Обобщение опыта по теме «Развитие речи дошкольников в играх посредством повышения компетентности родителей в условиях внедрения активных форм взаимодействия участников образовательного процесса»
материал по теме

Желещикова Галина Михайловна

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи является необходимым условием работы по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи детей дошкольного возраста, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если педагоги и родители будут действовать согласованно. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и развития ребенка позволяют значительно повысить его эффективность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx53.41 КБ
Файл prezentatsiya_k_opytu.pptx1.76 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие речи дошкольников в играх посредством повышения компетентности родителей в условиях внедрения активных форм взаимодействия участников образовательного процесса»

        

2015 г.

Содержание

  1. Условия формирования опыта…………………………………………...…..3
  2. Теоретическая база опыта…………………………………………………….4

2.1. Современные подходы в работе с родителями……………………………..4

          2.2. Активные формы сотрудничества дошкольного

образовательного учреждения и семьи……………………..………........……….8

3. Актуальность и перспективность опыта…………………………….………12

4. Новизна опыта………………………………………………………………...13

5. Адресность опыта……………………………………………………………..13

6. Трудоемкость опыта……………………………………………..……………13

7. Технология опыта………………………………………………….………….15

8. Результативность опыта…………………………………………..…………..25

9. Библиографический список…………………………………………….…….26

  1. Условия формирования опыта

В современном обществе происходит становление новой системы дошкольного образования, поэтому с  введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется  взаимодействию дошкольного учреждения с родителями.
Важной социальной задачей, стоящей перед педагогами является оказание помощи семье в воспитании и образовании ребенка. В связи с этим изменяются не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества». В соответствии с этим родители должны стать активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Задача дошкольного учреждения –  «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи является необходимым условием работы по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи детей дошкольного возраста, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если педагоги и родители будут действовать согласованно.

  1. Теоретическая база опыта
  1. Современные подходы в работе с родителями

В настоящее время осуществляется переход от единой модели образования к плюралистическому подходу. В Законе РФ «Об образовании» в качестве принципов государственной политики упоминаются «свобода и плюрализм в образовании», «демократический, государственно-общественный характер управления образования, свобода образовательных учреждений». Педагоги получили возможность самостоятельно организовывать педагогический  процесс, использовать все многообразие форм, определять свой стиль, свои направления в работе с детьми.

Термин «новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения» пришел в российскую педагогику из зарубежной системы дошкольного образования. В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты (в том числе и дошкольное учреждение) призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Основными принципами при организации работы с семьями в рамках новой философии являются:

- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что дошкольное учреждение всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе,  что,  в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

В-четвертых, это укрепление внутрисемейных связей.

В-пятых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.

В-шестых, это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

Таким образом, при реализации новой философии взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения разработана специальная методика, которая включает три этапа:

- актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;

- педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;

- партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельностный подход.

Становясь активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения.

Связи между семьей и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить активный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями. Для этого педагоги должны находить способы сообщать информацию о ежедневных успехах воспитанников так, чтобы менялись представления родителей о их собственной роли и их взгляды на опыт, который приобретают дети в дошкольном учреждении.

В основе взаимодействия педагога и семьи по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:

1. Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада – этого единого пространства, объективной реальности – состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности».

2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ. Наиболее существенными принципами являются гуманность, толерантность, т. е. признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого; доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.

3. Открытость. Подобный подход будет действенным, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех, живущих в едином педагогическом пространстве: самих детей, членов их семей, воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, социальное окружение.  

4. Индивидуальный подход к каждой семье. Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и человеческой культуры, традиций семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого.

5. Эффективность форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Умение выделить наиболее важные проблемы сторон, привлечь внимание к ним, искать приемлемые путь решения. Формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями дошкольного образовательного учреждения.

6. Обратная связь. Она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности дошкольного учреждения.

7. Поэтапность реализации. Содержание взаимодействия детского сада и семьи основывается на поэтапности, которая вычленяет социальные аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности.

