Программа по адаптации 5 класс
статья (5 класс) по теме

Глебова Наталья Николаевна

Программа помогает обучающимся успешно адаптироваться к новым условиям при переходе из начальной школы в среднюю
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_5_kl_programma.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете

МОУ СОШ № 13

протокол №__

от «___»________2009г.

Введено в действие приказом

От «___»___________20__г. №___

Директор МОУ СОШ № 13

_______________И.Г.Захарова

                           МП

ПРОГРАММА

помощи в адаптации ученикам  5-го класса

Пояснительная записка

     Пятый  класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей.  У ребенка меняется привычный уклад жизни, появляется новый круг общения, новые обязанности . Переход в 5-ый класс приводит к возникновению эмоционально- стрессовой ситуации: новые учителя, кабинетная система, классный руководитель.

      Адаптация (приспособление, привыкание к новым условиям) – сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. В программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса. В реализации программы задействованы учителя пятых классов, учителя-предметники, работающие в 5-ых классах, медицинская служба, психолог, логопед, социальный педагог, родители, администрация.

      Задачи, стоящие перед коллективом школы:

  1. создание максимально благоприятных условий для адаптации пятиклассников  к школе;
  2. оказание психологической помощи и поддержки ребенку и родителям;
  3. формирование у обучающихся позитивного отношения к школе;
  4. развитие у обучающихся социальных и общеучебных навыков;

      Цель программы:

  1. Организация  учебно-воспитательного процесса пятиклассников с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период;
  2. Предупреждение и преодоление трудностей адаптационного периода у учащихся 5-ого класса
  3. Сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из начальной школы в 5-ый  класс

      Планируемый результат:  создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации пятиклассников.

Раздел 1. Целенаправленная педагогическая деятельность по адаптации учащихся 1-го класса.

1.Организационная работа

Вид деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Анализ достаточности учебно-методического обеспечения

Август- сентябрь

Библиотекарь, учителя

2.

Организация предметно-развивающей среды и жизненного пространства для разнообразной деятельности детей

В течение года

Администрация, учителя, Кл.рук.

3.

Введение новых форм организации  деятельности учащихся (динамические паузы, целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры)

В течение года

Учитель

2.Работа с педагогическим коллективом

Вид деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Совещания при заместителе директора по УВР

В течение года

Замдиректора по УВР

1.1

Ознакомление с нормативно-правовыми документами

Август-сентябрь

Замдиректора по УВР

1.2

Собеседование с учителями по особенностям календарно-тематического планирования в 5-ых классах

август

Замдиректора по УВР

1.3

Особенности организации деятельности учащихся 5-ых классов

сентябрь

Замдиректора по УВР

2

Заседания МО учителей начальных классов и учителей -предметников Педконсилиум: обработка данных по классно-обобщающему контролю в 5-ых классах, уровень адаптации

Октябрь-ноябрь

Руководитель МО, замдиректора по УВР, психолог

3

Создание системы единого медико-психолого-педагогического контроля за динамикой развития детей

октябрь

Замдиректора по УВР, классный рук-ль, психолог, логопед, врач

4.

Взаимопосещения уроков

В течение года

Учителя начальной школы, учителя-предметники

5.

Методический семинар  по вопросам преемственности

март

Учителя,

3.Этап подготовки к переходу в 5-ый класс. Знакомство с будущими пятиклассниками

Сроки

Участники

Мероприятия

Март-апрель

Кл.рук. будущих 5-ых классов, психолог, логопед

1.Знакомство с учащимися 4-ых кл.

2.Знакомство со стилем работы учителя нач.шк.

3.Знакомство с учебными результатами, личностными достижениями учащихся

4.Установление контакта с детьми

Февраль-март

Администрация, учителя нач.шк., психолог

Собрание для родителей будущих первоклассников.

Март-апрель

Будущие учителя 5-ых Кл., зам.директора по УВР

1.Посещение уроков математики, русского языка в нач.шк.

