Главные вкладки

    Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
    статья по коррекционной педагогике на тему

    Французова Анна Николаевна

    На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло количество детей с ограниченными возможностями,  поступающих в  детский сад, и поэтому нам  необходимо создать условия для  их успешной интеграции в среду сверстников.

    Согласно стандарту, содержание коррекционно-развивающей работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении  образовательной программы детского сада.

    Психологическое сопровождение  является неотъемлемым звеном системы педагогического сопровождения этой группы детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл deti_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdrovya_2014.docx29.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида "Родничок"

    Опыт работы с детьми

    с ограниченными возможностями здоровья

    Выступление на заседании проблемной  секции по теме:

    «Дети с ограниченными возможностями здоровья.

    Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

    Материал подготовила педагог-психолог

    А.Н. Французова

    Тулун, 2016

    Дети с ограниченными возможностями здоровья.

    Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях

         На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло количество детей с ограниченными возможностями,  поступающих в  детский сад, и поэтому нам  необходимо создать условия для  их успешной интеграции в среду сверстников.

    Согласно стандарту, содержание коррекционно-развивающей работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении  образовательной программы детского сада.

    Психологическое сопровождение  является неотъемлемым звеном системы педагогического сопровождения этой группы детей.

    С детьми с ОВЗ я работаю с 2012 года. Целью  работы педагога-психолога является  обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии различных категорий детей с ОВЗ.

     За период  с 2012 по 2016 год всего по учреждению было 17 детей с ОВЗ. В 2014 году - 3 ребенка; в 2015 году -7 детей; в настоящее время -6 детей.

    Состав детей с ОВЗ  чрезвычайно неоднороден. Психологическое сопровождение получают  дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, комплексными нарушениями развития.

    Психологическое сопровождение детей с ОВЗ я осуществляю по следующим направлениям:

    1.Диагностическое направление предполагает классифицировать типичные трудности, возникающие у ребенка при освоении образовательной программы.

    На данном этапе   используются специально подобранные методики исследования позволяющие выявить уровень развития ребенка в зависимости от проблемы.

    Так, оценивая интеллектуальные возможности ребёнка, учитываю такие показатели, как умение принимать и удерживать в памяти задание, обдумывать предстоящие действия, действовать адекватно заданию, оценивать результат, переключаться с одного задания на другое.

    По моим наблюдениям наряду с задержкой развития познавательных функций у детей отмечаются нарушения в эмоционально-волевой сфере. Есть случаи, когда эти дети тяжело идут на контакт с взрослым. Поэтому использую игры-энергонизаторы в начале наших занятий. Они схожи с ритуалами приветствия, и  упражнениями по психогимнастике. Специфика таких игр заключается в ненавязчивой организации детей на работу с психологом, повышения настроения, создание атмосферы доверия и доброжелательности. Чаще всего такие игры я провожу в подгруппах, состоящих из 3-4 детей.  Погружаю детей в мир фантазии и воображения, тем самым раскрепощая ребенка, повышая самооценку и веру в свои силы и возможности. Практика показывает, что после таких игр дети с нарушениями в поведении готовы воспринимать инструкцию, распределять внимание на протяжении всего занятия.

    2.Коррекционно-развивающее направление

    На основе полученных диагностических данных  составляется план индивидуально-ориентированных мероприятий на каждого ребенка с  определением «Зоны его ближайшего развития». С учётом выявленных индивидуальных особенностей ребенка продолжительность, структура, объем, и содержание индивидуальной коррекционной работы могут и должны изменяться в соответствии с возможностями и способностями детей. Обязательно учитывается быстрая смена настроения ребенка, насколько ребенок может удерживать работоспособность в течение определенного промежутка времени, особенностьпроизвольного внимания. Индивидуальную коррекционную работу рекомендуется проводить не реже 1-2  раза в неделю.

    Большинство используемых мною упражнений имеют познавательную направленность, и содержание их определяется наличием проблем у ребенка. Но нельзя 20-25 минут работать только над повышением уровня внимания или памяти. Это вызовет у ребенка отрицательный настрой на занятие, усталость и отвлекаемость. Поэтому каждое мое занятие отличается индивидуальностью. Помимо познавательных заданий в нем, как правило, присутствуют упражнения на развитие моторики, воображения.

    С детьми, вне зависимости от выявленных нарушений здоровья, я использую артерапию. Цветные краски благотворно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка. Снижается уровень агрессивности, импульсивности и конфликтности. Для  поддержания  эмоционального интереса детей я так же использую различные методики рисования (кляксография: пластилинография рисование ладошкой, пальчиками, рисование акварелью по восковым мелкам).

