Горбовская Ирина Михайловна

Горбовская Ирина Михайловна

"cайт учителя - дефектолога"

"Помоги мне это сделать самому" Мария Монтессори

Профессия: учитель - дефектолог

Профессиональные интересы: Дошкольник и компьютер

Увлечения: Чтение художественной литературы, фотографии.

Регион: Иркутская область

Населенный пункт: г. Усолье - Сибирское

Место работы: МБДОУ "Детский сад №5"

"Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически".
Л.С.Выготский

          Мир в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической ситуации в России, порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей.

          Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Данная категория детей нуждается в глубоком всестороннем изучении и в организации специальной педагогической помощи с участием специалистов различного профиля: дефектологов, педагогов-психологов, психиатров, психоневрологов, логопедов, педагогов.

          Системный анализ личностных особенностей ребенка дает возможность не просто выявить отдельные проявления нарушений психического развития, но и вскрыть причины их появления, определить наиболее эффективные пути их коррекции.Лейтмотивом выводов отечественных дефектологов является положение: задержка психического развития детей во всех формах может поддаваться педагогической коррекции в таких педагогических условиях, которые соответствуют состоянию ребенка. Ребенку с ЗПР необходимо постоянное сотрудничество, когда взрослый шаг за шагом ведет его по "ступенькам развития", раскрывая потенциальные возможности маленького человека.

          Необходимым условием, способствующим полноценному психическому развитию ребенка, является, по мнению Л.С.Выготского, соответствующая организация подготовки психолого-педагогических кадров. Ученый подчеркивал важность профессиональной и личностной компетенции специалистов, занимающихся с детьми с проблемами в развитии.

Кто же это дефектолог? Он души твоей геолог:

Многому тебя научит, и умней поможет стать,

      Делать все быстрее, лучше, от других не отставать!

О себе

Свою педагогическую деятельность я начала с 1980 года. Окончила Братское дошкольное педагогическое училище, специальность по диплому: воспитатель детского сада. В 1992 году окончила Иркутский государственный педагогический институт, дефектологический факультет, специальность по диплому: учитель вспомогательной школы, олигофренопедагог дошкольных учреждений. Но работать учителем - дефектологом начала с 1988 года.

В качестве основы своей работы  с детьми с ОВЗ использую методическое пособие "Подготовка к школе детей с задержкой психического развития". Книга 1/Под общей ред. С.Г.Шевченко. - М.:Школьная пресса, 2003. А также следующую литературу:

  1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М., 1999.
  2. Винник М.О. Задержка психического развития у детей. методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. - М., 1993.
  4. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. - М.: Владос, 2004.
  5. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П.Носковой. - М., 1089.
  6. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г.Шевченко. - М., 2001.

Организую работу с детьми по принципу "единства диагностики и коррекции". Целенаправленно работаю над компенсацией отставания в психическом развитии детей с ОВЗ. Успешно осваиваю новейшие достижения педагогики и специальной психологии, нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности учителя-дефектолога. 

Провожу педагогическую диагностику:

  • Е.А.Стребелева "Психолог-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста".
  • Н.В.Бабкина "Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития".

Являюсь: региональным экспертом для проведения аттестационной экспертизы в 2011 - 2015 учебном году и внесена в региональную базу данных на сайте ОГАОУ ДПО Института развития образования Иркутской области; членом территориальной психолого-медико-педагогической комиссии с 2004 года; руководителем городского методического объединения "Воспитатели коррекционных групп" с 2010 года.

  Педагог - он вечно созидатель.

Он жизни учит и любви к труду.

        Я педагог, наставник, воспитатель.

  За что благодарю свою судьбу!

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

А.С.Макаренко "Флаги на башнях", "Педагогическая поэма".

"Книги приносят пользу только тем, кто действует,

кто ищет ответ на вполне конкретный вопрос.

