Клубный час в детском саду
классный час (подготовительная группа)

Ермакова Мария Викторовна

 «Клубный час» — педагогическая технология, направленная на развитие саморегуляции (произвольности) поведения, умения планировать деятельность, оценивать результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_barkemping.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня  мы расскажем вам,  как в нашем детском саду используется педагогическая технология   «Клубный час»,   и на примере покажем  ее практическое применение.

 «Клубный час» — педагогическая технология, направленная на развитие саморегуляции (произвольности) поведения, умения планировать деятельность, оценивать результаты.

Авторами этой технологии являются  Наталья Петровна Гришаева и Струкова Л.М. «Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации».

По мнению авторов, Клубный час – это:
-час свободного передвижения детей по территории ДОУ;
-это технология позитивной социализации и самореализации старших дошкольников;
-час работы по интересам детей;
-час работы детей по определенным темам;
-час не регламентируемой взрослыми деятельности дошкольников.

«Клубный час - это технология, которая позволяет детям, под незримым контролем взрослых, свободно перемещаться по территории детского сада  в разных помещениях и  выбирать, ту деятельность, которая им нравится. Приобретать собственный жизненный опыт и переживания, так необходимые для самоопределения и саморегуляции поведения».

Таким образом, «Клубный час» - это особая современная технология развития личности ребенка.  Он может проводиться различных формах; как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм проведения прогулки или как форма проведения досуга.

Слайд 2

Развитие саморегуляции - это одна из центральных линий развития детей старшего дошкольного возраста. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю. Таким образом, мы видим, что саморегуляция – это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками.

Способность человека к личностной саморегуляции является следствием фундаментальной характеристики человеческого существования – его свободы, которая выражается в возможности выбирать цели, средства деятельности, определять собственную  позицию, влиять на развитие определенной жизненной ситуации.

Возникает вопрос – как создавать такие ситуации, в которых эти качества развивались бы более успешно, чтобы накопление жизненного опыта и самоопределение протекало в максимально адекватных для этого возраста условиях.

Одним из способов реализации этой задачи служит педагогическая технология «Клубный час», которую разработала Наталья Петровна Гришаева. Преимущества данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

 Слайд 3.

Целью является  развитие у ребенка – дошкольника саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности, ответственности – качеств необходимых не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.

Задачи:

  -освоить  нормы и правила  общения детей с взрослыми и друг с другом;

 - развивать  коммуникативные навыки  в коллективе и способности  к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности собственного выбора и приоритетного социального опыта, развитие навыка саморегуляции поведения;

- развивать умения планировать свои действия и оценивать их результаты;

- учить ориентироваться в пространстве, пользоваться план-схемой (картой).

Слайд 4.

Безусловно, проведению «Клубного часа» в нашем ДОУ предшествует большая подготовительная работа, прежде всего среди  педагогов. Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют:

 1. Тематику клубных часов, перспективный тематический план.

 2. Определяют периодичность и длительность клубных часов, как правило, 1 раз в месяц.

Одним из главных условий проведения клубного часа является его длительность, а именно не менее 1 часа, т.к. в противном случае у детей не успевает образоваться собственный жизненный опыт.

 3. Определяют правила поведения детей во время клубного часа.

 4. Разрабатываются организационные моменты проведения клубного часа.

 5. Определяют порядок проведения клубного часа: сколько групп будет участвовать, какие именно группы, как подготовить детей и уведомить всех сотрудников дошкольной организации о времени проведения «Клубного часа» и о возможной необходимости включения в процесс мероприятия по ситуации.

Все сотрудники детского сада заблаговременно предупреждаются о времени и дне проведения. На время проведения «Клубного Часа», закрываются входные двери в сад. Сотрудники  находятся на рабочих местах и занимаются текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с детьми, показывают, рассказывают, чем они здесь обычно занимаются, предлагают детям помочь им.

Он у нас  проводится   как образовательная деятельность в утренние часы. Т.е. в  нашем дошкольном учреждении мы проводим «Деятельностный» Клубный Час, когда в основу положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности.

Слайд 5.

Далее воспитатели организуют работу с детьми в группе. Они повторяют с ними правила поведения во время клубного часа. Существуют правила поведения детей во время «Клубного часа».

