Волейбол в школе


Предварительный просмотр:

УРОКИ ФИЗКУЛЬТУРЫ В 6 КЛАССЕ: СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

Работаем над тремя видами: баскетбол, волейбол и лапта. Итак, поехали.

Баскетбол

Акцент на индивидуальную технику. Основным взаимодействиям научу позже (хотя элементарные начали осваивать в 5 классе), когда дети будут уверенно владеть мячом.

При ведении много использую упражнений с двумя мячами: одновременное и попеременное ведение двух мячей, ведение одного и прокат другого мяча правой и левой рукой. Наиболее подготовленным учащимся даю усложнение в виде дополнительного перемещения вправо и влево.

Два мяча можно использовать и при отработке передач. Например, попеременная передача двух мячей в стену (ловим после отскока от пола).

Девочкам даю больше упражнений на бросок мяча после ведения, мальчикам - на бросок мяча со средней дистанции (почему-то у девочек чаще получаются отрывы во время игры).

В учебной игре пока ещё применяю правила мини-баскетбола. Но чаще использую баскетбол 3*3. Во-первых, теперь это олимпийский вид спорта. Во-вторых, в спортзале чаще всего бывает два класса, поэтому на маленькой площади это наилучший выход.

Волейбол

Собственно, ещё не волейбол, а отдельные его элементы, из которых я пытаюсь слепить что-то похожее на эту динамичную игру.

Особое внимание уделяю подаче. Совершенствуем нижние подачи, отрабатываем верхнюю. Использую подготовительные и подводящие упражнения с набивными и баскетбольными мячами.

Набивные мячи широко использую и для отработки передачи двумя руками сверху как индивидуально, так и в парах. Главное, не переборщить с весом мячей. Желательно использовать вес менее килограмма, поэтому применяю самодельные, а не покупные мячи.

Много внимания уделяю работе у сетки. Даже банальная ловля мяча спиной к сетке избавляет детей от подсознательного страха перед ней.

Для изучения правил и основ тактики волейбола использую великое изобретение советской физкультуры: пионербол. По крайней мере, расстановку игроков, переходы, смену позиций на своей и чужой подаче можно отработать и в игре в пионербол. Дополнительно использую элементы волейбола: подачу, первый приём мяча, перевод через сетку.

Лапта

Основной акцент на виды ударов. Удары производим уже не собственного подбрасывания, а с подбрасывания соперника. Одновременно приучаю анализировать ситуацию на площадке и использовать тот удар, который выгоднее. Близко располагаются игроки соперника - выполни максимально сильный боковой удар. Далеко отошли - лучше исполнить обманный удар, при котором мяч едва выкатывается за линию "пригорода". При игре в "поле" пока ещё разрешаю перемещаться с мячом в руках.



Предварительный просмотр:

УРОКИ ФИЗКУЛЬТУРЫ В 7 КЛАССЕ: СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

Баскетбол

Продолжаем совершенствовать индивидуальную технику. Особый акцент на сочетание упражнений в передаче, ведении и броске. Если у большинства класса всё нормально с техническими упражнениями, то работаем над простейшими комбинациями-двойками (где участвуют 2 игрока). Начинаем изучать простейшие взаимодействия: 1:0 (нападение "быстрым прорывом"), 2:1, 3:1 (первая цифра - число атакующих, вторая - число защитников).

Учебная игра - поднимаем кольца. Мини-баскетбол сменяется баскетболом. К сожалению, зал у меня маленький, поэтому чаще играем в баскетбол 3*3.

Волейбол

Есть, конечно, методики опережающего обучения волейболу. Но я сам волейбол (в качестве учебной игры) начинаю использовать только с 7 класса.

Здесь индивидуальные упражнения на совершенствование техники практически невозможны. Их я использую если только в отдельных упражнениях разминки. Основное внимание уделяется работе в парах, иногда в тройках. Уже в 7 классе начинаю уделять внимание ученикам с "мягкими" руками, которые способны стать пасующими. Особенно заметны такие способности при работе с набивными или баскетбольными мячами.

Новым материалом для семиклассников является нападающий удар и (пока) одиночное блокирование. Отработку нападающего удара я начинаю  с упражнений с теннисными мячами: разбег, прыжок, бросок мяча поверх сетки. Затем следует нападающий удар с собственного подбрасывания, потом с передачи (моей или хорошо подготовленных учеников).

Пионербол забываем (остаётся только на внутришкольных соревнованиях). На учебных играх теперь только волейбол. Правда мини. Уменьшаю высоту сетки, не обращаю внимание на захваты мяча.

Лапта

Здесь, собственно, писать особо не о чем. Основное внимание учебной игре по полным правилам. Физическая нагрузка и воспитание координации обеспечено



Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖЕН ЛИ ВОЛЕЙБОЛ В 1 КЛАССЕ

Волейбол - невозможен. По моему опыту могу сказать, что играть в волейбол на уроках физической культуры не имеет смысла раньше шестого, а лучше седьмого класса. Всё-таки волейбол любит сильные руки. А вот знакомство с волейбольным мячом - вполне доступно первоклассникам.

