Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"
консультация

Вяткина Алла Владимировна

Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется взаимодействие педагога и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. Если эти закономерности нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и ведёт к речевым нарушениям, исправить которые может только специалист.

Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется взаимодействие педагога и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг от друга, то ребёнок оказывается между двух огней. Именно поэтому так необходимо тесное сотрудничество педагога и родителей.

В поиске новых форм и способов работы с родителями заинтересовала такая форма взаимодействия, как использование Лэпбука. Целью данного пособия является обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье. «Лэпбук» (lapbook)- в дословном переводе с английского значит «наколенная книга». Основа создаётся, дополняется, совершенствуется. Это отличный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме, закрепить определённую тему, провести исследовательскую работу, анализ и сортировку информации.

Для заинтересованности родителей возникла идея донести знания, рекомендации в форме лэпбука. Пользуясь лэпбуком, родители получают возможность закрепления с ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т.д., т.е. в повседневной жизни. Использование лэпбука повышает интерес родителей и детей к совместному взаимодействию, делает процесс закрепления речевых навыков более увлекательным и успешным.

При подборе материала учитывались:

характерные моторные и психические особенности детей с ТНР;

Данный Лэпбук рассчитан на родителей детей 5-7 лет (старшего дошкольного возраста). В пособии представлен наглядный материал, игры и упражнения, направленные на развитие всех компонентов речевой системы. Все материалы имеют познавательную и развивающую направленность.

Лэпбук состоит из следующих разделов:

  • Занимательная гимнастика (артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, массаж карандашом).
  • Нейроигры (пиши-стирай, нейропрописи, нейроигры)- это упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры
  • Межполушарное развитие Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое — за логическое мышление, анализ, способности к математике, речь. Правое — за умение планировать, образное мышление, креативность, восприятие информации на слух. Для правильной работы мозга оба полушария должны быть равноценно развиты. Это называется мозговой гимнастикой, достаточно нескольких минут занятий в день. Они полезны и для детей, и для взрослых. Для проверки развитости связей между полушариями, можно провести несложный тест. Пусть он заведет одну руку за спину, а вы кисточкой прикоснитесь к любому пальцу (за исключением большого). Большим пальцем руки ребенок должен указать на место прикосновения кисточки к коже. Таких попыток должно быть 10, и, если ребенок ошибся более 3 раз, это свидетельствует о слабом развитии межполушарных связей. Я хочу провести с Вами одно упражнение:Ухо-нос. Пусть ребенок левой рукой прикоснется к кончику носа, а правой — левого уха. Одновременно нужно отвести руки от уха и носа, хлопнуть в ладоши, и изменить позицию. Правая — на носу, левая — на правом ухе.
  • Су-джок терапия- нетрадиционная восточная технология оздоровления организма. Массаж пальчиков для развития речи у детей, основанный на методе су-джок терапии, способствует улучшению взаимодействия полушарий мозга, активизирует участки, которые отвечают за речь (как устную, так и письменную). В дальнейшем он помогает улучшить память, внимание, усидчивость, а иногда и раскрывает таланты детишек.

  • Учимся, играя (дидактические игры, словесные игры; чистоговорки и игры, которые способствуют закреплению звуков и букв, театрализованные игры). Речь ребенка необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием, гораздо успешнее это осуществлять с помощью игр.
  • Это интересно (мнемотаблицы, схемы для составления рассказов, стихи, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки). Каждый родитель хочет, чтобы ребенок научился быстро воспринимать и воспроизводить полученную информацию. В  этом и помогут схемы.
  • Родителям о речи ребёнка (методика развития речи у неговорящих детей).

Формируя содержание лэпбука мы стремились охватить по возможности все стороны речевого, психического, моторного развития дошкольника. Знакомясь с данным пособием родители получают новые знания по вопросам обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями.

 

Родители подобных детей должны стать партнерами-помощниками при организации педагогом образовательного процесса, при этом, они приобрели необходимые знания и навыки в работе со своим ребенком, а дети начинают с удовольствием выполнять все поставленные задачи, и у них наблюдается положительная динамика в речевом развитии. Фактически, у детей дошкольного возраста, которые занимаются с использованием методики лэпбука, существенно улучшаются навыки звукопроизношения, при этом, наблюдается положительная динамика в развитии связанной речи, а также лексического и грамматического строения речи.

Таким образом, подводя окончательный итог, стоит отметить то, что лэпбук является оптимальной методикой, которая позволяет успешно и эффективно развивать речевые навыки детей с серьезными нарушениями речи, а следовательно, обеспечивать их стабильную социализацию в дальнейшей жизнедеятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повышение родительской компетентности в развитии речи дошкольников через использование многофункционального пособия «Развиваем речь»

Слайд 2

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. Если эти закономерности нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и ведёт к речевым нарушениям, исправить которые может только специалист.

Слайд 3

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется взаимодействие педагога и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг от друга, то ребёнок оказывается между двух огней. Именно поэтому так необходимо тесное сотрудничество педагога и родителей.

Слайд 4

« Лэпбук » ( lapbook )- в дословном переводе с английского значит «наколенная книга». Целью данного пособия является обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Слайд 5

Занимательная гимнастика (артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, массаж карандашом).

Слайд 6

Нейроигры - это упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры

Слайд 7

Межполушарное развитие – мозговая гимнастика. Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Для правильной работы мозга оба полушария должны быть равноценно развиты.

Слайд 8

Су- джок терапия - нетрадиционная восточная технология оздоровления организма. Массаж пальчиков для развития речи у детей, основанный на методе су- джок терапии, способствует улучшению взаимодействия полушарий мозга, активизирует участки, которые отвечают за речь

Слайд 9

Учимся, играя (дидактические игры, словесные игры; театрализованные игры). Речь ребенка необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием, гораздо успешнее это осуществлять с помощью игр.

Слайд 10

Это интересно ( мнемотаблицы , схемы для составления рассказов, стихи, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки)

Слайд 11

Родителям о речи ребёнка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Организация детского экспериментирования как средства развития познавательно-исследовательской деятельности"

Опыт работы содержит содеражтельный, методический и организационный аспекты развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития эколгической культуры и расширения экологиче...

«Ритмодекламация как одно из эффективных средств развития музыкальности дошкольников»

Одной из главных методических идей в работе с детьми является ритмизированная речь как основа развития музыкального слуха. Поэтому работа над развитием музыкального слуха осуществляется не только певч...

Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" для дошкольников 5-7 лет "Развиваем речь" (на основе программы О.С.Ушаковой "Развития речи дошкольников")

Данная рабочая программа адресована воспитателям, работающим по основной образовательной программе МБДОУ «ДС ОВ №20» г. Усинска, для организации работы по образовательной области «Ре...

Сообщение из опыта работы «Детское игровое экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»

laquo;Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким - нибудь  предметом.  Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, ...

Сообщение из опыта работы. "Музыкально - дидактические игры , как средство развития самостоятельной игровой деятельности детей и поддержки детской инициативы."

Сообщение из опыта по работе с дошкольниками младшего возраста в ДОУ. Творческий среднесрочный проект "Музыкально - дидактические игры, как средство развития самостоятельной игровой деятельности ...


 

Комментарии

Ларкина Марина Викторовна

Спасибо за сообщение, оно мне помогло провести родительское собрание и добиться положительных результатов.