"Метод проектов" в работе с дошкольниками
статья по теме

Горбовская Ирина Михайловна

При всей своей актуальности проектная деятельность дошкольников остается малоизученным видом совместной деятельности взрослых и детей. Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя - это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Как вырастить маленького гения? - Дать возможность ребенку экспериментировать, фантазировать, искать ответы на вопросы. Ничто так не помогает мылышу развиваться и отыскивать ответы на свои вопросы как совместная исследовательская деятельность.

Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность. "Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать", - писал Песталоцци.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx37.5 КБ
Файл metod_proektov.pptx604.64 КБ

Предварительный просмотр:

Горбовская Ирина Михайловна

учитель-дефектолог

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №5»

Иркутская область, г. Усолье-Сибирское

«МЕТОД ПРОЕКТОВ» В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей.

В совместной деятельности с взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может. Они образуют зону ближайшего развития ребенка, становясь его индивидуальным достоянием на следующем этапе развития, благодаря процессу интериоризации. Доля участия ребенка в его совместной деятельности с взрослым закономерно растет с возрастом малыша. В конечном итоге (по достижении взрослости) в его индивидуальной активности может полностью воспроизводиться содержание целостной совместной деятельности. Таким образом, процесс интериоризации относится не только к отдельным действиям и психическим функциям, но и к деятельности ребенка в целом.

Выбор форм совместной деятельности, обусловленный, в первую очередь, психологическими особенностями дошкольного возраста, ведущим видом деятельности, будет зависеть от интересов и предпочтений воспитанников детского сада, от профессиональной компетентности воспитателей и специалистов дошкольного образования, от заинтересованности и включенности родителей в совместную деятельность. Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность.

       Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на  развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Иными словами, проектная деятельность (как вид культурной практики) - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым формировать практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать.

       Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Интеграция – один из ведущих принципов реализации содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка.

Метод проектов привлек внимание педагогов России в начале 20 века. Под руководством С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В качестве ведущих и прогрессивных идей в проекте выделялись:

  • Совместная проектировочная деятельность учеников с учителем;
  • Комплексный подход к реализации проекта, предусматривающий самостоятельное приобретение знаний и навыков непосредственно в процессе выполнения проекта.

Эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но в дальнейшем, постановлением ЦК ВКП/б/ в 1932 году метод проектов был осужден, и с тех пор вплоть до недавнего времени в России не предпринималось серьезных попыток широко возродить этот метод в школьной практике.

       В настоящее время в России постепенно возрождается метод проектов. Его применение связано, как и прежде, с идеей воспитания человека, «умеющего работать, постоянно проявляя свою инициативу, ставящего себе широкие практические задачи и умеющего их выполнить» (Е.С.Полат). В дошкольном образовании метод проектов фактически сделал «первые шаги». Появились преимущественно методические работы, раскрывающие отдельные аспекты использования метода проекта в образовательном процессе ДОУ.

Подходы к определению понятия «проект»:

Проект (от лат. Брошенный вперед):

  1. План, замысел.
  2. Разработанный план, совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.
  3. Предварительный текст какого-либо документа.

Проект – спрогнозированный комплекс действий по решению значимой для обучающегося проблемы. Проект завершается созданием проектного продукта.

Проектирование – процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого объекта, состояния.

Проектировать – составлять проект, делать предположения, намечать план.

Проектное обучение комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность детей (научить проектированию).

Метод проектов (в обучении детей) это способ достижения дидактической (обучающей) цели через детальную разработку проблемы (технологии), завершенный вполне реальным, осязаемым практическим результатом, который должен иметь соответствующее оформление.

       Целью проектной деятельности становится поиск способа решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой, не менее важной, - на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, наблюдение-изучение-исследование).

       Проектная деятельность – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», - писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.

       Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежит:

  • Развитие познавательных интересов детей;
  • Умение  самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях;
  • Ориентироваться в информационном пространстве;
  • Восполнять  недостающие знания и обретать умения;
  • Развитие критического мышления.

Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность, что означает стремление ребенка к постоянному углублению в проблему. Проектную деятельность  или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее: практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений; нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников; интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.

