Лёгкая атлетика в школе


Предварительный просмотр:

ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА ВО 2-3 КЛАССАХ

8-9 лет - это один из самых благоприятных возрастных периодов для воспитания быстроты.

Самое трудное для скоростного бега, как одного из проявлений быстроты, - это добиться оптимального сочетания частоты движений и длины шага. Помогают в этом упражнения, которые называются специальными беговыми. Во 2 и 3 классах акцент делаю на трёх базовых упражнениях:

бег с высоким подниманием бедра;

бег с захлёстыванием голени назад;

прыжкообразный бег.

Второклассники достаточно легко справляются с бегом с захлёстыванием голени назад. С него и начинается обучение. Трудность может возникнуть из наработанного навыка у детей прикрывать таз сзади руками. Достаточно многие дети посещают секции единоборств. Почему-то их обучают там именно так. В лёгкой атлетике же важна и работа рук.

Затем наступает черёд изучению бега с высоким подниманием бедра (акцент на быстрое поднимание и опускание ноги) и прыжкообразного бега (акцент на длину шага). При обучении использую игровые задания (на определённом расстоянии сделать больше шагов, как можно меньше шагов-прыжков).

Различные эстафеты (линейные, встречные и др.) использую чем больше, тем лучше.

Продолжаем работу по воспитанию общей выносливости, начатую в 1 классе. Помимо заданий в равномерном беге, применяю подвижные игры на большой (мини-футбольной) площадке.

Самый сложный материал по лёгкой атлетике - это метание малого мяча на дальность. Если с метанием в цель дети знакомы с детского сада, неплохо повторили его в первом классе, то метание на дальность - это всё новое и неизвестное.

Во втором классе использую метание с места. Главное, чтобы дети запомнили ощущения мышц в положении "натянутого лука" (мышцы одной стороны тела должны растянуться, а другой - сжаться).

В третьем классе понемногу начинаю применять разбег. Причём начинаю обучение с последнего шага. Ограничиваюсь разбегом в три шага (сам я называю его "в два с половиной", потому что последний шаг короткий), причём один из них скрестный.



Предварительный просмотр:

УРОКИ ФИЗКУЛЬТУРЫ В 4-5 КЛАССАХ: ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА

Собственно, с этих классов школьная лёгкая атлетика и начинается. Ранее давались только отдельные элементы вроде сравнительно простых специальных упражнений и метания мяча с короткого разбега.

Итак. Особый акцент - на скоростной бег. Изучаем высокий и полунизкий старт, финиширование. В беге по дистанции обращаем пристальное внимание на постановку стопы на дорожку. Начинаем работу над увеличением длины шага (к примеру, выполняем пробегание коротких отрезков через набивные мячи, постепенно увеличивая расстояние между ними).

Лучшим помощником учителя для обучения скоростному бегу остаются эстафеты. Убедился, что наибольший эффект дают эстафеты встречные, выполняемые несколько раз с небольшой паузой отдыха (на фоне усталости организм сам ищет способы выполнить упражнение с наименьшими затратами, а значит работает над техникой бега).

Много уделяю времени специальным беговым и прыжковым упражнениям. Стараюсь в одном комплексе чередовать упражнения на укрепление стопы, на частоту движений и на увеличение длины шага.

Лучшим упражнением для работы по воспитанию общей выносливости продолжает оставаться равномерный бег. Хорошо готовым детям можно предложить бег с ускорениями или фартлек. Для работы над воспитанием скоростной выносливости использую повторное пробегание отрезков 100-300 м с заданным интервалом времени.

В метании мяча продолжаем работать над разбегом и финальным усилием. Разбег начинаем делить на две части: разгонную и финальную. Учитывая, что у меня имеется несколько ядер массой 2-2,5 кг и копий 400 г, потихонечку начинаю обучать толканию ядра и метанию копья. Очень сильно, кстати, повышает интерес к лёгкой атлетике.



