Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности»
методическая разработка (подготовительная группа)

Актуальность проблемы сенсомоторного развития дошкольников заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия в целом предметов и явлений окружающего мира.

Жизнь современного человека, его деятельность в различных областях науки и техники требует хорошо развитой сенсомоторной системы. Хорошо развитая способность восприятия необходима, значит, её нужно развивать, а начинать надо с младшего дошкольного возраста.

В настоящее время внимание значительной части педагогов, психологов и социальных работников привлечено к проблемам сенсорного воспитания. Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления), что в дальнейшем влияет на успешность его обучения в школе. А от того, как сложится для ребенка школьная жизнь, зависит в дальнейшем его социализация и интеграция в общество. 

Глобальная художественная задача, которую необходимо решить с детьми на занятиях по изобразительной деятельности, – соединение предметного рисунка с цветовой организацией листа.

В создании того или иного художественного образа ребенок идет от эмоционального восприятия объекта, от цветового пятна, которое постепенно прорабатывается, совершенствуется, детализируется.

Впоследствии все больше внимания уделяется передаче основных отношений и характеристик предмета (особенности формы, специфические признаки, относительные размеры и функции и т.д.).

Начиная работу с детьми дошкольного возраста, я увидела ряд проблем, которые непосредственно отражают состояние сенсомоторного развития дошкольников.

Для того, чтобы ребенок в дальнейшем справлялся с программными задачами по изобразительной деятельности, мною была составлена система работы по развитию сенсомоторики у детей подготовительной группы.

Свою работу я разбила на три этапа (диагностический, обучающий, итоговый):

Диагностический этап включает в себя:

1. Проведение диагностического обследования детей и анкетирование родителей.
2. Оценка развивающей среды группы.

– Дополнительно проводила беседы и обсуждения с воспитателем, выявляя “проблемных” детей.
– Наблюдала за работой детей на занятиях.

В результате проведенной диагностики были выявлены дети с низким уровнем сенсомоторного развития, у этих детей нарушена мелкая моторика рук.

Неотъемлемой частью моей работы является работа с родителями. Вначале учебного года я провела анкетирование родителей на тему “Развитие сенсомоторики с детьми в домашних условиях”.

Свою работу на обучающем этапе я начала с составления перспективного плана и разработки конспектов по сенсомоторному развитию на занятиях по изобразительной деятельности с учетом результатов комплексной диагностики. При планировании занятий, которые проводились в группе, я сформулировала цели, подобрала методики и техники для работы, подготовила необходимые материалы и оборудование, продумала разнообразные формы организации детей на занятии: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за столами или расположившись в разных концах группы. 

Также мной использовалось чередование на занятии различных видов деятельности: организация практических действий, разрешение проблемных ситуаций, использование дидактических игр, музыкально-ритмических упражнений, графических заданий и др.

В данную систему занятий по изобразительному творчеству я включила три вида изобразительной деятельности :

  • рисование,
  • аппликацию,
  • лепку.

Эти занятия носят развивающий характер, так как акцент ставлю не на результат (конечный продукт деятельности ребёнка), а на сам процесс его создания.

Каждое занятие я делю на три части.

В первой части обеспечиваю накопление богатого чувственного опыта. Свою основную задачу вижу в направлении и фокусировании внимания ребенка на сенсорные ощущения при обследовании предмета.

Например, на одном из занятий обследуем с детьми веточку дерева. Обхватив тонкую ветку двумя руками, даю детям время на ее изучение, обязательно включаю действия обследования и дети ведут рукой от самого ствола до ее окончания. Каждый ребенок ощущает, как движется его рука, в каком направлении, здесь же есть и зрительный контроль. Именно эти действия становятся основой изобразительной деятельности.

Во второй части работы активизирую сенсомоторное развитие. Для этого включаю обследующее действие предмета и последующее перенесение полученного опыта в изобразительную деятельность.

Например, на занятии аппликацией предлагаю рассмотреть детям абстрактный рисунок на ткани. Даю задания: “Найдите линии, напоминающие ствол дерева, его ветви”. Затем дети вырезают и выкладывают задуманное изображение. Занятие аппликацией подразумевает бимануальное движение рук, тактильный контакт с тканями различной неоднородной структуры под контролем визуальной системы, что развивает у ребенка мышечную способность выполнять мелкие, четко дифференцированные движения.

В третьей части работы провожу совместный анализ выполненных работ (куклы, детей, педагога) и побуждаю ребенка к улучшению работы.