Дошкольные учреждения должны постоянно изучать и влиять на формирование образовательных запросов родителей, проектировать условия для их удовлетворения, стремиться к сотрудничеству с семьями. От степени участия родителей в образовательном процессе зависит качество работы учреждения. Родители постепенно становятся единомышленниками и помощниками профессиональных педагогов.

Таким образом, в современных условиях необходимо искать новые подходы в работе с родителями, поскольку разностороннее конструктивное взаимодействие дошкольного учреждения с семьей является важным направлением деятельности.

  1.   Активные формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи

Продуктивное совместное с родителями воспитание дошкольника – это взаимодействие семьи и детского сада по предупреждению и решению актуальных проблем воспитания при обоюдной активности и ответственности воспитывающих взрослых.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

Специалисты детского сада помогают родителям перевести воспитание в семье на новую, более высокую ступень. Однако это происходит успешно только в том случае, если специалисты изучают семью, используя разнообразные методы и формы.

Знание воспитательных возможностей семьи – важная, но не единственная составляющая рассматриваемого направления взаимодействия детского сада и семьи. Семья также имеет право на информацию о детском саде. Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают разнообразные встречи, ориентированные на знакомство с достижениями сторон и перспективами развития и воспитания дошкольников.

Важной составляющей взаимодействия детского сада и семьи является просвещение родителей, повышение их педагогической культуры. Просвещение направлено на ознакомление родителей с достижениями науки и передовым опытом в области воспитания дошкольников.

Одна из функций просвещения – информативная. Взаимодействуя с родителями, нельзя не сообщать друг другу о разнообразных фактах из жизни детей и взрослых в детском саду и семье, о состоянии ребенка, а также о развитии детско-взрослых отношений. Эта информация передается или при непосредственном общении родителей, педагогов, детей (в ходе бесед, консультаций, собраний), или опосредованно (газеты, журналы, переписка).

Среди разнообразных форм общения педагогов детского сада с родителями сохраняет свою популярность групповое родительское собрание. Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным. Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. Нетрадиционная методика проведения родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значит увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания.

Основная цель конференции, как одной из форм общения с родителями, – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию.

Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

Отличительной чертой родительских собраний-студий является то, что они носят неформальный характер. Все участники обсуждения занимают равноправное положение и одинаково активны. Положительный эмоциональный фон создается за счет просмотра игр, занятий с детьми в группах или видеозаписей разных форм работы с дошкольниками в рамках обсуждаемой темы, обязательной является рефлексия совместной деятельности по итогам обсуждения.

Студийная форма проведения собраний создает условия для активного участия родителей в обсуждении проблем. Они не просто слушают, а включаются в педагогическую деятельность в ходе дискуссии, имитационно-ролевой игры, обсуждения за «круглым столом». Собрание-студия – это способ педагогической и психологической поддержки родителей, объединения педагогических усилий, что дает родителям возможность сравнить собственную позицию с позициями педагогов и других родителей.

Собрания-студии помогают родителям лучше познакомиться с содержанием воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, а педагогам – узнать особенности воспитания в разных семьях. Приобщение к жизни детского сада создает ситуацию, в которой родители размышляют над проблемами воспитания. Кроме того, им доставляют удовольствие совместные с ребенком игры, общая командная беседа. Все это сплачивает семью, повышает ее педагогическую культуру.

        Семейная гостиная – это форма свободного общения семей воспитанников и педагогов. «Гостиная», в зависимости от задач общения, может быть поэтической, музыкальной, театральной. Гости рассказывают какие-то веселые истории, вспоминают события, происходившие с ними.

Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах.

Вечера вопросов и ответов – специфическая разновидность клубных встреч. Они могут быть однотемные и многотемные. Преимуществом такого вечера является то, что родители и другие члены семьи могут встретиться, вступить в непосредственное общение с отвечающим, получить персональный ответ.