Предварительный просмотр:

УРОКИ ФИЗКУЛЬТУРЫ В 6-7 КЛАССЕ: ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА

Люблю я уроки лёгкой атлетики в вышеупомянутых классах. Во-первых, вторая смена, а я уже не раз говорил, что во вторую смену я провожу уроки один, без коллег. Во-вторых, почему-то погода после обеда больше располагает к занятиям на свежем воздухе.

Скоростной бег

Работаем над отдельными этапами скоростного бега: старт, разгон, бег по дистанции и финиширование. Начинаю с повторения высокого старта, затем изучаем полунизкий (с опорой на руку - 6 класс) и низкий старт (7 класс)

В стартовом разгоне обращаю внимание на энергичную работу рук и постановку стопы на поверхность дорожки (так называемое "расталкивание"). В беге по дистанции делаю акцент на расслабленность движений, для чего использую, например, бег с закрытыми глазами. Изучаем финиширование плечом и грудью. Обращаю внимание учеников, что финиш в лёгкой атлетике определяется именно по этим частям тела, а не по ногам.

Много использую специальных беговых и прыжковых упражнений, причём чередую те, которые работают на частоту движений, и те, которые тренируют длину шага

Длительный бег

Продолжает оставаться непревзойдённым средством воспитания выносливости. Правда, преимущество отдаю воспитанию не общей (бег с равномерной скоростью), а скоростной выносливости, для чего использую повторное пробегание сравнительно небольших отрезков (200-400 м). Для повышения интереса к этим заданиям использую лимит времени на каждый отрезок и мини-соревнования.

Метания

Продолжаем работать над техникой метания мяча. Предварительный разбег увеличиваем до 6-8 шагов, финальный - до 3-5 шагов. Получается вполне оптимальный разбег для демонстрации успешного личного результата. Главный акцент - на финальное усилие и резкую остановку перед ним (чтобы перевести скорость разбега в скорость полёта снаряда. Иногда для повышения интереса вместо мячей использую гранаты весом 300 г (три штучки у меня имеются).

Продолжаю использовать в уроках также толкание ядра и метание копья. Копьё использую весом 400 г (и для мальчиков и для девочек). Ядро толкаем стандартное трёхкилограммовое. Копьё метаем с 3-5 шагов разбега (главное - это попасть в ось снаряда), ядро толкаем с места и с бокового скачка.



Предварительный просмотр:

ПРО ЛЁГКУЮ АТЛЕТИКУ В 1 КЛАССЕ

Большинство легкоатлетических упражнений относятся к естественным движениям человека. Действительно, ребёнок может ходить к году от рождения. В возрасте 1,5 - 2 лет он уже бегает, а с 3 лет (когда окончательно формируется коленная чашечка) прыгает.

Казалось бы, что обучить подобным движениям легко, ведь они осваиваются с рождения. Но я всегда повторяю ученикам, что научиться бегать легко, а вот бегать быстро...

Моё мнение, что главное в 1-м классе - это научить свободному, расслабленному бегу по прямой. Сами уроки по лёгкой атлетике я ставлю на конец учебного года (5-8 уроков, зависит от погоды), но над бегом работаем с самого первого занятия.

Начинаем с обычной ходьбы в различном темпе, с разной длиной шага. Затем добавляем ходьбу с закрытыми глазами. При этом даю совет: "Забудьте про руки". Именно судорожные движения рук не дают расслабления мышцам.

Далее схема простая: бег трусцой и семенящий бег, то же с закрытыми глазами. Когда видно, что дети не напрягаются при беге, подключаем работу рук и начинаем учить 5 правил скоростного бега. Это постановка стопы, подъём бедра, длина шага, энергичная работа рук и внешняя красота движений.

Полученные навыки закрепляем в подвижных играх и эстафетах. Непосредственно на легкоатлетических уроках считаю важным научить равномерному, достаточно длительному бегу. На моей пришкольной площадке круг 117 м. На первых порах достаточно 1-2 кругов, главное, чтобы бег был действительно равномерным: без резких ускорений и замедлений. Получается, значит, будем постепенно увеличивать дистанцию до 1 км. Пусть малыши половину дистанции даже пройдут, а не пробегут, всё равно это будет результатом.

