Консультация "Построение развивающего пространства в специализированных группах детского сада"
материал по теме

Горбовская Ирина Михайловна

В консультации педагогам даны практические рекомендации по организации  развивающей среды в группе для детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postroenie_razvivayushchego_prostranstva.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Построение развивающего пространства

в специализированных группах детского сада»

Консультация для воспитателей

                 Важную роль в развитии ребенка с нарушениями психического и физического здоровья играет окружающее пространство.

                Л.С.Выготский писал: «Следя за больными детьми, в конечном счете, мы видим, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды…»

               Специально организованное жизненное пространство должно стимулировать активность ребенка, делать его творцом своего предметного окружения и, следовательно, творцом своей личности. При построении развивающей среды в специализированных группах детского сада, которые посещают дети с задержкой психического развития, нужно опираться на ряд принципов организации пространства в группе. Это, прежде всего:

  1. Сочетание привычных и неординарных элементов.
  2. Открытость – закрытость пространства.
  3. Гибкое зонирование, стимулирующее самостоятельность и творчество ребенка.
  4. Возможность свободного выбора деятельности.
  5. Принцип стабильности – динамичности, которые позволяют сочетать двигательную активность и созидание окружающей среды в соответствии с желаниями и настроением.

           Психофизические особенности детей с проблемами психофизического развития предполагают на первоначальном этапе коррекционной работы насыщение сенсомоторного пространства, так как при дефектах подобного типа, как правило, наблюдается выраженное отставание в развитии восприятия, речи, общей моторики и координации движений, недостаточность эмоционально-волевой сферы, бедность игровой и продуктивной деятельности.

          Совершенствование двигательных функций ребенка происходит успешнее, когда в игровой комнате есть спортивный комплекс, лесенка, горка, турник, канат, маты для прыжков, мячи и др.

          Навыки ползания, общая координация движений и одновременно коррекция страхов темноты и замкнутого пространства отрабатываются в играх со специальным матерчатым туннелем, сшитым из темной ткани и надетым на обруч.

          Легкие, но достаточно большие «строительные блоки» - обклеенные картонные коробки, покрывала, деревянные рамки, ширмы, мебель групповой комнаты – позволяют изменить границы и конфигурацию пространства группы, могут быть переоборудованы по желанию детей в корабль, крепость, замок и обыграны в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх.

          Специально изготовленные «психологические норки» и самостоятельно построенные детьми «домики» создают не только ощущение защищенности и уединения, служат атрибутами для игры, но и позволяют реализовать творческую активность, ведь строить дом для ребенка – все равно, что строить самого себя.

         

        Разнообразные графические изображения на полу, стенах, подоконниках (волно и зигзагообразные линии, традиционные классики, «следы зверей и птиц», клавиши пианино и др.) стимулируют двигательную и игровую активность, «показывают» новые возможности движений и действий (так ходит медведь, это зайчик проскакал, а это змея проползла).

         Боксерская груша в группе, «мягкие стенки», обитые толстым поролоном по росту ребенка, предметы неопределенной формы, закрепленные на полу (по типу куклы Гамби – гнущейся фигурки с непрорисованным лицом), агрессивные куклы бибабо (волк, баба-яга), пластиковые бутылки с песком для пинания тренируют мышцы ног и рук, помогают снять чрезмерное мышечное напряжение, выразить чувства гнева, враждебности, фрустрации.

         В качестве неструктурированной среды для игр полезно использовать песок и воду, как наиболее эффективное терапевтическое средство из всех игровых материалов. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно: в поверхность луны, пляж, бассейн – возможности здесь безграничны. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных, замкнутых детей. А остаться сухим ребенку помогает накидка из целлофановой пленки длиной до пола, с прорезью для головы и рук.

        Перечисленное оборудование позволяет не только активизировать двигательную и творческую активность детей, но и обеспечивает постоянную физическую нагрузку, поддерживающую психофизический тонус, способствует снятию мышечного и эмоционального напряжения.

        Кинестетический способ репрезентации окружающего мира, характерный для дошкольного возраста, предполагает развитие разномодальных ощущений. Возможность получения многообразных ощущений из окружающего пространства может быть обеспечена различными материалами, находящимися в помещении группы и в свободном пользовании детей, специально организованными игровыми занятиями, детским экспериментированием.

