Уроки в 6 классе

Статьи и методические материалы, посвящённые урокам физической культуры в 6 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРО УРОКИ ФИЗКУЛЬТУПЫ В 6 И 7 КЛАССЕ

Продолжаю тему особенностей уроков физкультуры в разных классах. В принципе, 6 и 7 класс очень схожи и по особенностям детей, и по нюансам уроков физической культуры. Тем более, обе этих параллели обучаются у нас в школе во вторую смену, а это свои небольшие особенности.

С точки зрения учителя физической культуры, 6 и 7 классы - это чистилище и ад в чистом виде. Во-первых, буйным цветом цветёт подростковая самозначимость, не менее подростковые нигилизм и лень. Во-вторых, в этих классах необходимо совершить переход в программном материале. В разделе "Спортивные игры" - с подвижных игр и игр, подводящих, непосредственно к спортивным играм. В разделах "Лёгкая атлетика" и "Лыжная подготовка" сделать акцент на спортивные результаты.

Раздел "Гимнастика" в этих классах вообще становится непонятным. По идее, мы должны осваивать гимнастические снаряды. Только на этих снарядах могут заниматься дети только с первой группой здоровья, то есть 5-6 человек из класса.

Поэтому вместо гимнастики у нас ОФП (общефизическая подготовка), уроки по ВФСК ГТО (Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне") и прочие извращение в виде современных систем физвоспитания. Жаль! Я бы и традиционной спортивной и художественной гимнастикой позанимался (но, увы и ах, нет ни снарядов, ни детского здоровья).

Именно с этого возраста учителя физкультуры ждут неприятности с девочками. Я не буду останавливаться на физиологических подробностях, но уроки с девочками очень и очень сложны в этих параллелях. Моё мнение, что идеальным вариантом в 6-7 классах было бы деление на мальчиков и девочек (а не в 10-11, как принято). Учитель-мужчина вёл бы уроки физкультуры у мальчиков, учительница-женщина - у девочек. Хотя, стоит признаться, девочки в моём 7б работают в разы лучше мальчишек.



Предварительный просмотр:

УРОКИ ФИЗКУЛЬТУРЫ В 6 КЛАССЕ: СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

Работаем над тремя видами: баскетбол, волейбол и лапта. Итак, поехали.

Баскетбол

Акцент на индивидуальную технику. Основным взаимодействиям научу позже (хотя элементарные начали осваивать в 5 классе), когда дети будут уверенно владеть мячом.

При ведении много использую упражнений с двумя мячами: одновременное и попеременное ведение двух мячей, ведение одного и прокат другого мяча правой и левой рукой. Наиболее подготовленным учащимся даю усложнение в виде дополнительного перемещения вправо и влево.

Два мяча можно использовать и при отработке передач. Например, попеременная передача двух мячей в стену (ловим после отскока от пола).

Девочкам даю больше упражнений на бросок мяча после ведения, мальчикам - на бросок мяча со средней дистанции (почему-то у девочек чаще получаются отрывы во время игры).

В учебной игре пока ещё применяю правила мини-баскетбола. Но чаще использую баскетбол 3*3. Во-первых, теперь это олимпийский вид спорта. Во-вторых, в спортзале чаще всего бывает два класса, поэтому на маленькой площади это наилучший выход.

Волейбол

Собственно, ещё не волейбол, а отдельные его элементы, из которых я пытаюсь слепить что-то похожее на эту динамичную игру.

Особое внимание уделяю подаче. Совершенствуем нижние подачи, отрабатываем верхнюю. Использую подготовительные и подводящие упражнения с набивными и баскетбольными мячами.

Набивные мячи широко использую и для отработки передачи двумя руками сверху как индивидуально, так и в парах. Главное, не переборщить с весом мячей. Желательно использовать вес менее килограмма, поэтому применяю самодельные, а не покупные мячи.

Много внимания уделяю работе у сетки. Даже банальная ловля мяча спиной к сетке избавляет детей от подсознательного страха перед ней.