Вот тогда они помогают навести порядок в мыслях, не совершать грубых ошибок,

понять что-то быстрее, чем если бы пришлось доходить собственным умом"

Сергей Занин

 

Мой взгляд на мир

Добро помни, а зло забывай! heart

На мой взгляд, смысл жизни - в самой жизни. Он и в реализации собственных возможностей, в личном совершенствовании, в радости и удовольствии. Смысл жизни также в ее познании, полноте и осознанности, в любви и гармонии, в счастье и радости.

Высказывания о смыле жизни великих людей способствуют созданию собственных убеждений:

"В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро"

Аристотель

"Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени,

насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее"

Альберт Эйнштейн

 




 

Мои достижения

  • Присвоено звание "Почетный работник общего образования Российской Федерации", 2010 год.
  • "Из детства в отрочество" региональная научно-практическая конференция (проблемно-ориентированный анализ подготовки ребенка к обучению в школе); "Нейропсихологический подход при подготовке детей с задержкой психического развития к школьному обучению" - презентация, статья, сертификат; г.Иркутск, 2010 год
  • Благодарность Министерства образования Иркутской области, 2011 год.
  • Диплом, сертификат за предоставление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале "Открытый урок", 2010 -2011 учебный год.
  • Грамота за педагогическое мастерство руководителю секции "Играя, учимся говорить" в городской научно-практической конференции "Наш дар бесценный - речь", 2011 год.
  • Сертификат участника городской научно-практической конференции "Наш дар бесценный - речь", пленарное заседание "Особенности коррекционной работы с детьми с ОВЗ", 2011 год.
  • Участник проекта PORTFOLIOTEKA.RU, 2010-2011 год, диплом.
  • Участник 6-го конкурса "Дидактическая игра в дошкольном образовании". PEDOLIMP международная педагогическая творческая олимпиада, 2012 год, диплом.
  • Участник Пятого открытого профессионального конкурса педагогов "Мультимедиа урок в современной школе". Публикация образовательного материала "Дикие животные Сибири" на сайте факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет", 2013 год, сертификат.
  • Участник ежемесячного конкурса "Лучший конспект занятия". Конспект НОД "Ознакомление с составом числа 6 детей 5-6 лет с ЗПР", 2013 год, сертификат.
  • Публикации в средствах массовой информацмм, в том числе в интернет-изданиях:

​- Статья "Нейропсихологический подход при подготовке детей с задержкой психического развития к школьному обучению". (Зайцева Т.О. Проблемы подготовки ребенка к школе: поиск и опыт. Материалы регтональной научно-практической конференции. Иркутск: ГОУ ВПО "ВСГАО", 2010.)

- Статья "Взаимодействие ДОУ и семьи: шаг к успеху в развитии детей с ОВЗ" (Удова О.В. Семья - источник любви и вдохновения ребенка. Материалы Байкальских родительских чтений в 2-хчастях. Иркутск: ФГБОУ ВПО "ВСГАО", 2012.)

- Статья "Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях детского сада компенсирующего вида" (Баширова Т.Б. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное пространство. Сборник материалов научно-практической конференции. - Иркутск, ИИПКРО, 2012.)

- Статья "Использование мультимедийных презентаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" (Информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности: материалы IV Региональной научно-практической конференции. - Иркутск: ОГАОУ ДПО "Иркут. ИПКРО", 2013.)

- Статья "Проектная деятельность, как форма взаимодействия ДОУ и семьи по приобщению дошкольников к культурно-историческим традициям народа" (Культура семьи - путь обновления мира: материалы III Байкальских Всероссийских с международным участием родительских чтений/ под ред. О.В.Удовой. - Иркутск: ФГБОУ ВПО "ВСГАО", 2014. 

- Статья "Здоровый педагог - здоровый ребенок" (Психологическая культура образовательной организации. Материалы областной научно-практической конференции. - Иркутск: ФГБОУ ВПО "ВСГАО", 2014.

- Статья"Здоровьесберегающие технологии - обязательный элемент в работе с детьми с ОВЗ" (Психологическая культура образовательной организации. Материалы областной научно-практической конференции. - Иркутск: ФГБОУ ВПО "ВСГАО", 2014.

