Гимнастика и акробатика в школе

Статьи и методические материалы по разделу "Гимнастика с основами акробатики"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОКИ ФИЗКУЛЬТУРЫ В 4-5 КЛАССАХ: ГИМНАСТИКА

Читатели постарше  наверное помнят программу по гимнастике советской школы: слитные кувырки, кувырок назад в полушпагат и согнувшись, лазанье в 2 и 3 приёма, висы и упоры на перекладине и брусьях.

Я, признаюсь, иногда скучаю по снарядовой гимнастике, хотя в институте она мне давалась очень тяжело. В школе, кстати, имеются и перекладина, и универсальные брусья (можно собрать и мужские и женские), и даже кольца. Но всё это уже несколько лет пылится в пристройке-складе.

Снарядовой гимнастикой нельзя заниматься детям с малейшими отклонениями здоровья, например, с кариесом на одном зубе.Не удивляйтесь, в этом случае 1-я группа уже не даётся. Лазанью ты не обучишь ребёнка с избыточным весом, будь ты хоть супер-учителем.

Что же остаётся? Остаются простейшие упражнения акробатики, упражнения из новомодного фитнеса, ну, может быть, опорные прыжки. Но обо всём по порядку.

Основы акробатики

Если учитель хорошо поработал в 1-3 классах, то к классу 4 большинство детей уже уверенно выполняют кувырок вперёд и назад в группировке. В 4 и 5 классах моей главной задачей становится обучить их слитным кувыркам. Главной проблемой при обучение этим упражнениям является недостаточная скорость выполнения и, как следствие, раскрытие группировки и потеря темпа. Чтобы решить проблему использую выполнение кувырка по слегка наклонной поверхности, приучаю к энергичному отталкиванию руками в начальной фазе движения.

С наиболее подготовленными учащимися осваиваем кувырок назад согнувшись в стойку ноги врозь и кувырок назад в полушпагат. Начинаем учить несложные соединения элементов. Например: равновесие на левой (правой) - приставляя ногу, опуститься в упор присев - кувырок вперёд.

Заканчиваем изучение акробатических упражнений творческим заданием: составлением и публичным выполнением акробатической комбинации. При желании детей снимаем наше творчество на камеру и монтируем видеоролик для родителей

Лазанье

В школе имеется только два каната, поэтому использую лазанье нечасто. Применяю его при работе в небольших группах, иначе моторная плотность урока будет стремиться к нулю. Использую только лазанье в три приёма, хотя пятиклассники уже должны осваивать двухприёмное лазанье. Но увы и ах! Вес школьников, невозможность уделить каждому достаточное время, вынуждает меня упрощать материал.

Опорный прыжок

Что в 4, что в 5 классе применяю одно упражнение: прыжок ноги врозь через козла в ширину. Высоту снаряда ставлю минимальную, корректирую только расстояние от мостика до снаряда (чем лучше подготовлен ученик, тем больше это расстояние). Следует донести до детей тот факт, что даже при плохом разбеге и неудачном отталкивании ногами, хорошая работа рук позволит преодолеть снаряд. На первоначальном этапе страховка обязательна на 100%! Обычно использую проводку за руку.

Основы фитнеса

Применяю простейшие упражнения из кроссфит, стретчинга, системы Слуцкер, степ-аэробики. Обычно упражнения компоную по принципу функциональной тренировки, то есть основной акцент делаю на развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В конце подготовительной части урока обязательно провожу упражнения на гибкость (стретчинг или маховые упражнения).



Предварительный просмотр:

ПРО УРОКИ ГИМНАСТИКИ В 6 КЛАССЕ

На гимнастические уроки в 6 классе выделяю 12 часов, если программа двухчасовая и 16 при трёхчасовой. Делю их на три группы: акробатика, опорный прыжок и лазанье и основы фитнеса.

Акробатика.

Основная работа идёт над вариантами кувырка назад. Выполняем не банальный в группировке, а более сложные: кувырок назад в полушпагат (это для девочек), кувырок назад согнувшись (это для мальчиков). С мальчиками начинаем работать над стойкой на голове и руках. Сначала махом одной толчком другой. Если получается, то пробуем выполнить стойку силой. С девочками разучиваем кувырок вперёд в стойку на лопатках.