Для изучения правил и основ тактики волейбола использую великое изобретение советской физкультуры: пионербол. По крайней мере, расстановку игроков, переходы, смену позиций на своей и чужой подаче можно отработать и в игре в пионербол. Дополнительно использую элементы волейбола: подачу, первый приём мяча, перевод через сетку.

Лапта

Основной акцент на виды ударов. Удары производим уже не собственного подбрасывания, а с подбрасывания соперника. Одновременно приучаю анализировать ситуацию на площадке и использовать тот удар, который выгоднее. Близко располагаются игроки соперника - выполни максимально сильный боковой удар. Далеко отошли - лучше исполнить обманный удар, при котором мяч едва выкатывается за линию "пригорода". При игре в "поле" пока ещё разрешаю перемещаться с мячом в руках.



Предварительный просмотр:

ФИЗКУЛЬТУРА В 6-7 КЛАССАХ: ЛЫЖИ

От уроков лыжной подготовки я в этом году отказался, но ещё парочку статей по тематике лыж сотворю.

В 6 и 7 классе основа программного материала - это различные варианты конькового хода. Для конькового хода необходимо готовить особую лыжню. Уроки по лыжам я провожу на пришкольной универсальной площадке размером 42 на 24 м. Так как здесь же занимаются дети из классов помладше, где ещё не изучаются (или только начинают изучаться) коньковые хода, то площадку приходится зонировать.

Вместе со старшеклассниками по периметру укатываем полосу шириной 4 м для конькового хода, в метре от неё прокладываем лыжню для классических ходов. Остальную часть площадки занимают параллельные лыжни.

Обучение начинаю с постановки проката на одной лыже (без палок). Основной акцент на "отжимание" лыжи от снега не плоской поверхностью, а рантом.

Пошёл достаточно длительный прокат - берём в руки палки, осваиваем одновременный двушажный коньковый ход (на одно отталкивание палками два шага). Собственно, на нём можно было бы и остановится, но для повышения уровня общей образованности даю детям технику одновременного одношажного хода (на одно отталкивание палками один шаг попеременно левой и правой ногой) и попеременный шаг (применяется на пологих подъёмах на фоне усталости).

Игр, в связи с возрастом, становится меньше. Поэтому больше внимания мини-соревнованиям на скоростное пробегание различных отрезков. Венцом уроков лыжной подготовки в этом возрасте является участие в "Лыжне России".



Предварительный просмотр:

ПРО УРОКИ ГИМНАСТИКИ В 6 КЛАССЕ

На гимнастические уроки в 6 классе выделяю 12 часов, если программа двухчасовая и 16 при трёхчасовой. Делю их на три группы: акробатика, опорный прыжок и лазанье и основы фитнеса.

Акробатика.

Основная работа идёт над вариантами кувырка назад. Выполняем не банальный в группировке, а более сложные: кувырок назад в полушпагат (это для девочек), кувырок назад согнувшись (это для мальчиков). С мальчиками начинаем работать над стойкой на голове и руках. Сначала махом одной толчком другой. Если получается, то пробуем выполнить стойку силой. С девочками разучиваем кувырок вперёд в стойку на лопатках.

Естественно, что уровень подготовки (как бы ты не работал в предыдущих классах) у детей разный. Чтобы было интересно и слабеньким и сильным ученикам, дифференцирую упражнения. Со слабокоординированными детьми работаем в основном с материалом начальной школы. С сильными "гимнастами" разучиваем упражнения из программы третьего юношеского разряда, пробуем выполнить различные связки элементов.

Заканчиваем акробатические уроки выполнением зачётной комбинации, которую дети сами составляют из доступных им элементов. Выполнение, как правило, снимаем на видео. Затем по снятому разбираем ошибки, объясняю детям основы судейства гимнастических соревнований. Кроме того, при желании учеников, можно смонтировать и видеоролик их акробатического творчества.

