Статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
статья (старшая группа) на тему

Горбовская Ирина Михайловна

Представлен опыт работы с детьми с ОВЗ по использованию инновационных технологий по охране и укреплению здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Горбовская Ирина Михайловна

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«Чтобы сделать ребенка умным и    рассудительным,

                                               сделайте его крепким и здоровым»

Ж.Ж.Руссо

В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу. Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому, сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.

Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

От чего же зависит здоровье ребенка? Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, характеризуются повышенной утомляемостью. Нарушения различных психических функций головного мозга затрудняет восприятие, замедляет процессы анализа и синтеза, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности. Такие дети нуждаются в охранительном щадящем режиме и таком же отношении к ним.

В своей работе использую инновационные технологии, вариативные и дополнительные программы. Объем познавательной информации постоянно увеличивается, из-за чего растет доля умственной нагрузки в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдаю переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.  Поэтому провожу специальную работу  по снижению утомляемости и развитию работоспособности детей с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательном процессе.

Умственную работоспособность ребёнка рассматриваю как комплексный показатель функционального состояния его организма, его психофизического здоровья и как один из факторов успешности обучения. В зависимости от функциональных возможностей центральной нервной системы и, в первую очередь, тех функций, которые обеспечивают умственную деятельность ребенка с ОВЗ, определяю тот или иной уровень работоспособности. Под умственной работоспособностью понимается способность осуществлять умственную деятельность определенного объема в течение определенного времени без ярко выраженного утомления.

По данным физиологов и гигиенистов, благоприятная или неблагоприятная динамика умственной работоспособности в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми свидетельствует о тех сдвигах в функциональном состоянии ребенка, которые происходят под влиянием проводимых педагогических воздействий.

 Считаю, что длительная чрезмерная учебная нагрузка может травмировать неокрепший организм ребенка и привести к негативным реакциям в состоянии здоровья детей. Отсюда одной из основных задач  в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, но и происходит ее дальнейшее развитие без ущерба для здоровья ребенка.

 Известно, что работоспособность детей в процессе занятий зависит от многих факторов, а именно: организации занятий; длительности; степени сложности программного материала; индивидуальных особенностей детей; и самое главное – от методики проведения занятий.

Учебную деятельность осуществляю в системе, всегда выдерживаю длительность и правильную организацию занятий в соответствии с возрастными требованиями. Педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, необходимо учитывать, что увеличению утомляемости, особенно на занятиях с повышенным умственным содержанием, способствуют недостатки малых форм активного отдыха, а иногда их отсутствие:

  • Нередко физкультминутки проводятся слишком поздно, когда у детей уже наступило утомление, и они не дают нужного эффекта.
  • Не всегда соблюдается их разумная длительность: или 50-60 секунд, или, наоборот 4-4,5 минуты.
  • Не уделяется должного внимания правильному подбору содержания физкультминуток.
  • Часто сокращается время перерывов между занятиями в силу различных причин.
  • Иногда педагог увеличивает длительность занятия из-за недостатков в методике проведения опроса детей: не всегда продумываются заранее вопросы; уделяется слишком много внимания ответам одного ребенка, из-за этого снижается интерес к занятию у других детей.

Все это приводит к снижению работоспособности детей! Следовательно, педагог должен соблюдать основные принципы рациональной организации и методики проведения занятий:

  1. Соблюдение гигиенических требований к подготовке и проведению занятий.
  2. Эффективная организация детей на занятиях (расстановка мебели, удобное расположение материала и др.).
  3. Использование разных вариантов двигательных и оздоровительных разрядок.
  4. Грамотная, четкая, эмоциональная речь педагога, доброжелательный тон.
  5. Авансирование успешности в обучении (поощрение, отказ от отрицательных оценок, похвала и т.п.).
  6. Создание положительного эмоционально-психологического микроклимата.
  7. Широкое использование методов и приемов, прежде всего проблемного обучения, повышающих интерес детей к занятиям, особенно с расширенным умственным содержанием.

Известно, что при любом умственном труде основная нагрузка ложится на центральную нервную систему, а нервная система детей в силу их физиологических особенностей характеризуется небольшой выносливостью и быстрой истощаемостью. Продолжительность непрерывного внимания даже у детей 6-7 лет ограничивается в среднем 12-15 минутами. Существуют еще индивидуальные различия детей.

Помимо этого, ребенок с ОВЗ не может долго сохранять заданную позу, например малыши – только 1,5-2 минуты, старшие дети – 3-4 минуты. Поэтому в учебном процессе придаю  большое значение рациональному использованию двигательных и эмоционально-психологических разгрузок в режиме дня и занятий:

  1. Физкультурные минутки: их длительность составляет 1,5-2 минуты; они проводятся в форме разнообразных комплексов физических упражнений (6-8 упражнений) с выходом из-за столов.
  2. Минутки здоровья: длительность 1,5-2 минуты; проводятся по мере необходимости в виде:
  • комплексов упражнений для снятия напряжения мышц спины, шеи, глаз, сидя или стоя за столами;
  • массажа рук;
  • пальчиковой гимнастики;
  • дыхательной гимнастики;
  • элементов релаксации.
  1. Двигательные разрядки:
  • в процессе занятий длительностью 3-5 минут в виде игр, содержание которых подбирается в соответствии с программным материалом;
  • между занятиями длительностью до 5 минут в виде подвижных игр средней интенсивности, танцевальных движений, физических упражнений в соответствии с возможностями и интересами детей, элементов релаксации.
  1. Эмоционально-психологические разгрузки предполагают использование:
  • элементов релаксации;
  • музыки в процессе занятий и между ними, в свободное  от занятий время, во время засыпания и пробуждения детей, что способствует снятию психоэмоционального напряжения, коррекции настроения и отдельных черт характера ребенка.

 Каникулы или неделя здоровья являются одной из эффективных форм активного отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья. В содержание каникул  включали: подвижные спортивные игры и упражнения, различные виды развлечений (концерты самодеятельности, вечера юмора, игры-забавы, соревнования, аттракционы, викторины, игры-драматизации, кукольный театр и др.), свободную деятельность детей по интересам, совместные игры и развлечения детей разного возраста. Многолетняя практика проведения каникулярного отдыха в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья способствовала: снятию утомления детского организма, накопившегося в течение определенного времени в связи с ежедневной учебной нагрузкой на занятиях, восстановлению физических и психических сил ребенка; укреплению здоровья и закаливанию детей; повышению двигательной активности и накоплению положительных эмоций; созданию условий для самостоятельной деятельности детей.

Таким образом, используемые в работе с детьми с ОВЗ  здоровьесберегающие технологии позволяют одновременно решать  задачи охраны здоровья, как в психологическом, так и в физиологических аспектах.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование. – 2004. - № 17.
  2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. – 2004. - № 2.
  3. Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Яковлева Т. С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в системе логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В статье освещается вопрос использования здоровьесберегающих технологий в работе логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу. Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – охрана...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

«Применение технологии правополушарного рисования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по признаку нарушение речи».

В каждом ребенке солнце – только дайте ему светить.Кто-то, когда-то, должен ответить,Высветив правду, истину вскрыв,Что же такое трудные дети?Вечный вопрос и больной как нарыв.Вот он сидит, пере...

Презентация "Метаморфические ассоциативные карты как игровая технология в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья".

Презентация раскрывает возможность применения  метафорических ассоциативных  карт в педагогической деятельности для развития познавательной и эмоциональной сферы детей, их креативности и ком...

Статья на тему: "Эффективность применения элементов сенсорно-интегративной технологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья"

Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка для его развития. Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприят...

«Игровые технологии к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»

Игровые технологии к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами....