Уроки в 3 классе

Статьи и методические материалы, посвящённые урокам физической культуры в 3 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА ВО 2-3 КЛАССАХ

8-9 лет - это один из самых благоприятных возрастных периодов для воспитания быстроты.

Самое трудное для скоростного бега, как одного из проявлений быстроты, - это добиться оптимального сочетания частоты движений и длины шага. Помогают в этом упражнения, которые называются специальными беговыми. Во 2 и 3 классах акцент делаю на трёх базовых упражнениях:

бег с высоким подниманием бедра;

бег с захлёстыванием голени назад;

прыжкообразный бег.

Второклассники достаточно легко справляются с бегом с захлёстыванием голени назад. С него и начинается обучение. Трудность может возникнуть из наработанного навыка у детей прикрывать таз сзади руками. Достаточно многие дети посещают секции единоборств. Почему-то их обучают там именно так. В лёгкой атлетике же важна и работа рук.

Затем наступает черёд изучению бега с высоким подниманием бедра (акцент на быстрое поднимание и опускание ноги) и прыжкообразного бега (акцент на длину шага). При обучении использую игровые задания (на определённом расстоянии сделать больше шагов, как можно меньше шагов-прыжков).

Различные эстафеты (линейные, встречные и др.) использую чем больше, тем лучше.

Продолжаем работу по воспитанию общей выносливости, начатую в 1 классе. Помимо заданий в равномерном беге, применяю подвижные игры на большой (мини-футбольной) площадке.

Самый сложный материал по лёгкой атлетике - это метание малого мяча на дальность. Если с метанием в цель дети знакомы с детского сада, неплохо повторили его в первом классе, то метание на дальность - это всё новое и неизвестное.

Во втором классе использую метание с места. Главное, чтобы дети запомнили ощущения мышц в положении "натянутого лука" (мышцы одной стороны тела должны растянуться, а другой - сжаться).

В третьем классе понемногу начинаю применять разбег. Причём начинаю обучение с последнего шага. Ограничиваюсь разбегом в три шага (сам я называю его "в два с половиной", потому что последний шаг короткий), причём один из них скрестный.



Предварительный просмотр:

ПРО УРОКИ ФИЗКУЛЬТУРЫ В 3 КЛАССЕ

Честно скажу, что эта параллель относится к числу любимых. Позади тяжёлый адаптационный период первого и "дрессировка" второго класса. До "прелестей" подросткового возраста ещё далеко. Так что работается с третьеклассниками отлично. А если они ещё и одни на уроке...

В этом возрасте девочки значительно опережают мальчишек в освоении программного материала. Это необходимо учитывать в работе и давать дифференцированные задания, иначе начнутся между ними "войны зависти". Если "военные действия" затянутся вы потеряете или мальчиков, или девочек для своего предмета.

Основное внимание на уроках уделяю работе с мячами. Возраст способствует повышению координационных навыков и упускать его нельзя. С этого же класса начинаю изучение подвижных игр, которые комплексно воздействуют на организм ребёнка. Это игры, подводящие к спортивным: "10 передач", "Мяч ловцу", пионербол.

Много внимания и времени уделяю развитию физических качеств. Использую как "старую, добрую" круговую тренировку, так и упражнения из фитнеса: кроссфит, стрейтчинг. Частенько использую метод функциональной тренировки (выполнение упражнений без пауз). Дети при этом сами выбирают посильный темп выполнения.



Предварительный просмотр:

КОПИЛКА ИГР В 3 КЛАССЕ

Продолжаем копить подвижные игры для начальной (и не только) школы). На очереди игры "Копилки" 3-го класса. Ещё раз напоминаю, что в "Копилку" не входят игры с мячом, эстафеты, малоподвижные и сюжетные игры.

 «Охотники и лисицы»

Площадка размером не больше баскетбольной ограничивается линиями. Играющие выбирают водящего — «охотника», ему дают в руки маленький мяч. Все остальные играющие — «лисицы».

«Охотник» выходит на середину площадки, а «лисицы» собираются вокруг него. «Охотник» 2 раза подбрасывает мяч вверх и ловит его, после третьего броска «лисицы» разбегаются в разные стороны. «Охотник», поймав мяч, бросает его в одну из «лисиц». Каждая осаленная «лисица» становится его помощником, значит, число «лисиц» будет сокращаться.

Как только у «охотника» появился первый помощник, «лисицы» могут поднимать брошенный в них мяч и перебрасывать между собой так, чтобы «охотник» с помощником не завладели им. Теперь уже водящие стараются перехватить мяч, чтобы салить «лисиц».

Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «лисицы», кроме одной. Эта «лисица», проявившая себя самой ловкой, становится новым «охотником».

