Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте с использованием картины- панно для детей старшего дошкольного возраста на тему:"Насекомые".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Карпова Светлана Ивановна

Тема: « Насекомые».

 

Программное содержание:

1.Формирование навыков планирования репродуктивного развернутого высказывания со стороны его содержания.

2.Развитие умений анализировать содержание произведения (отражения содержания рассказа с помощью опорных картинок).

3.Развитие навыков текущего контроля за построением развернутого высказывания.

4.Развитие общих речевых навыков (звукопроизношения, четкости дикции, звучности и подвижности голоса).

5.Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов.

6.Формирование грамматических представлений и обобщений на основе работы с языковым материалом пересказываемого произведения.

7.Активизация и обогащение словарного запаса по теме «Насекомые».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте с использованием картины- панно для детей старшей группы.

Тема: « Насекомые».

Программное содержание:

1.Формирование навыков планирования репродуктивного развернутого высказывания со стороны его содержания.

2.Развитие умений анализировать содержание произведения (отражения содержания рассказа с помощью опорных картинок).

3.Развитие навыков текущего контроля за построением развернутого высказывания.

4.Развитие общих речевых навыков (звукопроизношения, четкости дикции, звучности и подвижности голоса).

5.Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов.

6.Формирование грамматических представлений и обобщений на основе работы с языковым материалом пересказываемого произведения.

7.Активизация и обогащение словарного запаса по теме «Насекомые».

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций «Насекомые».
  • Чтение книги С. Зотова «Лесная мозаика».
  • Чтение сказок Н.В. Нищеевой.
  • Отгадывание загадок.

Оборудование:

  • Предметные картинки с изображением насекомых.
  • Магнитофон.
  • Цветные карандаши.
  • Карточки с контурным изображением бабочки.

Ход занятия:

1. Организация занятия. Совершенствование навыка слогового анализа слов.

На наборном полотне выставлены картинки с изображением насекомых.

Педагог: - Ребята, если вы хотите побывать сегодня в сказке, то назовите тех, кто изображен на картинках, и разделите их названия на слоги.

Ко-мар. В этом слове два слога. 

Ба-боч-ка. В этом слове три слога.

Пче-ла. В этом слове два слога.

Педагог: - Как всех их можно назвать одним словом? Правильно, это насекомые. Вот мы и отправимся сегодня в сказку про насекомых.

2. Рассказывание педагогом сказки «Как кузнечик помогал слабым».

По мере рассказывания сказки на наборное полотно выставляются опорные картинки.

Весна была в разгаре. Пригревало солнышко. Зеленела травка. Уже появились первые одуванчики. В выходные девочка вместе с папой и мамой поехала в город. Утром она вышла на лужайку перед домом и сразу же очутилась в сказке. Она увидела, как широкий лист одуванчика приподнялся, и кто-то крикнул: «Пора вставать!». Как вы думаете, кто это мог быть? Ни за что не догадаетесь! Это был кузнечик. Он вскочил со своей зеленой постели и стал заниматься зарядкой: приседал, прыгал, потом обтерся росой.

А потом кузнечик надел свой зеленый мундир, потому что это был не простой, а боевой  кузнечик, и запел свою боевую песню: У меня закон простой!  

                          Побеждаю всех, кто злой!

                          Кто же слабый - помогу.

                          Я иначе не могу!

И только он пропел песню, как увидел страшную картину: маленького зайчонка догнала лиса и уже открыла рот, чтобы им позавтракать.

Но тут кузнечик закричал:- Отпусти зайчонка, не то худо будет!

- Мне худо? Да я тебя одной лапой раздавлю! Засмеялась лиса.

- Ах, так? – воскликнул кузнечик и отдал приказ своему адъютанту- комару. Комар затрубил, понесся к лисе и впился ей прямо в кончик носа. Лиса тотчас выпустила зайчонка, завопила и убежала. А зайчонка и след простыл. Вот как его спас боевой кузнечик.

Только кузнечик спас зайчонка, как увидел, что совершается новое злодейство. Страшный жук- рогач обижает красавицу- бабочку. Он страшный лентяй и заставляет бабочек крылышками чистить его рога. Крылышки от этого портятся, и бабочки погибают. Увидев это, кузнечик вскочил на стрекозу - свой боевой вертолет - и полетел прямо на жука. Налетел кузнечик на жука, и закипел бой.

Жук хотел поранить кузнечика рогами, но кузнечик был ловким, он отпрыгнул в сторону, рога жука застряли в трухлявом пне. Так тебе и надо, злой жук! Не обижай больше бабочек! И бабочки закружились вокруг кузнечика и стали его благодарить.

3. Упражнение на развитие общей моторики, общих речевых навыков. Координация речи с движением.

Раз, два, три, четыре,         (движение с руками перед грудью

Расправляем плечи шире.      с поворотом влево-вправо).

На носочках покружились, (кружатся, руки на поясе).

Низко- низко поклонились,  ( наклоны вперед)

А потом поприседали.      ( приседают).