Данные занятия направлены на психомоторное развитие ребенка через моделирование предметной среды и начальное познание отдельных законов внешнего мира.

Для обогащения детского творчества использую поэзию, музыку, эмоциональный рассказ на занятиях. Поэтому в составленных мною конспектах, дети выполняют задания при чтении мною стихов, звучании музыки.

Для занятий я использую мотивационно-образную и фоновую музыку.

Несколько примеров подбора музыкального репертуара к моим занятиям:

Тема занятия: “Волшебные деревья”. На занятии может звучать натуральный “шум леса” – шелест листвы, щебет птиц, простукивания и шорохи. Эти звуки не являются музыкой, однако они способствуют активизации восприятия (нового вида деятельности для ребенка), образному акцентированию и выделению качественных признаков художественного образа, мотивации на образный строй всего занятия.

Для каждого занятия я подбирала различные словесные и наглядные методы и приемы, такие как:

– наблюдение
– рассматривание и ощупывание предметов
– использовала просмотр слайдов
– упражнения на тактильное определение особых свойств предметов
– для большей заинтересованности использовала показ роликов на ноутбуке.

Вследствие проведенной работы, дети научились логически мыслить, у детей развито умение хорошо ориентироваться на большом формате листа, при создании пластического образа дети научились вычленять части предмета. Обогатился словарный запас (ребенок взяв мячик в руки может рассказать какой он и при этом передавая все характеристики: зрительные, тактильные, описание действия предмета.

На этом этапе так же я спланировала различные формы работы с родителями такие как  консультации индивидуальные, подгрупповые, мастер – классы презентации, вовлечение их в продуктивную деятельность по изготовлению пособий, игр, игрушек и т.д.

Родители начали чаще обращаться за консультативной помощью по вопросам подбора игр по сенсомоторике, подбор игр в соответствии с возрастом ребенка, с чего начинать занятия с детьми.

Совместно с родителями мы изготовили игры и пособия по сенсомоторике такие как, шнуровки, мамы которые хорошо рисуют помогли нам изготовить игры по сенсорике.

Проводимые мероприятия позволили родителям получать информацию об условиях содержания ребенка в ДОУ, овладевать приемами и способами коррекционной работы, проведением различных пальчиковых игр по тренировке тонких движений пальцев рук для обучения в домашних условиях.

Для воспитателей разработала практические рекомендации по оснащению, обогащению предметно– сенсорной среды и проведения тренинга по вопросу развития мелкой моторики руки. Это дало хороший толчок в работе педагогов и они также стали активными участниками данного процесса

В группе создали расширенные центры с различными дидактическими и игровыми пособиями. Были приобретены дидактические игры и пособия по развитию сенсомоторных способностей, которыми дети занимаются как в самостоятельной, так и в совместной деятельности и пополнили их теми играми и пособиями которые мы изготовили совместно с родителями этой группы.

3 этап – это итоговая диагностика, которая обуславливает результативность работы.

Большинство детей научились правильно композиционно выстраивать свой рисунок или поделку. Хорошо развита мелкая моторика руки: умеют регулировать нажим на карандаш.

Дети научились определять форму, величину, цвет предмета, образа. Могут из группы объектов выделить предметы по одному признаку (например выделить все круглые, даже предметы разной фактуры, величины, цвета).

У детей развиты ценные качества личности, как целенаправленность, волевая регуляция, самостоятельность, инициатива, аккуратность

У детей сформировано умение целенаправленно обследовать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, творчески мыслить.

Дети научились действовать двумя руками т.е. развиты бимануальные движения.

Дети научились слышать и запоминать последовательность выполнения работы.

Хорошо развито творческое воображение, память.У каждого ребенка свое видение образа и работы получаются непохожими друг на друга.

Работа, проведенная по развитию сенсомоторики с детьми дошкольного возраста дает хорошие результаты.

 

ИЗ ЭТОГО МОЖНО СДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩИЙ ВЫВОД:

Творчество позволяет развивать не только психическую, но и физическую, телесную сферу. В результате систематически проведенных занятий у детей лучше развивается моторная и сенсорная функции, а сенсомоторное развитие влияет на познавательные функции. Все это в процессе социализации позволяет детям успешнее осваивать различные виды деятельности.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы воспитателя

Волковой Марины Игоревны

по теме самообразования

«Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности»

Актуальность проблемы сенсомоторного развития дошкольников заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия в целом предметов и явлений окружающего мира.