       В моей практике был ребенок с отсутствием речи к 7 годам и нарушением в поведении (немотивируемая агрессивность и импульсивность). Но он успешно компенсировал себя в художественно-эстетическом направлении. Дима мастерски работал с пластилином, создавая необычные скульптуры фантастических птиц, животных, кораблей, машин и мн.др. Для него был составлен план индивидуально-ориентированных мероприятий с учетом его склонностей именно в художественном направлении. На занятия Дима шел с удовольствием и мотивацией. Его работы позже выставлялись в приемной группы как выставочные. Произнося только отдельные неразборчивые звуки, ребенок искренне радовался и гордился тем, что это его работы так внимательно все разглядывают, доброжелательно оценивают. Особо хочется отметить, что в процессе рисования и лепки снижалась агрессивность, импульсивность в поведении, ребенок  радовался  тому, что у него,получается, слепить или нарисовать то, что он задумывал.

    4.Социально-педагогическое направление предполагает изучение семейных условий воспитания и развития ребенка с ОВЗ.   Родители детей с ОВЗ должны быть заинтересованы не только в усвоении сыном или дочерью образовательной программы, но и в установлении полноценного контакта ребёнка со сверстниками.   Свое взаимодействие  с семьей ребенка  начинаю с первичной диагностики ребёнка и его семьи. На этом этапе я знакомлюсь с  родителями.  Важно  установить доверительное отношение к специалисту, вызвать заинтересованность родителей.

    Здесь хочу отметить сотрудничество со специалистом нашего учреждения учителем-логопедом Павлюченко Н.В., поскольку интеллектуальная недостаточность чаще всего сопровождается  с задержкой речи ребенка. Консультации иногда мы проводим в тесном партнерстве, объясняя родителю важность и необходимость объединения наших совместных усилий для достижения положительных результатов в развитии их  ребенка.

    Хочется так же отметить необходимость проведения городской ПМПК. На  основе  рекомендаций которой  ребенка в учреждении  составляются планы индивидуально-ориентированных мероприятий.     Родители знакомятся  с планом  и  дают свое согласие на проведение коррекционно-развивающей работы с ребенком. Практика показывает что, при максимальной заинтересованности  родителей,  дети даже со сложными диагнозами добиваются стойких, положительных изменений в развитии. Родители имеют возможность посещать индивидуальные   занятия. Подробно дается представление о том, что делать нельзя ни в коем случае (повышать голос на ребенка, терять терпение, торопить с результатом).  Попустительство и нежелание родителей  взаимодействовать со специалистами приводит чаще всего к незначительной  или полному  отсутствию динамики в развитии. Своевременные консультации, обращение к психоневрологам, дефектологам  помогает предотвратить негативные изменения в развитии ребенка, значительно улучшить психоэмоциональное и интеллектуальное развитие  ребенка.  

    Конечно же,   хочется видеть  перспективу дальнейшей работы с детьми ОВЗ. Есть большое желание видеть в своем кабинете специальное сенсорное оборудование для более успешной коррекции в развитии детей с психоэмоциональными нарушениями. Стремиться к еще более отлаженной системе в работе, совершенствовать преемственность в работе всеми специалистами ДОУ. Видеть искреннее неравнодушие в глазах и действиях родителей по отношению к их особому ребенку. Делать  все возможное для  успешной социализации и познавательного развития ребенка. Мы пониманием проблемы и готовы меняться и продолжать накапливать опыт и знания в работе с детьми с ОВЗ. А пока дети с ограниченными возможностями здоровья в нашем учреждении  приобретают элементарные навыки общения, делают первые маленькие шаги на пути социализации. Ведь жить им предстоит в социальном мире, в человеческом обществе.

    Большая победа, если этот первый опыт оказывается удачным, и ребенок получает возможность развивать наравне со своими сверстниками.

    Завершить свое выступление нам хотелось бы словами известного канадского педагога-психолога  Жана Ванье, основателя гуманитарной организации «Ковчег» для людей с проблемами умственного развития:

      «Мы исключили эту часть людей из общества,

        и надо вернуть их назад, в общество, потому

        что и они могут нас чему-то научить»

        Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

    «Каждый  ребёнок  имеет  возможность быть  психологически  готовым  кшкольному  обучению  на  своём  уровне, соответственно  свои...

    ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    ull;Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья.•Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне  специальных условий обучени...

    Опыт работы по использованию различных видов детской деятельности в развитии речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья

    В статье раскрывается опыт работы по использованию различных видов детской деятельности в развитии речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья....

    Презентация "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения"

    В данной презентации  рассказывается  об особенностях детей с ОВЗ и  создания оптимальных психолого-педагогических условий для  их полноценного речевого развития....

    «Дети с ОВЗ. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении»

    Для полноценной функциональной и социальной инклюзии необходима особая организация предметного взаимодействия, межличностных контактов и общения, равноправное партнерство, снятие социальной дистанции....