Совместные выезды на природу, посещение театра, музея детьми, педагогами и родителями сплачивают, способствуют неформальному открытому взаимодействию. Цель таких мероприятий – не только совместный отдых, увеселение, но и опосредованное обучение родителей элементарным способам организации детско-взрослой деятельности, показ средств налаживания контактов и путей выхода из сложных педагогических ситуаций.

Конструктивной формой взаимодействия дошкольного учреждения с семьей является и семейный театр – форма, объединяющая семьи с детьми дошкольного возраста в целях возрождения и развития воспитательного потенциала семьи при поддержке педагогов.

Таким образом, для формирования сотрудничества между педагогами и родителями в условиях дошкольного учреждения необходимо использовать разнообразные формы работы с семьей, умело их сочетать и учитывать индивидуальные особенности каждой семьи.

3. Актуальность и перспективность опыта

Среди множества проблем, находящихся на стыке клинических дисциплин специальной психологии и педагогики, проблема приобщения семьи к формированию правильной речи, тем более актуальна, что все большее число детей страдает нарушениями речи. Это предмет всеобщего внимания, с которым сталкивается большинство родителей. Вопрос заключается в подключении семьи к формированию и развитию речи у ребенка.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад — первый внесемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт.

Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянного активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала.

4. Новизна опыта

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общеобразовательные учреждения.

В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и развития ребенка позволяют значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.

Новизна опыта состоит в использовании технологий новых форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников по вопросу повышения уровня развития речи детей дошкольного возраста.

  1. Адресность опыта

В данной работе рассматриваются вопросы, которые будут полезны:

- педагогическим работникам всех уровней;

- родителям;

- всем, кого интересует данная проблема.

  1. Трудоемкость опыта

Трудности, возникающие при использовании данного опыта:

- наличие высокого уровня педагогической компетентности педагога как интегральной характеристики деловых и личностных качеств специалиста, отражающий уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений;

- педагогическая пассивность родителей, т.е. непонимание родителями своей воспитательной функции, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а именно они выступают социальными заказчиками;

- несформированность у родителей «педагогической рефлексии» - неумение самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами;

- преобладание рационализма в общении педагогов с родителями – педагог выступает в роли информатора семьи о жизни ребенка в детском саду, и зачастую относится к родителям, как к объектам воспитания.

Длительность работы над опытом

        Работа над опытом охватывает период с сентября 2013 года по настоящее время.

 Осуществлялась она поэтапно:

Первый этап (2013-2014). Анализ научно-методической литературы; определение цели, задач.

Второй этап (2014-2017). Изучение семей воспитанников, потребностей родителей в области воспитания детей, составление перспективных планов работы с родителями на текущий учебный год, внедрение активных форм сотрудничества с родителями.

Диапазон опыта

Представленный опыт работы включает систему активных форм работы дошкольного учреждения с семьями воспитанников, которые обеспечивают эффективное взаимодействие и привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ, в частности к процессу развития речи детей дошкольного возраста в игре.

7. Технология опыта

Постановка цели и задач

        Цель работы: с помощью активных форм взаимодействия способствовать повышению компетентности родителей в вопросе развития речи детей дошкольного возраста.

        Для реализации поставленной цели были намечены следующие задачи:

- изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;

- апробировать активные формы работы с семьями воспитанников;

- содействовать росту и развитию активной родительской позиции;

- повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;

- оказывать помощь родителям в выполнении ими воспитательных функций, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Этапы работы

  1.  Поисковый

Изучение и анализ литературы, подбор материалов для игр

  1. Аналитический

Определение основных направлений работы

Составление подробного плана работы

  1. Практический
  1. Изучение семей воспитанников (информационно-аналитическое направление)
  2. Внедрение активных форм сотрудничества

Принимая во внимание итоги мониторинга по развитию речи, проводимого в дошкольном учреждении, который показал низкий уровень по данному предмету, было принято решение вести дополнительную деятельность по развитию речи детей. (Приложение 16). Для того чтобы процесс развития речи был максимально целостным и многосторонним и в соответствие с рекомендациями Федерального государственного образовательного стандарта, была поставлена цель – включить родителей воспитанников в образовательно-воспитательную деятельность по развитию речи детей.

