ЭССЕ «МОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО»
статья

Ермакова Мария Викторовна

 

К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовле­творение, понимая общую народную надобность

Д. И. Менделеев

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе «Мое педагогическое кредо»

М.В. Ермакова (Кемерово)

К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность

Д. И. Менделеев

У каждого человека свой путь и своя судьба. В начале своей профессиональной деятельности, согласно первому образованию, я работала библиотекарем. Через некоторое время была назначена заведующей библиотекой… Но жизнь преподносит неожиданные сюрпризы – и мне пришлось сменить место работы и профессию, когда мой ребенок пошел в детский сад…

Так я стала воспитателем, шаг за шагом от азов до нюансов осваивающим эту профессию, верным которой на самом деле оставаться трудно: тут нужен зов души, который и называется призванием. А его может человек ощущать с детства, а может услышать как-то даже неожиданно, как было в моей жизни, ведь я, «попав в эту профессию», казалось бы, случайно, почувствовала «к этому делу» именно «сознательное призвание».

Профессия воспитателя – особая по своей сущности, противоречивости и значимости. Её неповторимость состоит, прежде всего, в том, что субъектом деятельности является уникальная личность ребенка, и эта её уникальность предполагает индивидуальный подход в работе. Нет в этой профессии также готовых правил и рекомендаций – каждый раз нужно находить верное решение, исходя из той или иной педагогической ситуации, а для этого необходимо, не переставая, учиться, самосовершенствоваться.

В этой связи вспоминаются слова знаменитого немецкого педагога Фридриха Адольфа Вильгельма Дистервега о том, что «Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием».

Воспитатель, по моему мнению,   должен иметь множество различных общих и профессиональных компетенций. Это и педагог, и психолог, и доктор…  Потому, что детям необходим грамотный педагогический и психологический подходы, защита и сопровождение во всех непредвиденных ситуациях.

Воспитатель – это певец, музыкант, актёр, фокусник… Все дети любят слушать сказки и колыбельные песни перед сном, смотреть представления и сами участвовать в них.

Воспитатель – это экскурсовод, исследователь, ботаник и биолог, энциклопедист... Так как  дети с удовольствием гуляют, наблюдают, экспериментируют, думают и любят задавать вопросы.

Воспитатель – это архитектор, конструктор, художник, скульптор… Ведь дети всегда готовы созидать.

Воспитатель для детей – это человек, который всё знает, всему научит. Это и товарищ по игре, и друг, который все поймёт и поможет в трудную минуту. Человек, выбравший эту профессию, всегда должен оставаться интересным для своих детей, а не становиться скучным взрослым, должен уметь учиться у детей их видению мира, их наивности. А как важно вместе смеяться, думать и чувствовать! Я твердо убеждена, что в основе профессии воспитателя должна лежать любовь к детям, взаимопонимание и сотрудничество, умение в каждом ребенке увидеть хорошее, помочь поверить в свои силы, для каждого найти добрые слова.

Для меня быть воспитателем -  это значит  иметь внутренние качества, свойственные матери, а подтверждением этому являются перечисленные выше качества, признаки этой прекрасной педагогической профессии.

Цель деятельности воспитателя весьма отдалена, ведь  когда ещё из наших маленьких воспитанников вырастут хорошие мамы, папы, учителя, врачи, космонавты или покорители горных вершин?.. Однако мне хотелось бы, чтобы всеми моими воспитанниками был воспринят  комплекс «добрых» идей для развития таких нравственных качеств, как сострадание, отзывчивость, милосердие, трудолюбие, любовь к своей малой и большой родине, ведь только тогда можно увидеть «растущего» ЧЕЛОВЕКА… Помогать вырастать ЧЕЛОВЕКОМ – именно в этом я и вижу своё призвание и «общую народную надобность».  

Поэтому,  я думаю, профессия воспитателя - одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. И хотя она требует большого труда и постоянного самосовершенствования, важнее результат, который видишь каждый день. Сияющие глаза малышей, приходящих в детский сад, их открытые и беззащитные сердца, их любовь, которой дети с огромной радостью делятся с воспитателем. Для меня это и есть самая большая награда и подтверждение правильности выбранной профессии. Профессии – Воспитателя!

Мое кредо: идти в ногу со временем, использовать различные инновации,  быть творческой, реализовывать себя в разных направлениях, помогать развиваться детям и активно сотрудничать с родителями.

Я познакомилась с различными высказываниями знаменитых писателей и психологов, прочла много книг, развивая свой внутренний мир. И полностью согласна с Антуаном де Сент-Экзюпери, который   считал, что на земле есть самая большая роскошь, доступная любому нищему - роскошь человеческого общения. В наше время эта роскошь становится дефицитом. Общение - это Встреча. Встреча личностей, когда происходит Открытие. Открытие другого, себя, мира.  И тогда - это на самом деле – роскошь. Как сказал один из мудрейших – «Чтобы научить другого, научись сначала сам».

                Поэтому выбрала для себя  изучать  направление по развитию речи. Потому что  речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Человек бодрствует большинство своего времени   и посвящает его говорению, слушанию, чтению и письму – четырем основным видам речевой деятельности. Если справедлива пословица « По одежке встречают, по уму провожают», то ее в первую очередь можно приложить к человеческому общению, где слова - «одежки» наших мыслей, и тем важнее не ошибиться в их выборе. «Заговори, чтоб я тебя увидел» (Сократ).

                Усвоение языка начинается человеком с момента появления его на свет и продолжается почти всю жизнь. «Священное умение говорить. Произносить слова и строить фразу. Как просто это: стоит рот открыть. И чудо возникает сразу»:  сказал поэт Е. Винокуров. Но чтобы возникло «чудо слова», мало только «рот открыть».  «Умен ты или глуп, велик или мал, не знаем мы, пока ты слово не сказал!»: сказал мыслитель 18 века Саади.

Поэтому целью своей работы по речевому развитию поставила развитие свободного общения с взрослым  и детьми через овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

    Для того, чтобы полноценно реализовать эту деятельность, мне были необходимы соответствующие условия. Такие условия возникают прежде всего  в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с детьми.  В.Г.Белинский в свое время обращал внимание на то, что умение говорить – это «дар природы». Чтоб дар природный развивался, стал умением «произносить слова и строить фразы», необходимо знание.     Если есть знание, человек говорит правильно.

                Совместно с детьми  для достижения этой   цели  мы по кирпичикам, от самых азов учились  овладению речью как средством общения и культуры, а это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим.  Также конечно важно обогащение   активного словаря, развитие  связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Ведь строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения. Не простая, но очень интересная  работа по развитию  речевого творчества стала для меня объектом глубокого изучения.  На мой взгляд, эта работа  предполагает, чтобы  дети самостоятельно умели составлять простейшие короткие рассказы, принимать участие в сочинении стихотворных фраз, придумывать новые ходы в сюжете сказки и т. д.  Я поняла, что все это становится возможным: познакомить  с книжной культурой, детской литературой,  учить понимать  на слух тексты различных жанров детской литературы. Главная проблема состоит в том, что в современном обществе книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания,  а книга должна стать спутником детей в нашем  современном мире.

По моему скромному мнению, организация речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.

Выбирая педагогические технологии для развития речи детей дошкольного возраста, важно, чтобы технология была не только адекватна возрастным возможностям детей, но и обеспечивала гарантированный результат развития речи в разных формах работы.

Поэтому в своей работе с детьми по этой теме  наряду с   традиционными  формами, такими как: наблюдения в природе, экскурсии, рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, начала применять и нетрадиционные формы.

Мы знаем, что на сегодняшний день  главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Поэтому меня очень заинтересовали новые современные образовательные технологии. Я  в своей практике по речевому развитию начала использовать современные  формы работы.  

Собрав весь изученный опыт,  я хотела поделиться им на  более высоком уровне и решила участвовать  в Городском конкурсе «Педагог дошкольной организации -2016», где стала финалисткой. Продолжением был Областной конкурс «Лесенка успеха» 2017 г. Участие в конкурсе придало мне уверенности в себе, приобретение бесценного опыта и повышение своего статуса как Воспитателя!

Моя педагогическая философия - незаконченный трактат. Я ещё не поставила точку, я продолжаю работать над собой, оставаясь верной любимой профессии, выбранной по призванию…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе: "Мое педагогическое кредо"

Выступала на городском конкурсе "Лучший воспитатель - 2011"Моя профессия – воспитатель детского сада. Каждый день спеша на работу, я думаю о своих подопечных, о встрече с их родителями, о предстоящих ...

Эссе "Мое педагогическое кредо"

Эссе - это сочинение выражающее индивидуальное мнение, написанное на основе личного отношения автора к тому, о чем он пишет. В эссе автор делится своими раздумьями и переживаниями....

Эссе"Моё педагогическое кредо"

Эссе,подготовленно для выступления на конкурсе  профессионального педагогического мастерства "Педагог года". Расскрывает слагаемые счастья воспитателя....

Эссе "Моё педагогическое кредо"

В эссе на тему  "Моё педагогическое кредо" я раскрываю свой путь к профессии педагога-психолога, а также отношение к детям с особыми образовательными нуждами....

Эссе "Моё педагогическое кредо"

Почему я выбрала профессию воспитатель?...

Эссе "Мое педагогическое кредо"

Эссе на тему рассуждения о себе, как о педагоге...

Педагогическое эссе "Моё педагогическое кредо"

Сочинение-эссе "Моё педагогическое кредо"...