Здоровьесберегающие технологии в системе логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
консультация по логопедии на тему

Голубева Елена Геннадьевна

В статье освещается вопрос использования здоровьесберегающих технологий в работе логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx15.94 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в системе логопедической работы

 с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Здоровье человека – наиболее актуальная проблема развития современного общества. В начале 21 века она становится первостепенно значимой.  Предметом острой общественной тревоги становится ухудшение физического, психоневрологического, нравственного здоровья детей. В настоящее время большой процент детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья. Всё чаще встречается термин «децелерация», обозначающий замедленный темп развития у детей.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Дети с ограниченными возможностями здоровья, помимо речевых нарушений, а также нарушений познавательной деятельности, характеризуются нарушением двигательной сферы, ослабленным здоровьем. Ограниченные возможности здоровья препятствуют освоению образовательных программ и являются предпосылкой к нарушению взаимодействия детей с окружающим миром, обуславливают возникновение отклонений в их психическом развитии.

Поэтому сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач современной педагогики. Согласно основным положениям Федеральных Государственных Стандартов дошкольного образования, особое внимание уделяется организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать вторичные по своему характеру нарушения, а также способствует их успешной социализации.

   Таким образом, возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данной категорией детей, усовершенствование традиционных методов коррекционного воздействия, а также использование новых, эффективных форм и методов обучения. В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику  логопедической работы с детьми здоровьесберегающих образовательных технологий.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать  как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка с ограниченными возможностями здоровья.  

В логопедической работе применяются различные  виды здоровьесберегающих технологий, адаптированные к состоянию дефекта каждого ребёнка и к поставленным задачам его развития. Наиболее эффективны и часто используются некоторые методы:

1. Биоэнергопластика  - это содружественное взаимодействие руки и языка. Используется при выполнении артикуляционной гимнастики.

2. Дыхательная гимнастика.

 Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Целесообразно  использовать при работе с заикающимися.

      3. Су – джок терапия широко используется при автоматизации различных звуков.

4.  Артикуляционный массаж и самомассаж часто необходим при работе с детьми, имеющими двигательные нарушения, особенно с детьми с дизартрией.

5. Кинезеологические упражнения называют «Гимнастикой для ума». Способствуют согласованности деятельности обоих полушарий головного мозга, что представляет особую сложность у детей с ОВЗ.

Упр. «Лягушки» с речью.  видео

Я предлагаю вам определить своё эмоциональное состояние с помощью метода цветотерапии. Закройте глаза и представьте цвет вашего настроения в данный момент. А теперь откройте глаза и узнайте, что он обозначает.

Шкала цветового диапазона (по А. Т. Лутошкину)

красный –  эмоциональное состояние восторженное;

оранжевый – радостное;

жёлтый – светлое, приятное;

зелёный – спокойное, ровное;

синий - лёгкая тревожность;

фиолетовый – тревожное, тоскливое;

чёрный – состояние крайней неудовлетворённости.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии наряду с комплексной корреционно- логопедической помощью дают возможность сгладить имеющиеся недостатки в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка с ОВЗ, а также его успешную социализацию.

Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N

1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования"

(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

1.3. В Стандарте учитываются:

1) …индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3.2.2. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, атакже социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. (из опыта работы ДОУ)

Представлен опыт работы педагогов ДОУ в коррекционной группе для детей с ЗПР за 2010/2011 учебный год. Использование педагогами инновационных технологий в коррекционно-образовательном процессе создает...

«Современные технологии организации воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время»

Ребенок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться,радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у негомудрую и добрую улыбку,он будет смеяться зл...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Консультация для воспитателей и специалистов работающих с детьми с ОВЗ на тему:"Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...

Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья ...

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Одной из основных задач в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хор...