Использование арт-методов в работе с дошкольниками.
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Использование арт-методов в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста позволяет специалисту глубже понять внутреннее состояние ребенка, помочь отреагировать негативные переживания и снять психоэмоциональное напряжение.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование арт-методов в работе с дошкольниками.
Использование арт-методов в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста позволяет специалисту глубже понять внутреннее состояние ребенка, помочь отреагировать негативные переживания и снять психоэмоциональное напряжение.
По мнению А.И. Копытина кандидата медицинских наук, председателя РОО «Арт-терапевтическая ассоциация», инновационные подходы в образовании могут и должны опираться на проявление творческого потенциала детей. Но во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов в работе педагогов данные подходы не должны содержать термин «терапия». Это связано с тем, что применение методов арт-терапии имеет, прежде всего, лечебно-коррекционную направленность и требует достаточных знаний и практики в клинической психологии или специального арт-терапевтического образования. Одним из методов творческого самовыражения детей-дошкольников являются игры в песочнице. Песок несет в себе возможность трансформаций – он очень чуток к движениям рук. Малейшее прикосновение к песчинкам – и вот уже просто волнистые линии превратились в порывы морского ветра, а потом и в бурное море на котором руки сами рисуют кораблик и солнышко. Начинают приходить образы, которые сильно эмоционально заряжены, они значимы для ребенка, это его история. Невербальная экспрессия, выраженная в продуктах творческой деятельности детей с различными эмоционально-личностными нарушениями, как правило, несет на себе отпечаток тех травмирующих моментов, которые становятся причиной поведенческих, психологических, соматических проблем.
В кабинете психолога дошкольного учреждения можно расположить песочницы-короба , как вариант, на дне можно установить зеркало и, тогда ребенок, сметая песок, может видеть свое отражение с выражением определенных эмоций.
В течение нескольких сеансов психологическая проблема ребенка определяется и отыгрывается в свободном и защищенном пространстве. Важный элемент работы с травмирующим образом – это создание в конце занятия положительного образа или придание прежнему пугающему образу смешного или нелепого вида, выход к позитивному жизнеутверждающему началу.
В ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста игры в песочнице можно рассматривать как один из естественных способов творческого выражения личности ребенка. Возникающие в играх на песке образы и символы глубоко диагностичны и позволяют специалисту выстраивать индивидуальную программу коррекции. Причем занятия в песочнице могут быть как основным, так и вспомогательным инструментом профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми.
Как отмечают в своей книге «Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии» А.И. Копытин и Е.Е. Свистовская: «когда песочница является одним из инструментов работы с детьми, она может использоваться либо свободно, либо в соответствии с общим тематическим планом занятия».
Структура занятий с использованием игр в песочнице как основного инструмента коррекционно-развивающей работы с детьми, включает в себя:
• Вводную часть, где используется различные манипуляции с песком, позволяющие почувствовать ребенку структуру материала, настроиться на игровую ситуацию.
• Основную часть, которая может сочетать спонтанную изобразительную деятельность на песке с сочинением сказок и историй, с включением персонажей и игрушечных героев, что традиционно используется в юнгианской песочной терапии. Специалист может предлагать ребенку тематическую или сюжетную основу, сюжетно-ролевую игру.
• В заключительной части занятия очень важна вербализация чувственного опыта ребенка, рефлексия и подведение итогов.
Одна из особенностей работы с детьми состоит в том, что рефлексивный анализ арт-деятельности затруднен их возрастными особенностями, а также особенностями, обусловленными проблемой: слабой дифференциацией эмоций и чувств, ограниченным словарным запасом, социальными страхами, механизмами психологической защиты. Поэтому так важен для специалиста на занятиях с ребенком недирективный подход, мягкое направление и наблюдение за творческой деятельностью ребенка. То есть «для того чтобы изменения произошли, от ребенка требуется только одно — быть активным в меру его возможностей. Сами условия, задания помогут определить направление творческой деятельности, выбрать материалы, запустить механизм самоисцеления» отмечает в своей книге «Цветной мир» Л. Мардер.
Использование данной арт-технологии психологами в дошкольных учреждениях может нести как профилактическую, так и коррекционно-развивающую направленность, но не в контексте медицинской и психотерапевтической работы. Важен комплексный подход к проблеме ребенка, включая семью.
Показания для применения арт-методов в образовании:
- трудности в развитии коммуникативных навыках и эмпатии у детей;
- психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности, низкой самооценки;
- эмоциональные трудности;
- оптимизация психического развития в детском возрасте.
Дети редко осознают свои психологические проблемы, как что-то, мешающее им жить. Они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Арт-методы, позволяющие выразить свое состояние через рисунок, сказку, игру в песочнице, так хорошо подходят для работы с детьми.
Литература:
1.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.:Речь,2008.- 320 с.
2. Колошина Т.Ю., Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге. – СПб.: Речь,2010. – 189 с.
3.Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии.- СПб.:Речь,2010. – 256 с.
4.Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.:Речь,2008. – 256 с.
5. Мардер Л. Цветной мир : групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. –Изд.Генезис,2007. – 147 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая конференция педагогов дошкольных отделений «Использование проектного метода в работе с дошкольниками»
Материал содержит в себе: цели и задачи данного мероприятия, "Положение о проведении научно-практической конференции педагогов дошкольных отделений ГБОУ Школы № 777 «Использование проектного метода в ...

Использование проектного метода в работе с дошкольниками в соответствии с ФГОС
Презентация к проекту "Любимая моя мамочка"...

Консультация для воспитателей «Использование интерактивных методов в работе с дошкольниками»
Ребенок воспитывается разнымислучайностями, его окружающими.Педагогика должна датьнаправление этим случайностям.В. Ф. Одоевский...

Использование проектного метода в работе с дошкольниками.
laquo;Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоени...

Доклад Использование проектного метода в работе с дошкольниками «Круги Луллия» «Экология»
Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ...

Мастер класс для педагогов «Использование нейропсихологического метода в работе с дошкольниками»
Цель мастер-класса: Познакомить педагогов с нейропсихологическими упражнениями, играми и показать на практике, как можно использовать эту технологию в работе с дошкольниками.Задачи:-способствовать улу...
- Мне нравится (2)

