Лыжи в школе

Статьи и материалы по разделу "Лыжная подготовка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК ЗА 40 МИНУТ ПРОВЕСТИ ЛЫЖНЫЙ УРОК В 1 КЛАССЕ

Я уже не раз упоминал, что работаю в школе, где относительно много учеников, мало помещений и есть вторая смена. Естественно, что всё это объективные причины, что любое изменение расписания вызывает предынфарктное состояние у завучей и координатора вышеупомянутого расписания.

Само собой, что речь о сдвоенных уроках по лыжной подготовке даже не идёт. Это стало одной из причин того, что я убрал из рабочей программы лыжи. Поэтому пишу по старым впечатлениям. В этом году мне подобные развлечения не грозят.

Реально, для того чтобы провести полноценный лыжный урок за 40 минут, постараться надо немало. Всё занятие должно быть расписано даже не по минутам, а по секундам. Без предварительной подготовки сие просто неосуществимо.

К урокам по лыжной подготовке в 1 классе я начинал готовиться с 1-й четверти. Начало - это родительское собрание в октябре. Сообщение родителям о неизбежности уроков лыжной подготовки, рассказ об инвентаре, одежде, температурном режиме.

Несколько лет назад в школе была довольно неплохая лыжная база. К сожалению, бюджетные рантовые ботинки и не менее бюджетные пластиковые палки живут гораздо меньше таких же бюджетных пластиковых лыж.

В итоге, я до сих пор могу похвастаться 40+ лыжных пар, но полных комплектов могу обеспечить только 12-16 (от возраста зависит). В результате, нескольких детей из малообеспеченных семей лыжами снабдить могу (тем более палки в 1 классе не нужны).

Проблема в скорости подготовки к лыжным урокам, конкретно, с переобуванием. Очень много времени у первачков занимает надевание и завязывание шнурков у рантовых и полуавтоматических ботинок. Поэтому родителям всегда советую приобретать пластиковые лыжи, но крепления под обычную зимнюю обувь. Причём категорически против ременных креплений (время уйдёт ещё больше), лучше покупать пружинные.

В декабре провожу общий инструктаж и для детей, и для родителей. Устраиваю несколько "тренировок" по переодеванию и переобуванию. На то же тратим первые два урока непосредственно по разделу. Когда убеждаюсь, что можем подготовиться к уроку за время перемены, можно и на лыжню выходить.

Моя задача в 1 классе - минимизировать время подготовки. Если мы успели выйти на лыжную площадку через пять минут после окончания перемены - это успех.

Площадку для уроков размещаю на нашей универсальной: 42*22 м. Размечаю две круговых лыжни (одна для классического, другая для конькового хода), 5-7 параллельных.

Урок делю на 4 части. 1-я часть - общеразвивающие упражнения. Выполняем за пределами площадки. После окончания (комплекс из 8-10 упражнений) сразу надеваем лыжи.

Вторая часть - обучение ступающему и (чуть позже) скользящему шагу). Моя основная задача, чтобы дети научились попеременному скольжению, а не на двух лыжах сразу. Обучение провожу на параллельных лыжнях после неоднократных показов и подводящих упражнений.

3-я часть - это игры (могу заменить непрерывным передвижением, если дети готовы технически, маскирую это под соревнования, естественно, с награждением). Игры можно проводить как на лыжне ("Кто быстрее", "Кто дальше"), так и на другой площадке (утоптанной). Здесь можно провести игру вроде салок наоборот (игра "Охота на волка", когда все дети пытаются догнать и осалить учителя).

Четвёртая часть - снижение нагрузки и рефлексия. Зачастую провожу уже в спортзале во время переобувания.



Предварительный просмотр:

ЛЫЖИ В 1 КЛАССЕ

Начну с плохого. Уроки по лыжной подготовке не провожу уже второй год. Причины разные: негде, нечем, да и сопротивление родителей, определённое есть.

Негде. В моём распоряжении непонятно кому принадлежащая площадка рядом со школой. Там могу проложить дай бог 80-метровую круговую лыжню и четыре 30-метровые параллельные. Вроде бы неплохо. Но эту площадку в любой момент могут залить как каток или приспособить для других нужд.

Раньше занимался в ближайшем парке. Теперь там построили культурный центр и весь парк перегородили. Вход мне теперь туда закрыт.