Например, Говори «здравствуйте», когда входишь в другую группу и «До свидания», когда уходишь.

Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь.

Говори спокойно.

Ходи спокойно.

Возвращайся в группу по сигналу звонка и т.д.

Чтобы детям были понятны правила поведения во время проведения «Клубного часа», мы повесили в каждом помещении, в доступном для детей  месте картинки, соответствующие правилам.

Слайд 6.

Всем детям, участвующим в проведении К.Ч.,  воспитатель выдает план (карту) с обозначением того, что и где происходит сегодня. Карта 1 этажа и 2 этажа с номерами групп и кабинетов специалистов.

Слайд7.

Педагоги  наклеивают на  карте свой символ деятельности, чтобы во время  проведения «Клубного часа» дети  ориентировались  по карте с символами-подсказками.

Слайд 8.

Главный акцент следует сделать на том, как дети должны себя вести во время мероприятия, какие предусмотрены «штрафные санкции» за нарушение правил поведения. Совместно обсудив общие организационные и содержательные моменты, мы пришли к единому мнению, создав Систему «Бейджик».

Слайд 9.

Расчетным материалом являются «Бейджики». Каждый ребенок перед началом надевает свой бейджик, в котором указаны его имя с отличительными знаками,  либо рисунок с его кабинки. Это помогает  педагогам запомнить детей из других групп, так легче взаимодействовать. Если дети нарушают правила поведения, контролирующие взрослые забирают у них их бейджики  и лишают ребенка участия в следующем клубном часе.

Слайд 10.

C детьми также проводится предварительная работа. Во время дискуссии ребята узнают, что такое «Клубный час» и зачем он нужен, чем можно заниматься во время его проведения и кто хотел бы на него пойти. Обсуждается, какие группы и помещения есть в детском саду, на каком этаже они находятся.

Воспитатель раздает планы-схемы (карты) с обозначением мест, куда участники могут пойти. Места обозначены условными значками. Аналогичный демонстрационный план-схема есть и у воспитателя. Чтобы дети запомнили помещения, обозначенные на плане-схеме, воспитатель может заранее провести экскурсию по дошкольной организации.

Слайд 11.

Дети, сделавшие свой выбор, объединяются  в группы, берут в руки план-схему и направляются  в нужный им центр. Перемещение детей контролируют младшие воспитатели.

Слайд 12.

В коридорах и на лестничных площадках стоят младшие воспитатели для регулирования и помощи детям младшего дошкольного возраста.

Слайд 13.

На ручках дверей кабинетов  специалистов и  групп висят прищепки на веревке. Сколько прищепок висит, столько человек посещают этот центр. Каждый ребенок берет себе одну прищепку при входе и потом отдает педагогу. Если на веревке нет прищепок, то  дети  знают, что там идут занятия и мешать нельзя. Либо  они могут посетить любой другой доступный центр.

Слайд 14.

В Клубном часе участвуют не только воспитатели, но и специалисты, работающие в детском саду (логопед, психолог, педагог по Изо-деятельности, хореограф, музыкальный руководитель, медицинская сестра и т.д.), а также младшие воспитатели. Каждый педагог выбирает себе вид деятельности, по которому будет проводить занятие.

В Центре ТРИЗ детям было предложено занятие по составлению творческого рассказа по картине «Лыжники», знакомство с приемами: «Оживи картину», «Сфотографируй кадр», «Живое-неживое».

Слайд15.

Применение в работе дошкольной образовательной организации технологии позитивной социализации «Клубный час» предполагает такой алгоритм работы педагогического коллектива детского сада, при котором осуществляется применение в образовательном процессе и во взаимодействии с родителями, социальными партнерами технологий социализации дошкольников. Родителям предоставляется возможность, самим проводить «мастер-классы» на различных станциях в течение клубного часа, а так же предлагать новую тематику клубных часов.

В центре Сюжетно-ролевой игры дети играли в «Магазин», осваивали профессию «Продавец», учились распределять роли.

Слайд 16.

Центр эксперимента был богат на опыты, дошкольники участвовали при извержении вулкана, помогали в проведении опытов с водой.

Слайд 17.