Проектная деятельность включает в себя: задание для детей, сформулированное в виде проблемы; целенаправленную детскую деятельность; формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом; результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

Применение педагогами метода проектов позволяет:

  • Строить активность ребенка на основе свободы (роль педагога при этом – руководство самостоятельной деятельностью детей и пробуждение их пытливости).
  • Развивать творческую инициативу и самостоятельность ребенка в процессе обучения.
  • Формировать следующие личностные качества ребенка:

Умение:

- работать в коллективе, ощущая себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела;

- решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участником деятельности (обучать партнеров, делиться собственным опытом);

- обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого, не воспринимать чужие успехи как свое поражение.

  • Научить не только транслировать полученные знания, но и применять их на практике – находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; устанавливать причинно-следственные связи; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов.
  • Ориентироваться в информационном пространстве.
  • Вооружить ребенка универсальным умением решения самых разных проблем, в том числе и образовательных.

Ребенок должен научиться самостоятельно приобретать знания, которые могут и должны пригодиться ему в жизни. Этому и учит метод проектов.

ПРОЕКТ – это ШЕСТЬ «П»:

1. Проблема.

2. Проектирование (планирование)

3. Поиск информации.

4. Продукт работы.

5. Презентация.

6. Портфолио проекта, т.е. проектная папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе планы, отчёты, фото и другие необходимые материалы.

Введены названия уровней осуществления проектной деятельности дошкольников, исходя из особенностей их психического развития:

  1. Подражательно-исполнительский (от 3,5 – 4 до 5 лет):

- не могут самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей;

- активная роль принадлежит взрослому, который помогает определить проблему, «заказываемую» (явно или неявно для себя) детьми, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников;

- осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне через выполнение детьми заданий, предложенным взрослым.

  1. Развивающий (конец 5 года жизни):

- могут не только принять проблему, но и самостоятельно ее выделить, уточнить цель, т.к. к этому возрасту дети уже накапливают определенный социальный опыт;

- способны выбрать необходимые средства для достижения результата     деятельности;

  - активность взрослого несколько снижается: он не только генерирует свои идеи, но и   подключается к реализации идей детей;

- роль взрослого на этом этапе: суметь увлечься (искренне, с полной отдачей) тем, чем в данный момент занят ребенок; принять интересы, желания, цели деятельности ребенка и углубить их за счет включения собственных целей и задач.

  1. Творческий (конец 6 – 7 года жизни):

- способны к творческому проектированию, которое обусловлено высоким уровнем познавательного и личностного развития детей;

- роль взрослого на этом этапе: развитие и поддержка творческой активности детей; создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели, содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом, организовать непосредственную работу.

Таким образом, проектная деятельность дошкольников – это форма учебной деятельности, основанная на свободе его участников в выражении субъективного мнения, а также в выборе как содержания деятельности, так и средств решения проблемы. На основании анализа соответствующей литературы можно представить следующую классификацию проектов:

  • По характеру результата: информационный тип; исследовательский тип; творческий тип; приключенческий тип; практико-ориентированный тип; ролево-игровой тип.
  • По форме проведения: мини-фестивали (например, «Веселые нотки», «Мир танца» и т.д.); театрализованные представления; гостиные (театральные, литературные, музыкальные); практические мастерские; викторины, КВН; сочинение сказок; игры-этюды; игры-фантазии и др.
  • По направленности развития детей: монопроекты (в рамках одного направления: физическое развитие ребенка; познавательно-речевое; социально-личностное; художественно-эстетическое); комплексные (сочетание разных направлений развития ребенка).
  • По продолжительности: краткосрочные (одно или несколько занятий в течение 1-2 недель); средней продолжительности (один-два месяца); долгосрочные (до года).
  • По числу участников: индивидуальные; групповые; межгрупповые.

Продукты проектной (детской деятельности) – это реальное средство разрешения поставленной проблемы.

  1. Внешние: альбомы (например, «Защитники Отечества», «Наш город», «Наше лето»); «Временная лента» (подбор и систематизация иллюстративного материала по определенной тематике, например, «История нашего города»); выставка (например, семейных реликвий, организация мини-музея ); выпуск рукописных изданий (например, газет, журналов, книг «Приключения в стране витаминов», «Наши помощники» - об истории создания бытовых приборов); изготовление театральной атрибутики (афиш, программ, приглашений); проспекты (например, «Наши меньшие братья» - о домашних животных; «Наши лесные друзья» - о диких животных; «Военная техника»; «Автомобили»); макеты; коллажи.
  2. Внутренние: развитие общих и специальных способностей (сенсорных, интеллектуальных, декоративно-прикладных, изобразительных, музыкальных).

