Сообщение из опыта работы «Детское игровое экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»
опыты и эксперименты

Гудкова Олеся Викторовна

«Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким - нибудь  предметом.  Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде».

М.Монтессори

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_igrovoe_eksperimentirovanie.docx37.65 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение  из опыта работы 

«Детское игровое экспериментирование,

как средство развития познавательной активности дошкольников»

  Подготовил:

воспитатель

МДОУ ЦРР д/с №15

Гудкова О.В.

Слайд 2

«Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким - нибудь  предметом.  Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде».

М.Монтессори

Слайд 3

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно абсолютно все!  Следовательно, такое «исследовательское» поведение заложено в природе ребенка, но оно было «отодвинуто» особенностями системы образования.

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых мною в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.

Слайд 4

Поддерживать стремление ребенка к  экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня каждый воспитатель.

Я почувствовала необходимость обучать  своих воспитанников нетрадиционными методами, которые бы поддерживали бы познавательный интерес и привели бы их к открытиям. Возможности такого подхода заложены в развивающей системе обучения Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова.

Слайд 5

Занимательные  опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемою им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Собственная активность детей,  так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.

Слайд 6

«Живое» действие с предметами, начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе игр при  усвоении знаний об окружающем, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно – следственные связи между предметами и взаимодействия с ними, тем самым развивая доказательную сторону своей речи.

Слайд 7

Какие же принципы педагогической деятельности я использую:

  • опора на субъектный опыт дошкольников, который используется  качестве одного из источников обучения;
  • актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний,  умений и навыков;
  • индивидуализация и дифференциация  обучения предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов и возможности группы в целом, групп и каждого ребенка в отдельности;
  • системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, а также создание целостности знаний об окружающем мире;
  • организация совместной работы педагога и детей, предполагающая планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения;
  • креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей педагога и детей.

Слайд 8

В ходе планирования я обратила внимание, что фактором успешности при реализации идеи экспериментирования является соблюдение следующих психолого – дидактических условий организации учебного процесса:

  • учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ребенка, включая опыт его предшествующего обучения;
  • изложение знаний педагогом должно быть направлено не только на расширение их  объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ребенка;
  • в ходе обучения должно быть постоянное согласование опыта ребенка с содержанием задаваемых знаний;
  • активное стимулирование ребенка к деятельности должно обеспечивать ему возможность саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
  • учебный материал должен быть организован так, чтобы ребенок имел возможность выбора при выполнении заданий и решений задач;
  • необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и процесса учения, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ребенок, усваивая учебный материал.

Слайд 9

Во время проведения экспериментальной деятельности необходимо насытить предметно – пространственную среду как можно большим количеством дидактического и раздаточного материала; оборудованием для проведения опытов и экспериментов, чтобы ребенок имел возможность манипулировать  предметами, пересыпать, переливать, перекладывать,  сравнивать, сопоставлять.

 Слайд 10

Я,  привлекая родителей, практикую и обеспечиваю наблюдение за такими объектами воочию как экскурсии  в зоопарки, выставки животных. Если нет такой возможности, то все увидеть своими глазами дети смогут с экрана мультимедийного оборудования, телевизора, интерактивной доски и других инновационных средств. Конечно, не каждое дошкольное учреждение обладает в достаточной степени насыщенной предметно – пространственной средой, но в условиях модернизации дошкольного образования обязано к этому стремится.

Согласитесь, невозможно в век инноваций объяснить ребенку, какие то истины, показывая картинки времен наших бабушек.

Слайд 11

Я хочу вам предложить очень удобную структурно- логическую схему формирования навыков экспериментальной деятельности у младших дошкольников.

Этапы эксперимента

Вторая младшая группа

Средняя группа

1-й этап (ориентировочный)

Осознание проблемы и формулирование задач.

Неозвученное желание. Желание что-то сделать выражают словами.

Проявляют любопытство, задают первые вопросы. Задачу формулирует педагог, и дети ее понимают.

2-й  этап (прогностический)

Продумывание методики, выслушивание инструкций и рекомендаций, прогнозирование результатов

Выполняют простейшие поручения взрослых, предугадывают последствия некоторых своих действий, производимых с предметами.

При проведении простейших опытов начинают отвечать на вопрос « Как это делать?», к концу года выполняют инструкции, содержащие два поручения сразу, начинают отвечать на вопрос «Что случится, если мы сделаем это?»

3-й этап (поисково – экспериментальный)

Выполнение работы, выполнение правил безопасности.

Работают с помощью педагога, начинают избегать некоторых действий, имевших неприятные последствия в прошлом.

Работают вместе с педагогом, начинают предвидеть некоторые последствия своих действий. Реагируют на предупреждения взрослых, если до этого убеждались в их правильности. Контроль со стороны взрослых обязателен.

4-й этап (экспликационный)

Наблюдение результатов, их фиксирование и анализ.