После отбора, изучения и анализа литературы, посвященной проблеме развития речи детей дошкольного возраста и подбора материалов для речевых игр, определились основные  задачи работы с родителями:

- просвещение родителей в области речевого развития детей дошкольного возраста;

- обучение играм, способствующим развитию речи;

- эмоционально-психологическая поддержка родителей.

Далее, учитывая направления работы, был сформирован  план работы.

Для того чтобы работа с родителями велась систематически, были разработаны перспективные планы работы на учебный год:

Перспективный план  работы с родителями на 2014 -2015 год

Перспективный план работы с родителями на 2015 – 2016 год

Информационно-аналитическое направление

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Вся работа с детьми по развитию речи происходила в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы.

Чтобы качественно и целенаправленно проводить работу с семьями, необходимо обладать исключительной информацией о родителях воспитанников. Поэтому начинать знакомство необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему помогло правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, выработать тактику общения с каждым родителем, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Использовались следующие актуальные методы взаимодействия по  изучению семей: 

-  знакомство с каждой семьей (беседы, посещение семьи на дому, анкеты);

- установление контакта с родителями (доброжелательный разговор, конкретные, точные ответы на вопросы родителей);

- выявление структуры семьи и ее психологический климат (сбор информации, наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей во время приема и ухода детей).

Кроме вышеперечисленных методов изучения проводились индивидуальные беседы с родителями с целью выяснения речевой среды, в которой непосредственно воспитывается ребенок: с кем наиболее часто общается, кто из ближнего окружения наиболее заинтересован в развитии речи ребенка, придает этому вопросу первостепенное значение.

Внедрение активных форм сотрудничества

При введении активных форм сотрудничества учитывались следующие аспекты:

Первый.

В запланированных формах использовались методы активизации родителей, направленные на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. А также методы, имеющие активизирующий характер: вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников, подключение родителей к приведению аналогичных примеров.

Второй.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания детей дошкольного возраста, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. В связи с этим был сделан акцент на просвещение и обучение родителей умению играть с детьми.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм работы с родителями, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у

родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Наглядно-информационное направление включает формы организации общения педагогов и родителей, решает задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяет правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Принимая во внимание, что доминирующими задачами в работе с родителями являются просвещение родителей в области речевого развития детей дошкольного возраста и обучение играм, способствующим развитию речи, были подготовлены папки-передвижки следующей тематики:  «Настольно-печатные игры для развития речи», «Влияние речевых игр на развитие ребенка», «Развитие речевого дыхания у детей», «Игры на развитие внимания», «Маме на заметку», «Как быстро учить стихи». Данная информация была красиво и эстетично оформлена, а так же украшена иллюстрациями и содержала полезные материалы для родителей, соответствующие заданной теме. Важно отметить, что такие иллюстрированные статьи очень полезны: они помогают правильно воспитывать детей, правильно формировать взгляды родителей на детей, а также рассказывают много интересных фактов.

В дополнение к папкам-передвижкам разрабатывались буклеты:  «Игры на кухне», «Игры с крупами», «Занимательные задания», «Развиваем руку, развиваем речь», «Семья и речь ребенка». Информационную ценность буклетов трудно переоценить. Эта форма удобна тем, что родители могут, получив буклет не только прочитать имеющийся в ней материал, но и поиграть со своими детьми в предложенные игры.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов дошкольного учреждения по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно в равной степени ответственными участниками образовательного процесса.

Принципиальное значение в данном вопросе имеет правильный подход к планированию и организации мероприятий.