Так как уроков по лёгкой атлетике в 1-м классе мало (вылетает 1-я четверть), то метанием (пока в цель) занимаюсь на уроках подвижных игр. Провожу это как соревнования. Главное, добиться "мягкой", ненапряжённой кисти и такого же локтя.

К сожалению, нет у меня места для прыжков в длину с разбега, поэтому ограничиваемся прыжками в длину с места, различными вариантами скачков и многоскоков.



Предварительный просмотр:

ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА В 4 КЛАССЕ (БЕГ)

Весна на улице. Весна настоящая: солнышко, птички, тепло, но не жарко, ветерок слабенький. Солнце слегка пригасить и получится идеальная погода для занятий лёгкой атлетикой. Но ай-ай-ай. Сидим дома и раздел "Лёгкая атлетика" изучаем дистанционно и на пальцах.

Какой материал я даю дистанционно я расскажу в следующих статьях. А сейчас речь пойдёт о том благословенном времени, когда мои четвероклассники работали на площадке и близлежащем парке.

Раздел "Лёгкая атлетика" в 4 классе делю на несколько тем: бег на короткие дистанции, бег на средние дистанции, метание (мяч, копьё, толкание ядра), прыжки в высоту. Прыжки в длину не провожу. Банально негде. Не то, чтобы у меня не было желания или возможностей сотворить прыжковую яму. Её действительной негде разместить.

Бег на короткие дистанции.

В 1-й четверти ограничиваюсь повторением материала 3 класса. Это 5 правил скоростного бега и некоторые специальные беговые упражнения (бег с высоким подниманием бедра, бег с захлёстыванием голени назад, бег на прямых за счёт разгибания стопы).

Гораздо больше работаю со спринтом в четверти 4-й. Техника высокого старта и многочисленные стартовые выбегания. Причём не только с высокого старта, но и из других стартовых положений. Например, из положения спиной к направлению бега (стартовый сигнал - поворот), из упора лёжа и др.

Добавляю число специальных упражнений. Пытаемся соединить в "колесо" бег с высоким подниманием бедра и бег с захлёстыванием голени. Используем много вариантов многоскоков и скачков. Все специальные упражнения использую в начале основной части урока.

Много использую соревновательных заданий. Например, такое. Класс делится на 2-3 команды. Каждая команда делится пополам и строится во встречные колонны на расстоянии 15-30 м друг от друга. По команде стартуют первые номера команд. Касанием ладони о ладонь передают эстафету во встречную колонну. Каждый участник пробегает 4-8 отрезков (это зависит от задачи урока).

Бег на средние дистанции.

С бегом на средние дистанции картина обратная. Ему я большее внимание уделяю в 1-й четверти. Начинаем с непрерывного бега в темпе ниже среднего. 400 - 1200 м во второй половине основной части урока. Если все учащиеся основной физкультурной группы могут поддерживать темп, переходим к тренировке скоростной выносливости. Для этого использую пробегание отдельных отрезков (120 - 500 м) с различной скоростью.

Часто ставлю контрольное время на пробегание отрезка. Контрольное время вычисляю опытным путём для каждого класса. У меня круг на площадке 120 м. "Контрольку" определяю по худшему результату в классе при пробегании этой дистанции с максимальной скоростью.

Вариантов подобной интервальной тренировки очень много. Например, такой. Пробегаем 120 м с "нижней" планкой в 45 секунд. Затем 240 м (два круга) с планкой 1 минута 35 секунд. 360 м с планкой 2 минуты 25 секунд. Для тех, кто скажет, что это не нижняя планка, а ерунда, отвечу, что круги у меня маленькие (по малому кругу бежать тяжелее, потерь времени больше) и ориентация идёт по самому слабому в классе (основной группы, конечно).