Естественно, что уровень подготовки (как бы ты не работал в предыдущих классах) у детей разный. Чтобы было интересно и слабеньким и сильным ученикам, дифференцирую упражнения. Со слабокоординированными детьми работаем в основном с материалом начальной школы. С сильными "гимнастами" разучиваем упражнения из программы третьего юношеского разряда, пробуем выполнить различные связки элементов.

Заканчиваем акробатические уроки выполнением зачётной комбинации, которую дети сами составляют из доступных им элементов. Выполнение, как правило, снимаем на видео. Затем по снятому разбираем ошибки, объясняю детям основы судейства гимнастических соревнований. Кроме того, при желании учеников, можно смонтировать и видеоролик их акробатического творчества.

Опорный прыжок и лазанье.

Это всё, что осталось от снарядовой гимнастики на моих уроках. Да и эти жалкие остатки даю только как представление об упражнениях. В программе А.П. Матвеева это вообще представлено как "Прикладные упражнения".

Опорный прыжок - козёл в ширину ноги врозь. Для хорошо подготовленных можно попробовать опорный прыжок в длину, а для самых одарённых поставить коня.

Лазанье - канат в три и два приёма. Если класс представляет собой "сборную команду школы по сумо" (это шутка), лазанье убираю совсем. Детям с крепкими руками и цепкими ногами предлагаю прикладные упражнения на канате: "петля" (повиснуть на одной руке, второй подхватить канат и обернуть его вокруг ноги; получается петля, на которой можно сидеть), "удав" (повиснув на руках, обвить канат вокруг одной из ног). В принципе, банальную "свечку" (вис вниз головой на канате) могут выполнить практически все.

Основы фитнеса.

4-5 уроков обязательно отдаю основам фитнеса. Предпочтение оказываю упражнениям кроссфит и стрейтчинга, хотя использую и степ-аэробику (есть три платформы), пилатес, различные варианты функциональной тренировки. Фактически получается чередование упражнений на растяжку и тренировка силовой выносливости.

Для тех, кто не курсе, маленькая справка. Кроссфит - поточное выполнение силовых, скоростных и скоростно-силовых упражнений в чередовании с лёгким бегом (это самое простое объяснение). Стрейтчинг - система статических упражнений, направленных на воспитание гибкости.



Предварительный просмотр:

ГИМНАСТИКА В ШКОЛЕ (1 КЛАСС)

Не хочу обращать внимание на то, что гимнастику буквально "гнобят" по всем современным программам по физической культуре. Моё мнение неизменно - это самый полезный раздел программы для начальной школы.

С учётом всех современных систем физического воспитания (в которых гимнастические упражнения являются определяющими), раздел гимнастика должен быть главным в 1-м классе.

К сожалению, ФГОС мы должны выполнять. Пытаясь влезть в его рамки, я кроил программу и так, и этак. В итоге на "чистый" раздел "Гимнастика" удалось выкроить 12 часов (2 часа в неделю) и 18-24 часа (при трёхчасовой программе).

В последние два года мы переходим на новый базисный план, где только два часа физической культуры. В 1-м классе (с учётом адаптационного периода) получается всего 10 уроков.

Эти уроки я делю пополам. На уроках во второй четверти (их 6) даю основы акробатики и прикладные упражнения (лазанье и безопорные прыжки). В 3-й четверти (4 урока) объясняю основные упражнения из детского фитнеса.

В акробатических уроках даю основные седы и упоры (дети их учат наизусть), перекаты в группировке. Если перекаты получаются, начинаем изучать кувырок вперёд. Сначала из стойки ноги врозь с опорой затылком на мат. Получилось - переходим на кувырок из упора присев (сначала с опорой головой на мат, затем в группировке). Не вышло - выполняем облегчённые упражнения (с помощью учителя, по наклонной поверхности).

С хорошо готовыми детьми изучаем упражнения посложнее: кувырок назад, слитный кувырок вперёд, стойку на голове и руках, "колесо" и другие,

Ещё два базовых упражнения для первого класса - это стойка на лопатках (сначала делаем подводящие упражнения, затем стойку с согнутыми ногами) и равновесие на одной ("Ласточка"). Итогом изучения акробатических упражнений является составление и публичное выполнение акробатической комбинации из изученных элементов. При желании детей снимаю её на видео и затем делаю видеоролик (как презентация для родителей).

Из прикладных упражнений выполняем лазанье по канату (пока произвольным способом) и по гимнастической стенке, а также безопорные и опорные прыжки на горку матов.

Во второй части гимнастических уроков изучаем основные упражнения фитнеса. Для основы беру "Кроссфит Кидс", стрейтчинг, хатка-йогу и упражнения функциональной тренировки.

"Кроссфит Кидс" - силовые и легкоатлетические упражнения выполняемые в определённой последовательности с заранее определённой дозировкой.

Стрейтчинг - комплекс упражнений в статической растяжке.

Хатха-йога - комплекс упражнений основанный на особых позах ("асанах").

Функциональная тренировка - организация занятия, направленная на развитие основных физических качеств.



Предварительный просмотр:

ГИМНАСТИКА ВО 2 КЛАССЕ

Гимнастические уроки во втором классе я делю на две части. Условно называю их "традиционные" и современные". На "традиционных" уроках (провожу их в концовке 2 четверти) изучаем акробатические упражнения, различные виды лазанья, приступаем к изучению подводящих упражнений для опорного прыжка.

"Современные" уроки провожу уже после новогодних каникул. Здесь наш материал - это элементы различных систем фитнеса, комплексы упражнений с обручами и скакалкой.

Акробатические упражнения. Для начала повторяем материал первого класса: перекаты в группировке и кувырок вперёд в группировке. Продолжаю работать с отстающими учениками индивидуально, добиваясь, чтобы они самостоятельно смогли выполнить кувырок по наклонной поверхности.

Параллельно продолжаю работать над равновесием на одной ("ласточка"), выполняем подводящие упражнения для стойки на лопатках. Для примера: И.п.: сед согнув ноги на краю мата. На счёт "1" - перекат назад, закрыть коленями ушки; "2-3" - держим"; "4" - возвращаемся в исходное положение. Затем выполняем то же упражнение, но с твёрдой опорой локтями на мат.

Следующая стадия: изучение кувырка назад в группировке и моста из положения лёжа. Оба упражнения сначала дети выполняют только с моей помощью. Затем делю их на группы. 1-я группа может под моим незначительным присмотром выполнить усложнённые варианты упражнений (к примеру, кувырок назад согнувшись). 2-я группа работает над базовым вариантом упражнения. С 3-й группой работаю индивидуально, выполняя с ними подводящие или облегчённые упражнения.

Заканчиваем изучение акробатических упражнений составлением и публичным исполнением акробатической комбинации, которую дети самостоятельно "собирают" из изученных ими элементов. "Слабеньким" классам такую комбинацию даю единую для всех.

Лазанье. Повторяем лазанье по гимнастической стенке и по канату произвольным способом. Интересным для детей заданием будет включение в этот раздел упражнений на переползание, подлезание, перелезание. Обычно организую их в виде полосы препятствий с соответствующей "легендой": "солдаты на учениях", "через забор от злой собаки" и т.д.

Опорный прыжок. Вначале безопорные прыжки на горку матов, затем разучиваем напрыгивание двумя ногами на гимнастический мостик. Получается напрыгивание - работаем над отталкиванием руками ("раскачаться" на мостике, с опорой руками о тело снаряда, подбросить вверх таз). Этим во 2 классе пока ограничиваюсь.

Элементы различных систем фитнеса. Во 2 классе делаю акцент на воспитание гибкости, поэтому использую в основном упражнения из стрейтчинга (система статических упражнений на растяжку) и хатха-йоги. Моя любовь - это кроссфит (простые упражнения скоростно-силового и силового характера, выполняемые по прямой без пауз отдыха), поэтому не могу обойтись и без него.

Элементы художественной гимнастики. Пока самые простенькие. Научить вращать обруч, подкидывать и ловить его (использую пластиковые - они безопаснее для малышей, да и грохота в спортзале меньше). Научить простейшим вращениям скакалки.



Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ ФИТНЕСА В 3 КЛАССЕ

Собственно, что такое "фитнес". Термин происходит от глагола "to fit", что можно перевести с английского "соответствовать", "быть в форме". Если не учитывать философской составляющей, пунктов, касающихся питания и образа жизни, то "фитнес" - это специально разработанные комплексы физических упражнений, направленных на повышение физической подготовленности человека и коррекции физического развития (общая физическая подготовка, собственно).

Различных систем фитнеса существуют очень много. И меня всегда удивляло, когда в методической литературе все без разбора относят к современным системам физического воспитания. Какие они современные, если большинство разновидностей возникло в 60-80-х годах 20 века (это, к слову, 30-60 лет назад)? Различные разновидности йоги возникли тысячи лет назад, и даже сравнительно "новый" кроссфит насчитывает уже двадцатилетие (Глассман придумал его в 2000). В общем, это уже не совсем современно, но тем не менее ново для наших школ (хотя ритмическая гимнастика и аэробика внедрялись в школьную программу уже в 80-х).

Какое-то большое вступление у меня получилось. Ну ладно. Перейду к сути.

Уроки по основам фитнеса провожу в 3 четверти. Для третьего класса отобрал упражнения стрейтчинга, кроссфит кидс и функциональной тренировки. Также использую старую добрую круговую тренировку.

Данные комплексы упражнений провожу в первой половине основной части урока. Вторая половина основной части - это подвижные игры. Если был стрейтчинг, то высокой интенсивности. Если другие комплексы, то средней и малой интенсивности или игры с мячами.

Стрейтчинг. Это комплекс статических упражнений на растяжку. "Статических", значит тело не двигается, но мышцы растянуты. Удержание "заданной" позы должно длится от 10 секунд до минуты. Требует очень серьёзной вводной части (разминки).

Кроссфит кидс (детский кроссфит). Упражнения на силу, скоростно-силовые качества и выносливость. Выполняются друг за другом по прямой линии (поэтому не "подходы", а "линии"). Мне нравится то, что инвентаря можно использовать минимум, дети сами выбирают темп выполнения задания, возможны спонтанные паузы отдыха.

Простейшую линию для 3 класса можно составить из следующих упражнений:

  • Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа сзади на гимнастической скамье (отжимание спиной к скамейке) - 10 раз
  • Различные варианты упражнений на пресс (6-10 раз, в зависимости от сложности упражнения).
  • Упражнения с дисками от штанги или набивными мячами (6-12 раз).
  • Прыжки со скакалкой (10-50 раз, в зависимости от подготовленности класса).

Линий проходим от 2 до 5. Контролируем пульс.

Функциональная тренировка. Основной смысл - выполнение простых упражнений на протяжении 5-15 секунд без паузы отдыха между упражнениями. Отдых - после подхода. Упражнения в подходе: от 2 до 6. Количество подходов зависит от подготовленности класса.

Простейший пример:

  • бег с высоким поднимание бедра;
  • приседания;
  • поднимание туловища;
  • "планка" (упор лёжа на предплечьях).

Круговая тренировка. Выполнение силовых, координационных упражнений, упражнений на выносливость (общую и силовую) по кругу. На каждом месте выполнения упражнений ("станции") ребёнок проводит 15-30 секунд, затем переходит на следующее.

Количество станций и время выполнения упражнений будет зависеть от уровня подготовки класса. Самое главное - это предусмотреть чередование упражнений на различные группы мышц.



Предварительный просмотр:

УРОКИ ГИМНАСТИКИ В 3 КЛАССЕ

Акробатические упражнения были включены в программу по физической культуре в конце 20-х годов. Упражнения в лазанье широко использовались в сокольской системе гимнастики, которая была очень популярна у нас в стране в конце 19 - начале 20 века. Опорные прыжки использовались ещё в 18-19 веках для тренировки кавалеристов.

Вот видите, какая история. Традиции, однако!

Итак, что делаем. Основа для акробатических упражнений - это кувырки. Совершенствуем кувырок вперёд в группировке. Если в классе ещё остались дети, которые испытывают с ним затруднения, то с ними занимаюсь индивидуально. Затем следует слитный кувырок вперёд. Обращаю внимание на большую, по сравнению с обычным кувырком, начальную скорость и большую силу отталкивания руками и ногами.

Во втором классе мы начали изучать кувырок назад. В третьем закрепляем его выполнение. Заметил, что детям психологически проще выполнять кувырок с закрытыми глазами. Первоначально обязательная страховка даже сильных учеников, далее по степени освоения.