От зарядки мы устали!    ( расслабиться, уронить голову и  

                                           руки).

4. Лексический разбор текста.                                   Вопросы:

  • Какое время года было в разгаре? (весна).
  • Что пригревало? (солнце).
  • Что зеленело? (трава).
  • Что появилось? (первые одуванчики).
  • Кто решил поехать в город  вместе с папой и мамой?
  • Куда вышла девочка?
  • Кого увидела девочка на широком листе одуванчика?
  • Кого увидел кузнечик?
  • Кто догонял зайчонка?
  • Что сделал лисе комар?
  • Какое новое злодеяние увидел кузнечик?
  • Что заставлял сделать жук?
  • Что после этого случается с бабочками?
  • На кого вскочил кузнечик?
  • Где застряли рога жука?
  • Что сказал кузнечик?

5. Работа над правильным речевым дыханием. Развитие речевого слуха (магнитофон, звучит музыка).

а) Чистоговорка про бабочку.

У бабочки - не усы, не усищи, а усики.

б) отгадывание загадок.

Вот большое коромысло

Над речушкою повисло.

А кого так называют

Кто быстрее всех летает? (стрекоза).

Рыцарь в латах,

Очень страшный и усатый.

Он над веткою кружит.

От жужжанья весь дрожит. (жук)

Копошится, суетится

Всех спасает,

Очень добрым он бывает

Весь зеленый, озорной

Догадайся, кто такой? (кузнечик).

Кружится рядом, над ухом звенит.

Укусит - потом это место зудит.

Питается кровью зверей и людей

Кто это, дети? Ответьте скорей (комар).

6. Развитие зрительного внимания.

Игра « Четвертый лишний».

Какого героя не было в этой сказке?

Бабочка, кузнечик, таракан, жук.

Стрекоза, кузнечик, бабочка, пчела.

Кузнечик, божья коровка, бабочка, комар.

7. Беседа по сказке. Развитие памяти. Совершенствование навыка звукового анализа.

Педагог: - Девочке так понравилась сказка, что она и не заметила, как она закончилась. И девочка пошла домой. А мы давайте вспомним, каких насекомых девочка увидела в сказке.

Дети: Девочка увидела в сказке кузнечика, стрекозу, жука, бабочку.

Педагог:- Подумайте, сколько звуков в слове жук?

Дети:- В слове жук три звука.

Педагог: - Перечислите звуки по порядку.

Дети: - Ж, У, К.

Педагог: - Сколько гласных звуков в этом слове?

Дети:- В этом слове один гласный звук  У.

Педагог: - Сколько согласных в этом слове?

Дети:- В этом слове два согласных звука Ж, К.

Педагог: - Какие это звуки?

Дети: - Это твердые согласные звуки.

8. Пересказ. Повторное чтение с установкой на пересказ.

Педагог: - Как называется сказка, в которой мы сегодня побывали?

Дети:- Это сказка «Как кузнечик помогал слабым ».

Педагог: - Вспомните описание природы из начала сказки.

Дети: - Стояла весна. Пригревало солнышко. Зеленела травка. Уже появились первые одуванчики.

Педагог: - Понравился ли вам боевой кузнечик? Почему?

Дети: - Нам понравился кузнечик, потому что он был сильным, смелым, помогал слабым.

Педагог: - Кому помог кузнечик?

Дети: - Кузнечик помогал зайцу и бабочке.

9. Развитие мелкой моторики, творческого воображения.

Педагог: Садитесь за столы и заштрихуйте бабочек на карточках разноцветными карандашами. Крылышки заштрихуйте вертикальными волнистыми линиями, а туловище- горизонтальными прямыми. Посмотрим, у кого получится самая нарядная бабочка.

10. Итог. Положительная оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в страну Словандия» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в страну Словандия» для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте с использованием социо-игровых технологий в подготовительной к школе группе. «Школа актёрского мастерства».

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте с использованием социо-игровых технологий в подготовительной к школе группе. «Школа актёрского мастерства»....

Дополнительная общеразвивающая программа по обучению грамоте «ГОТОВИМ ПАЛЬЧИКИ К ПИСЬМУ» для детей старшего дошкольного возраста (стартовый уровень)

Главная задача дошкольного обучения - научить детейучиться развивать их умственные способности, не стремясьпри этом к обилию знаний.В.Ф. Одоевский.Пояснительная записка      О...

Конспект по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста по теме "Насекомые"

Занятие для подгрупповой формы работы по теме "Насекомые" Актуально использовать в конце учебного года, как итоговое....

Рекомендации по обучению грамоте на летний период для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Рекомендации разработы для повторения пройденного материала программы старшей группы компенсирущей направленности. Материал удобно использовать как логопедам, так и воспитателям. Представлен в виде за...

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром и природой для детей старшего дошкольного возраста

Одна из наиболее актуальных тем современного образования – это патриотическое воспитание подрастающего поколения. Детство и юность – самая благодатная пора для привития священног...