Уроки во 2 классе

Статьи и методические материалы, посвящённые урокам физической культуры во 2 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА ВО 2-3 КЛАССАХ

8-9 лет - это один из самых благоприятных возрастных периодов для воспитания быстроты.

Самое трудное для скоростного бега, как одного из проявлений быстроты, - это добиться оптимального сочетания частоты движений и длины шага. Помогают в этом упражнения, которые называются специальными беговыми. Во 2 и 3 классах акцент делаю на трёх базовых упражнениях:

бег с высоким подниманием бедра;

бег с захлёстыванием голени назад;

прыжкообразный бег.

Второклассники достаточно легко справляются с бегом с захлёстыванием голени назад. С него и начинается обучение. Трудность может возникнуть из наработанного навыка у детей прикрывать таз сзади руками. Достаточно многие дети посещают секции единоборств. Почему-то их обучают там именно так. В лёгкой атлетике же важна и работа рук.

Затем наступает черёд изучению бега с высоким подниманием бедра (акцент на быстрое поднимание и опускание ноги) и прыжкообразного бега (акцент на длину шага). При обучении использую игровые задания (на определённом расстоянии сделать больше шагов, как можно меньше шагов-прыжков).

Различные эстафеты (линейные, встречные и др.) использую чем больше, тем лучше.

Продолжаем работу по воспитанию общей выносливости, начатую в 1 классе. Помимо заданий в равномерном беге, применяю подвижные игры на большой (мини-футбольной) площадке.

Самый сложный материал по лёгкой атлетике - это метание малого мяча на дальность. Если с метанием в цель дети знакомы с детского сада, неплохо повторили его в первом классе, то метание на дальность - это всё новое и неизвестное.

Во втором классе использую метание с места. Главное, чтобы дети запомнили ощущения мышц в положении "натянутого лука" (мышцы одной стороны тела должны растянуться, а другой - сжаться).

В третьем классе понемногу начинаю применять разбег. Причём начинаю обучение с последнего шага. Ограничиваюсь разбегом в три шага (сам я называю его "в два с половиной", потому что последний шаг короткий), причём один из них скрестный.



Предварительный просмотр:

БАСКЕТБОЛ ВО 2 КЛАССЕ

В комментариях к своим статьям, которые посвящены не общим проблемам, а конкретно моей работе, часто встречается мнение, что я даю малышам очень сложный материал по основам спортивных игр.

"Баскетбол в 1 классе. Да ты чё, ещё бы регби учил", "Не несите бред" и т.д.

Поясняю. Я не обучаю баскетболу, волейболу, лапте и прочим спортивным играм в 1 классе. Даже во 2 не обучаю. Представьте, даже в 5 классе я далёк от обучения конкретной спортивной игре. Я обучаю основным элементам игры, подводящим подвижным играм, играм по упрощённым правилам (это такая методическая лесенка). Большая часть комментаторов, к сожалению, статью до конца читают далеко не всегда.

Итак, основы баскетбола во 2 классе.

Передвижения без мяча повторяем во время вводной части урока и часто используем при изучении других разделов программы.

Начинаю с повторения передачи и ловли. Акцент на движение кисти при передаче и ловле на прямые руки с последующим сгибанием. Естественно, обращаю внимание и на работу согнутых ног ("покачивающее" движение).

Постепенно усложняю упражнения. Например, при работе в колоннах. Сначала передача и уход в конец своей колонны, потом передача и перебегание в конец противоположной колонны.

С ведением работаем в шаге. Если получается уверенное толкающее движение кисти, то переходим на ведение в медленном беге, в том числе "змейкой" и с изменением направления. Для улучшения контакта кисти с мячом периодически применяю сниженное ведение.

Начинаем изучать подводящие упражнения к дриблингу. Пока без ведения. На месте выполняем проводку мяча "восьмёркой", затем в движении по прямой с перекладыванием мяча под ногой.

Очень интересны для второклассников упражнения с двумя мячами. Сначала перекатывание одновременно двух мячей, затем ведение одного и перекатывание другого.