Варианты подбираю отдельно для каждого класса и конкретного урока.

В 4-й четверти тренировочных уроков меньше. В основном использую равномерный бег с ускорениями по сигналу. Ускорения можно выполнять по времени или по расстоянию (помогают звуковые и зрительные сигналы).



Предварительный просмотр:

ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА В 4 КЛАССЕ (МЕТАНИЯ)

Продолжение статьи про уроки лёгкой атлетики в 4 классе. Если в первой статье шла речь о беге, то теперь переходим к прыжкам и метаниям.

Я не использую прыжки в длину на уроках. На разумном удалении от школы просто невозможно найти место для прыжковой ямы. Раньше прыгал в школьном коридоре на гимнастические маты (не на уроках, правда), но после смены полового покрытия, намёков на то, что я мешаю учебному процессу, прекратил (да и безопасность немного прихрамывала).

Прыжки в высоту тоже не в особой чести. Причина банальна - та же нехватка места. Попробуйте продемонстрировать нормальный результат в "перешагивании", если для разбега у тебя всего 3-4 м. Поэтому уделяю прыжкам только 2-3 урока в 3-й четверти, причём в 4 классе совершенно не использую прыжок на результат. Это прерогатива более старших учеников.

Для повышения моторной плотности часто использую прыжки через резинку, натянутую через спортзал. Высота небольшая, разбег небольшой, приземляемся на пол (у меня достаточно пружинящий спортивный линолеум).

Я вообще прыжки через планку недолюбливаю на уроках (именно на уроках!). Слишком много случайностей может произойти, которые приведут к травмам. Когда прыгаем со стойками, использую эластичный шнур с утяжелителями на концах.

Хочу, кстати, предостеречь своих коллег, которые недостаточно опытны: не используйте для приземления гимнастические маты, просто положенные на пол. Их необходимо или жёстко скрепить между собой (использую те же эластичные шнуры), или использовать сплошной чехол поверх матов. В крайнем случае, располагаем маты "внахлёст", предусмотрев что-то, что мешает им соскользнуть. В противном случае, травм будет много.

Переходим к метаниям.

Я не ограничиваюсь банальным метанием мяча на дальность. Использую и толкание ядра, и метание копья. Подробности чуть ниже.

С метанием мяча работаю в основном в 1-й четверти. Основное внимание в 4 классе финальному усилию. Разбег использую короткий: 3-5 шагов. Главное условие - это отведение плеч назад на двух последних шагах и разворот корпуса в последнем шаге.

Часто использую упражнения без мяча (имитации). С мячами работаю не с теннисными (их больше приходится собирать после броска, чем работать), а с самодельными из ткани с наполнителем (лучше та же ткань, с добавлением ваты и небольшого количества резины).

В 4 четверти метанию мяча уделяю меньше внимания. Фактически только объединяем разбег и финальное усилие в единое целое. А основное внимание уделяю метаниям спортивным.

Так как основы техники метания освоены, то можно начать работать с дротиком - аналогом метательного копья. Если копьё для юных копьеметателей имеет длину 192 см и вес 400 г, то дротик поменьше по габаритам (150-180 см и 300-350 г). Делаю их сам из двух списанных лыжных палок, одна из которых металлическая. Вместо обмотки использую электропроводку с изоляцией, которую обматываю прорезиненной тканью или изолентой. Главное выдержать баланс - центр тяжести находится на начале обмотки. Для выравнивания баланса использую тот же электрошнур.

При работе обратите внимание на технику безопасности: исключить любые движения снарядом навстречу друг другу, сбор снарядов строго по команде.

Начинаю работать над толканием ядра с места. У меня имеется несколько ядер весом 2 и 2,5 кг, которые вполне подходят для занятий детей 10-11 лет. Это самоделки, которые изготавливал знакомый токарь.

Ядра доверяю пока не всем. Критерии: техническая подготовленность в метании и строгое соблюдение техники безопасности.