Сообщение из опыта работы «Детское игровое экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»
опыты и эксперименты
«Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким - нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде».
М.Монтессори
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskoe_igrovoe_eksperimentirovanie.docx | 37.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы
«Детское игровое экспериментирование,
как средство развития познавательной активности дошкольников»
Подготовил:
воспитатель
МДОУ ЦРР д/с №15
Гудкова О.В.
Слайд 2
«Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким - нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде».
М.Монтессори
Слайд 3
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно абсолютно все! Следовательно, такое «исследовательское» поведение заложено в природе ребенка, но оно было «отодвинуто» особенностями системы образования.
Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых мною в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.
Слайд 4
Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня каждый воспитатель.
Я почувствовала необходимость обучать своих воспитанников нетрадиционными методами, которые бы поддерживали бы познавательный интерес и привели бы их к открытиям. Возможности такого подхода заложены в развивающей системе обучения Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова.
Слайд 5
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемою им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Собственная активность детей, так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.
Слайд 6
«Живое» действие с предметами, начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе игр при усвоении знаний об окружающем, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно – следственные связи между предметами и взаимодействия с ними, тем самым развивая доказательную сторону своей речи.
Слайд 7
Какие же принципы педагогической деятельности я использую:
- опора на субъектный опыт дошкольников, который используется качестве одного из источников обучения;
- актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков;
- индивидуализация и дифференциация обучения предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов и возможности группы в целом, групп и каждого ребенка в отдельности;
- системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, а также создание целостности знаний об окружающем мире;
- организация совместной работы педагога и детей, предполагающая планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения;
- креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей педагога и детей.
Слайд 8
В ходе планирования я обратила внимание, что фактором успешности при реализации идеи экспериментирования является соблюдение следующих психолого – дидактических условий организации учебного процесса:
- учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ребенка, включая опыт его предшествующего обучения;
- изложение знаний педагогом должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ребенка;
- в ходе обучения должно быть постоянное согласование опыта ребенка с содержанием задаваемых знаний;
- активное стимулирование ребенка к деятельности должно обеспечивать ему возможность саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
- учебный материал должен быть организован так, чтобы ребенок имел возможность выбора при выполнении заданий и решений задач;
- необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и процесса учения, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ребенок, усваивая учебный материал.
Слайд 9
Во время проведения экспериментальной деятельности необходимо насытить предметно – пространственную среду как можно большим количеством дидактического и раздаточного материала; оборудованием для проведения опытов и экспериментов, чтобы ребенок имел возможность манипулировать предметами, пересыпать, переливать, перекладывать, сравнивать, сопоставлять.
Слайд 10
Я, привлекая родителей, практикую и обеспечиваю наблюдение за такими объектами воочию как экскурсии в зоопарки, выставки животных. Если нет такой возможности, то все увидеть своими глазами дети смогут с экрана мультимедийного оборудования, телевизора, интерактивной доски и других инновационных средств. Конечно, не каждое дошкольное учреждение обладает в достаточной степени насыщенной предметно – пространственной средой, но в условиях модернизации дошкольного образования обязано к этому стремится.
Согласитесь, невозможно в век инноваций объяснить ребенку, какие то истины, показывая картинки времен наших бабушек.
Слайд 11
Я хочу вам предложить очень удобную структурно- логическую схему формирования навыков экспериментальной деятельности у младших дошкольников.
Этапы эксперимента | Вторая младшая группа | Средняя группа |
1-й этап (ориентировочный) Осознание проблемы и формулирование задач. | Неозвученное желание. Желание что-то сделать выражают словами. | Проявляют любопытство, задают первые вопросы. Задачу формулирует педагог, и дети ее понимают. |
2-й этап (прогностический) Продумывание методики, выслушивание инструкций и рекомендаций, прогнозирование результатов | Выполняют простейшие поручения взрослых, предугадывают последствия некоторых своих действий, производимых с предметами. | При проведении простейших опытов начинают отвечать на вопрос « Как это делать?», к концу года выполняют инструкции, содержащие два поручения сразу, начинают отвечать на вопрос «Что случится, если мы сделаем это?» |
3-й этап (поисково – экспериментальный) Выполнение работы, выполнение правил безопасности. | Работают с помощью педагога, начинают избегать некоторых действий, имевших неприятные последствия в прошлом. | Работают вместе с педагогом, начинают предвидеть некоторые последствия своих действий. Реагируют на предупреждения взрослых, если до этого убеждались в их правильности. Контроль со стороны взрослых обязателен. |
4-й этап (экспликационный) Наблюдение результатов, их фиксирование и анализ. | Приобретают способность пристально рассматривать объекты и явления. Взрослый должен постоянно привлекать внимание к наблюдаемому объекту. | Непрерывное наблюдение длится 1-2 минуты. К концу года начинают использовать готовые формы (фото, картинки). Запоминают последствия некоторых опытов. Отвечают на опросы по теме опытов. |
Примерное тематическое планирование по экспериментированию во второй младшей группе.