Во втором классе начинаем изучать бросок. Колец для мини-баскетбола у меня нет, мячей "троек" и "пятёрок" очень мало, а силёнки у детей ещё не те. Поэтому использую волейбольные мячи. Честно сказать, не люблю рекомендованный по методике бросок от груди, поэтому сразу даю бросок одной от плеча. При облегчённых мячах осваивается достаточно неплохо.

В качестве игр использую эстафеты с баскетбольными мячами, игры с мячами типа "Салок", на внеурочных занятиях осваиваем игру "10 передач".



Предварительный просмотр:

ГИМНАСТИКА ВО 2 КЛАССЕ

Гимнастические уроки во втором классе я делю на две части. Условно называю их "традиционные" и современные". На "традиционных" уроках (провожу их в концовке 2 четверти) изучаем акробатические упражнения, различные виды лазанья, приступаем к изучению подводящих упражнений для опорного прыжка.

"Современные" уроки провожу уже после новогодних каникул. Здесь наш материал - это элементы различных систем фитнеса, комплексы упражнений с обручами и скакалкой.

Акробатические упражнения. Для начала повторяем материал первого класса: перекаты в группировке и кувырок вперёд в группировке. Продолжаю работать с отстающими учениками индивидуально, добиваясь, чтобы они самостоятельно смогли выполнить кувырок по наклонной поверхности.

Параллельно продолжаю работать над равновесием на одной ("ласточка"), выполняем подводящие упражнения для стойки на лопатках. Для примера: И.п.: сед согнув ноги на краю мата. На счёт "1" - перекат назад, закрыть коленями ушки; "2-3" - держим"; "4" - возвращаемся в исходное положение. Затем выполняем то же упражнение, но с твёрдой опорой локтями на мат.

Следующая стадия: изучение кувырка назад в группировке и моста из положения лёжа. Оба упражнения сначала дети выполняют только с моей помощью. Затем делю их на группы. 1-я группа может под моим незначительным присмотром выполнить усложнённые варианты упражнений (к примеру, кувырок назад согнувшись). 2-я группа работает над базовым вариантом упражнения. С 3-й группой работаю индивидуально, выполняя с ними подводящие или облегчённые упражнения.

Заканчиваем изучение акробатических упражнений составлением и публичным исполнением акробатической комбинации, которую дети самостоятельно "собирают" из изученных ими элементов. "Слабеньким" классам такую комбинацию даю единую для всех.

Лазанье. Повторяем лазанье по гимнастической стенке и по канату произвольным способом. Интересным для детей заданием будет включение в этот раздел упражнений на переползание, подлезание, перелезание. Обычно организую их в виде полосы препятствий с соответствующей "легендой": "солдаты на учениях", "через забор от злой собаки" и т.д.

Опорный прыжок. Вначале безопорные прыжки на горку матов, затем разучиваем напрыгивание двумя ногами на гимнастический мостик. Получается напрыгивание - работаем над отталкиванием руками ("раскачаться" на мостике, с опорой руками о тело снаряда, подбросить вверх таз). Этим во 2 классе пока ограничиваюсь.

Элементы различных систем фитнеса. Во 2 классе делаю акцент на воспитание гибкости, поэтому использую в основном упражнения из стрейтчинга (система статических упражнений на растяжку) и хатха-йоги. Моя любовь - это кроссфит (простые упражнения скоростно-силового и силового характера, выполняемые по прямой без пауз отдыха), поэтому не могу обойтись и без него.

Элементы художественной гимнастики. Пока самые простенькие. Научить вращать обруч, подкидывать и ловить его (использую пластиковые - они безопаснее для малышей, да и грохота в спортзале меньше). Научить простейшим вращениям скакалки.



Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ ВОЛЕЙБОЛА ВО 2 КЛАССЕ

Повторюсь. У меня дети во втором классе не летают на жёсткий пол за неберущимися мячами и не выполняют планирующую подачу. Я учу волейболу очень и очень постепенно. Знаю, что он любит сильные руки.