Метод проектов включает в себя несколько этапов и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду: погружение в проект; организация деятельности; осуществление деятельности; презентация результатов.

Воспитатель

Дети

Погружение в проект

 Формулирует проблему проекта, сюжетную игровую ситуацию, цель и задачи.

Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить ее.

 Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности.

Организация деятельности

 Создает условия для самостоятельной деятельности детей.

Предлагает и организует:

  • Группы детей;
  • Распределяет роли, ответственность;
  • Планирование детской деятельности по решению задач проекта;
  • Формы презентации результатов, итогов работы.

 Распределяются по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов.

Осуществление деятельности

 При косвенном участии:

  • При необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует;
  • Деликатно контролирует;
  • Обогащает знания детей, повышает их эрудицию;
  • Репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает.

 Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя:

  • Выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности;
  • Консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления;
  • Ищут необходимые и недостающие знания;
  • Фантазируют;
  • Готовят презентацию.

Презентация

 Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников.

Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию.

 Демонстрируют:

  • Понимание проблемы, цели и задачи;
  • Умение планировать и осуществлять работу;
  • Найденные способы решения проблемы;
  • Самоанализ деятельности и ее результата;
  • Взаимную оценку друг друга в деятельности, способность выбрать лучших участников.

Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя – это обозначить и сформулировать проблему таким образом, чтобы дети захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное – поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Деркунская В.А. Проектная деятельность/ Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов/ О.В.Акулова, А.Г.Гогоберидзе и др. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.
  3. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Метод проектов» в работе с дошкольниками

Слайд 2

Из истории проектного метода Метод проектов возник в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем. Он связывался с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, и развитыми его последователями и прежде всего, его учеником В.Х.Килпартиком. Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы, метод проектов получил распространение в первой трети 20 века . Метод проектов привлек внимание педагогов России в начале 20 века. Под руководством С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Слайд 3

Подходы к определению понятия «проект» Проект - от лат. « Брошенный вперед ». Проектирование – процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого объекта, состояния. Проектировать – составлять проект, делать предположения, намечать план . Метод проектов (в обучении детей) – это способ достижения дидактической (обучающей) цели через детальную разработку проблемы (технологии), завершенный вполне реальным, осязаемым практическим результатом, который должен иметь соответствующее оформление . Проектное обучение комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность детей (научить проектированию ). Целью проектной деятельности становится поиск способа решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Слайд 4

Главное в проектной деятельности дошкольников Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежит: Развитие познавательных интересов детей; Умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях; Ориентироваться в информационном пространстве; Восполнять недостающие знания и обретать умения; Развитие критического мышления. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» Песталоцци.

Слайд 5

Главное в проектной деятельности дошкольников Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее: Практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений; Нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников; Интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем . Проектная деятельность включает в себя: Задание для детей, сформулированное в виде проблемы; Целенаправленную детскую деятельность; Формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом; Результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

Слайд 6

Применение педагогами «Метода проектов» Позволяет : Строить активность ребенка на основе свободы. Развивать творческую инициативу и самостоятельность ребенка в процессе обучения. Формировать личностные качества ребенка. Научить не только транслировать полученные знания, но и применять их на практике – находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; устанавливать причинно-следственные связи; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов. Ориентироваться в информационном пространстве. Вооружить ребенка универсальным умением решения самых разных проблем, в том числе и образовательных.

Слайд 7

Проект – это шесть «П»

Слайд 8

Уровни проектной деятельности дошкольников Подражательно-исполнительский (от 3,5 – 4 до 5 лет ) Развивающий (конец 5 года жизни) Творческий (конец 6 – 7 года жизни ) Проектная деятельность дошкольников – это форма учебной деятельности , основанная на свободе его участников в выражении субъективного мнения, а также в выборе как содержания деятельности, так и средств решения проблемы.

Слайд 9

Классификация проектов

Слайд 10

Классификация проектов

Слайд 11

В ДОУ используются следующие типы проектов Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях). Информационно - практико-ориентированные (дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы: оформление и дизайн группы, витражи и т.п.). Исследовательско-творческие (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна). Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему). Творческие (оформление результата в виде детского праздника и т.п.).