Начинаем мы именно со знакомства: ощупать волейбольный мяч, выполнить упражнения в подбрасывании и ловле. Их, как правило, усложняю: подбрасывание и ловля с промежуточными хлопками в ладоши, с заданиями типа "присесть после подбрасывания", "прыжок после ловли"

Если дети хорошо выполняют подобные упражнения, переходим к положению пальцев на мяче и подводящим упражнениям к передаче двумя руками сверху. На этом этапе частенько использую воздушные шарики. Лучше, конечно, резиновые детские мячи, но их у меня очень немного.

Идеальным окончанием первого класса будет выполнение учениками двух-трёх передач двумя руками сверху над собой.

Основным материалом будут являться подвижные игры с волейбольными мячами (можно заменить резиновыми). Начинаем с банальным "Вышибал" и постепенно переходим к более сложным играм. Это различные варианты "Охотников и уток" и "Перестрелки". Главное - даже не навыки игры, а ощущение мяча. Хотя большинство детей к окончанию первого класса в "Перестрелку" играют даже с элементами тактики (игра в защите, перепасовка).

Сам волейбол невозможен, но знакомство с волейбольным мячом в 1 классе проходит достаточно успешно.



Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ ВОЛЕЙБОЛА ВО 2 КЛАССЕ

Повторюсь. У меня дети во втором классе не летают на жёсткий пол за неберущимися мячами и не выполняют планирующую подачу. Я учу волейболу очень и очень постепенно. Знаю, что он любит сильные руки.

Но учить надо, пока организм ребёнка пластичен и физически, и психологически.

Что мы изучаем во 2 классе?

Во-первых, повторяем и повторяем материал 1-го класса: передачу мяча двумя руками сверху над собой. Идеальный вариант, если ребёнок к окончанию 2 класса сможет сделать без ошибки 5-8 передач.

Этим упражнением мы готовим пальчики. Чтобы не было так просто, периодически волейбольные мячи заменяю набивными (500-800 г). Естественно, что в этом случае выполняем не передачу, а различные способы бросков (заодно укрепляем верхний плечевой пояс).

У половины класса начала получаться хотя бы единичная передача мяча двумя руками сверху над собой, начинаем изучать передачу двумя руками снизу. Главное, чтобы дети зазубрили правильное положение рук и работу ног. В этом случае - именно зазубрили. Пусть накрепко запомнят, что ноги должны быть согнуты, а руки прямыми.

Разучиваем игры, подводящие к волейболу. Во 2 классе это игры, приучающие к ощущению волейбольного мяча: "Охотники и утки", различные варианты "Перестрелки". Из этого ряда я особо бы выделил игру "Снежки" (дети перебрасывают через сетку пойманные или подобранные мячи за определённый промежуток времени; выигрывает команда, на чьей площадке осталось меньше мячей).

"Пионерболу" пока не обучаю. Пусть дети научаться ловить мяч в "Снежках".



Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ ВОЛЕЙБОЛА В 3 КЛАССЕ

Начинаю проводить уроки по основам волейбола в третьем классе и всегда думаю: "Как же далёк непосредственно сам волейбол от маленьких третьеклассников". В моей практике были классы, которые в этом юном возрасте вполне прилично играли в баскетбол, но о столь опережающем обучении волейболу остаётся только мечтать.

Причин много и большинство из них объективные. У детей, которые не проходили специальный отбор, слабы кисти рук (что важно), плохо согласованы движения рук и ног. Поэтому остаётся упорно отрабатывать доступные элементы и играть в игры, подводящие к волейболу.

Своей первой целью считаю работу над мышцами и связками. Поэтому сначала различные броски мяча (использую волейбольные и набивные мячи весом 500-700 г) с акцентом на различные группы мышц (кистевой бросок, плечевой бросок).

Только потом идут передачи. Во 2 классе мы осваивали передачу двумя руками сверху над собой. В 3 классе продолжаем эту работу, стараясь довести число передач без потери до 10-12. Только когда подавляющее большинство класса достигнет этого показателя, мы начинаем изучать передачи в парах и передачи двумя руками снизу над собой.

В 3 классе понемногу подвожу детей к подаче мяча. Для этого использую броски мяча снизу и сверху. В этих бросках "рабочая" рука повторяет движение, характерное для нижних боковой и прямой подач, верхней прямой подачи. Предпочтение отдаю броску снизу боком к сетке, как наиболее доступного для детей.

В 3 классе появляется Его Величество Пионербол. Сразу скажу, что пионербол как игра для отработки ловли и броска мяча, мне не интересен. Для этой цели игра в "Снежки" гораздо больше подходит.