Слайд 12
№ п/п | Дата проведения | Тематика недель | Экспериментирование |
1. | 01.09. - 05.09 | До свиданья, лето! | «Красящие вещества ягод» |
2. | 08.09 - 12.09 | Наш любимый детский сад | «Веселые человечки играют» |
3. | 15.09 – 19.09 | Что растет в саду и огороде | «Красящие вещества фруктов» |
4. | 22.09 - 26.09 | Прогулка в лес | «Узнаем какая вода» |
5. | 29.09 - 03.10 | Животные | «Веселые человечки играют» |
6. | 06.10 – 10.10 | Труд людей или где работают мои родители | «Починим куклу» |
7. | 13.10.- 17.10 | Уж небо осенью дышало… | «Как листики по ветру летают» |
8. | 20.10 -24.10 | Уж небо осенью дышало… | «У воды нет вкуса и запаха» |
9. | 27.10 – 31.10 | Транспорт Путешествия | «Песок и глина. Сыпучесть» |
10. | 03.11.- 07.11 | Моя семья | «Горячо – тепло» |
11. | 10.11 – 14.11 | Моя семья | «Бумага ее свойств и качества» |
12. | 17.11- 21.11 | Какие разные дома | «Дерево и его свойства» |
13. | 24.11- 28.11 | Улицы нашего города | «Песок и глина. Рыхлость» |
14. | 01.12- 05.12 | Мы все делаем вместе | «Легкий – тяжелый» |
15. | 08.12. – 12.12 | Предметы быта - наши помощники | «Что в коробке?» |
16. | 15.12. -19.12 | Превращения | «Изготовление цветных льдинок" |
17. | 22.12 -26.12 | Чудесный праздник – новый год! | «Украсим елочку» |
18. | 12.01 -16.01 | Вот какой я! | «Горячо- холодно» |
19. | 19.01- 23.01 | Взрослые и дети | «Наши помощники» |
20. | 26.01 - 30.01 | Мир мальчиков и девочек | «Нарисуй свой портрет» |
21. | 02.02.- 06.02 | Что бывает только зимой | «Ткань: ее качества и свойства» |
22. | 09.02 -13.02 | Мои любимые игрушки | «Дерево: его качества и свойства» |
23. | 16.02 -20.02 | Любимый папа | «Игры с воздушным шариком и соломинкой» |
24. | 23.02 - 27.02 | Мамин праздник | «Солнечные зайчики» |
25. | 10.03 -13.03 | Моё имя, мои права | «Подуй на свечу» |
26. | 16.03 -20 . 03 | Здоровье в наших руках | «Проращивание луковицы» |
27. | 23.03 – 27.03 | Птицы – наши друзья | «Что звучит?» |
28. | 30.03.- 03.04 | Мои друзья и правила поведения | «Музыка или шум?» |
29. | 06.04 -10.04 | День космонавтики | «Игры с цветными стеклышками» |
30. | 13.04 -17.04 | Такие разные насекомые | «Как очаровать червя?» |
31. | 20.04 – 24.04 | Безопасное поведение | «Что горит?» |
32. | 27.04 -07.05 | Учимся понимать друг друга | «Проращивание семян в блюдцах» |
33. | 12.05.-15.05 | Веселые эксперименты | «Что в пакете?» |
34. | 18.05 -22.05 | Здравствуй лето! | «Игры с мыльными пузырями» |
Слайд 13
Это экспериментирование проводим на прогулке, в совместной деятельности в утреннее или вечернее время в центрах экспериментирования.
Также я включаю проведение опытов и экспериментов в развивающие образовательные ситуации на игровой основе – здесь мы используем серию опытов.
Я хочу вам предложить конкретные темы и опыты с объектами неживой природы.
Слайды 14-23
Объект эксперимента | Тема ОС | Опыты и эксперименты |
Вода | «В гостях у Знайки» «Незнайкины вопросы» «Водичка, водичка» «Выпал первый снег» «Хрюша - фокусник» |
(самостоятельные действия)
(самостоятельные действия)
(самостоятельные действия)
(самостоятельные действия, помощь взрослого) |
Воздух | «Живет воздух – невидимка» «Прятки – игры с ветерком» |
(самостоятельные действия)
|
Песок | «Песок – вода» «Играем с песком» |
|
Бумага | «Ай да бумага! Ну и бумага!» «Мы делили апельсин» |
|
Ткань | «Что лучше бумага или ткань?» | Приглашаем детей в мини – лабораторию!
|
Свет | «Солнечный зайчик» «Приглашение от солнца в весенний лес» «Что в коробочке» |
|
Свойства предметов изменять вес. | «Что нам лошадки привезли» |
|
Дерево | «Построим плот для медвежонка» | Впервые используется работа по центрам с их цветовым обозначением.
(дерево и бумага) (самостоятельные действия) |
Лимон и уксус | «Злой уксус и добрый лимон» |
Следующие опыты относительно опасны! Предупреждаем детей!
(сода, уксус, шарик) ) (наблюдение за действиями взрослого на безопасном расстоянии) |
Мыло | «Да здравствует мыло душистое!» «Постираем кукле Кате одежду» |
|
Слайд 24
И в заключении следует заметить, что результативность экспериментальной деятельности в вашей группе будет зависеть не столько от педагогических технологий, сколько от личности, вашего профессионализма, развития инициативы и творчества, от вашего стремления овладеть достижениями педагогических наук, освоить идеи инновационного опыта.
Слайд 25
Литература:
- Аджи А.В. «Открытые мероприятия для детей второй младшей группы»
Воронеж «Метода» 2014 г.
- Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром (экспериментирование)»
Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2013 г.
- Подгорных О.М. «Формирование целостной картины мира у детей»
Волгоград Издательство «Учитель» 2014 г.
- Рыжова Л. « Методика детского экспереминтирования»
- Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Программа по экспериментальной деятельности в детском саду...
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.
Взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира....
«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средст...
Презентация опыта работы "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"
Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического процесса во все ее сферы диктуют мне как педагогу необходимость поиска новых подходов, выбор и внедрение более эффе...
Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»
Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...
Обобщение опыта работы по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Выступление по теме: Обобщение опыта работы по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников», презентация, текст к презентац...