2.Совместная работа по определению качества знаний учащихся 4-ых классов по основным предметам

Апрель-май

Психолог

Диагностика уровня готовности к переходу из нач.шк. в среднюю

Май-июнь

Кл.рук. 4 кл., психолог

1.Подготовка психолого-педагогической характеристики класса.

2.Анализ индивидуальных программ сопровождения

май

Психолог, учителя нач.шк.

1.Встреча с родителями выпускников нач.шк.; психологические советы и рекомендации по летнему отдыху учащихся, режиму дня, здоровью

2.Праздник «Вот и стали мы на год взрослей» с приглашением будущего классного руководителя

4.Сопровождение обучающихся 5-ых классов.

Сроки

Участники

Мероприятия

Сентябрь

Учителя нач.шк.

Кл.рук.

1.Посещение уроков в 5-ыхкл.

2.Обсуждение с учителями и кл. рук. посещенных уроков

3.Наблюдение за поведением детей на переменах

4.Советы классным руководителям 5-ых классов

сентябрь

Психолог

1.Знакомство с учащимися

2.Посещение уроков, наблюдение на переменах

3.Анализ первых впечатлений учителей-предметников и классных руководителей

Сентябрь-октябрь

Психолог, классные рук.

1.Проведение родительских собраний в 5-ых кл..рук. на тему «Особенности предподросткового возрастного периода»

2.Знакомство родителей с новыми учителями, с новыми требованиями, с особенностями учебных программ.

Октябрь-ноябрь

Психолог, логопед

1.Диагностика учебных затруднений

2.Диагностика особенностей мотивационной сферы учащихся 5-ых классов

3.Диагностика включенности и эмоционального благополучия

4.Диагностика межличностных отношений

5.Логопедическое обследование

ноябрь

Психолог, кл.рук., замдир.по УВР, учителя-предметники

Психолого-педагогический консилиум:

  1. Обсуждение результатов диагностики, анализ трудностей
  2. Выявление поля  проблем и путей их решения
  3. Разработка и реализация плана сопровождения

5.Работа с обучающимися

Сроки

Содержание работы

Цель

Ответственный

Сентябрь

1.Работа с классным коллективом.

2.Классный час «Особенности организации учебной деятельности в 5-х классах»

3.Организация работы классного актива

4.Посещение уроков школьным психологом, администрацией.

5.Родительское собрание «Особенности адаптационного периода учащихся 5-х классов»

6.Пробные проверочные работы по русскому яз. и математике

7.Консультации с родителями

Определение уровня познавательной активности, культуры поведения в коллективе.

Знакомство с едиными требованиями к учащимся 2-ой ступени.

Выявление учащихся, требующих индивидуальной работы

Помощь родителям в адаптационный период

Определение уровня общеучебных навыков

Пути исправления пробелов в знаниях

Классные руководители.

Психолог

Учителя-предметники

Октябрь

1.Классно-обобщающий контроль в 5-х классах.

2..Тематические срезы по рус.яз. и математике

3.Собеседование с учителями-предметниками о результатах индивидуальной работы.

Изучение психолого-педагогических проблем в период адаптации.

Выявление уровня обученности, проблем неадаптивных учащихся

Администрация

Учителя-начальной школы

Психолог

Классный рук-ль

Ноябрь

1.Малый педсовет «Создание условий успешной адаптации» учащихся 5-х классов

2.Родительское собрание «Единство требований к учащимся во время адаптации»

Итоги работы по проблеме преемственности между начальным и средним звеном

Разработка методических рекомендаций.

Помощь родителям  в преодолении трудностей в адаптационный период

Администрация

Психолог

Учителя-предметники

Классный рук-ль

Декабрь

1.Совместная методическая работа учителей начальной школы с учителями среднего звена

2.Посещение уроков, внеклассных мероприятий

Единство требований к учащимся, учет индивидуальных способностей

Вовлечение неадаптированных детей во внеклассную работу

администрация  

Январь

1.Дополнительный инструктаж с учителями-предметниками и классными руководителями, работающими в 1,5,10 классах.