  • Администратор сайта группы "Брусничка" МБДОУ "Детский сад  №5" г. Усолье-Сибирское. Web-адрес сайта: 2477 maaam.ru
  • Размещаю в социальной сети работников образования методические рекомендации, консультации.
  • Принимаю активное участие в конференциях, семинарах, в работе ГМО на региональном и муниципальном уровне.
  • Премия Губернатора Иркутской области в 2013 году "Лучший педагогический работник муниципального дошкольного образовательного учреждения" по номинации "Лучший учитель-дефектолог муниципального дошкольного образовательного учреждения".
  • Участник открытого фестиваля "Образовательные коррекционные программы". Публикация программы "Ознакомление детей с ЗПР с составом чисел первого десятка" на сайте факультета корркционной педагогики образовательного портала "Мой университет", 2014, сертификат.
  • II место в городском профессиональном конкурсе для учителей-логопедов, учителей-дефектологов, воспитателей коррекционных групп "Лучшее методическое особие", 2015 год, диплом.

 

Моё портфолио

"Общие сведения о педагоге":

  1. Сведения об образовании:
  • Братское дошкольное педагогическое училище, 1980 год. Специальность по диплому: воспитатель детского сада.
  • Иркутский государственный педагогический институт, дефектологический факультет, 1992 год. Специальность по диплому: учитель вспомогательной школы, олигофренопедагог дошкольных учреждений.

      2. Сведения о присвоении квалификационной категории:  24 декабря 2010 года присвоена высшая квалификационная категория сроком на 5 лет  Приказ министерства образования Иркутской           области от 2010 г. №211 Мпр.

      3.  Место работы: МБДОУ "Детский сад  №5" г. Усолье - Сибирское, Иркутская область, учитель - дефектолог.

      4. Стаж педагогической работы:  35 лет, в должности учителя-дефектолога - 27 лет.

      5. Сведения о почетных званиях и наградах: "Почетный работник общего образования Российской Федерации", приказ Минобрнауки от 1.09.2010 год №982/ к-н. Благодарность Министерства      образования Иркутской области за высокиий профессионализм, достигнутые успехи в трудовой деятельности, 2011 год.

        6.   Повышение профессиональной квалификации: 

  • "Пользователь ПК. Программы видео, анимации и звука в педагогической практике", 72 часа, Институт развития образования, 2009 год.
  • "Подготовка экспертов по проведению аттестационной экспертизы педагогической деятельности", 96 часов, Институт развития образования, 2011 год.
  • "Организационно-содержательные основы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ, имеющих нарушение интеллектуального развития", 108 часов, ИИПКРО, 2012 год.
  • Приняла участие в обучающем семинаре по теме "Аттестация педагогических работников. Организация и проведение аттестационной экспертизы", ОГАОУ ДПО ИРО, 2012 год.
  • "Современные подходы к диагностике и коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста", 108 часов, ИИПКРО, 2014 год.
  • "Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования", 72 часа,ФГБОУ ВПО ИГУ факультет дополнительного образования педагогического института, 2015год.
  • "Новые возможности мультимедийной презентации" в рамках дополнительной образовательной программы повышения квлификации "ИКТ для ФГОС. Подготовка мультимедиа презентаций", 108 часов, "Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки "Мой университет", г. Петрозаводск, 2015 год.

      6. Авторские педагогические разработки (адаптационные):

  • "Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму", 2005 год.
  • "Подготовка руки к письму элементов букв", 2005 год.
  • "Ознакомление детей с ЗПР с составом чисел первого десятка", 2005 год.
  • "Система взаимодействия специалистов в коррекционно- образовательном пространстве группы для детей с задержкой психического развития", 2010 год.

"Мое профессиональное кредо":

"Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь".

                                                                                                                                     В. Ключевский (русский историк, академик)

 

     

Мои публикации:

Воспитательная работа
Коррекционная педагогика
Логопедия
Математика
Материалы для родителей
Обучение грамоте
Окружающий мир
Развитие речи
Разное
Добавить грамоту в портфолио