Жизнь современного человека, его деятельность в различных областях науки и техники требует хорошо развитой сенсомоторной системы. Хорошо развитая способность восприятия необходима, значит, её нужно развивать, а начинать надо с младшего дошкольного возраста.

В настоящее время внимание значительной части педагогов, психологов и социальных работников привлечено к проблемам сенсорного воспитания. Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления), что в дальнейшем влияет на успешность его обучения в школе. А от того, как сложится для ребенка школьная жизнь, зависит в дальнейшем его социализация и интеграция в общество.

Глобальная художественная задача, которую необходимо решить с детьми на занятиях по изобразительной деятельности, – соединение предметного рисунка с цветовой организацией листа.

В создании того или иного художественного образа ребенок идет от эмоционального восприятия объекта, от цветового пятна, которое постепенно прорабатывается, совершенствуется, детализируется.

Впоследствии все больше внимания уделяется передаче основных отношений и характеристик предмета (особенности формы, специфические признаки, относительные размеры и функции и т.д.).

Начиная работу с детьми дошкольного возраста, я увидела ряд проблем, которые непосредственно отражают состояние сенсомоторного развития дошкольников.

Для того, чтобы ребенок в дальнейшем справлялся с программными задачами по изобразительной деятельности, мною была составлена система работы по развитию сенсомоторики у детей подготовительной группы.

Свою работу я разбила на три этапа (диагностический, обучающий, итоговый):

Диагностический этап включает в себя:

1. Проведение диагностического обследования детей и анкетирование родителей.
2. Оценка развивающей среды группы.

– Дополнительно проводила беседы и обсуждения с воспитателем, выявляя “проблемных” детей.
– Наблюдала за работой детей на занятиях.

В результате проведенной диагностики были выявлены дети с низким уровнем сенсомоторного развития, у этих детей нарушена мелкая моторика рук.

Неотъемлемой частью моей работы является работа с родителями. Вначале учебного года я провела анкетирование родителей на тему “Развитие сенсомоторики с детьми в домашних условиях”.

Свою работу на обучающем этапе я начала с составления перспективного плана и разработки конспектов по сенсомоторному развитию на занятиях по изобразительной деятельности с учетом результатов комплексной диагностики. При планировании занятий, которые проводились в группе, я сформулировала цели, подобрала методики и техники для работы, подготовила необходимые материалы и оборудование, продумала разнообразные формы организации детей на занятии: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за столами или расположившись в разных концах группы.

Также мной использовалось чередование на занятии различных видов деятельности: организация практических действий, разрешение проблемных ситуаций, использование дидактических игр, музыкально-ритмических упражнений, графических заданий и др.

В данную систему занятий по изобразительному творчеству я включила три вида изобразительной деятельности :

  • рисование,
  • аппликацию,
  • лепку.

Эти занятия носят развивающий характер, так как акцент ставлю не на результат (конечный продукт деятельности ребёнка), а на сам процесс его создания.

Каждое занятие я делю на три части.

В первой части обеспечиваю накопление богатого чувственного опыта. Свою основную задачу вижу в направлении и фокусировании внимания ребенка на сенсорные ощущения при обследовании предмета.

Например, на одном из занятий обследуем с детьми веточку дерева. Обхватив тонкую ветку двумя руками, даю детям время на ее изучение, обязательно включаю действия обследования и дети ведут рукой от самого ствола до ее окончания. Каждый ребенок ощущает, как движется его рука, в каком направлении, здесь же есть и зрительный контроль. Именно эти действия становятся основой изобразительной деятельности.

Во второй части работы активизирую сенсомоторное развитие. Для этого включаю обследующее действие предмета и последующее перенесение полученного опыта в изобразительную деятельность.

Например, на занятии аппликацией предлагаю рассмотреть детям абстрактный рисунок на ткани. Даю задания: “Найдите линии, напоминающие ствол дерева, его ветви”. Затем дети вырезают и выкладывают задуманное изображение. Занятие аппликацией подразумевает бимануальное движение рук, тактильный контакт с тканями различной неоднородной структуры под контролем визуальной системы, что развивает у ребенка мышечную способность выполнять мелкие, четко дифференцированные движения.

В третьей части работы провожу совместный анализ выполненных работ (куклы, детей, педагога) и побуждаю ребенка к улучшению работы.

Данные занятия направлены на психомоторное развитие ребенка через моделирование предметной среды и начальное познание отдельных законов внешнего мира.

Для обогащения детского творчества использую поэзию, музыку, эмоциональный рассказ на занятиях. Поэтому в составленных мною конспектах, дети выполняют задания при чтении мною стихов, звучании музыки.

