение штриховкой);

-пространственных и временных представлений

(ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела,  ориентация во времени);

-крупных движений и умение владеть своим телом;

-навыков учебной деятельности;

-активной речи словарного запаса.

5.Способы определения их результативности:

    Работа детей оценивается в течение всего периода обучения. Педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка . Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков, которым ребенок должен овладеть за определенное время.

Критериями оценки могут быть игры в процессе занятий, позволяющие детям самим оценивать собственные достижения, а также тестовые задания в начале и конце учебного года, определяющие уровень их развития.

6. Методы обучения и воспитания:

Словесный, наглядный, практический; объяснительно- иллюстративный, игровой.

Убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.

Беседа, объяснение, показ, отгадывание загадок.

Пальчиковая гимнастика, самомассаж ладоней и пальцев руки, подвижные игры, пальчиковые игры с предметами, графические упражнения, штриховка.  

7.Средства для реализации программы.

- Доска.

-Мебель, соответствующая росту детей.

-Плакат "Правильно сиди при письме".

-Мелкие предметы (бусинки, пуговицы, горох, фасоль);

-Набор счетных палочек;

-Колючие мячи;

-Простые и цветные карандаши;

-Тетради в  крупную клетку;

-Тетради подготовка руки к письму;

-Таблицы для зрительных диктантов;

8. Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов:

Аналитическая справка, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, отзывы детей и родителей.

К концу посещения кружка предполагается, что у детей будут сформированы следующие умения:

-Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.

-Ориентируется в пространстве .

-Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.

-Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.

-Сформированы графические навыки.

-Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания.

Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится с использованием методики Е.В.Колесниковой из книги «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва, 2009г., теста К.Йирасика, графических диктантов Д.Б.Эльконина, монометрического теста «Вырезание круга».

 

Рекомендуемая таблица по итогам диагностики:

Фамилия Имя

ребенка

Развитие графических навыков

Срисовывание

образца

Штриховка

Графический

диктант

Тест Керна Йерасика

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

Рекомендуемые задания для диагностики:

1.Развитие мелкой моторики

-Упражнения «Кольцо», «Зайчик» - пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу),

-«Сделай бусы» нанизывание мелкого и крупного бисера (оценивается быстрота, создание рисунка)

-Завязывание шнурков разной величины

-Застегивание пуговиц (5шт) разного размера

2.Ориентировка в пространстве

-Зрительные, слуховые диктанты

-Д\И «Найди, где спрятано?»

3.Срисовывание образца

-задания на листе бумаги в клетку, в линейку

-дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение)

4.Штриховка

-выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.

Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.

5.Графический диктант.

-Задание по типу «Продолжи узор»

- Графический диктант Д.Б.Эльконина

6. Тест Керна Йирасика

-Срисовывание фразы «Он ел суп»

-Срисовывание группы точек

-Рисование фигуры человека

При оценке рисунка человека учитывается:
- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.

7.Вырезание ножницами.

-Вырезание силуэта предмета

- Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.) 

Критерии оценки деятельности ребенка:

За каждое правильное задание ставится 5 баллов

Высокий уровень - задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по заданиям -60-80 баллов

Средний уровень - есть 2-4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь, сумма баллов от36 до 59 балла

Низкий бал-задание не выполнено, сумма баллов от 25 до 35 баллов.

 

Методы определения ведущей руки

Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:

Ребенку предлагается несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.

Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, не ведущая рука держит пузырек.

Ребенку предлагается развязать несколько узлов из шнурка средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).

Ребенок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т. д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.

Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.

Раздавать карточки (ведущая рука та, что раскладывает карточки).

Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).

Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).

Рисовать пальцем одной руки на ладони другой.

Не ведущая рука держит часы, ведущая выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы.

Переплетения пальцев рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки.

Скрещивание рук — «поза Наполеона». Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.

Вырезание ножницами по кругу. Ведущая рука та, которая держит ножницы

У детей ведущая рука формируется к 4-м годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает левую руку и тем более, если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в страну Словандия» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в страну Словандия» для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте с использованием картины- панно для детей старшего дошкольного возраста на тему:"Насекомые".

Тема: « Насекомые». Программное содержание:1.Формирование навыков планирования репродуктивного развернутого высказывания со стороны его содержания.2.Развитие умений анализировать содержание произ...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...

Рекомендации по обучению грамоте на летний период для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Рекомендации разработы для повторения пройденного материала программы старшей группы компенсирущей направленности. Материал удобно использовать как логопедам, так и воспитателям. Представлен в виде за...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности по развитию исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста от 2 до 3 лет «Водичка»

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне ...