обобщение опыта работы воспитателя"Развиваем речь дошкольника посредством загадок"
материал (подготовительная группа)

данный материал будет полезен воспитателям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             «Наша речь- важнейшая часть

                                                              не только нашего поведения, но и

                                                              нашей личности, нашей души, ума».

                                                 

                                                                                         Д.С Лихачев.

Наблюдая за детьми своей группы, я заметила, что к моменту поступления в школу их речь несовершенна, словарь беден. Практически дети только овладели системой грамматических и синтаксических форм языка. Бедность словаря заключалась не только в отсутствии многих лексико-грамматических категорий в активном словаре, но и непонимании разных значений слов, переносных значений. Дети не умели различать в слове несколько значений или переносное значения слов.                                                                                    

    Я стала искать различные методы и формы работы для того, чтобы в короткие сроки решить эту проблему. А самое главное детям ещё должно быть интересно. Сначала я изучила некоторые статьи М.М. Алексеева, Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского, изучила методику О.С.Ушаковой и др. В своих статьях, они давали ответы на некоторые вопросы. А в одной из статей мне попались высказывания К.Д. Ушинского,где он выделяет одно из средств речевого развития детей- обыкновенные загадки.

   Детям  близка эта тема, так как они очень любят загадки. Я думаю, что главная причина в следующем: в загадке отражается детский опыт мышления и познания действительности. Для ребенка дошкольного возраста мир загадок полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм.

Загадки помогают детям раскрывать красоту русского языка. Они обогащают детскую речь, а также создают условия для саморазвития речи. Загадки становятся таковыми, когда предстают перед детьми не просто как забава, а как веселое, но вполне серьезное занятие, тем самым давая возможность для нас воспитателей сделать занятие занимательным, интересным. А что может быть интереснее, чем самому дошкольнику найти ответ-отгадку или придумать новую, свою собственную?

     Загадка помогает развивать способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, развивает у старших дошкольников «поэтический взгляд на действительность». В загадках обнаруживается диалогическая и обращенная речь. Примеры такой речи, я использую в качестве образца для подражания в обучении детей  обращенной речи. Также в работе по развитию речи использую доступные образцы загадок, которые непосредственно влияют на развитие речевого творчества детей. На занятиях по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) применяю загадки, в которых встречаются количественные числительные, употребляющиеся в числовом ряду от 1 до 20. Знакомя с ними, используя их в игре, тем самым помогаю детям непроизвольно запоминать числовой ряд. Загадки на занятиях по развитию речи использую для того, чтобы научить детей правильному выделению ударных слогов, что способствует развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма, а также с целью описания предмета.                                                (приложение  «Развлечения ,занятия, КВН)

    Загадка вообще универсальное средство. Её можно использовать на занятиях, прогулке, режимных моментах и в повседневной деятельности. Дети с большим увлечением и задором работали, но я заметила, что они готовы к чему- то большему. Их потенциал не раскрыт. И мы решили попробовать сами придумывать загадки.

 В моей работе этот метод был одним из увлекательных. Этот метод помог повлиять на разностороннее развитие речи дошкольников. Так, например, систематическое знакомство детей с литературными и народными загадками, специальные словарные упражнения, помогли нам создать условия для самостоятельного придумывания и отгадывания детьми загадок.

Такой метод помог нам обогатить словарь за счет многозначности слов, помог увидеть вторичные значения слов, сформировал представления о переносном значении слов. Метод помог усвоить звуковой и грамматический строй русской речи. А также раскрыть некоторые творческие способности детей.

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат» (В.А Сухомлинский)

 Придумывание загадок -это творческий процесс. Он очень сложный. Ведь придумать сложнее, чем их отгадывать. На первых порах дети с трудом придумывали загадки. Но чем больше эта работа проводилась, тем интереснее загадки придумывали дети и с большим желанием. Так как мы уже большие, мы учились придумывать загадки на все предметы: овощи, фрукты и домашних животных, вещи, мебель и другие предметы. В ходе работы я заметила, что детям очень нравился этот вид деятельности. Дети получили радость от речевого творчества.

Придуманные загадки мы записывали и оформляли в альбомы. Потом их использовать в работе: на занятиях, в игре. Этот вид деятельности их так увлек, что мы решили провести конкурс на лучшую книгу с загадками. Второй конкурс был «Придумай загадку, нарисуй отгадку». Эти конкурсы проводились совместно с родителями. Победители получили грамоты и сладкие призы.

В группе была создала предметно-развивающая среда соответственно теме самообразования: оформили альбом «Отгадай-ка», родители приобрели книги-раскраски «Отгадай и раскрась».

Была проведена работа с родителями. Перед началом работы провели анкетирование родителей. Оформила папки «Уровень развития речи детей 6-7 лет», «Роль семьи в развитие речи детей дошкольного возраста». Родителям были предложены консультации «Учите детей отгадывать загадки»«Роль загадки в развитии старших дошкольников».                                                                                                       (приложение «Для Вас, родители!)

Родители принимали участие в составлении и придумывании загадок, выполняя «домашнее задание» с детьми. С родителями проводились индивидуальные беседы, подбирала консультации. В индивидуальных беседах заостряла внимание родителей на том,что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Объясняла родителям, что взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей. «Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка -это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых ребенок находиться» (В.А Сухомлинский)

В ходе нашей работе мы не просто разгадывали остроумные загадки, но и раскрашивали картинки отгадки. Дети придумывали загадки и рисовали к ним отгадки, лепили отгадки, делали аппликации на темы: «Что это? Кто это? Когда это бывает? Во что я играю? Что здесь растёт? Кто здесь живёт? Знаешь ли ты предметы? И много других тем. Была организована выставка работ детского творчества «Отгадай наши загадки».

Играли в дидактические игры используя загадки «Что где растёт?»«Угадай цветок» «Времена года», Угадай что это?», «Кому что нужно?», «Что в шкафу?», «Что в машине?», «Кто спрятался?». Эти игры мы изготовили вместе с детьми. Бала изготовлена картотека игра с загадками                  ( приложение «Методическая копилка»)

Как результат всей нашей деятельности совместно с детьми оформлена книга загадок «Угадай-ка!»

      На сайт я поместила консультация для педагогов: «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста», тренинг для  родителей и детей: «Поиграем вместе». Подготовила выступление для педсовета: «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

В своей практике я убедилась, как с помощью загадок можно активизировать мышление и речь ребёнка, успешнее решать задачи его всестороннего,  гармоничного развития, что очень важно для подготовки к школьному обучению.

Работа, в данном направление еще ведется, она не закончена. Но я думаю, что показатели развития речи детей, слухового восприятия, воображения, памяти, внимания, логического мышления станут выше, в процессе отгадывания загадок. Систематическое обращение к загадкам, приблизили детей к пониманию народной и литературной речи, обеспечили более быстрое мыслительное, речевое и художественное развитие детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М.: Академия, 2000.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М.: Академия, 1999.
  3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981.
  4. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976.
  5. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
  6. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000.
  7. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7
  8. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (дошкольного возраста). -М.: Просвещение, 1981.
  9. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.
  10. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1983.-№7. Родионова Е.Ю., учитель-логопед 1-й категории МДОУ д/с №1, пгт. Новозавидовский, Конаковский район, Тверской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме «Развитие речи дошкольников в играх посредством повышения компетентности родителей в условиях внедрения активных форм взаимодействия участников образовательного процесса»

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи является необходимым условием работы по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи детей дошкольного возраста,...

Обобщение опыта работы воспитателя Рубенко Е.М. МБДОУ № 15 г.Кандалакша за 2016 - 2017 год по теме «Развитие речи и интегративных качеств по средствам моделирования из Lego конструктора»

В данном материале представлен опыт работы по теме с детьми с тяжелыми нарушениями речи. С помощью слаженной работы педагогов, родителей и детей мы добились отличных результатов освоения детьми...

Обобщение опыта на тему: «Развитие личности дошкольника посредством театрализованной деятельности»

Свой педагогический опыт по развитию личности дошкольника посредством театрализованной деятельности я начала через:- программу «Сказка на ладошке».  2015 г.- краткосрочный проект &laq...

Обобщение опыта работы «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка добром, лаской, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки вы...

Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности»

Актуальность проблемы сенсомоторного развития дошкольников заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия в целом предме...