Но учить надо, пока организм ребёнка пластичен и физически, и психологически.

Что мы изучаем во 2 классе?

Во-первых, повторяем и повторяем материал 1-го класса: передачу мяча двумя руками сверху над собой. Идеальный вариант, если ребёнок к окончанию 2 класса сможет сделать без ошибки 5-8 передач.

Этим упражнением мы готовим пальчики. Чтобы не было так просто, периодически волейбольные мячи заменяю набивными (500-800 г). Естественно, что в этом случае выполняем не передачу, а различные способы бросков (заодно укрепляем верхний плечевой пояс).

У половины класса начала получаться хотя бы единичная передача мяча двумя руками сверху над собой, начинаем изучать передачу двумя руками снизу. Главное, чтобы дети зазубрили правильное положение рук и работу ног. В этом случае - именно зазубрили. Пусть накрепко запомнят, что ноги должны быть согнуты, а руки прямыми.

Разучиваем игры, подводящие к волейболу. Во 2 классе это игры, приучающие к ощущению волейбольного мяча: "Охотники и утки", различные варианты "Перестрелки". Из этого ряда я особо бы выделил игру "Снежки" (дети перебрасывают через сетку пойманные или подобранные мячи за определённый промежуток времени; выигрывает команда, на чьей площадке осталось меньше мячей).

"Пионерболу" пока не обучаю. Пусть дети научаться ловить мяч в "Снежках".



Предварительный просмотр:

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ВО 2 КЛАССЕ

"Подвижки" - это основа основ физического воспитания детей от 2 лет до бесконечности. В своей деятельности использую подвижные игры на любой стадии урока. Все игры, которые использую на своих уроках делю на несколько групп.

1. "Копилка игр". Это игры, используемые на любой стадии любого урока. Основные игры, которые должны изучить мы с детьми. Подробное описание будет в одной из следующих статей.

2. Игры, подводящие к баскетболу. Использую при изучении раздела "Основы спортивных игр: баскетбол". Это всевозможные эстафеты с баскетбольными мячами, игры типа "Бросай-поймай". Во 2 классе начинаю обучать игре "10 передач".

3. Игры, подводящие к волейболу. Использую при изучении раздела "Основы спортивных игр: волейбол". В принципе, это усложнённые по правилам игры 1 класса: варианты "Вышибал", "Охотников и уток", "Перестрелки"

Остальные игры мы изучаем непосредственно на уроках по разделу "Подвижные игры". Во втором классе на этот раздел я отвожу 8 часов (по два на каждую четверть).

Делю на 4 группы. Получается сквозное обучение играм с 1-го по 5-й класс (это помимо "Копилки игр").

Игры, направленные на воспитание быстроты и выносливости. В первую очередь, это игры типа "Салок". Во вторую - игры на основе лёгкой атлетики: с бегом, прыжками и метаниями. В принципе, эта группа на 90% пересекается с "Копилкой игр". Здесь те же "Салки - липкие пенёчки", "Медвежата на льдине", "Воробьи и вороны", "Волк во рву". Это я перечисляю любимые игры своих учеников.

Игры, направленные на воспитание силы. Это игры, в которых присутствуют элементы борьбы. Например, "За круг", "Бой петухов", "Лошадки".

Сюжетные подвижные игры. В основном "катят" для открытых уроков. Но и в обычных приносят второклассникам массу удовольствия. Дети с удовольствием "путешествуют" "По горам и долинам", играют в "Доктора Айболита". Здесь всё зависит от фантазии учителя и детей.

Игры-эстафеты. Ну это классический рецепт для любых начальных классов. Эстафеты по программе "Весёлых стартов", "Президентских состязаний", новоявленных "Стартов РДШ" всегда вызывают восторг у большинства мальчишек и девчат. Хочу, кстати, похвастаться: мои дети выиграли муниципальный этап "Весёлых стартов" РДШ. Начинаем готовиться к региональному.