А вот как база для изучения правил волейбола, пионербол подходит вполне. Расстановка игроков, переходы, "выходы" на пас - всё это мы изучаем в игре в пионербол.



Предварительный просмотр:

СЕКРЕТЫ КОЛХОЗНОГО ВОЛЕЙБОЛА

Говоря "колхозный", я вовсе не хотел обидеть селян (сам из деревни) или жителей маленьких городов (в одном из них я и живу). Просто тренерам из малонаселённых местностей приходиться всячески изворачиваться, чтобы достойно выглядеть на фоне своих коллег из крупных центров. В том числе и намеренно упрощая тактику игры (превращая её в "колхоз", как иногда говорят спортсмены).

Главная проблема - это проблема подбора исполнителей. Одно дело, когда ты выбираешь из 4000 школьников (причём всех возрастов), другое дело, когда этих школьников десятки тысяч. Да и высокорослый спортсмен ценится далеко не только в волейболе. То есть приходится выдерживать жесточайшую конкуренцию с коллегами.

На помощь приходят некоторые приёмы, которые хоть и упрощают игру, но достаточно эффективны. Читатели, которые не понаслышке знакомы с волейболом, наверняка вспомнят, как тяжело иногда приходиться в игре против "чайников".

Подача. Ждём розыгрыша мяча соперником. Блокирующие в напряжении пытаются угадать точку удара. Игрок из 6 зоны оттянулся к лицевой линии, чтобы попытаться спасти мяч, если блок окажется бессилен. А следует нелепая скидка первым касанием на границу зоны нападения. Мяч в поле, игроки в шоке.

Каюсь, подобный приём тоже использую. Когда игра тяжело складывается, блок и либеро соперника на уровне, подачу "сбить" надо. Иногда, знаете, "прокатывает".

Подача. Беда моих команд. Занимаемся в маленьких залах, где чёткий ориентир для подачи - стена. Попадаем в зал нормальных размеров, и игроки теряются. Теряют, естественно, и подачу. Чтобы это преодолеть, иногда неплохо помогает "колхозная" нижняя подача. Пара успешных - и волнение ушло, ориентиры появились. Кроме того, нижняя подача точна. Её можно применять по зонам или по конкретному игроку. Неплохо также помогает подача укороченная.

Пример чуть сложнее. У нас на областных соревнованиях все команды играют через "пас 2". То есть первая передача направляется во 2 зону, а удар следует из 3. У нас эта схема не пошла. Не нашлось высокорослых и прыгучих "троек".

Пришлось играть по более простой схеме "пас 3". Но! Наши пасующие как раз высокорослые и прыгучие. Помимо паса им пришлось выполнять и функции блокирующих. Дало эффект: "тройки" соперников были закрыты наглухо. Можно было бы, конечно, поменять специализацию, но хороший пасующий - это половина команды, так что прошёл "колхозный" вариант.



Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ ВОЛЕЙБОЛА В 4 КЛАССЕ

"Мне ночью снится волейбол: чёрно-белые сны", - поётся в одной популярной песне про волейбол. Вы не поверите, но мне мой спортзал снится каждую ночь. Эта статья - моя ностальгия по тем временам, когда дистанционное обучение было чем-то экзотическим.

На уроках по основам спортивных игр я очень чётко отделяю четвёртый класс от всей остальной начальной школы. Если в 1-3 классах я очень осторожно давал отдельные элементы и больше напирал на общую культуру работы с мячом, то с 4 класса мы начинаем работать более серьёзно. Подвижные игры уступают место спортивным.

Подача. Начинаю с нижней боковой подачи. На мой взгляд, её выполнить гораздо проще, чем нижнюю прямую. Сначала выполняем её "с руки", без подбрасывания, потом добавляем подбрасывание мяча. Главное, чтобы дети уловили нужную высоту (чуть больше, чем диаметр мяча) и "провожающее" движение руки. Научились мяч "провожать" - можно работать с нижней прямой подачей. Верхнюю прямую на уроках не даю, выполняем только подводящие упражнения, например, повторные удары мяча в пол, так чтобы он затем отскакивал от стены под новый удар.

Передача. Очень много работаю с передачами мяча. Если в 1-3 классах дети выполняли передачи мяча только над собой, то в 4 классе появляется партнёр. Сначала в виде стены, затем в образе одноклассника. Главное, продолжать работу, направленную на развитие "чувства мяча". Передач нужно для этого побольше и разных. Поэтому использую чередование передач разных по высоте, чередование передач двумя руками сверху и двумя руками снизу. Начинаю работу над приёмом мяча. Пока с медленного и несильного набрасывания партнёра.

Игры. Игры я использую традиционные для всех школ страны. Я в шутку называю их "Большой тройкой". Это "Снежки" (для уверенной ловли и броска мяча), "Перестрелка" (для "чувства мяча" и улучшения физических показателей) и пионербол (для знания правил и тактики волейбола).