"Удочка"

 Играющие становятся в круг, в середине — водящий со скакалкой в руках. Держа скакалку за один конец, он начинает вращать ее так, чтобы другой ее конец проносился над землей под ногами играющих, которые подпрыгивают в тот момент, когда ручка скакалки под ногами. Тот, кого скакалка задела выше ступни, выбывает из игры. Водящий снова раскручивает скакалку. Сам не вращается вместе с ней, а присаживается и перехватывает ее за спиной.

Другой вариант игры предусматривает смену водящего каждый раз, когда кто-либо из стоящих по кругу заденет ее ногой.

"Кружева"

 Из играющих детей выбирают двоих: один «челнок», другой — «ткач». Остальные дети становятся парами, лицом друг к другу, образуя полукруг. Расстояние между парами 1—1,5 м. Каждая пара берется за руки и поднимает их вверх, образуя «ворота».

Перед началом игры «ткач» становится у первой пары, а «челнок» — у второй и т. д. По сигналу учителя (хлопок, свисток) или по его команде «челнок» начинает бежать «змейкой», не пропуская ни одних ворот, а «ткач», следуя его путем, пытается догнать его.

Если «челнок» успеет добежать до последней пары полукруга и не будет пойман, то он вместе с «ткачом» становится последней парой, а игру начинает первая пара, распределив роли «челнока» и «ткача».

Если «ткач» догоняет «челнок» и успевает «запятнать» его прежде, чем он достигнет последней пары, то сам становится «челноком», а игрок, бывший «челноком», идет к первой паре и выбирает из двоих себе пару. С этим игроком он образует пару в конце полукруга, а оставшийся без пары становится «ткачом». Игра заканчивается, когда пробегут все пары.

"Шишки, жёлуди, орехи"

 В середине круга водящий, а остальные, разбившись по тройкам, становятся один за другим лицом к центру (первый номер — в трех-четырех шагах от водящего.

Учитель дает всем играющим названия: первые в тройках - шишки, вторые — желуди, третьи — орехи.

По сигналу водящий громко говорит, например, «Орехи!» Все играющие, названные орехами, должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим.

Если водящий скажет «Желуди!», меняются местами стоящие вторыми в тройках, если «Шишки!» — меняются местами стоящие в тройках первыми. Когда игра освоена, водящему можно вызывать двух или даже трех игроков в тройках, например, «Шишки, орехи!» Вызванные также должны поменяться местами.

"Салки с ленточкой"

Одна из игр - разновидностей салок. Выбирается один водящий - "салка". У остальных игроков на поясе закреплены ленточки (я обычно использую полоски бумаги за резинкой штанов или шорт). Водящий должен на бегу вытащить ленточку у игрока.

Водящего можно поменять после определённого числа вытащенных ленточек.

"Совушка"

Из числа играющих выбирается "совушка". Её гнездо - в стороне от площадки. Оно может быть очерчено, отгорожено гимнастической скамейкой. Играющие на площадке располагаются произвольно. "Совушка" в гнезде.

По сигналу ведущего: "День наступает, всё оживает!" - дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жуков, изображая лягушат, мышек, котят. По второму сигналу: "Ночь наступает, всё замирает - сова вылетает!" - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. "Совушка" выходи на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх играющих.

Затем "совушка" опять возвращается в своё гнездо, и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке. Побеждают игроки, которые не были пойманы ни разу. Также можно отметить лучшего водящего - поймавшего большее количество игроков.    



Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ БАСКЕТБОЛА В 3 КЛАССЕ

Небольшая статья про нюансы обучению основам баскетбола в 3 классе.

Передача и ловля.

Сначала вспоминаем материал 2 класса: передача мяча от груди в парах. Затем добавляем передачу от плеча, передачу с отскоком от пола. Особое внимание обращаю на согласованность движений рук и ног (к примеру, передаём мяч с шагом вперёд, ловим с шагом назад).

Начинаем выполнение передач в движении. Пока приставным шагом. При этом слежу, чтобы дети не выполняли шагов с мячом в руках.

Интересны упражнения в передачах двумя мячами. Их можно выполнять как в парах (один прямую передачу, второй - по дуге), так и в стену (ловим мяч после отскока от пола и сразу же отправляем его в стену).

Ведение.

После повторения ведения мяча по прямой в лёгком беге, работаем над ведением с изменением направления. Для повышения моторной плотности использую встречные колонны с небольшим количеством детей в каждой из них.

Если во 2 классе мы только начали использовать упражнения с двумя мячами (ведение одного и перекатывание другого), то в 3 их использую намного чаще. Например, одновременное ведение двух мячей на месте и в движении.

Начинаем отрабатывать перевод мяча из руки в руку перед собой. Например, такое упражнение: толчок мяча в пол правой рукой и сразу же касание ей пола. Также левой рукой.

Бросок.