Предварительный просмотр:

КОПИЛКА ИГР ВО 2 КЛАССЕ

Продолжаю собирать "Копилку" подвижных игр в начальной школе. На очереди второй класс. Игр в "Копилке" второго класса поменьше - всего шесть, но и ведь и первый класс тоже можно вспомнить.

Зайцы, сторож и жучка

На игровой площадке чертится круг диаметром 3-5 м. Если класс небольшой, то подойдёт и разметка для баскетбола (центральный круг, зона штрафного броска. Этот круг - "огород", где растёт "морковка" (кегли, малые разметочные конусы, кубики и т.п.).

Выбираются двое водящих: "сторож" (у него в руках ружьё - воздушный шарик удлинённой формы) и "собака Жучка" (этот водящий передвигается на четвереньках). Остальные игроки - "зайцы".

По сигналу учителя зайцы запрыгивают в огород и пытаются схватить одну морковку. Водящие их пытаются осалить. Осаленный заяц обязан морковку положить на место и выйти из игры.

Игра может продолжаться до тех пор, пока все морковки не "похищены" из огорода, или на время.

Гуси - лебеди

Игра для детского сада, адаптированная для второклассников. Игроки - "гуси" располагаются за лицевой линией спортивного зала. Учитель их спрашивает: "Гуси-гуси!". Отвечают: "Га-га-га!". "Есть хотите?" Да-да-да!" " Ну хотите, так летите".

Гуси летят на луг, где щиплют травку (примерно за среднюю линию зала). Условие: передвигаться можно только в низком приседе. По условленному сигналу гуси отправляются домой, а на них охотятся водящие - "лисы". Кого водящие успевают осалить, тот выбывает из игры.

Наседка и коршун

 В игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держаться друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего в колонне последним. Наседка, вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой. Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна. Если детей много, разбиваем их на две - три группы.

Космонавты

В центре зала располагаем в свободном порядке располагаем обручи - "ракеты" из расчёта одна ракета на трёх игроков, но с учётом того, что мест должно хватить не всем. Играющие, взявшись за руки, идут по периметру зала и приговаривают:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим - места нет!

Как только сказано последнее слово, все разбегаются по ракетам. В каждой ракете долно быть не больше трёх "космонавтов". Кто не успел на "рейс" выбывает из игры. Одна ракета убирается, и игра возобновляется.

Чай-чай-выручай

Ещё один вариант "Салок".  В начале определяют границу игровой зоны, за которую нельзя забегать и водящего. Водящий догоняет игроков и тот, кого он догнал должен замереть на месте и кричать: «Чай-чай-выручай!» до тех пор, пока его не выручат. Выручить его может любой из участников, кроме, конечно, водящего, просто дотронувшись до него. При этом задача водящего становится очень непростой, так как он сможет передать свою роль другому только тогда, когда догонит всех остальных игроков, и при условии, что их никто не выручит. В противном случае игра может никогда не закончиться.

Третий лишний

Для игры необходимо иметь чётное количество игроков. Выбираются водящий и игрок, который будет убегать, так называемый “третий лишний”. Остальные игроки разбиваются на пары и встают друг за другом. Все пары встают по кругу.  Получается двойной круг. Водящий становится в центр круга, “третий лишний” стоит за пределами круга. По сигналу начинается гонка. “Третий лишний” должен бегать только за кругом, забегать в круг или отбегать слишком далеко нельзя. И водящий, и убегающий не могут дотрагиваться до пар.

Убегающий может встать к паре впереди, и тем самым, тот, кто стоял в паре позади становится “третьим лишним” и начинает убегать от водящего. Игрок, который пристроился к паре должен крикнуть или “беги” или “лишний”, тем самым оповестив игрока, стоящего позади, что теперь должен убегать он. Получается, что одновременно могут бегать только водящий и “третий лишний”. Если “третий лишний” забежал в круг, то он должен пристроиться к какой-нибудь паре.  Эта гонка заканчивается тогда, когда водящий осалил убегающего. Тогда они меняются ролями, и игра начинается заново.