Индивидуальные беседы о развитии речи детей возникали или по инициативе родителей при появлении трудностей и проблем, касающихся развития речи детей и происходили как очно при непосредственном контакте, так и заочно через телефонную связь или с использованием социальных сетей, или по инициативе педагога. Отметим, что при общении с родителями педагог строил беседу так, чтобы родители убедились, что они имеют дело с профессионалом, любящим и умеющим учить и воспитывать детей. Конкретные советы давались только в том случае, если родитель просил совета.

Тематические консультации для родителей по своему характеру близки к беседам и служат одной из форм индивидуальной и дифференцированной работы с семьей. Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать им квалифицированный совет, чему-то научить. На том основании, что основная цель взаимодействия – развитие речи детей в игре, были подобраны следующие консультации для родителей: «Речевое общение с ребенком в семье», «Семейное чтение», «Наши пальчики и игры», «Речевые игры по дороге домой», «Речевые игры: что это и как играть?», «Говорим правильно», «Подвижные игры для развития речи», «Речевые игры на прогулке», «Влияние на здоровье и речевое развитие ребенка теле, видео и компьютерной информации», «Развитие речи дошкольника в играх».

Необходимо подчеркнуть, что данная форма работы с родителями позволяет воспитателю, с одной стороны, в доверительной обстановке обсудить все аспекты воспитания и обучения ребенка, а с другой – получить от родителей важную для себя информацию. В ходе консультации поддерживается атмосфера открытого обсуждения, семьям предоставляется возможность свободно высказываться о том, что их волнует. Также педагог просит родителей сообщать информацию, касающуюся их детей и особенностей ситуации в семье.

Основная роль в работе с родителями продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как групповые родительские собрания. Поскольку в современном обществе изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей, проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Использование в работе нетрадиционных форм проведения собраний позволяет строить общение на основе диалога, открытости, искренности в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.

Родительское собрание  «С мамой и папой играем, дружно речь у детей развиваем!» в форме литературного КВН было полностью посвящено развитию речи детей. Наряду с вывешенным заблаговременно объявлением о времени проведения и теме собрания, родителям индивидуально выдавались красочные приглашения. Так же были подобраны пословицы и поговорки о речи, подготовлены материалы к проведению литературного КВН. На собрании выступал  приглашенный специалист – учитель-логопед с информацией об итогах мониторинга речевого развития детей. Родителям было предложено поиграть в речевые игры, которые используются педагогом в режимных моментах и в совместной деятельности с детьми, после чего родители приняли участие в КВН: вспоминали детских писателей, перечисляли произведения Чуковского, разгадывали ребусы, восстанавливали в памяти стихотворения о временах года, разыгрывали диалоги сказочных персонажей с помощью театральных атрибутов, объясняли слова, не используя речь. В заключении родителям были выданы памятки «Как читать детям».

В целом собрание прошло конструктивно, эмоционально и оживленно, родители принимали активное участие, задавали вопросы, откликались на реплики педагогов. По завершению и через некоторое количество времени делились впечатлениями и мнениями.

Ввиду того, что ключевая идея опыта - включение родителей воспитанников в образовательно-воспитательную деятельность по развитию речи детей,  составной частью проведения родительских  собраний были выбраны следующие мероприятия:

На Мастер-классах «Играя, развиваем речь детей» и «Дидактическая игра как средство развития речи детей» родители на практике познакомились с играми, которые можно использовать не только в дошкольном учреждении, но и по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном  ребенка и узнали, что развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь с  ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.  

На другом Мастер-классе «Расскажи сказку» родителям было продемонстрировано, как изготовить пособие, которое в игровой форме помогает детям быстро и последовательно запомнить и пересказать сказку.

В Творческих  мастерских «Мастерим игры»  родителям было предложено изготовить для детей «волшебные кубики» и дидактическую игру «Подбери лепесток». В первую очередь были раскрыты цели и задачи по применению пособий на практике, далее родители мастерили предложенные игры, а после изготовления, апробировали получившиеся пособия, участвуя в играх.

Практикум «Игры для развития фантазии и словесного творчества» познакомил родителей с основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи. Родители принимали участие в творческих играх и на практике обучались игровым приемам.