        Тактильные ощущения и осязание успешно развиваются в играх с набивными подушечками различной фактуры и размером (внутри насыпаны песок, рис, горох, камушки); резиновыми шарами, наполненными мукой, крахмалом, сыпучими продуктами. Вещества различной субстанции, используемые в игровой и продуктивной деятельности детей (глина, опилочное тесто, фольга); емкости с водой различной температуры, экспериментирование с плавающими и тонущими предметами; тактильные дощечки; «чудесные мешочки» с мелкими предметами сделают занятия не только развивающими, но и увлекательными.

     

          Обоняние и вкусовые ощущения совершенствуются в играх с флакончиками, наполненными разнообразными пахучими веществами; с тряпичными куклами, набитыми сухими травами (душица, смородина, мелисса, валериана – одновременно и успокаивают ребенка и меняют его настроение и самочувствие).

           Зрительные и слуховые ощущения развиваются при подборе «музыки». Дети ударяют металлической палочкой по бутылкам с водой, наполненным до разного уровня, звенят колокольчиками, имеющими различную тональность, ищут одинаковые «звучащие коробочки», наполненные разнообразными веществами. Музыкальный фон в группе с использованием классических произведений, специальных шумовых эффектов (шум моря, пение птиц и т.п.) позволяет создать необходимый эмоциональный настрой, успокоить перевозбудившихся детей.

           Детям очень нравятся игры со светом и темнотой, а ведь долгая зима дает массу возможностей устроить настоящее светопреставление в спальне. И всего-то надо выключить свет и зажечь фонарик, поменять цветную пластинку – комната станет синей, а потом малиновой, даже привычный прыгающий солнечный зайчик может «перекраситься» в волшебные цвета.

           Игры с тенью (на что похоже? У кого получилась такая же собака?), мерцание зажженной свечи и наблюдение за «живым огоньком» - разве это не развитие зрительного восприятия, координации глаз – рука?

           Гораздо легче дети запоминают новые понятия, незнакомые слова, если с ними «поиграть» - понюхать, услышать звук, увидеть цвет и потрогать, мысленно представив образ и подбирая флакончики с запахом, «звучащие коробочки», дощечки с разной поверхностью (мех, ткань, крупа и др.).

           Построение развивающего пространства в группе детского сада, использование игр и экспериментирование с различными материалами, музыкальное и световое оформление, фито дизайн и ароматерапия; оборудование «домашнего уголка», где ребенок может приклеить у своей кроватки рисунки и фотографии близких, принести свою любимую игрушку и подушечку, с которой привык засыпать, позволяют сделать среду эмоционально комфортной, учитывающей возрастные особенности детей.

           Дети, со сложными дефектами развития, имеющие специфические особенности – высокую чувствительность, сензитивность, проявляющуюся в преобладании слабости нервной системы и высокой эмоциональной лабильности, способах освоения мира через чувства и кинестетику, высокий уровень непроизвольного внимания и памяти требуют особого подхода. Поэтому коррекционная работа с ними должна строиться с учетом этих особенностей и включать организацию развивающего пространства с многообразием материалов, активизирующих ощущения и восприятия разных модальностей.

            Новый материал необходимо преподносить не в форме голых знаний, а мотивировать контекстом игровой деятельности, связывать с уже известным с помощью различных соощущений (синестезий), эмоциональных реакций.

           Яркость, необычность оборудования пространства, вера в резервные возможности каждого ребенка не только помогут преодолеть нарушения в его психическом развитии, но и станут действенным средством профилактики вторичных дефектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей среды в младшей группе детского сада.

Статья раскрывающая основные принципы построения развивающей среды с учётом восприятия детей младшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по сказке "Колобок" с использованием развивающих игр в младших группах детского сада

Конспект НОД по сказке "Колобок" с использованием развивающих игр для развития математических представлений...

Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа

Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....

Перспективный план работы в старшей группе (По «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В. Нищева)

Перспективный план работы  в старшей группе (По «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В. Нищева)...

Дидактическая подвижная игра на ориентировку в пространстве в старшей группе детского сада «Транспорт»

Цель: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за, составляя виды транспорта: самолёт, корабль, автобус, грузовик и пр....

Развивающая среда в подготовительной группе детского сада. Паспорт группы.

Развивающая среда Цель: проектирование развивающей образовательной среды с учетом ФГОС. Характеристика группы: Организация развивающей среды в нашей группе построена таким образом, чтобы да...