Нечем. Не у всех родителей есть возможность приобрести лыжный инвентарь. Тем более его ещё нужно и носить в школу. Школьный инвентарь... У меня почти 50 пар пластиковых лыж разных ростовок с рантовым креплением. Они практически неубиваемы. Но, к сожалению, современные недорогие ботинки и палки являются расходным материалом. Их у меня остался минимум.

Директор против пополнения подобного инвентаря. Я её, кстати, понимаю. Аргументирует она с точки зрения гигиены, говоря, что лыжные ботинки должны быть индивидуальны. В самом деле, нехорошо будет надевать мокрые ботинки ученикам 1б после урока в 1а классе.

Есть ещё и объективная причина. У нас в школе мало помещений, но много классов. Имеется и вторая смена и нет возможности манипулировать расписанием. Так что сдвоенные уроки по лыжной подготовки для меня невозможны, а за сорок минут что-то сделать невозможно.

Сопротивляются и родители. Опять-таки, по финансовой части. Года четыре пробарахтался за счёт того, что ботинки приобретали родители, но после парочки скандалов просто плюнул. Написал обширную объяснительную записку и убрал лыжи из программы.

Чувствую себя двояко. Я не очень люблю лыжную подготовку, но признаю её пользу. Вместо лыж организую сейчас подвижные игры на свежем воздухе и спортивные праздники типа "Дня санок".

Долгое получилось вступление. Собственно, понятно, что статью пишу по воспоминаниям, а не по свежим следам.

Итак, первый класс. Лыжные уроки начинал задолго до начала третьей четверти. Уже в начале декабря рассказывал родителям и детям о лыжном инвентаре, проводил несколько пятиминуток-тренировок по надеванию лыж и завязыванию шнурков на ботинках.

Непосредственно первые уроки по лыжной подготовке посвящал тому же. Тренировка: переодевание, надевание ботинок, переноска лыж, надевание лыж. Остальная часть урока - подвижные игры на свежем воздухе.

Перестали терять полчаса на подготовительные мероприятия - выходим на утоптанную площадку. Почему не на лыжню? Потому что первоклассник впервые надел лыжи два-три урока назад. Лыжня после падений будет "убита" в течении 5-6 минут.

Основа уроков -это ступающий шаг, повороты, спуск в низкой стойке и подвижные игры на лыжах и без них. Если вдруг произойдёт чудо, и все дети быстро овладеют ступающим шагом, то даю ещё и скользящий. Все уроки в первом классе провожу без палок.



Предварительный просмотр:

ЛЫЖНЫЕ УРОКИ ВО 2 – 3 КЛАССАХ

Эту статью пишу по воспоминаниям 2-3-летней давности. Устав бороться с экономикой (стоимость лыжного инвентаря), объективными и субъективными претензиями родителей и погодными условиями (бывает так, что снега не дождёшься), я внёс изменения в рабочую программу и теперь уроки по лыжной подготовке не провожу. Оставил только внеурочку для энтузиастов. Но немного рассказать про свой опыт стоит.

Что давать второклассникам и третьеклассникам на лыжных уроках зависит от того, что вы успели сделать в первом классе. Не успели дети освоить скользящий шаг без палок - начинаем с него; успели - приступаем к ступающему и скользящему шагу уже с палками.

Главное, чтобы дети сумели поймать разноимённое движение рук и ног при работе с палками и не сваливались на двухопорное скольжение. Сразу скажу, что достигнуть этого очень трудно (особенно со скольжением). Приходится монотонно работать с каждым учеником индивидуально. А чтобы монотонность не убила интерес, чередую обучение лыжным ходам с играми.

Игры можно взять из тех, что проводятся в спортзале. Те же банальные "Салки", например. Можно проводить мини-соревнования по принципу "Кто дальше", "Кто быстрее". Моим детям очень нравилась игра "Охота на волка", когда весь класс ("охотники") пытается меня ("волка") поймать.

Специально подбирал и для 2, и для 3 класса одинаковый материал. Не успеем что-то изучить во втором классе (из-за погоды, например), продолжим в третьем. Если всё шло идеально, то начинал давать упражнения посложнее: попеременный двухшажный ход в полной координации, коньковый ход без палок.

Чуть сложнее получалось с подъёмами и спусками. Поблизости от школы просто нет подходящих склонов. Поэтом у приходилось идти довольно далеко. По этой причине работал с подъёмами ("лесенка", "полуёлочка" и бегом) и спусками (в низкой и средней стойке) блоками по два-три урока подряд, причём на этих уроках мы работали только на склоне.