Сообщение из опыта работы "«Цветотерапия, как инновационный и эффективный метод в работе с дошкольниками по здоровьесбережению»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Цветотерапия – это один из эффективных методов здоровьесбережения. Это инновационный. эффективный  способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Её целью является обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно смело добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, умении управлять своими эмоциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_vn.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Как вы думаете: «От чего зависит эмоциональное и физическое благополучие ребенка?». Конечно, оно зависит от того, кто и  что его окружает. Это не только предметно-развивающая среда, но и мы – взрослые. Работая на протяжении многих лет с детьми, имеющими ОНР, и анализируя свой  практический опыт,  хочу поделиться с вами  очень полезным наблюдением -  одним из основных требований к развитию всесторонне развитой личности ребенка  является цвет, т.к. по своему воздействию на организм человека он имеет колоссальное значение. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Но  в своей педагогической работе  необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Ребенок и цвет – вещи неразделимые и  взаимосвязанные. Поэтому цвет для ребенка – спасательный ключик в различных критических ситуациях. Так проанализировав психо-эмоциональное состояние своих воспитанников в начале учебного года, я пришла к выводу, что в группе есть  замкнутые, неконтактные ребята, с нарушением активности.   Все это  и побудило меня  использовать в своей коррекционной работе  с дошкольниками  метод цветотерапии (хромотерапии).

Цветотерапия – это один из эффективных методов здоровьесбережения. Это инновационный. эффективный  способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Её целью является обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно смело добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, умении управлять своими эмоциями.

История цветотерапии уходит в далекое прошлое, а в современное время она официально признана медициной. Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.

 Работая по этой коррекционной методике, я заметила, что некоторые мои воспитанники выбирают яркие, насыщенные цвета – оранжевый, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот у некоторых моих дошколят  любимый серый или черный цвета,   и анализируя  это, прихожу  к выводу,  что ребята не контактны,  замкнуты и предпочитают одиночество.

И так хочется рассказать, а главное показать таким детям, что мир полон красок и света и что самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. И вот здесь мне на помощь приходит цветотерапия . Она как раз и направлена на то, чтобы  ребенок развивался в счастливом ярком мире детства и радости.

Работа  с цветом,  способствовала  решению многих  задач поставленных передо мной, как перед педагогом : знакомство с приемами управления своими чувствами, формированием навыков самоконтроля;

повышению уровня  коммуникативности детей, их эмоциональной отзывчивости  и опыта; пополнению  знаний о разнообразии окружающего мира обогащению сенсорного опыта детей; развитие слухового и зрительного внимания; снижению эмоционально-психического и телесного напряжения;

Усердно и целенаправленно решая  названные мною задачи, привели    к развитию у ребят навыков саморегуляции или по-другому, к расширению возможности управления эмоционально-волевыми процессами, обогащению сенсорно-эмоционального опыта .

Так в своей группе для этого, я  стараюсь создать максимально комфортную обстановку. Предпочтение отдаются теплой цветовой гамме помещениям группы. В спальне – успокаивающий и расслабляющий светло-бежевый цвет. В интерьере  раздевальной комнаты преимущественно преобладают более яркие и красочные цвета-   яркие стены с цветными картинками, с занимательными и познавательными стендами побуждают ребят к активным действиям и позитивному настрою.  А в групповой комнате  – нежно- салатовые, теплые  цвета на фоне светло-зеленых стен и  нежные цвета штор на окнах создают атмосферу уюта и тепла, а  дополняют эту гармонию размещенные на стенах яркие элементы гимнастики для глаз, вывески и составляющие различных развивающих центров.

