Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Оболтина Ольга Владимировна

Программа по экспериментальной деятельности в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oboltina_o._v.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Русская берёзка»

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Подготовила: воспитатель – Оболтина Ольга Владимировна

пгт. Кондинское 2011г.

         Я, Оболтина Ольга Владимировна, воспитатель детского сада «Русская берёзка» п. Кондинское.  Мой педагогический стаж 22 года. Я всегда испытывала потребность так организовать свой труд, чтобы он был радостным, успешным для каждого ребёнка, и носил вариативный характер. Тогда ребёнок может выбирать, что ему делать, что ему интересно, таким образом, он чувствует, ощущает своё «я» - «Я это делаю, потому что  мне это интересно». Поэтому мной и была выбрана тема для изучения «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии  ребенка в процессе познания действуют все органы чувств.   Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает,  осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет  изучаемый  материал.

 Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе. Тем  быстрее развиваются его познавательные способности, и   повышается познавательная активность.

Давайте же уточним, что такое «эксперимент» и  что такое «познавательная активность личности». Термин эксперимент (от латинского опыт, проба) чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле опыт, воспроизведения объекта познания, проверка гипотез. А познавательная активность личности:

  1. состояние человека, которое характеризуется  стремлением к учению, волевым напряжением умственных усилий в процессе овладения знаниями (И.Ф. Харламов);
  2. готовность и стремление к энергичному освоению знаний (Н.А.Половникова);
  3. проявление преобразовательного, творческого отношения индивида к объекту познания (Л.Аристова).

        Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. И повезет тому ребенку, если живущие рядом с ним взрослые, пробудят  в нем  познавательный интерес к окружающему миру.  Если нет, то ребенок будет развиваться на более низком уровне.

Но проблема заключается в том, что  очень часто в детских садах преподносят  на занятиях готовые истины, готовые выводы и обобщения.  И  вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, наблюдать, экспериментировать,  сравнивать, творить, получать какой-либо результат,  он вынужден выслушивать от педагогов готовые сведения  и отчеты о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте.
      Такое обучение можно назвать,  пассивным, то есть ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении  объекта не участвует. Способом пассивного обучения у  ребенка нет шансов развить высокую познавательную активность. Следовательно, в будущем он не будет научен, самостоятельно учиться, и самостоятельно добывать знания.
       Таким образом, нам, педагогам и родителям, необходимо так построить педагогический процесс, чтобы он принес  наибольший результат в познавательном развитии воспитанников.

Отсюда вытекает педагогическая проблема, над которой должны работать педагоги ДОУ: «Формирование познавательных способностей ребенка через его активное участие в образовательном процессе». Именно поэтому я выбрала эту тему для изучения и исследования.

Наш детский сад работает по программе “Детство”. Программа “Детство” позволяет развивать наглядно – образное мышление и воображение, любознательность и познавательную активность. У ребенка развивается интерес к экспериментированию, решению различных творческих задач. Изучив психолого-педагогическую литературу, а именно Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Дыбина О.В.« Ребенок и окружающий мир», «Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для дошкольников», Савенков А. И.
«Маленький исследователь 5-7 лет: Развитие познавательных способностей».

Проанализировав программно-методическое обеспечение, я сформулировала цель своей работы: развивать познавательные способности у детей старшего дошкольного возраста путем обогащения опыта познавательно - исследовательской деятельности.

Для достижения этой цели сформулировали следующие задачи.

Образовательные:

  1. Включение детей в познавательно- исследовательскую деятельность.
  2. Расширение кругозора.

Развивающие:

  1. Развитие у детей старшего дошкольного возраста способность  видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости.
  2. Развитие психических познавательных процессов, расширение словарного запаса ребёнка.

Воспитательные:

  1. Воспитание творческой, самостоятельной личности.
  2. Воспитание у детей интереса к процессу познания, к науке.
  3. Воспитание умения работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.
  4. Поддержание у детей инициативы, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.
  5. Привитие детям любви к своей планете, бережного отношения к природе.

В своей работе я стараюсь придерживаться следующих основных принципов: Принцип научности, адресности, принцип преемственности. Принцип поэтапности и систематичности, принцип наглядности. Известно, что дети одного и же возраста отличаются друг от друга своей работоспособностью, знаниями, развитием умений, выносливостью, вдумчивостью, темпом усвоения материала… Поэтому и требования к детям не могут быть одинаковыми и я придерживаюсь такого принципа, как индивидуальный подход. Также использую в своей практике принцип способности видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе, принцип безопасности.

Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей среды – эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. 

Поэтому я создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности дошкольников. Для этого в группе оформила центр «Науки и экспериментирования» для выполнения образовательных, развивающих, воспитывающих, стимулирующих, коммуникативных функции. Ребенок в центре «Науки и экспериментирования» чувствует себя ученым, исследователем, а взрослый является равноправным партнером, соучастником деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность. В центре «Науки и экспериментирования» я разместила: весы, микроскоп, емкости с сыпучими, жидкими, твёрдыми веществами, мерные ложечки и сосуды, алгоритмы для проведения опытов, карты наблюдения, картосхемы, бассейны для игр с водой, песком.  Оборудование находиться в свободном доступе для детей.

В центре «Природы» проводим долгосрочные наблюдения-эксперименты. Здесь же воспитанники могут познакомиться с работами сверстников предыдущих годов, обсудить их, сравнить со своими.

В своей работе я применяю много разнообразных методов и приёмов работы с детьми. Работая с детьми старшего дошкольного возраста по формированию  познавательной активности дошкольников, я заметила, что  успешны такие приёмы, как картосхемы, алгоритмы, модель обследования предмета, рабочие листы, решения проблемных ситуации с персонажами. Именно такое многообразие методов и приёмов позволяет развивать познавательную активность и любознательность детей.

Очень важно сделать в начале года перспективное планирование экспериментальной деятельности дошкольников.  Планирование детской экспериментальной деятельности включает в себя:

  1. экспериментальную деятельность, организованную педагогом;
  2. познавательные занятия с элементами экспериментирования;
  3.  демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
  4. долгосрочные наблюдения-эксперименты.


      Экспериментальную деятельность я организую в трёх основных формах: совместная деятельность педагога и воспитанника, а также самостоятельная деятельность детей и  занятие (занятие является итоговой формой работы по какой-то исследуемой проблеме, позволяющей систематизировать представления детей (1 раз в месяц)).  Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Я стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы.

Так, в процессе детского экспериментирования дети учатся:

  1. видеть и выделять проблему;
  2. принимать и ставить цель;
  3. решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;
  4. высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;
  5. фиксировать этапы действий и результаты графически.

Таким образом, важно уметь оценивать отношение детей к деятельности экспериментирования. Отношение я оцениваю по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и самой деятельности. Для отслеживания результатов  овладения детьми экспериментальной деятельностью я использую диагностические методики  уже существующие в дошкольной педагогике.

         Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества. Использую различные методы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические. С этой целью я провожу родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов. Также для родителей провожу  консультации об исследовательской деятельности, выпускаю ширмы-передвижки по данному вопросу. На одной из встреч с родителями я задала вопрос: «Нужна ли совместная проектная деятельность детей и родителей?»  Эрудиция родителей поразила меня, так как некоторые родители знакомы с проектной деятельностью.  
         Сотворчество, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности. Дети и родители очень любят заниматься в центре «Науки и экспериментирования». Родители приходили в группу и проводили с детьми опыты, работали с микроскопом, экспериментировали. Организуемая с семьей работа: помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое. В условиях тесного взаимодействия с семьей проведены следующие мини-проекты исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе?» и многие другие. Детские проекты также  включают основные элементы исследования:
выделение и постановка проблем (выбор темы исследования), выработка гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; обобщение полученных данных; подготовка и защита проекта (сообщение, доклад, создание макета...). Толчком к началу детского проекта может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба. Чем больше ребенок задаст вопросов, тем лучше. Эти вопросы помогают собрать как можно больше исходного материала, который потом будет классифицироваться. Поэтому проектно - исследовательская деятельность заняла свое место в моей системе работы в детском саду. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

        Родители помогают не только в оформлении детских мини-проектов, но и  в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

        Одной из форм работы с родителями является анкетирование. По результатам анкетирования, которое было проведено среди родителей нашей группы на тему «Организация экспериментальной деятельности в ДОУ» видно, что родители заинтересованы в развитии познавательного интереса детей, они способствуют постоянному совершенствованию их умений и навыков. Дети данного возраста очень любят задавать разные вопросы. Родители нашей группы незамедлительно отвечают на них, либо предлагают ребенку подумать и постараться самому найти ответ, развивая самостоятельность. Нередко родители ищут ответ на поставленный вопрос вместе с детьми в различных сферах деятельности (чтении, наблюдении, экскурсиях, экспериментах). Также родители отметили, что необходимо использовать экспериментальную, исследовательскую деятельность в детском саду и пожелали продолжать развивать работу в этом направлении.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. В свое время И.М.Сеченов писал о прирожденном и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство И.П.Павлов назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.

Таким образом, опираясь на свой педагогический опыт, на научный опыт выдающихся исследователей А.И.Савенкова, Л.Венгера и многих других, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской одаренности.

Аналитический анализ диагностических данных (2011г.)

        Высокий – 6%

              Средний – 54%

              Низкий – 40%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.

Взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира....

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я за...

Статья "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"

«Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель    мира»                   ...

Мастер-класс «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника»

Мастер-класс для воспитателей по организации детского экспериментирования....

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...


 

Комментарии

Бузоверова Ирина Михайловна

Я хочу поблагодарить вас из вашего предоставленного материала я для себя взяла несколько идей , как привлечь родителей к экспериментированию.