2.Посещение уроков с целью проверки адаптационного периода в 1,5,10 классах

3.Собеседование с учителями о формах индивидуальной работы с учащимися, не адаптированными к школе

4.Собеседование с классными руководителями:

  1. о вовлечении неадаптированных детей во внеклассную работу
  2. об индивидуальной работе с родителями

5.Контроль за текущей успеваемостью (по журналу)

6.Собеседование с психологом о взаимодействии с учителями и классными руководителями по оказанию помощи

Глебова Н.Н.

Завучи

Глебова Н.Н.

Завучи

Директор

Февраль

1.Собеседование с классными руководителями об индивидуальной работе с учащимися, имеющими одну «4» и «3»

2.Собеседование с учителями о результатах индивидуальной работы

3.Контрольные срезы в 5,10 классах на конец 4семестра и их анализ

4. Диагностика психолога по выявлению психолого-педагогических проблем в обучении учащихся 5,10 класса

5. Контроль за текущей успеваемостью (по журналу)

Глебова Н.Н.

Глебова Н.Н.

Завучи

Март

1.Посещение уроков с целью проверки активизации учебного процесса с последующим анализом

2.Собеседование с учителями по использованию дифференцированных заданий

3.Контроль за текущей успеваемостью (по журналу)

4.Контрольные срезы в 5,10 классах  и их анализ

Завучи

Завучи

Апрель -май

1.Диагностика психолога по выявлению психолого-педагогических проблем в обучении учащихся 1 класса

2.Проверка индивидуальной работы с учащимися

3.Контрольные срезы на конец года и их анализ

Психолог

Глебова Н.Н.

завучи

4.Диагностика психолога готовности обучающихся 1-ой ступени к обучению в старшей школе

5. Контрольные срезы в 4-ых классах

Раздел 2 .Координация деятельности педагогического коллектива в период адаптации первоклассников

Форма деят-ти

Тематика

Ответственный

Сроки

Администр.совещания

Задачи пед.коллектива в период адаптации

Зам.директора по УВР

август

Заседания МО учителей нач.школы и учителей-предметников

Реализация программы помощи в адаптации

Рук-ль МО

сентябрь

Классно-обобщающий контроль в 5-ых кл.

Изучение деят-ти пятиклассников в период адаптации

Замдиректора по УВР

Сентябрь, октябрь

Совещания при замдиректоре по УВР

Особенности организации деятельности учащихся 5-ых кл.

Замдиректора по УВР

В течение года

Совещания при заместителе директора по ВР

Особенности классных коллективов 5-ых классов

Замдиректора по ВР

В течение года

Раздел 3.  Аналитическая деятельность. Подведение итогов

1.Подготовка аналитических справок по итогам классно-обобщающего контроля в 5-ых классах, отчетов классных руководителей

2.Выработка рекомендаций и решений.

3.Выявление проблем, требующих дальнейшего контроля.

4.Проведение родительских собраний «Анализ итогов совместной деятельности школы, родителей в период адаптации»

Разработчик :

Заместитель директора по УВР  

 ___________ Н.Н.Глебова

71-34-66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по адаптации 1 класс

Программа помогает обучающимся успешно адаптироваться к новым условиям при переходе из дошкольных учреждений в начальную школу...

ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА «Я ШКОЛЬНИК»

Программа предназначена для работы с учащимися 1 класса в период адаптации к школе. Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся обучающихся в специальной (коррекци...

Программа по адаптации уч-ся 5х классов в условиях ФГОС

Как помочь пятиклассникам   и учителям  в адаптационный период....

Рабочая программа по адаптации для учащихся пятых классов "Пятиклассник". Методическая разработка

Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. От пятикласника, только что переступившего порог основной школы, требуется мотивированная активность, способност...

Программа по адаптации учащихся 5-х классов к обучению в средней школе

Программа состоит из трёх блоков и представляет собой пошаговое руководство по проведению психологической адаптации  с постепенным привыканием пятиклассников к обучению в условиях средней школы....

Программа по адаптации учащихся 10-х классов

Рабочая программа направлена на оказание психолого-педагогической помощи десятиклассникам в адаптационный период...

Рабочая программа по адаптации 10-х классов

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Следовательно, учебн...