  Кроме этого, детей в группе окружает разнообразный яркий и красочный дидактический материал, к которому дошкольники имеют свободный доступ и могут самостоятельно его использовать. Хочу предложить вашему вниманию несколько игр и нетрадиционного оборудования, направленного на развитие цветовосприятия и цветоощущения. Скорее всего, некоторые    вам знакомы, но надеюсь, что вы увидите новые варианты по их  использованию. Все игры  просты, но  хороши тем, что можно придумать множество вариантов  по их использованию в зависимости от решаемой задачи

Первая интересная игра по применению цветотерапии в педагогической практике- это «Раскрась день по своему».  В  самом начале  лета, когда  нашу группу стали посещать ребята нового набора, мы им предложили эту интересную игру. Дошколята активно откликнулись  и полностью погрузились в процесс. На вечернем круге общения, мои воспитанники самостоятельно обговаривают, каким же цветом «раскрасить» следующий день, т.е. предметы какого цвета будут доминировать в обстановке, окружении следующего дня. Я как, педагог, всецело поддерживаю моих воспитанником в их начинании и немного направляю их в решении организационных моментов. Так у нас с огромным успехом прошли «День красного цвета», «День зеленых оттенков», «Радужный день».

       Следующая  дидактическая игра с использованием цветотерапии это  «Разноцветная страна» -  в ходе этой игры, ребята расселяют «жильцов» (мелкие игрушки, картинки с изображением сказочных героев разных по характеру, выражающих разные эмоции) по определенным цветовым местам. Дети рассказывают, почему расселили игрушки именно так, придумывают про них занимательные истории. Можно включится в игру, создав проблемную ситуацию:  например, к счастливым, радостным жителям Желтой страны проникает злой черный колдун. Можно предложить им реальную ситуацию: попадает не колдун,  а мальчик-драчун. Дети активно придумывают невероятные истории.

     Еще одно эффективное  средство для знакомства  и применения на практике  цветотерапии. Это «Чудо-парашют» -  занимательное, нетрадиционное  оборудование, изготовленное из  разноцветной, яркой  ткани, круглой формы, которое мы с ребятами используем ежедневно, во многих видах детской деятельности. Данное пособие очень интересно, действенно, а главное позволяет эффективно организовать педагогический процесс:
- успешно решает задачи дидактического, оздоровительного и развивающего характера:
- способствует формированию двигательных навыков в основных видах движений и развитию физических качеств;

-предупреждает нарушения опорно-двигательного аппарата;

-развивает внимание, память, творческие способности и вызывают положительные эмоции;

-воспитывает  положительные, нравственно-волевые черты  личности: активность, самостоятельность и организованность.

 Применяя данное игровое оборудование  в своей педагогической практике, создаю благоприятные условия для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх, развлечениях, занятиях. Таким образом, игровое пособие «Чудо-парашют» не только развлекает, но, конечно, и развивает.

Вот такое грамотное и активное применение мною на практике эффективного  метода-  цветотерапии, привело к тому, что в детском коллективе значительно  улучшился  психологический  микроклимат;  произошла стимуляция интеллектуального и эмоционального развития дошкольников; сформировались навыков самоконтроля; значительно повысился уровень  коммуникативности детей, их эмоциональной отзывчивости  и опыта.
На положительный эффект в моей работе по данной теме повлияло и  активное участие родителей моих воспитанников. А для  этого еще в начале применения цветотерапии на практике, я познакомила наших помощников  с самим  её понятием, целью и задачами этого метода. Все проходило на заседаниях родительского клуба, на онлайн-встречах и мастер-классах.

И в завершении  наше общение, хочу процитировать высказывание  известного русского психиатра В.А.Бехтерева, который утверждал: «Умело подобранная гамма цветов, способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры!» Конечно, хочется посоветовать педагогам, смело применять на практике новые, эффективные методы по коррекционным технология,  владеть разнообразной  информацией о них, чтобы использовать эти знания не только в воспитательном и  образовательном процессе, но и повседневной  жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Система формирования экологических представлений у дошкольников в процессе внедрения инновационных технологий в ДОУ».

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного п...

Презентация к сообщению из опыта работы по теме:«Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста»

Презентация к сообщению из опыта работы по теме:«Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста»....

Презентация к сообщению из опыта работы по теме: «Инновационные технологии развития изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста»

Презентация к сообщению из опыта работы по теме: «Инновационные технологии развития изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста»....

Сообщение из опыта работы по теме: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Сообщение из опыта работы по теме: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»....

Сообщение из опыта работы "Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста"

Использование инновационных педагогических технологий открыли новые возможности воспитания и обучения, и одной из эффективных является технология "Лэпбукинг". При использовании данной технол...

Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"

Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...