Обязательно даю попробовать кувырок вперёд в стойку на лопатках, кувырок назад согнувшись. В принципе их могут выполнить не только сильные, но и просто хорошо готовые ученики.

Вершиной акробатических уроков является составление и выполнение акробатической комбинации. "Слабым" классам даю одинаковую комбинацию всем детям, "сильные" подбирают упражнения сами. Кроме вышеперечисленных упражнений, в комбинацию включаем равновесия, седы, стойку на лопатках, "мост". Возможно использование и сложных для третьего класса элементов: перевороты боком, стойка на голове и руках махом одной толчком другой и другие.

Лазаньем и опорным прыжком не увлекаюсь: слишком низкая моторная плотность получается. Поэтому даю базу техники лазанья на полу (использую канат для перетягивания) и на наклонном канате. Вертикальные канаты использую при работе в группах.

Также при помощи работы в группах изучаем опорный прыжок. Делю класс на три (небольшой) или четыре группы. Пока две-три группы выполняет самостоятельно упражнения ОФП, с оставшимися детьми работаем на снаряде.

Сначала подводящие упражнения: разбег и заскок на мостик двумя; отталкивание руками с выводом таза вверх с места и после разбега; вскок на снаряд и соскок прогнувшись. Пробуем, конечно и прыжок ноги врозь через "козла" минимальной высоты. Со всех пока не требую. Боишься и ладно, ещё много лет впереди.



Предварительный просмотр:

ПРО «КОЗЛА» И ПРОЧИЕ СТРАСТИ

О чём в первую очередь вспоминают различного вида физкультуроненавистники? Конечно, канат, козла и кувырки (ещё нормативы, но это к статье не относится). Это я и называю "традиционной гимнастикой". Конкретнее: акробатические упражнения, опорный прыжок и виды лазанья.

Что изучаем?

Акробатические упражнения.

Для меня 4 класс - это время повторения. Повторяю материал 3 класса, причём не только тот, который давался всем ученикам, но и повышенной сложности (ссылку на аналогичную статью для 3 класса дам в конце). Работаю преимущественно над различными видами кувырков (вперёд, назад, слитный вперёд, в стойку на лопатках, назад в упор согнувшись) и над составлением акробатических комбинаций. Комбинации составляют ученики из уже изученных упражнений. Помимо кувырков использую упражнения в равновесии и стойке на лопатках.

Лазанье.

Начинаю работать над "технически совершенном" лазанье по канату в два приёма. Использую, правда, нечасто. Два имеющихся каната не позволяют создать нормальную моторную плотность урока. В дополнение к канату использую лазанье различными способами по гимнастической стенке (одноимённое, разноимённое, с переходом с уровня на уровень, с промежуточными висами).

Опорный прыжок.

Начинаю работать со всем классом над классическим прыжком "ноги врозь в ширину". Снарядов два, но это моторную плотность не повышает, так как требуется страховка.

Моё личное (оспариваемое) мнение.

С каждым годом я уменьшаю количество "традиционных" гимнастических уроков. Причин полно.

Первая - инвентарь. Если сами гимнастические снаряды остаются монументальными и трудноломаемыми, то маты не выдерживают никакой критики. Те, которые поставляются по тендерам можно выбрасывать после 2-3 месяцев эксплуатации (не выдерживает чехол). Маты для акробатических упражнений для школ почти невозможно приобрести из-за их дороговизны. Выйдут из строя те, что есть, и мне акробатические упражнения станет не на чем проводить.

Вторая - ученики. Хоть пополам разорвись учитель физической культуры, но с каждым годом уровень физической подготовленности учащихся снижается. Если начальный уровень отрицательный, трудно вывести его выше нуля.

Вспоминаю первый год работы. Восьмой класс. Канат не видели до этого никогда. Один показ, один рассказ, два подводящих упражнения. В итоге на всю длину каната залезали все (а у меня в спортзале семиметровый потолок). Сейчас (при всех стараниях) если с канатом справятся 50% мальчишек и 1-2 девочки, то это просто замечательно.

Третья - безопасность. Невозможно разорваться между несколькими местами занятий. На опорном прыжке в 4 классе страховка требуется постоянно. Итог: моторная плотность уйдёт в минус.