В принципе, с броском лучше не спешить в этом возрасте, иначе потом намучаетесь исправлять технику. Поэтому, бросок одной от плеча или мячами №3 и №5, или волейбольными.

Игры, подводящие к баскетболу.

Во 2 классе дети познакомились с игрой в "10 передач". В третьем усложняем её, подключая ведение мяча. Используем практически на каждом уроке.

Начинаем осваивать игру "Мяч ловцу". В поле игроки действуют по правилам мини-баскетбола, но вместо броска в кольцо выполняют передачу своему игроку, который стоит в обруче за спинами соперников.



Предварительный просмотр:

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В 3 КЛАССЕ

Что такое подвижные игры для начальной школы? Это основа основ физического воспитания. Естественно, я использую их при изучении всех разделов программы и даже выделяю в отдельный раздел.

Какие же игры использую? Делю их на несколько групп:

Игры с бегом и прыжками, на координацию. Их объединяю в "Копилку игр". Игры "Копилки" использую в начале и середине основной части урока.

Игры-эстафеты. Середина основной части урока в занятиях по лёгкой атлетике, лыжной подготовке, иногда по основам спортивных игр. Основа - это "Весёлые старты", "Президентские состязания", "Старты РДШ". Стараюсь давать побольше заданий на координацию и с мячами.

Сюжетные подвижные игры уже не пользуются такой популярностью у третьеклассников, как у более младших детей. Поэтому использую на одном-двух уроках в виде театрализованной полосы препятствий.

Очень важное значение приобретают в третьем классе игры с мячом. С волейбольным мячом (или резиновым) играем в различные варианты "Вышибал" (простые "Вышибалы", "Охотники и утки", "Перестрелка"), "Снежки", начинаем играть в пионербол. Для основ баскетбола совершенствуем навыки игры в "10 передач", начинаем разучивать игру "Мяч ловцу".



Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ ФИТНЕСА В 3 КЛАССЕ

Собственно, что такое "фитнес". Термин происходит от глагола "to fit", что можно перевести с английского "соответствовать", "быть в форме". Если не учитывать философской составляющей, пунктов, касающихся питания и образа жизни, то "фитнес" - это специально разработанные комплексы физических упражнений, направленных на повышение физической подготовленности человека и коррекции физического развития (общая физическая подготовка, собственно).

Различных систем фитнеса существуют очень много. И меня всегда удивляло, когда в методической литературе все без разбора относят к современным системам физического воспитания. Какие они современные, если большинство разновидностей возникло в 60-80-х годах 20 века (это, к слову, 30-60 лет назад)? Различные разновидности йоги возникли тысячи лет назад, и даже сравнительно "новый" кроссфит насчитывает уже двадцатилетие (Глассман придумал его в 2000). В общем, это уже не совсем современно, но тем не менее ново для наших школ (хотя ритмическая гимнастика и аэробика внедрялись в школьную программу уже в 80-х).

Какое-то большое вступление у меня получилось. Ну ладно. Перейду к сути.

Уроки по основам фитнеса провожу в 3 четверти. Для третьего класса отобрал упражнения стрейтчинга, кроссфит кидс и функциональной тренировки. Также использую старую добрую круговую тренировку.

Данные комплексы упражнений провожу в первой половине основной части урока. Вторая половина основной части - это подвижные игры. Если был стрейтчинг, то высокой интенсивности. Если другие комплексы, то средней и малой интенсивности или игры с мячами.

Стрейтчинг. Это комплекс статических упражнений на растяжку. "Статических", значит тело не двигается, но мышцы растянуты. Удержание "заданной" позы должно длится от 10 секунд до минуты. Требует очень серьёзной вводной части (разминки).

Кроссфит кидс (детский кроссфит). Упражнения на силу, скоростно-силовые качества и выносливость. Выполняются друг за другом по прямой линии (поэтому не "подходы", а "линии"). Мне нравится то, что инвентаря можно использовать минимум, дети сами выбирают темп выполнения задания, возможны спонтанные паузы отдыха.

Простейшую линию для 3 класса можно составить из следующих упражнений:

  • Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа сзади на гимнастической скамье (отжимание спиной к скамейке) - 10 раз
  • Различные варианты упражнений на пресс (6-10 раз, в зависимости от сложности упражнения).
  • Упражнения с дисками от штанги или набивными мячами (6-12 раз).
  • Прыжки со скакалкой (10-50 раз, в зависимости от подготовленности класса).

Линий проходим от 2 до 5. Контролируем пульс.

Функциональная тренировка. Основной смысл - выполнение простых упражнений на протяжении 5-15 секунд без паузы отдыха между упражнениями. Отдых - после подхода. Упражнения в подходе: от 2 до 6. Количество подходов зависит от подготовленности класса.

Простейший пример:

  • бег с высоким поднимание бедра;
  • приседания;
  • поднимание туловища;
  • "планка" (упор лёжа на предплечьях).

Круговая тренировка. Выполнение силовых, координационных упражнений, упражнений на выносливость (общую и силовую) по кругу. На каждом месте выполнения упражнений ("станции") ребёнок проводит 15-30 секунд, затем переходит на следующее.

Количество станций и время выполнения упражнений будет зависеть от уровня подготовки класса. Самое главное - это предусмотреть чередование упражнений на различные группы мышц.



Предварительный просмотр:

УРОКИ ГИМНАСТИКИ В 3 КЛАССЕ

Акробатические упражнения были включены в программу по физической культуре в конце 20-х годов. Упражнения в лазанье широко использовались в сокольской системе гимнастики, которая была очень популярна у нас в стране в конце 19 - начале 20 века. Опорные прыжки использовались ещё в 18-19 веках для тренировки кавалеристов.

Вот видите, какая история. Традиции, однако!

Итак, что делаем. Основа для акробатических упражнений - это кувырки. Совершенствуем кувырок вперёд в группировке. Если в классе ещё остались дети, которые испытывают с ним затруднения, то с ними занимаюсь индивидуально. Затем следует слитный кувырок вперёд. Обращаю внимание на большую, по сравнению с обычным кувырком, начальную скорость и большую силу отталкивания руками и ногами.

Во втором классе мы начали изучать кувырок назад. В третьем закрепляем его выполнение. Заметил, что детям психологически проще выполнять кувырок с закрытыми глазами. Первоначально обязательная страховка даже сильных учеников, далее по степени освоения.

Обязательно даю попробовать кувырок вперёд в стойку на лопатках, кувырок назад согнувшись. В принципе их могут выполнить не только сильные, но и просто хорошо готовые ученики.

Вершиной акробатических уроков является составление и выполнение акробатической комбинации. "Слабым" классам даю одинаковую комбинацию всем детям, "сильные" подбирают упражнения сами. Кроме вышеперечисленных упражнений, в комбинацию включаем равновесия, седы, стойку на лопатках, "мост". Возможно использование и сложных для третьего класса элементов: перевороты боком, стойка на голове и руках махом одной толчком другой и другие.

Лазаньем и опорным прыжком не увлекаюсь: слишком низкая моторная плотность получается. Поэтому даю базу техники лазанья на полу (использую канат для перетягивания) и на наклонном канате. Вертикальные канаты использую при работе в группах.

Также при помощи работы в группах изучаем опорный прыжок. Делю класс на три (небольшой) или четыре группы. Пока две-три группы выполняет самостоятельно упражнения ОФП, с оставшимися детьми работаем на снаряде.

Сначала подводящие упражнения: разбег и заскок на мостик двумя; отталкивание руками с выводом таза вверх с места и после разбега; вскок на снаряд и соскок прогнувшись. Пробуем, конечно и прыжок ноги врозь через "козла" минимальной высоты. Со всех пока не требую. Боишься и ладно, ещё много лет впереди.



Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ ВОЛЕЙБОЛА В 3 КЛАССЕ

Начинаю проводить уроки по основам волейбола в третьем классе и всегда думаю: "Как же далёк непосредственно сам волейбол от маленьких третьеклассников". В моей практике были классы, которые в этом юном возрасте вполне прилично играли в баскетбол, но о столь опережающем обучении волейболу остаётся только мечтать.

Причин много и большинство из них объективные. У детей, которые не проходили специальный отбор, слабы кисти рук (что важно), плохо согласованы движения рук и ног. Поэтому остаётся упорно отрабатывать доступные элементы и играть в игры, подводящие к волейболу.

Своей первой целью считаю работу над мышцами и связками. Поэтому сначала различные броски мяча (использую волейбольные и набивные мячи весом 500-700 г) с акцентом на различные группы мышц (кистевой бросок, плечевой бросок).

Только потом идут передачи. Во 2 классе мы осваивали передачу двумя руками сверху над собой. В 3 классе продолжаем эту работу, стараясь довести число передач без потери до 10-12. Только когда подавляющее большинство класса достигнет этого показателя, мы начинаем изучать передачи в парах и передачи двумя руками снизу над собой.

В 3 классе понемногу подвожу детей к подаче мяча. Для этого использую броски мяча снизу и сверху. В этих бросках "рабочая" рука повторяет движение, характерное для нижних боковой и прямой подач, верхней прямой подачи. Предпочтение отдаю броску снизу боком к сетке, как наиболее доступного для детей.

В 3 классе появляется Его Величество Пионербол. Сразу скажу, что пионербол как игра для отработки ловли и броска мяча, мне не интересен. Для этой цели игра в "Снежки" гораздо больше подходит.

А вот как база для изучения правил волейбола, пионербол подходит вполне. Расстановка игроков, переходы, "выходы" на пас - всё это мы изучаем в игре в пионербол.