Дети делились своими знаниями по теме «Вулканы», активизировали словарный запас.

Слайд 18.

Лепить из пластилина всегда нравиться детям, педагог предложил различные задания в соответствии с возрастом.

Слайд 19.

Учитель-логопед предложил тему «Словесные игры», здесь дети по картинкам определяли первую букву в слове и выполняли различные задания по развитию речи.

Слайд 20.

Развивать мелкую моторику и воображение помогла Аппликация, где дети выбирали героя из мультфильма, вырезали ножницами и приклеивали самостоятельно.

Слайд 21.

Теневой театр - загадочное  и интересное направление для детей. Показывать сказку таким способом очень понравилось детям.

Слайд 22.

Музыкальный руководитель вместе с детьми создал музыкальную сказку «Репка», где дети смогли показать свои артистические способности.

Слайд 23.

Педагог - психолог использовал в своей работе электронную презентацию.

Слайд 24.

Художественное творчеств - одно из любимых занятий детей. Лепка из глины - достаточно сложное, но очень продуктивное занятие. Педагог по изобразительной деятельности рассказал о технологии этого процесса и помог детям создать свои работы.

Слайд 25.

«В гостях у сказки» ребята побывали с удовольствием. Здесь им были предложены разные виды театров: пальчиковый, бибабо, маски.

Слайд 26.

Физическое развитие ребенком - одна из главных задач в детском саду. Спортивные игры, игры с мячом развивают координацию движений, укрепляют мышцы, нормализуют эмоционально-волевую  сферу.

Слайд 27.

После завершения клубного часа, все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем проводят рефлексивный круг и обсуждают, что интересного они увидели, узнали, сделали. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая, пока очередь дойдет до них.

-Где ребенок был?

 -Что ему запомнилось?

-Хочет ли ребенок еще раз туда пойти и почему?

- Планировал ли он перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смогли это осуществить, если нет, то почему?

 -Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе клубного часа и обсуждает их с детьми, находя пути их решения в совместной деятельности.

После проведения каждого К. Ч. воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, о том:

- что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей?

- как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей)?

- соблюдали дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты?

- какие задачи необходимо решать на предстоящем «Клубном часе»?

Слайд 28.

Таким образом, применение педагогической  технологии «Клубный час» позволяет воспитывать у детей самостоятельность и ответственность, дружеские отношения между детьми различного возраста; формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты; решать спорные вопросы и улаживать конфликты. Что способствует успешной социализации наших воспитанников.

В нашей дошкольной образовательной организации «Клубный час» стал традицией. Опыт показал, что детям очень нравится «Клубный час». Они с нетерпением ждут его начала. Просят родителей обязательно отвести их в детский сад в день его проведения. Родители к «Клубному часу» изначально отнеслись спокойно. И сейчас, видя реакцию своих детей и очевидную пользу для детского развития, заинтересованно относятся к данному мероприятию.

Данная технология адаптирована применительно к конкретной практике и особенностям нашей дошкольной образовательной организации, учета ресурсов и возможностей педагогических кадров, а также запросов родителей. Общая характеристика технологии связывается с развитием всех направлений деятельности детей в процессе свободного передвижения по детскому саду в течение часа. Особенностями технологии являются закрепление умений детей планировать свои действия, самоорганизовываться в выборе действий и в ориентации в пространстве, уважительно взаимодействовать с другими детьми, выражать своё отношения к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методические рекомендации для воспитателей по организации клубного часа в детском саду

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. Одним из ...

Технология "Клубный час" в детском саду.

Описание новой технологии "Клубный час" в ДОУ....

Клубный час в детском саду

Клубный час - это технология успешной социализации дошкольников, она предполагает тематическое путешествие по помещениям детского сада в течение одного часа. В процессе клубного часа дети включаются в...

Консультация для родителей «Клубный час в детском саду»

Клубный час – это особая современная технология развития  личности ребёнка. Педагогическая технология Наталии Петровны Гришаевой «Клубный час» заключается в том, что дети, под о...

Клубный час в детском саду 2024 год

В нашем детском саду развивается педагогиская техналогия, как клубный час. Наша группа прдставляет опыт работы по конструированию, развитию мелкой моторики и воображени детей....