Для занятий я использую мотивационно-образную и фоновую музыку.

Несколько примеров подбора музыкального репертуара к моим занятиям:

Тема занятия: “Волшебные деревья”. На занятии может звучать натуральный “шум леса” – шелест листвы, щебет птиц, простукивания и шорохи. Эти звуки не являются музыкой, однако они способствуют активизации восприятия (нового вида деятельности для ребенка), образному акцентированию и выделению качественных признаков художественного образа, мотивации на образный строй всего занятия.

Для каждого занятия я подбирала различные словесные и наглядные методы и приемы, такие как:

– наблюдение
– рассматривание и ощупывание предметов
– использовала просмотр слайдов
– упражнения на тактильное определение особых свойств предметов
– для большей заинтересованности использовала показ роликов на ноутбуке.

Вследствие проведенной работы, дети научились логически мыслить, у детей развито умение хорошо ориентироваться на большом формате листа, при создании пластического образа дети научились вычленять части предмета. Обогатился словарный запас (ребенок взяв мячик в руки может рассказать какой он и при этом передавая все характеристики: зрительные, тактильные, описание действия предмета.

На этом этапе так же я спланировала различные формы работы с родителями такие как консультации индивидуальные, подгрупповые, мастер – классы презентации, вовлечение их в продуктивную деятельность по изготовлению пособий, игр, игрушек и т.д.

Родители начали чаще обращаться за консультативной помощью по вопросам подбора игр по сенсомоторике, подбор игр в соответствии с возрастом ребенка, с чего начинать занятия с детьми.

Совместно с родителями мы изготовили игры и пособия по сенсомоторике такие как, шнуровки, мамы которые хорошо рисуют помогли нам изготовить игры по сенсорике.

Проводимые мероприятия позволили родителям получать информацию об условиях содержания ребенка в ДОУ, овладевать приемами и способами коррекционной работы, проведением различных пальчиковых игр по тренировке тонких движений пальцев рук для обучения в домашних условиях.

Для воспитателей разработала практические рекомендации по оснащению, обогащению предметно– сенсорной среды и проведения тренинга по вопросу развития мелкой моторики руки. Это дало хороший толчок в работе педагогов и они также стали активными участниками данного процесса

В группе создали расширенные центры с различными дидактическими и игровыми пособиями. Были приобретены дидактические игры и пособия по развитию сенсомоторных способностей, которыми дети занимаются как в самостоятельной, так и в совместной деятельности и пополнили их теми играми и пособиями которые мы изготовили совместно с родителями этой группы.

3 этап – это итоговая диагностика, которая обуславливает результативность работы.

Большинство детей научились правильно композиционно выстраивать свой рисунок или поделку. Хорошо развита мелкая моторика руки: умеют регулировать нажим на карандаш.

Дети научились определять форму, величину, цвет предмета, образа. Могут из группы объектов выделить предметы по одному признаку (например выделить все круглые, даже предметы разной фактуры, величины, цвета).

У детей развиты ценные качества личности, как целенаправленность, волевая регуляция, самостоятельность, инициатива, аккуратность

У детей сформировано умение целенаправленно обследовать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, творчески мыслить.

Дети научились действовать двумя руками т.е. развиты бимануальные движения.

Дети научились слышать и запоминать последовательность выполнения работы.

Хорошо развито творческое воображение, память .У каждого ребенка свое видение образа и работы получаются непохожими друг на друга.

Работа, проведенная по развитию сенсомоторики с детьми дошкольного возраста дает хорошие результаты.

ИЗ ЭТОГО МОЖНО СДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩИЙ ВЫВОД:

Творчество позволяет развивать не только психическую, но и физическую, телесную сферу. В результате систематически проведенных занятий у детей лучше развивается моторная и сенсорная функции, а сенсомоторное развитие влияет на познавательные функции. Все это в процессе социализации позволяет детям успешнее осваивать различные виды деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема опыта работы: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста».

Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга уровня сформированности игровых умений. Данные показали, что у 11% детей – низкий уровень, средним уровнем обладают – 55%, 33% - имеют высокий...

План самообразования на тему: «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста посредством художественно – творческой деятельности»

Актуальность: Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положение в пространстве, а также за...

Тема опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии как средство физического развития детей дошкольного возраста»

Тема опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии как средство физического развития детей дошкольного возраста»...

План воспитателя по теме самообразования "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения"

Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения инновационных дида...

«Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности»

Сенсомоторное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о ва...