Опорный прыжок и лазанье.

Это всё, что осталось от снарядовой гимнастики на моих уроках. Да и эти жалкие остатки даю только как представление об упражнениях. В программе А.П. Матвеева это вообще представлено как "Прикладные упражнения".

Опорный прыжок - козёл в ширину ноги врозь. Для хорошо подготовленных можно попробовать опорный прыжок в длину, а для самых одарённых поставить коня.

Лазанье - канат в три и два приёма. Если класс представляет собой "сборную команду школы по сумо" (это шутка), лазанье убираю совсем. Детям с крепкими руками и цепкими ногами предлагаю прикладные упражнения на канате: "петля" (повиснуть на одной руке, второй подхватить канат и обернуть его вокруг ноги; получается петля, на которой можно сидеть), "удав" (повиснув на руках, обвить канат вокруг одной из ног). В принципе, банальную "свечку" (вис вниз головой на канате) могут выполнить практически все.

Основы фитнеса.

4-5 уроков обязательно отдаю основам фитнеса. Предпочтение оказываю упражнениям кроссфит и стрейтчинга, хотя использую и степ-аэробику (есть три платформы), пилатес, различные варианты функциональной тренировки. Фактически получается чередование упражнений на растяжку и тренировка силовой выносливости.

Для тех, кто не курсе, маленькая справка. Кроссфит - поточное выполнение силовых, скоростных и скоростно-силовых упражнений в чередовании с лёгким бегом (это самое простое объяснение). Стрейтчинг - система статических упражнений, направленных на воспитание гибкости.



Предварительный просмотр:

УРОКИ ФИЗКУЛЬТУРЫ В 6-7 КЛАССЕ: ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА

Люблю я уроки лёгкой атлетики в вышеупомянутых классах. Во-первых, вторая смена, а я уже не раз говорил, что во вторую смену я провожу уроки один, без коллег. Во-вторых, почему-то погода после обеда больше располагает к занятиям на свежем воздухе.

Скоростной бег

Работаем над отдельными этапами скоростного бега: старт, разгон, бег по дистанции и финиширование. Начинаю с повторения высокого старта, затем изучаем полунизкий (с опорой на руку - 6 класс) и низкий старт (7 класс)

В стартовом разгоне обращаю внимание на энергичную работу рук и постановку стопы на поверхность дорожки (так называемое "расталкивание"). В беге по дистанции делаю акцент на расслабленность движений, для чего использую, например, бег с закрытыми глазами. Изучаем финиширование плечом и грудью. Обращаю внимание учеников, что финиш в лёгкой атлетике определяется именно по этим частям тела, а не по ногам.

Много использую специальных беговых и прыжковых упражнений, причём чередую те, которые работают на частоту движений, и те, которые тренируют длину шага

Длительный бег

Продолжает оставаться непревзойдённым средством воспитания выносливости. Правда, преимущество отдаю воспитанию не общей (бег с равномерной скоростью), а скоростной выносливости, для чего использую повторное пробегание сравнительно небольших отрезков (200-400 м). Для повышения интереса к этим заданиям использую лимит времени на каждый отрезок и мини-соревнования.

Метания

Продолжаем работать над техникой метания мяча. Предварительный разбег увеличиваем до 6-8 шагов, финальный - до 3-5 шагов. Получается вполне оптимальный разбег для демонстрации успешного личного результата. Главный акцент - на финальное усилие и резкую остановку перед ним (чтобы перевести скорость разбега в скорость полёта снаряда. Иногда для повышения интереса вместо мячей использую гранаты весом 300 г (три штучки у меня имеются).

Продолжаю использовать в уроках также толкание ядра и метание копья. Копьё использую весом 400 г (и для мальчиков и для девочек). Ядро толкаем стандартное трёхкилограммовое. Копьё метаем с 3-5 шагов разбега (главное - это попасть в ось снаряда), ядро толкаем с места и с бокового скачка.