На Открытом показе с детьми «Игры с предметами в развитии речи» родителям было наглядно представлено, каким образом осуществляется работа по развитию речи в дошкольном учреждении, какие предметы могут быть включены в игры. Родители смогли убедиться, что детям доставляет большую радость играть, они с интересом включались в игру, проявляли речевую активность.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Было принято решение в рамках опыта организовать с родителями День самоуправления, когда родителям предоставляется возможность принять участие в организации, а затем и самостоятельно провести непосредственно образовательную деятельность, режимные моменты (утреннюю гимнастику, прогулку, приём пищи, подготовку ко сну и т.д.). При организации дня самоуправления особое внимание было уделено подбору материала для развития речи детей: требовался материал, который без специальной подготовки могли бы использовать родители, чтобы не испытывать затруднения или неловкости при проведении  деятельности с детьми. Многие родители с радостью и готовностью откликнулись на просьбы педагога и по подготовленным конспектам провели запоминающиеся мероприятия с детьми.

Для реализации содержания работы по развитию речи детей в играх  путем повышения компетентности родителей в условиях внедрения активных форм взаимодействия  применялись как коллективные, так и индивидуальные формы деятельности. Отметим, что целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседы, задушевного разговора, консультаций-размышлений, выполнения индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы и т.п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это помогает лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома. Психологическим условием такого успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.

8. Результативность опыта

Благодаря процессу внедрения активных форм развивающая среда пополнилась играми по развитию речи детей, мы включили в работу с родителями новые формы, которые позволили перейти на более эффективный и высокий уровень взаимодействия.

Значительно вырос уровень развития речи детей.

Так же опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка. Родители стали прислушиваться к советам и рекомендациям, делиться своим мнением и впечатлениями. К концу года родители стали принимать активное участие и проявлять интерес к процессу развития речи детей.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима.

Итак, анализ результативности опыта показал следующее:

- у родителей появился интерес к содержанию воспитательно-образовательного процесса с детьми, в частности к проблеме развития речи детей;

- родители стали стремится к индивидуальным контактам с воспитателями по вопросам развития и воспитания детей;

- родители стали проявлять участие в совместной творческой деятельности с детьми.

Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни группы и детского сада.

9. Библиографический список

  1. Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей.– М.: Центр педагогического образования, 2009 г.
  2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья.- М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001
  3. Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.
  4. Герасимова А. Развиваем речь ребенка от рождения до семи лет.– М., 2012.
  5. Горшенина В.В., Самошкина И.В., Черкасова Н.П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
  6. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  7. Заводнова Н.В. Развитие логики и речи у детей. Игры и упражнения. – Ростов– на Дону: Феникс, 2010 .
  8. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие, -2-е изд. –М.: Айрис – пресс, 2007
  9. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду.– М.: Центр педагогического образования, 2012.
  10. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. – М.: Творческий центр, Сфера, 2011.
  11. Максаков А.И.Развитие правильной речи ребёнка в семье, Издательство: «Мозаика-Синтез», 2008.
  12. Максаков А.И. Учите, играя. - М.: Мозаика – Синтез, 2012.
  13. Метенова Н.М. Взрослым о детях,         
  14. Метенова Н.М. Родительские собрания в детском саду
  15. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. – М.: АРКТИ, 2009.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Развитие речи дошкольников в играх посредством повышения компетентности родителей в условиях внедрения активных форм взаимодействия участников образовательного процесса»

Слайд 2

наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетентность

Слайд 3

«работа с родителями» «сотрудничество» Философия взаимодействия

Слайд 4

Проблема приобщения семьи к формированию правильной речи, тем более актуальна, что все большее число детей страдает нарушениями речи. Это предмет всеобщего внимания, с которым сталкивается большинство родителей. Вопрос заключается в подключении семьи к формированию и развитию речи у ребенка. Актуальность