Приобретают способность пристально рассматривать объекты и явления. Взрослый должен постоянно привлекать внимание к наблюдаемому объекту.

Непрерывное наблюдение длится 1-2 минуты. К концу года начинают использовать готовые формы (фото, картинки).

Запоминают последствия некоторых опытов.

Отвечают на опросы по теме опытов.

Примерное тематическое планирование по экспериментированию во второй младшей группе.

Слайд 12

п/п

Дата проведения

Тематика недель

Экспериментирование

1.

01.09. - 05.09

До свиданья, лето!

«Красящие вещества ягод»

2.

08.09 - 12.09

Наш любимый детский сад

«Веселые человечки играют»

3.

15.09 – 19.09

Что растет в саду и огороде

«Красящие вещества фруктов»

4.

22.09 - 26.09

Прогулка в лес

«Узнаем какая вода»

5.

29.09 - 03.10

Животные

«Веселые человечки играют»

6.

06.10 – 10.10

Труд людей или где работают мои родители

«Починим куклу»

7.

13.10.- 17.10

Уж небо осенью дышало…

«Как листики по ветру летают»

8.

20.10 -24.10

Уж небо осенью дышало…

«У воды нет вкуса и запаха»

9.

27.10 – 31.10

Транспорт Путешествия

«Песок и глина. Сыпучесть»

10.

03.11.- 07.11

Моя семья

«Горячо – тепло»

11.

10.11 – 14.11

Моя семья

«Бумага ее свойств и качества»

12.

17.11- 21.11

Какие разные дома

«Дерево и его свойства»

13.

24.11- 28.11

Улицы нашего города

«Песок и глина. Рыхлость»

14.

01.12- 05.12

Мы все делаем вместе

«Легкий – тяжелый»

15.

08.12. – 12.12

Предметы быта - наши помощники

«Что в коробке?»

16.

15.12. -19.12

Превращения

«Изготовление цветных льдинок"

17.

22.12 -26.12

Чудесный праздник – новый год!

«Украсим елочку»

18.

12.01 -16.01

Вот какой я!

«Горячо- холодно»

19.

19.01- 23.01

Взрослые и дети

«Наши помощники»

20.

26.01 - 30.01

Мир мальчиков и девочек

«Нарисуй свой портрет»

21.

02.02.- 06.02

Что бывает только зимой

«Ткань: ее качества и свойства»

22.

09.02 -13.02

Мои любимые игрушки

«Дерево: его качества и свойства»

23.

16.02 -20.02

Любимый папа

«Игры с воздушным шариком и соломинкой»

24.

23.02 - 27.02

Мамин праздник

«Солнечные зайчики»

25.

10.03 -13.03

Моё имя, мои права

«Подуй на свечу»

26.

16.03 -20 . 03

Здоровье в наших руках

«Проращивание луковицы»

27.

23.03 – 27.03

Птицы – наши друзья

«Что звучит?»

28.

30.03.- 03.04

Мои друзья и правила поведения

«Музыка или шум?»

29.

06.04 -10.04

День космонавтики

«Игры с цветными стеклышками»

30.

13.04 -17.04

Такие разные насекомые

«Как очаровать червя?»

31.

20.04 – 24.04

Безопасное поведение

«Что горит?»

32.

27.04 -07.05

Учимся понимать друг друга

«Проращивание семян в блюдцах»

33.

12.05.-15.05

Веселые эксперименты

«Что в пакете?»

34.

18.05 -22.05

Здравствуй лето!

«Игры с мыльными пузырями»

Слайд 13

Это экспериментирование проводим на прогулке, в совместной деятельности в утреннее или вечернее время в центрах экспериментирования.

Также я включаю проведение опытов и экспериментов в развивающие образовательные  ситуации  на игровой основе – здесь мы используем серию опытов.

Я хочу вам предложить  конкретные темы и опыты с объектами  неживой природы.

Слайды 14-23

Объект эксперимента

Тема ОС

Опыты и эксперименты

Вода

«В гостях у Знайки»

«Незнайкины вопросы»

«Водичка, водичка»

«Выпал первый снег»

«Хрюша  - фокусник»

  1. Добавление в воду: краски, варенья, лимона, соли и сахара. (самостоятельные действия)
  2. Опыты с соком и водой – положить в оба стакана ложку, под стаканы положить цветную бумагу, понюхать содержимое стаканов, попробовать на вкус.

(самостоятельные действия)

  1. Растворение в воде соли и сахара.

(самостоятельные действия)

  1. Опыт со снегом – определяем температуру, определяем легкость(дуем он разлетается), узнаем, что в комнате снег тает и получается вода.

(самостоятельные действия)

  1. Окраска воды с помощью гуаши, ее замораживание и украшение участка ледяными фигурками.

