Использование арт-методов в работе с дошкольниками.
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Африкантова Татьяна Сергеевна

Использование арт-методов в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста  позволяет  специалисту  глубже понять внутреннее состояние  ребенка,  помочь отреагировать  негативные  переживания и  снять психоэмоциональное напряжение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon art-tehnologii.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Использование арт-методов в работе с дошкольниками.

Использование арт-методов в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста  позволяет  специалисту  глубже понять внутреннее состояние  ребенка,  помочь отреагировать  негативные  переживания и  снять психоэмоциональное напряжение.

По мнению А.И. Копытина кандидата медицинских наук, председателя РОО «Арт-терапевтическая ассоциация», инновационные подходы в образовании могут и должны опираться на проявление творческого потенциала детей. Но во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов в работе педагогов данные подходы не должны содержать термин «терапия». Это связано с тем, что применение методов арт-терапии имеет, прежде всего, лечебно-коррекционную направленность и требует достаточных знаний и практики  в клинической психологии или специального арт-терапевтического образования. Одним из методов творческого самовыражения  детей-дошкольников являются игры в песочнице. Песок несет в себе возможность трансформаций – он очень чуток к движениям рук. Малейшее прикосновение к песчинкам   – и вот уже просто волнистые линии превратились в порывы морского  ветра, а потом и в бурное море на котором руки сами рисуют кораблик и солнышко. Начинают приходить образы, которые сильно эмоционально заряжены, они значимы для ребенка, это его история. Невербальная  экспрессия, выраженная в продуктах творческой деятельности детей с различными эмоционально-личностными нарушениями, как правило, несет на себе отпечаток тех травмирующих моментов, которые становятся причиной поведенческих, психологических, соматических проблем.

В кабинете психолога дошкольного учреждения можно расположить песочницы-короба , как вариант, на дне можно установить зеркало и, тогда ребенок, сметая песок, может видеть свое отражение с выражением определенных эмоций.

В течение нескольких сеансов психологическая проблема ребенка определяется и отыгрывается в свободном и защищенном пространстве. Важный элемент работы с травмирующим образом – это создание в конце занятия положительного образа или придание прежнему пугающему образу  смешного или нелепого вида, выход к позитивному жизнеутверждающему началу.

В ходе индивидуальных   коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста  игры в песочнице можно рассматривать как один из естественных  способов творческого  выражения  личности ребенка. Возникающие в играх на песке образы и символы глубоко диагностичны и позволяют специалисту  выстраивать индивидуальную программу коррекции. Причем занятия в песочнице могут быть как основным, так и вспомогательным инструментом  профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми.

Как отмечают в своей книге «Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии» А.И. Копытин и Е.Е. Свистовская: «когда песочница является одним из инструментов работы с детьми, она может использоваться либо свободно, либо в соответствии с общим тематическим планом занятия».

Структура занятий с использованием  игр в песочнице как основного инструмента коррекционно-развивающей работы с детьми,   включает в себя:
• Вводную часть, где используется различные манипуляции с песком, позволяющие почувствовать ребенку структуру материала, настроиться на игровую ситуацию.
• Основную часть, которая  может сочетать спонтанную изобразительную  деятельность на песке с сочинением сказок и историй, с включением персонажей и  игрушечных героев, что традиционно используется  в юнгианской песочной терапии. Специалист может предлагать ребенку  тематическую или сюжетную основу,  сюжетно-ролевую игру.
• В заключительной части занятия очень важна вербализация чувственного опыта ребенка, рефлексия и подведение итогов.

Одна из особенностей работы с детьми состоит в том, что рефлексивный анализ арт-деятельности затруднен их возрастными особенностями, а также особенностями, обусловленными проблемой: слабой дифференциацией эмоций и чувств, ограниченным словарным запасом, социальными страхами, механизмами психологической защиты. Поэтому так важен  для специалиста на  занятиях с ребенком недирективный подход, мягкое направление и наблюдение за творческой деятельностью ребенка. То есть «для того чтобы изменения произошли, от ребенка требуется только одно — быть активным в меру его возможностей. Сами условия, задания помогут определить направление творческой деятельности, выбрать материалы, запустить механизм самоисцеления» отмечает в своей книге «Цветной мир» Л. Мардер.

Использование данной  арт-технологии психологами в дошкольных учреждениях  может  нести как профилактическую, так и коррекционно-развивающую направленность, но не в контексте медицинской и психотерапевтической работы. Важен комплексный подход к проблеме ребенка, включая семью.

Показания для применения арт-методов в образовании:
- трудности в развитии  коммуникативных навыках и эмпатии у детей; 
- психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности, низкой самооценки;
-  эмоциональные трудности;
- оптимизация психического развития в детском возрасте.

Дети редко осознают свои психологические проблемы, как что-то, мешающее им жить. Они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Арт-методы, позволяющие выразить свое состояние через рисунок, сказку,  игру в песочнице, так хорошо подходят для работы с детьми.

Литература:
1.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.:Речь,2008.- 320 с.

2. Колошина Т.Ю., Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге. – СПб.: Речь,2010. – 189 с.

3.Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии.- СПб.:Речь,2010. – 256 с.

4.Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.:Речь,2008. – 256 с.

5. Мардер Л. Цветной мир : групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. –Изд.Генезис,2007. – 147 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая конференция педагогов дошкольных отделений «Использование проектного метода в работе с дошкольниками»

Материал содержит в себе: цели и задачи данного мероприятия, "Положение о проведении научно-практической конференции педагогов дошкольных отделений ГБОУ Школы № 777 «Использование проектного метода в ...

Консультация для воспитателей «Использование интерактивных методов в работе с дошкольниками»

Ребенок воспитывается разнымислучайностями, его окружающими.Педагогика должна датьнаправление этим случайностям.В. Ф. Одоевский...

Использование проектного метода в работе с дошкольниками.

laquo;Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоени...

Доклад Использование проектного метода в работе с дошкольниками «Круги Луллия» «Экология»

Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ...