МАСТЕР - КЛАСС Тема: «Речевые коммуникации педагога детского сада»
материал по развитию речи на тему

Ермакова Мария Викторовна

Совместная отработка методических приемов формирования коммуникативных умений у воспитателя ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soderzhanie_master-klassa.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР - КЛАСС

Тема: «Речевые коммуникации педагога детского сада»

Цель: Совместная отработка методических приемов формирования коммуникативных умений у воспитателя ДОУ.

План:

  1. Актуальность
  2. Приветствие-Знакомство
  3. Притча
  4. Битва с ошибкой
  5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
  6. Кроссворд «Речевая коммуникация»
  7. Прочитай послание
  8. Рефлексия по итогам

Педагогический продукт

  1. Тематический кроссворд
  2. Криптограмма «Прочитай послание»
  3. Анкета «Стиль педагогического общения»
  4. Анкета «Знатоки русской речи»
  5. Буклет «Упражнения для речевого дыхания»

Целевая аудитория: заместители заведующих по ВМР

Ход методического мероприятия:

Слайд 1. - «Речевые коммуникации педагога детского сада»

Наша сегодняшняя встреча посвящена речевым коммуникациям  или другими словами общению. Речь педагога – это основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для детей.

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

В современных исследованиях выделяются компоненты профессиональной речи и требования к ней (указываю на слайд)

Слайд 2. - Компоненты профессиональной речи педагога

Экзюпери   считал, что на земле есть самая большая роскошь, доступная любому нищему - роскошь человеческого общения. В наше время эта роскошь становится дефицитом. Общение - это Встреча. Встреча личностей, когда происходит Открытие. Открытие другого, себя, мира.  И тогда - это на самом деле - роскошь, поскольку бывает нечасто. Но если Вы готовы к Открытию - тогда все возможно и это открытие предлагаю начать с Приветствия-Знакомства

И все же,  назовите ваше имя и подберите на первую букву имени существительное, отвечающее  вашему ожиданию от встречи.

Спасибо. Постараюсь оправдать ваши ожидания.  И «Рискну попробовать». Начну с притчи.

Король предложил своим придворным испытание, чтобы выбрать из них достойного на важный пост при дворе. Множество сильных и мудрых людей собрались вокруг него. Он подвел всех собравшихся к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров и, казалось, вросла глубоко в землю. «Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?» - спросил король. Один за другим его придворные выходили вперед, оценивающе оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили в сторону. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно. Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».

Как вы думаете:

Почему другие претенденты отказались от возможности попробовать открыть?

Какие черты характера характеризуют последнего претендента?

Да, действительно часто бывает так, что человек воспринимает ситуацию, полагаясь на свои ощущения, он осмысливает увиденное и ему кажется, что он может реалистично ее оценить и сделать правильные выводы. Однако часто бывает так, что чувства обманывают людей и тогда они не в состоянии сделать правильных логических выводов. Как же тогда быть? Ответ простой - нужно попробовать проверить свои ощущения и правильность выводов. Философское определение «Практика - критерий истины».

Предлагаю совместно отработать некоторые приемы формирования коммуникативных умений у воспитателя

И вот первый приём - Битва с ошибкой

Слайд 3. - Битва с ошибкой

Попробуйте определить есть ли здесь ошибка, если есть, тот  в чем?

Действительно, с точки зрения грамматических правил все написано, верно. Но в русском языке есть еще и свои негласные правила, которые нельзя найти, ни в одном учебнике.

У каждого человека есть имя, отчество и фамилия. Фамилия принадлежит всей семье, по ней можно узнать, к какому роду вы принадлежите. Отчество дается по имени отца, и по нему можно получить информацию о нем. Имя дается при рождении, оно принадлежит только вам. Если родители назвали вас Оксана, сестру уже так не назовут, хотя и фамилия, и отчество у вас будут одинаковыми. И обращаться к человеку нужно не по фамилии, а по имени: не «Иванова», а «Оксана» или, если это взрослый, — «Оксана Александровна». Если, представляя человека, мы на первое место ставим его фамилию — «Петрова Мария Ивановна», — мы проявляем неуважение к человеку и равнодушие к его личности. Если же мы выделим имя — «Мария Ивановна Петрова», — мы и выразим уважение, и не забудем о нормах вежливости, и покажем человеку, что он нам приятен.____

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют соответствие речи языковым нормам, то есть речь педагога должна быть Правильной.

Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Перейдем к следующему приему.

Слайд 4. - Укажите пример с ошибкой в предложенном варианте.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

А теперь выберите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.

Слайд 5. - Укажите правильный вариант

Молодцы! Вы владеете нормами формообразования. Думаю, этот прием поможет вам в работе с воспитателями над культурой речи.

Разгадывание кроссвордов это возможность на практике проверить свои знания.  Вашему вниманию хочу представить  кроссворд, на тему «Речевые коммуникации», с помощью него сегодня вы можете проверить свои знания в области теории, а затем и знания  воспитателей. На выполнение этого задания отводится 5минут.

Слайд 6.- Кроссворд «Речевая коммуникация»

Давайте проверим и сравним полученный результат. Ну, что молодцы! Как сказал один из мудрейших – «Чтобы научить другого, научись сначала сам».

Главная цель речевой коммуникации – обмен информацией различного рода. Очевидно, что общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многие из которых существуют до сих пор. Одним из таких дополнительных средств общения, появившимся в глубокой древности, является письмо на глиняных дощечках, узелковая письменность, зарубки и т.д. «Криптография»- тайнопись, специальная система изменения обычного письма, используемая с целью сделать текст понятным лишь для ограниченного числа лиц, знающих эту систему. Следующий приём активизирует мыслительную деятельность, помогает на общение посмотреть с другой позиции. И, на мой взгляд просто интересный.

Попробуйте расшифровать и прочесть мое послание, код прилагается.

Слайд 7 . - «Криптография»

Все мы в детстве увлекались Конан-Дейлем и его «Пляшущими человечками»

Слайд 8 . -  «Общение облагораживает и возвышает»  (Л. Фейербах)

Здорово! Вы быстро расшифровали послание.

А вот еще, на Востоке, средством передачи информации, которую в некоторых ситуациях не разрешается выражать словами  является «Язык цветов», (например, роза – символ любви, астра – печали, незабудка – памяти и т. д.). Дорожные знаки, сигналы светофора, сигнализация флагами и т. п. – все это средства передачи информации, дополняющие основное средство человеческого общения – язык.

Это только маленькая толика интересных приемов, активизирующих и формирующих коммуникативные умения воспитателей.

Еще мне хотелось бы предложить вам анкеты «Стиль педагогического общения», «Знатоки русской речи» и ключи для их анализа, которые можно использовать в работе с воспитателями, а также буклеты «Искусство говорить с детьми»,  «Упражнения для речевого дыхания».

Закончить сегодняшнюю встречу мне хотелось бы словами С.Л.Соловейчика: "Сейчас много говорят о техническом мастерстве педагога, о том, что у него должен быть поставлен голос, отработан жест, выверены интонации. Но еще важнее... нравственный облик, манера общения и поведения педагога"  

Мы стареемся не забывать об этом и... совершенствуемся!

Слайд 9. – Обратная связь

Чтобы узнать ваше мнение о нашем взаимодействии, предлагаю воспользоваться уже известным приемом: «Ласковушка» или «Мурашка». Пожалуйста! Кто готов оценить актуальность данной темы, поделиться своим мнением помогут вам представленные приемы формированию коммуникативных умений у воспитателей.

Слайд 10.- Благодарю за работу!