Слайд 5

Ц ель работы: способствовать повышению компетентности родителей в вопросе развития речи детей дошкольного возраста с помощью активных форм взаимодействия З адачи: изучить и проанализировать литературу по данной проблеме; апробировать активные формы работы с семьями воспитанников; содействовать росту и развитию активной родительской позиции; повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка; оказывать помощь родителям в выполнении ими воспитательных функций, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Слайд 6

Итоги мониторинга по развитию речи детей

Слайд 7

Этапы работы

Слайд 8

просвещение родителей в области речевого развития детей дошкольного возраста; обучение играм, способствующим развитию речи; эмоционально-психологическая поддержка родителей. Задачи работы с родителями

Слайд 9

Нетрадиционные формы организации общения (по Кротовой Т.В.)

Слайд 10

знакомство с каждой семьей (беседы, посещение семьи на дому, анкеты); установление контакта с родителями (доброжелательный разговор, конкретные, точные ответы на вопросы родителей); выявление структуры семьи и ее психологический климат (сбор информации, наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей во время приема и ухода детей). Информационно-аналитическое направление

Слайд 11

Папки-передвижки Настольно-печатные игры для развития речи Влияние речевых игр на развитие ребенка Маме на заметку Как быстро учить стихи Наглядно-информационное направление

Слайд 12

Буклеты Игры на кухне Игры с крупами Развиваем руку – развиваем речь Наглядно-информационное направление

Слайд 13

Т ематические консультации для родителей: « Речевое общение с ребенком в семье » « Семейное чтение » « Наши пальчики и игры » « Речевые игры по дороге домой » « Речевые игры: что это и как играть?» Познавательное направление

Слайд 14

Литературный КВН «С мамой и папой играем, дружно речь у детей развиваем!» Познавательное направление

Слайд 15

Мастер-классы Творческие мастерские

Слайд 16

День самоуправления Досуговое направление

Слайд 17

Творческая мастерская «От сказки к сказке» КВН «Речевое развитие средствами театрализованной деятельности» Семинар-практикум «Развитие связной речи детей» Круглый стол«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Мастер-класс «Умные планшеты» День дублера Фотовыставка «Вот как мы играем» Планируемые мероприятия с родителями:

Слайд 18

Пополнение Высокий уровень развивающей среды взаимодействия Внедрение активных форм

Слайд 19

у родителей появился интерес к содержанию воспитательно-образовательного процесса с детьми, в частности к проблеме развития речи детей; родители стали стремится к индивидуальным контактам с воспитателями по вопросам развития и воспитания детей; родители стали проявлять участие в совместной творческой деятельности с детьми. Анализ результативности опыта показал следующее:

Слайд 20

Сравнительный анализ мониторинга по развитию речи

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия участников образовательного процесса

Доклад на тему:  «Современные формы взаимодействия участников образовательного процесса»....

Обобщение опыта на тему: «Развитие личности дошкольника посредством театрализованной деятельности»

Свой педагогический опыт по развитию личности дошкольника посредством театрализованной деятельности я начала через:- программу «Сказка на ладошке».  2015 г.- краткосрочный проект &laq...

Доклад на тему: «Современные формы взаимодействия участников образовательного процесса».

Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного вз...

План "Развитие вариативных форм взаимодействия участников образовательного процесса в ДОО"

План работы методической группы на учебный год по теме "Развитие вариативных форм взаимодействия участников образовательного процесса в ДОО"...

Литературная гостиная как форма взаимодействия участников образовательного процесса

Представленые материалы могут быть полезны для взаимодействия специалистов ДОО и школы в работе с детьми, в том числе с ТНР и ОВЗ в целомЛитературная гостиная позволяет в максимальной степени реализов...

Формы взаимодействия участников образовательного процесса по вопросам преемственности ДОУ и начальной школы в условиях реализации ФГОС

В статье раскрываются вопросы преемственности между ДОУ и НОО в условиях ФГОС. Рассматривается возможность применения инновационных форм взаимодействия участников образовательного процесса.Ключе...