(самостоятельные действия, помощь взрослого)

Воздух

«Живет воздух – невидимка»

«Прятки – игры с ветерком»

  1. Надувание воздушного шарика.

(самостоятельные действия)

  1. Ловля воздуха пакетом. (самостоятельные действия)
  2. Обмахивание веером. (самостоятельные действия)
  3. Выдыхание воздуха в стакан с водой (булькание). (самостоятельные действия)
  4. Игры с мыльными пузырями. (самостоятельные действия )
  5. Игра с вертушкой. (самостоятельные действия)

Песок

«Песок – вода»

«Играем  с песком»

  1. Рассматривание  через лупу песчинок. (самостоятельные действия)
  2. Просеивание через сито (сухого песка). (самостоятельные действия)
  3. Намочить песок водой и лепить куличики. (самостоятельные действия)
  4. Определение легкости сухого песка – подуть в трубочку на него. (самостоятельные действия)
  5. Рисование на мором песке(самостоятельные действия)

Бумага

«Ай да бумага! Ну и бумага!»

«Мы делили апельсин»

  1. Определение гладкости и шершавости. (самостоятельные действия)
  2. Определение сминаемости. (самостоятельные действия)
  3. Определение толщины бумаги. (самостоятельные действия)
  4. Определение  как рвется бумага, разная по толщине. (самостоятельные действия)
  5. Определение  как режется бумага, разная по толщине. (наблюдение за действиями взрослого)
  6. Определение  как горит бумага, разная по толщине. (наблюдение за действиями взрослого).
  7. Сравнение бумаги для рисования и салфетки  - как рвется, как комкается(самостоятельные действия); определение водопроницаемости (разливание сока в стаканы из разной бумаги). (самостоятельные действия)

Ткань

«Что лучше бумага или ткань?»

Приглашаем детей в мини – лабораторию!

  1. Сравнение на ощупь ткани и бумаги. (самостоятельные действия)
  2. Сравнение «разговорчивости» (шуршит или нет). (самостоятельные действия)
  3. Разглаживание ладошкой. (самостоятельные действия)
  4. Стирка и отжим. (самостоятельные действия)

Свет

«Солнечный зайчик»

«Приглашение от солнца в весенний лес»

«Что в коробочке»

  1. Ловля солнечных зайчиков зеркалом. (самостоятельные действия)
  2. Опыт с фонариком и коробкой. (наблюдение за действиями взрослого)
  3. Игры с фонариками. (самостоятельные действия)

Свойства предметов изменять вес.

«Что нам лошадки привезли»

  1. «Живые весы» (в ладошках определить вес двух мешочков -  с солью и поролоном) (самостоятельные действия)
  2. Опыт, что произойдет с мешочками в воде? (самостоятельные действия)

Дерево

«Построим плот для медвежонка»

Впервые используется работа по центрам с  их цветовым обозначением.

  1. Опыт «Тонет – не тонет» (камень, дерево и бумага) (самостоятельные действия)
  2. Опыт «Намокает – не намокает»

(дерево и бумага) (самостоятельные действия)

Лимон и уксус

«Злой уксус и добрый лимон»

  1. Опыт «Добавление в чай лимона» (наблюдение за действиями взрослого)
  2. Опыт «Натереть половину яблока лимонным соком, сравнение среза яблок» (наблюдение за действиями взрослого)

Следующие опыты  относительно опасны! Предупреждаем детей!

  1. Опыт «Мел + уксус» (растворение) (наблюдение за действиями взрослого на безопасном расстоянии)
  2. Опыт «Надуем газом шарик»

(сода, уксус, шарик) ) (наблюдение за действиями взрослого на безопасном расстоянии)

Мыло

«Да здравствует мыло душистое!»

«Постираем кукле Кате одежду»

  1. Опыт  «Растворение мыльных стружек в воде, образование пены» (наблюдение за действиями взрослого)
  2. Опыт «Выдувание мыльных пузырей» (самостоятельные действия)
  3. Стирка кукольного белья.

Слайд 24

И в заключении  следует  заметить, что результативность экспериментальной деятельности в вашей группе будет зависеть не столько от педагогических технологий, сколько от личности, вашего профессионализма,  развития инициативы и творчества, от вашего стремления овладеть достижениями педагогических наук, освоить идеи инновационного опыта.

Слайд 25

Литература:

  1. Аджи А.В. «Открытые мероприятия для детей второй младшей группы»

 Воронеж  «Метода»  2014 г.

  1. Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром (экспериментирование)»

Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2013 г.

  1.  Подгорных О.М. «Формирование целостной картины мира у детей»

Волгоград Издательство «Учитель» 2014 г.

  1.  Рыжова Л. « Методика детского экспереминтирования»
  2. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.

Взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира....

«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средст...

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я за...

"Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников" - представление опыта работы

Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического процесса во все ее сферы диктуют мне как педагогу необходимость поиска новых подходов, выбор и внедрение более эффе...