Слайд 12

Продукты проектной детской деятельности Внешние : Альбомы (например, «Защитники Отечества», «Наш город», «Наше лето» и др.). «Временная лента» (подбор и систематизация иллюстративного материала по определенной тематике, например, «История нашего города»). Выставка (например, семейных реликвий, организация мини-музея и др.). Выпуск рукописных изданий (например, газет, журналов, книг «Приключения в стране витаминов», «Наши помощники» - об истории создания бытовых приборов и др.). Изготовление театральной атрибутики (афиш, программ, приглашений). Проспекты (например, «Наши меньшие братья» - о домашних животных; «Наши лесные друзья» - о диких животных; «Военная техника»: «Автомобили» и др.). Макеты . Коллажи.

Слайд 13

Продукты проектной детской деятельности Внутренние: Развитие общих способностей – Познавательных (сенсорных, интеллектуальных, творческих). Практических (организаторских, конструктивно-технических). Развитие специальных способностей – Художественные: изобразительные; декоративно-прикладные; музыкальные (мелодический и ритмический слух, чувство лада); театрально-речевые (поэтический слух, выразительность интонации и мимики). Ребенок должен научиться самостоятельно приобретать знания, которые могут и должны пригодиться ему в жизни. Этому и учит метод проектов.

Слайд 14

Задачи исследовательской деятельности в дошкольном возрасте Младший дошкольный возраст Старший дошкольный возраст 1. Вхождение в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога). 1. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. 2. Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом). 2. Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. 3. Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты). 3. Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. 4. Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Слайд 15

Этапы «Метода проектов»

Слайд 16

Содержание этапов проектной деятельности Воспитатель Дети Погружение в проект Формулирует проблему проекта, сюжетную игровую ситуацию, цель и задачи. Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить ее. Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности. Организация деятельности Создает условия для самостоятельной деятельности детей. Предлагает и организует: Группы детей; Распределяет роли, ответственность; Планирование детской деятельности по решению задач проекта; Формы презентации результатов, итогов работы. Распределяются по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов.

Слайд 17

Содержание этапов проектной деятельности Воспитатель Дети Осуществление деятельности При косвенном участии: При необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует; Деликатно контролирует; Обогащает знания детей, повышает их эрудицию; Репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает. Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя: Выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности; Консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления; Ищут необходимые и недостающие знания; Фантазируют; Готовят презентацию. Презентация Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию. Демонстрируют: Понимание проблемы, цели и задачи; Умение планировать и осуществлять работу; Найденные способы решения проблемы; Самоанализ деятельности и ее результата; Взаимную оценку друг друга в деятельности, способность выбрать лучших участников.

Слайд 18

Требования к использованию «Метода проектов» в ДОУ В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Проект – это игра «всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых. Обязательное составляющее проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Слайд 19

Цель технологии «Метод проектов» – направить учебно-познавательную деятельность воспитанников на четко заданный результат, который достигается путем решения теоретической или практически значимой проблемы.

Слайд 20

Авторская страничка Горбовская Ирина Михайловна учитель-дефектолог Муниципальное бюджетное д ошкольное о бразовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №5» Иркутская область, г. Усолье-Сибирское


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование эффективных приемов и методов в работе с дошкольниками по развитию общей и мелкой моторики

Для развития мелкой моторики рук и координации движений можно использовать различные  методы и приемы работы. Но сегодня я хотела бы акцентировать ваше внимание в большей степени на развитии мелк...

Кейс-метод в работе с дошкольниками

Этот материал будет полезен как для консультации малоопытных специалистов, так и для работы....

Здоровьесозидающие приёмы и методы в работе с дошкольниками.

Здоровье – одна из главных ценностей в жизни.Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка.Поэтому, в работе с детьми применяют здор...

Научно-практическая конференция педагогов дошкольных отделений «Использование проектного метода в работе с дошкольниками»

Материал содержит в себе: цели и задачи данного мероприятия, "Положение о проведении научно-практической конференции педагогов дошкольных отделений ГБОУ Школы № 777 «Использование проектного метода в ...

Использование арт-методов в работе с дошкольниками.

Использование арт-методов в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста  позволяет  специалисту  глубже понять внутреннее состояние  ребенка,  помочь отреаги...

Актуальность проектного метода в работе с дошкольниками в контексте требований ФГОС ДО

Актуальность проектного метода в работе с дошкольниками в контексте  требований  ФГОС ДО...

Сообщение из опыта работы "«Цветотерапия, как инновационный и эффективный метод в работе с дошкольниками по здоровьесбережению»

Цветотерапия – это один из эффективных методов здоровьесбережения. Это инновационный. эффективный  способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов....