Главные вкладки

    Сюжетно – ролевая игра в жизни младшего дошкольника
    консультация на тему

    Ермакова Мария Викторовна

    Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл syuzh-rol_igra_konsultatsiya_na_sayt.docx17.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сюжетно – ролевая игра в жизни младшего дошкольника

    Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

    Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

    В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

    Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения — стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром. Д.Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.

    Известные психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.

    Появление сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада связанно с рядом условий наличие разнообразных впечатлений от окружающего, накоплением предметных игровых действий, наличием игрушек, частотой общения со взрослым, развитием самостоятельности детей.

    В нашей  группе  организованы предметные игровые взаимодействия, что облегчает детям в дальнейшем вступление в совместную сюжетную игру друг с другом. На первом этапе обучения детей играть,  формируются  простейшие условия с сюжетными игрушками. Для этого развертывают сюжетную игру на глазах у детей, одушевляют  кукол и другие игрушечные персонажи.

    По мере того, как идет усвоение детьми действий с сюжетными игрушками  переходим к показу игры, включающей уже не одну, а две смысловые ситуации, связанные друг с другом. Например, варим суп на игрушечной плите, а затем кормим им кукол; стираем кукольное платье в игрушечном тазике, а затем гладим его утюгом и т. п. Все эти сюжеты должны непременно включать в себя действия, уже известные детям, которые они неоднократно наблюдали в реальной жизни. Сначала я сама разыгрываю сюжет на глазах у детей. При последующем повторении подключаются к игре одного-двух малышей: «Соня, я мишку покормила, теперь ему спать пора. Уложить его спать?»

    На этом этапе работы, наряду с сюжетными игрушками, вводим в совместную игру предметы-заместители (например, палочку вместо ложки, кубик вместо пирожка). Это способствует развитию воображения.

    Для того чтобы дети в своей самостоятельной деятельности после игры со мною могли развертывать игровые действия,  следуем сохранению предметно-игровой среды или специально ее организовываем. Усложняем, обогащаем  предметно-игровую среду за счет увеличения игрушек. Учим детей пользоваться в играх строительным материалом (кубы, бруски, пластины), простейшими деревянными и пластмассовыми конструкторами, природным материалом (песок, вода); разнообразно действовать с ними (строить горку для кукол, мост, дорогу; пускать по воде игрушки). Развиваем умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.

    Возможности сюжетно-ролевой игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают его внутренний эмоциональный комфорт.

     

    В игре развивается:

    -способность к воображению;

    -образное мышление;

    -умственное развитие;

    -развитие личности;

    -развитие способности взаимодействовать с другими детьми;

    -ребенок приобретает опыт взаимопонимания;

    -развитие речи (ребенок учиться пояснять свои действия и намерения, согласовывать с другими детьми);

    -общение;

    -фантазирование;

    -социальное развитие.

    В процессе своей работы  знакомим  детей с социальным окружением, трудом взрослых, взаимоотношениями в трудовом коллективе. К таким методам следует отнести наблюдения, экскурсии, игры-занятия, игры-беседы, игры-драматизации, чтение художественной литературы, рассматривание картинок.

    Хочется подчеркнуть, что семья является основным фактором формирования игровой деятельности. Поэтому были намечены  пути работы с родителями. До сведения родителей был доведен тот факт, что все игры могут и должны использоваться для всестороннего развития детей. Рассказала родителям, как можно играть с ребенком, не отвлекаясь от своих домашних обязанностей. Такими играми являются: игры на кухне, игры по дороге в детский сад, в ванной комнате, игры в гараже и т.д. Для повышения педагогических знаний родителей провела: консультации, анкетирование, дала рекомендации. Родители приняли активное участие в конкурсе  по обогащению и пополнению развивающей среды по сюжетно-ролевой игре. В результате проводимой работы родители стали больше обращать внимание на советы и рекомендации. Помогли в создании развивающей среды группы. Это – изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр, пошив  костюмов для уголка ряженья, одежды для кукол, продуктов питания, медицинских инструментов  из различных материалов. В итоге наша группа заняла 2 место по детскому саду.

    Результаты наблюдений за игрой детей, после проведенных мероприятий, говорят о том, что повысился показатель взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками.

    Можно сделать следующий вывод: что образовательный процесс, включенный в систему современных социальных целей и основанный на обогащении сюжетно-ролевой игры способствует успешной адаптации личности ребенка в обществе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

      Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

    Сюжетно – ролевая игра в жизни младшего дошкольника

    Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства»...

    Сюжетно-ролевая игра в жизни младшего дошкольника

    Презентация для родительского собрания...

    Сюжетно -ролевая игра в жизни ребёнка дошкольника.

    Особое место в деятельности детей дошкольного возраста занимают игры, которые дети создают сами, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В этих играх дети воспроизводят в ролях всё то, что они видят ...

    Сюжетно - ролевые игры в жизни младших дошкольников. Педагогическое руководство игровой деятельностью детей.

    Сюжетно - ролевые игры в жизни младших дошкольников. Педагогическое руководство игровой деятельностью детей....

    Сюжетно - ролевые игры в жизни младших дошкольников.

    В первые дни пребывания в детском саду дети проявляют интерес преимущественно к играм с игрушками. Задача педагога на данном этапе — знакомить малыша с назначением и употреблением игрушек, с нес...